Постановление №4-4119 злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания ус... от 11 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  по делу об административном правонарушении № 017/04/14.31-141/2020

 

г. Кызыл                                                   ул. Комсомольская, д. 122 «а», 2 этаж, каб. 6

 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2020 года

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля  закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Ооржак А.О.,  руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 30.07.2020 года и иные материалы дела № 017/04/14.31-141/2020 об административном правонарушении в отношении должностного лица – «…», по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № 017/04/14.31-141/2020 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного должностного лица (телеграмма с указанием даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, направленная по адресу регистрации должностного лица, не доставлена, в качестве причины указано, что квартира закрыта, адресат по извещению не является, что подтверждается отчетом о доставке телеграммы от 07.08.2020 года; протокол об административном правонарушении с указанием даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по рабочему адресу получен  07.08.2020, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении с идентификатором № 80080651768074).

15.07.2020 года (вх. № 3874 от) от должностного лица – «…» поступило ходатайство о снижении административного штрафа при назначении наказания со ссылками на наличие смягчающих обстоятельства - совершение административного нарушения впервые и, соответственно, назначении наказания в минимальном размере. 

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг хранения авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва, выразившегося в части применения не установленных органом государственного регулирования тарифов (цен) на услуги хранения авиационного топлива при заключении договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива; заключения договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива в отсутствие тарифа, установленного органом государственного регулирования; нераскрытия информации об отсутствии технической возможности аэропорта г. Кызыла, а также отсутствия информации о плане мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности, предусмотренных Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 28.05.2020 года по делу № 017/01/10-16/2019.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В адрес Тывинского УФАС России 30.10.2019 года (вх. № 4922) поступило заявление ООО «АэроГео» на действия РКП «АК «Тува Авиа» по факту отказа в предоставлении услуги по хранению авиационного топлива.

Согласно письменным пояснениям Заявителя и приложенных к нему документов установлены следующие обстоятельства:

07.08.2019 года (исх. № 2732) ООО «АэроГео» обратилось в адрес РКП «АК «Тува Авиа» с письмом в котором Общество просит принять на хранение авиационное топливо ТС-1 в количестве 20 тонн в а/п «Кызыл» в период с 09.08.2019 года по 16.08.2019 года.

08.08.2019 года (исх. № 694) РКП «АК «Тува Авиа» в ответ направило письмо, в котором сообщается, что в связи с нехваткой резервуаров Предприятие отказывает в предоставлении данной услуги. 

27.09.2019 года (исх. № 3466) ООО «АэроГео» также обратилось в адрес РКП «АК «Тува Авиа» с письмом в котором Общество просит принять на хранение авиационное топливо ТС-1 в количестве 80 тонн в а/п «Кызыл».

01.10.2019 года (исх. № 928) РКП «АК «Тува Авиа» в ответ направило письмо, в котором сообщается, что в связи большим спросом на резервуары склада горюче-смазочных материалов и в соответствии с этим отсутствием свободных резервуаров, предприятие не имеет возможности оказать услугу по хранению авиатоплива ТС-1.

 03.10.2019 года (исх. № 3567) ООО «АэроГео» в связи с отказом в предоставлении возможности хранения авиационного топлива в аэропорту «Кызыл» обратилось в адрес РКП «АК «Тува Авиа» с письмом в котором просит предоставить исходные данные и порядок расчета технической возможности аэропорта «Кызыл» в части хранения авиационного топлива.

По результатам рассмотрения заявления ООО «АэроГео» Тывинским УФАС России приказом от 30.12.2019 года № 359 возбуждено дело № 017/01/10-16/19 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении РКП «АК «Тува Авиа» по признакам нарушения:

  1. части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, в части:

 - нераскрытия информации об отсутствии технической возможности аэропорта г. Кызыла, а также отсутствия информации о плане мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности, предусмотренных Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599;

- заключения договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива и обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Кызыл по тарифам, не установленным органом государственного регулирования;

2. пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в применении не установленных органом государственного регулирования тарифов на услуги хранения авиационного топлива и обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Кызыл.

Определением от 30.12.2019 года рассмотрение дела № 017/01/10-16/19 в отношении РКП «АК «Тува Авиа» назначено на 30.01.2020 года в 15 часов 30 минут.

До рассмотрения дела от РКП «АК «Тува Авиа» в адрес Тывинского УФАС России поступили документы, запрошенные определением от 30.12.2019 года (от 23.01.2020 года вх. № 280)

Кроме того, от адвоката «...», представляющей интересы ООО «АэроГео» поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела (от 29.01.2020 года вх. № 389), в связи с ознакомлением с материалами дела и невозможностью явиться 30 января 2020 года в 15 часов 30 минут, в связи с участием в гражданском деле № 13-354/2020 в Кызылском городском суде Республики Тыва с приложением судебной повестки.

Определением от 30.01.2020 года рассмотрение дела № 017/01/10-16/19 отложено на 13.02.2020 года в 16 часов 15 минут.

Явившаяся 13.02.2020 года на рассмотрение дела представитель ООО «Аэро Гео» поддержала доводы, изложенные в заявлении, указав на нарушения со стороны РКП «АК «Тува Авиа» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и требований Постановления Правительства от 22.07.2009 года № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-16/19, изучив материалы дела, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов по делу.

Определением от 13.02.2020 года рассмотрение дела № 017/01/10-16/19 отложено на 05.03.2020 года в 16 часов 00 минут.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от РКП «АК «Тува Авиа» (вх. № 1024 от 27.02.2020 года) поступили документы, истребованные определением от 13.02.2020 года.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «АэроГео» заявила устное ходатайство об ознакомлении с представленными документами, в связи с чем,  Комиссией принято решение, об объявлении в рассмотрении дела перерыва до 16 часов 25 минут. После перерыва рассмотрение дела продолжено.

Представитель ООО «АэроГео» полностью поддержала ранее озвученные доводы о нарушении со стороны РКП «АК «Тува Авиа» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и требований Постановления Правительства от 22.07.2009 года № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», представителем РКП «АК «Тува Авиа» также поддержаны ранее представленные письменные пояснения.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-16/2019, изучив материалы дела, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к выводу об отложении рассмотрения дела, в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела, и на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции.

11.03.2020 года Комиссией Тывинского УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции было принято заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-16/19, направленное в адрес ООО «АэроГео» и РКП «АК «Тува Авиа».

При этом, согласно пункта 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее – Административный регламент № 339), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

В свою очередь в пункте 3.36 Административного регламента № 339 отмечается, что при необходимости, в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции антимонопольный орган в ходе рассмотрения заявления проводит анализ состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках в порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 N 18026).

В силу пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее – Порядок № 220) проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает в том числе следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (пункт 2.1 Порядка № 220).

На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные (пункт 5.3 Порядка № 220).

Поскольку обращение ООО «АэроГео» поступило в адрес Тывинского УФАС России 30.10.2019 года (вх. Тывинского УФАС России), а определение о назначении дела № 017/01/10-16/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вынесено 30.12.2019 года, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению данного дела посчитала необходимым определить состав хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность по хранению авиационного топлива в 2019 году, соответственно, уточнить обзор состояния конкуренции на рынке услуг хранения авиационного топлива, оказываемых в аэропорту г. Кызыла Республики Тыва.      

Также, в ходе рассмотрения дела представителем ООО «Аэро Гео» заявлены (вх. Тывинского УФАС России № 1517 от 20.03.2020 года) возражения на заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-16/2019.

Изучив материалы дела № 04-06-08/14-10-17, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/14-10-17 пришла к выводу об отложении рассмотрения настоящего дела на 15 апреля 2020 года в 16 часов 00 минут.

Однако, в связи с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно объявлены нерабочими днями, что исключило рассмотрение дела 15.04.2020 г.

Определением от 15.04.2020 года рассмотрение дела № 017/01/10-16/19 отложено на 14.05.2020 года в 15 часов 00 минут.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от адвоката «...» (вх. № 2661 от 14.05.2020 года), представляющей интересы ООО «АэроГео» поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Общества, а также поддержаны ранее изложенные пояснения и доводы.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 017/01/10-16/19, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В силу статьи 3 названного Закона его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании пункта 5 части 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением, в частности, признается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение лица, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

В свою очередь, пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в частности на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по нарушению установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Уставом РКП «АК «Тува Авиа», утвержденным Министром дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва «…» от 2019 года предусмотрено, что предприятие создано для достижения следующих целей:

- выполнение и обеспечение социально значимых авиарейсов, организуемых Правительством Республики Тыва;

- выполнение и обеспечение полетов воздушных судов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи населению, авиационной охране лесов;

- удовлетворения нужд жителей и организаций Республики Тыва в воздушных перевозках пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работах в различных отраслях хозяйства;

- других целей, поставленных собственником (пункт 2.1).

Для достижения указанных целей, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

- осуществление мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках ответственности Предприятия;

-   осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Предприятия и оказание услуг Федеральному государственному унитарному предприятию «Аэропорт «Кызыл»;

- техническое обслуживание авиационной техники в соответствии с Системой сертификации в гражданской авиации;

- аэропортовая деятельность в части обеспечения спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ) и специальными жидкостями воздушных судов, сливу авиационных ГСМ из бакв воздушных судов;

- техническое обслуживание и ремонт спецмашин;

- деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

- иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

РКП «АК «Тува Авиа» осуществляет свою деятельность на основании следующих разрешительных документов: лицензия на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов от 03.07.2013 года № ПГ 0346, лицензия на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров от 03.07.2013 года № ПП 0345, лицензия на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники серия Р № 0148 от 05.05.2015 года;  сертификат соответствия № 285-16-011 от 02.03.2016 года; сертификат эксплуатанта № АР-07-17-08 от 08.08.2017 года 

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12.10.2012 года № 1288 действие договора о передаче на ответственное хранение недвижимого имущества, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, 145 Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» от 02.02.2011 года прекращено, при этом,   за РКП «АК «Тува Авиа» на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Республики Тыва, находящееся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 137, согласно прилагаемому перечню.

При этом, согласно письму Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва (вх. № 1738 от 30.03.2020) единственной организацией, осуществляющей услуги по хранению авиационного топлива на территории Республики Тыва и в г. Кызыле за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 является РКП «АК «Тува Авиа».

В соответствии с информацией ФКП «Аэропорт Кызыл» (вх. от 12.03.2020 № 1308) единственным поставщиком в аэропорту города Кызыла, оказывающим услуги авиационного топливообеспечения является РКП «АК ТуваАвиа».

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.

Статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) предусмотрено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (часть 2 статьи 64 ВК РФ).

Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (часть 3 статьи 64 ВК РФ).

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации установлены приказом Минтранса России от 17.07.2012 года № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее - Приказ № 241).

Пунктами 7 и 9 Приказа № 241 установлено, что тарифы за наземное обслуживание взимаются по факту оказания услуг и в размере, действующем на дату выполнения (окончания выполнения) соответствующих услуг. Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 2 и 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 года № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в том числе в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов,

2. Предоставление аэровокзального комплекса,

3. Обеспечение авиационной безопасности,

4. Обслуживание пассажиров,

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом,

6. Хранение авиационного топлива.

Таким образом, для применения хозяйствующим субъектом тарифов на услуги по хранению авиационного топлива и обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, подлежащих государственному регулированию, необходимы соответствующие правовые основания, а именно утверждение тарифа в установленном порядке уполномоченным органом, регистрация/публикация тарифа в установленном порядке. При отсутствии утвержденного тарифа правовые основания для его применения хозяйствующим субъектом в отношениях с авиаперевозчиками отсутствуют.

Наличие установленного для субъекта регулирования тарифа является одним из необходимых условий для заключения договоров на оказание таким субъектом регулируемых государством услуг. В случае отсутствия установленного тарифа договор заключен быть не может. Взимание платы за такую услугу будет незаконным.

При этом, пунктом 6 Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 предусмотрено, что государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Согласно пункта 1 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и ее структуры, утвержденного Постановление Правительства Республики Тыва от 04.05.2017 N 200 Служба по тарифам Республики Тыва (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

РКП «АК «Тува Авиа» представлен прейскурант ставок технического обслуживания воздушных судов в аэропорту «Кызыл», утвержденный 16.11.2019 года исполняющим обязанности директора РКП «АК «Тува Авиа» Ч.А. Каминовым.

Согласно указанному прейскуранту предприятие в том числе предоставляет услугу субъектов естественных монополий в аэропортах - хранение авиационного топлива.

При этом предельные максимальные тарифы на хранение авиационного топлива для РКП «АК «Тува Авиа» установлены Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 16.10.2019 года № 22, ранее государственное регулирование в отношении предприятия по указанной услуге отсутствовало. 

В свою очередь пунктом 5.3.4(2) Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникацонной связи «Интернет» в разделе «Реестр субъектов естественных монополий» (ссылка: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html) РКП «АК «Тува Авиа» отсутствует в реестре.

Между тем, в соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

В соответствии с Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

При этом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Кроме этого, следует иметь ввиду, что в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) также является подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности РКП «АК «Тува Авиа» является перевозка воздушным транспортом, подчиняющимся расписанию.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива на территории аэропорта города Кызыла Республики Тыва в 2018 году, по результатам которого установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» занимает доминирующее положение как субъект естественной монополии.

Также, Тывинским УФАС России проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг хранению авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва в 2019 году, по результатам которого установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» занимает доминирующее положение как субъект естественной монополии в аэропортах.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции РКП «АК «Тува Авиа» занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранению авиационного топлива на территории аэропорта города Кызыла Республики Тыва.

Следовательно, в силу своего доминирующего положения РКП «АК «Тува Авиа» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Аналогичные выводы указаны и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.08 N 30) где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Рассматриваемая форма злоупотребления доминирующим положением ограничена и разделена на два самостоятельных состава:

а) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

б) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Согласно информации, представленной РКП «АК «Тува Авиа» (вх. Тывинского УФАС России № 1024 от 27.02.2020 года) установлено, что предприятием за период с 2016 год по 2019 год заключались следующие договора на хранение авиационного топлива:

№ п/п

Стороны договора

№, дата заключения договора

Период действия договора

Вид топлива

Цена услуг

1.

ООО "ТОПЛИВО ЗАПРАВОЧНАЯ КОМПАНИЯ "ХАКАСАВИАСЕРВИС"

ИНН 1901108234

№ 67-12/2016 от 12.12.2016

Об оказании услуг по хранению и сливу нефтепродуктов

До расторжения (раздел 7 Договора)

ТС-1

23,6 руб/тн

(сутки)

2.

ОАО "МОБИЛЬНЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ"

ИНН 7706627050

№ 16/0605/017 от 10.08.2016 года об оказании услуг по хранению и сливу нефтепродуктов

С даты подписания и действует в течении 1 (одного года)

ТС-1

22,68 руб/тн

(сутки)

3.

МВД по Республике Тыва

№ 90 от 27.06.2016 года оказание услуг по приему, хранению, отпуску нефтепродуктов

С момента подписания по 31.12.2016 года

ТС-1

734196,0 руб., в т.ч. НДС 18%

4.

ООО «Триангл-Сибирь» ИНН 5405456961 для ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Тыва»

№ 12/2017 от 901.09.2017 года об оказании услуг по хранению и наливу нефтепродуктов

С даты подписания и действует в течении 1 (одного) года, с пролонгацией

ТС-1

23,6 руб/тн

5.

ООО «Аэро Гео»

ИНН 2466127366

№ 67-12/2016 от 22.09.2017 года об оказании услуг по хранению и сливу нефтепродуктов

С даты подписания и действует в течении 1 (одного) года, а в части неисполненных обязательств до полного их исполнения

ТС-1

23,6 руб/тн

6.

АО «Мобильные ГТЭС»

ИНН 7706627050

№ 17/0605/015 от 13.10.2017 года на  хранение топлива

С даты подписания и действует в течении 1 (одного) года, а в части неисполненных обязательств до полного их исполнения

ТС-1

22,68

руб/тн

7.

АО «Мобильные ГТЭС»

ИНН 7706627050

Б\н 2019 года на хранение топлива, в т.ч. по настоящему договору осуществляется хранение имущества, переданного по договору хранения топлива № 17/0605/015 от 13.10.2017 года

С момента подписания по 29.02.2020 года включительно

(пунктом 10.6 Договора предусмотрено, что с 01.03.2019 года по 29.02.2020 года)

ТС-1

22,68 руб/тн

8.

АО Авиакомпания «ИрАэро»

ИНН 3808091156

№ 116.1-07/2019 от 19.07.2019 года на хранение топлива

С 19.07.2019 года по 31.12.2020 года

ТС-1

24 руб/тн

с 02.12.2019 года сумма изменена дополнительным соглашением

 

В свою очередь, Службой по тарифам Республики Тыва (вх. Тывинского УФАС России № 5241 от 19.11.2019 года) представлена информация, что ранее государственное регулирование в отношении РКП «АК «Тува Авиа» осуществлялось только в части перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных воздушных линиях Республики Тыва начиная с 2015 года, при этом, предельные максимальные тарифы на хранение авиационного топлива для РКП «АК «Тува Авиа» установлены Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 16.10.2019 года № 22.

Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 16.10.2015 года № 384 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка в отношении РКП «АК «Тува Авиа».

По результатам проведенной плановой выездной проверки составлен Акт проверки от 30.11.2015 года (исх. № 4-3067), которым установлено, что тариф за хранение авиационного топлива не утвержден в установленном порядке и его размер определен РКП «АК «Тува Авиа» самостоятельно. Инспекцией Тывинского УФАС России установлен факт нарушения РКП «АК «Тува Авиа» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия по утверждению тарифа за хранение авиационного топлива

На основании вышеуказанного акта проверки приказом Тывинского УФАС России № 480 от 25.12.2015 года было возбуждено дело № 04-06-08/59-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении РКП «АК «Тува Авиа» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Тывинского УФАС России от 12.04.2016 года по делу № 04-06-08/59-10-15 РКП «АК «Тува Авиа» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части бездействия по утверждению тарифа за хранение авиационного топлива.

В рамках рассмотрения указанного дела, РКП «АК «Тува Авиа» было предоставлено письмо от 07.12.2015 года исх. № 503, почтовые уведомления о вручении указанного письма ФАС России, представленные РКП «АК «Тува Авиа» в адрес Комиссии Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/59-10-15, что свидетельствовало, что РКП «АК «Тува Авиа» со своей стороны предприняло все возможные меры для добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий. В связи с указанными обстоятельствами РКП «АК «Тува Авиа» предписание не выдавалось. 

Анализ вышеизложенного свидетельствует, что РКП «АК «Тува Авиа» в дальнейшем с 2016 года не осуществило мероприятия по получению тарифов за хранение авиационного топлива, при этом, осознавая предусмотренный законодателем запрет на осуществление указанного вида деятельности в отсутствие установленного уполномоченным органом предельного тарифа, заключало договора на хранение авиационного топлива.

Более того, предприятие применяло при заключении договоров хранения авиационного топлива с контрагентами в указанный выше период тарифы (цены), не установленные Службой по тарифам Республики Тыва.

Принимая во внимание указанный факт, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела №  017/01/10-16/19 приходит к выводу о наличии в действиях РКП «АК «Тува Авиа»  нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий по заключению договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива в отсутствие тарифов, установленных органом государственного регулирования, а также пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в применении не установленных органом государственного регулирования тарифов (цен) на услуги хранения авиационного топлива при заключении договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из предписаний абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ООО «АэроГео» является деятельность пассажирского воздушного транспорта.

Следовательно, ООО «АэроГео» является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 2 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599 (далее – Правила № 599):

"техническая возможность аэропорта" - расчетная величина, определяемая нормативами пропускной способности объектов инфраструктуры аэропорта, в том числе взлетно-посадочных полос, перрона, аэровокзала (терминалов), пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов и хранения авиационного топлива.

"потребители" - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.

 Пунктом 5 Правил № 599 предусмотрено, что лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг (далее - заявитель), направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах (далее - заявка). Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации, при этом для потребителей, являющихся авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами, заявка в обязательном порядке содержит следующие основные сведения:

а) перечень слотов;

б) сведения о частоте полетов;

в) перечень типов воздушных судов, на которых заявитель планирует выполнять полеты;

г) потребность в заправке воздушных судов топливом.

При этом, под оператором понимается - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах (пункт 2 Правил № 599).

Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.06.2010 № 137 "Об утверждении формы заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, формы и порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах" (далее по тексту - Приказ N 137).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 599 предусмотрено, что главный оператор (оператор) ведет реестр заявок, в котором фиксируются дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер. Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются.

Информация о зарегистрированных в реестре заявках должна быть доступна всем потребителям. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте аэропорта и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются главным оператором (оператором) потребителям в день обращения.

Главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные сроки возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения (пункт 7 Правил № 599)

В случае если от заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения от главного оператора (оператора) подписанного проекта договора, удовлетворяющего условиям поданной заявки, не поступает главному оператору (оператору) подписанный заявителем договор или письменные замечания и (или) предложения по договору, то заявка, на основании которой главным оператором (оператором) был подписан проект договора, считается аннулированной, а переданный заявителю главным оператором (оператором) подписанный проект договора по истечении указанного срока считается отозванным (пункт 8 Правил № 599).

Информация о реестре заявок в котором зафиксированы дата и время поступления заявок от ООО «АэроГео» РКП «АК «Тува Авиа» не представлена.

Раздел V Правил N 599 устанавливает порядок доступа к услугам по обеспечению авиационным топливом воздушных судов в аэропорту, в том числе содержит специальные требования к договорам, предусматривающим, хранение авиатоплива.

В силу пункта 31 Правил № 599 топливное обеспечение воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с договорами, предусматривающими обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, заключенными на основании заявок потребителей.

Пункт 32 Правил № 599 предусматривает, что подача и подтверждение заявок на обеспечение авиационным топливом воздушных судов в аэропорту (далее - авиатопливообеспечение) производятся в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 8 настоящих Правил.

Из содержания пункта 33 Правил N 599 следует, что операторы при наличии заявок от потребителей, которые являются авиаперевозчиками, и (или) эксплуатантами, и (или) поставщиками авиационного топлива (заключившими договоры на поставку авиационного топлива авиаперевозчиками или эксплуатантами), и при наличии технической возможности аэропорта (в части объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов) заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги (в соответствии с заявкой) по авиатопливообеспечению, включая хранение авиационного топлива в объемах, необходимых для осуществления перевозочной деятельности в соответствии с подтвержденными потребителям слотами, с учетом протяженности маршрутов, объема хранения неснижаемого остатка авиационного топлива в аэропорту, а также заправку воздушных судов с использованием инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов в аэропорту (технологическое оборудование и технические средства, используемые в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиационного топлива в воздушные суда).

Согласно пункта 2 Правил № 599 «слот» - включенное в расписание время отправления и (или) прибытия (взлет или посадка) для конкретного типа (типов) воздушного судна в определенную дату (день недели).

Следовательно, потребители, которые являются поставщиками авиационного топлива, должны предоставить оператору информацию о заключенных договорах на поставку авиационного топлива с авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами и о подтвержденных потребителем слотах для определения объемов, необходимых для осуществления авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами перевозочной деятельности.

Таким образом, в нарушение установленных Приказом Минтранса от 21.06.2010 N 137 и Правилами N 599 требований заявки ООО «АэроГео» на оказание услуг по хранению авиационного топлива не содержат сведений, предусмотренных пунктом 5 Правил № 599.

В свою очередь, учитывая, что заявки ООО «АэроГео» в момент их получения расценены Предприятием как заявки на оказание услуг аэропорта и рассмотрены по существу, указанное обстоятельство свидетельствует, что у Предприятия возникла обязанность также их учитывать в реестре заявок в порядке, установленном пунктом 6 Правил N 599.

В соответствии с пунктом 28 Правил N 599 при ограниченности технической возможности главный оператор (оператор) в течение 15 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявки уведомляет заявителя в письменной форме о том, на каких условиях и в каком объеме могут быть оказаны услуги и заключен договор.

При этом, пунктом 34 Правил № 599 предусмотрено, что при несогласии потребителя с отказом в оказании услуг по авиатопливообеспечению и (или) в доступе на рынок таких услуг других хозяйствующих субъектов по причине отсутствия технической возможности аэропорта стороны действуют в порядке, предусмотренном пунктами 29 и 30 настоящих Правил.

В случае несогласия потребителя с решением главного оператора (оператора) он вправе направить заявление, содержащее требование о представлении главным оператором (оператором) исходных данных и порядка расчета технической возможности аэропорта. Главный оператор (оператор) в течение 3 рабочих дней со дня получения такого заявления представляет в письменной форме ответ с указанием необходимых данных (пункт 29).

В случае если отсутствует техническая возможность в полной мере удовлетворять все заявки (по объему и (или) времени оказания услуг), главный оператор (оператор) в течение 30 дней со дня направления отказа от удовлетворения заявки на основании отсутствия технической возможности аэропорта обязан разработать план мероприятий, направленных на обеспечение такой технической возможности. Указанный план мероприятий размещается на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта (пункт 30). Согласно пункту 35 Правил N 599 главные операторы (операторы) обеспечивают доступ потребителей к информации об услугах в аэропортах путем ее размещения на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Пунктом 36 Правил N 599, установлен перечень информации подлежащей свободному доступу.

Как установлено из материалов дела, ООО «АэроГео» неоднократно обращалось в адрес РКП «АК «Тува Авиа» за оказанием услуг на хранение авиационного топлива ТС-1 в аэропорту г. Кызыл.

Несмотря на несоответствие заявок установленной форме, Предприятие фактически рассмотрело заявки и сообщило об отсутствии у него технической возможности для осуществления хранения авиационного топлива. 

В силу пункта 29 Правил № 599 03.10.2019 года (исх. № 3567) ООО «АэроГео» в связи с отказом в предоставлении возможности хранения авиационного топлива в аэропорту «Кызыл» обратилось в адрес РКП «АК «Тува Авиа» с письмом в котором просит предоставить исходные данные и порядок расчета технической возможности аэропорта «Кызыл» в части хранения авиационного топлива.

В письменных пояснениях (вх. Тывинского УФАС России № 5278 от 21.11.2019 года) РКП «АК «Тува Авиа» указывает, что на официальных источниках не размещена информация о технических возможностях резервуаров РКП «АК «Тува Авиа». 

При этом в материалы дела не представлена информация о соблюдении РКП «АК «Тува Авиа» пунктов 34, 29, 30 Правил № 599.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что РКП «АК «Тува Авиа» допущено неправомерно бездействие по нераскрытию информации об отсутствии технической возможности, а также отсутствии информации о плане мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности.

При таких фактических обстоятельствах и вышеназванном правовом регулировании действия РКП «АК «Тува Авиа» содержат нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном бездействии по нераскрытию информации об отсутствии технической возможности, а также отсутствии информации о плане мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности, чем ущемило интересы в том числе ООО «АэроГео».

Между тем, необходимо отметить и следующее, материалами дела установлено, что на момент обращений Общества (07.08.2019 года, 27.09.2019 года, 03.10.2019 года) в адрес РКП «АК «Тува Авиа» тариф на хранение авиационного топлива Предприятию не был установлен, в связи с чем РКП «АК «Тува Авиа» не могло оказать ООО «АэроГео» услуги по принятию на хранение топлива для выполнения указанным заявителем деятельности, поскольку это является нарушением действующего законодательства. Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в действиях РКП «АК «Тува Авиа» нарушений пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которым установлен запрет на не обоснованные отказ либо уклонение лица, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

Представителем ООО «АэроГео» в свою очередь заявлены возражения о несогласии с выводами Комиссии Тывинского УФАС России относительно отсутствия в действиях РКП «АК «Тува Авиа» нарушений пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В обоснование доводов, указаны следующие обстоятельства:

- РКП «АК «Тува Авиа» имело техническую возможность хранить авиационное топливо ООО «АэроГео», при этом отсутствие свободных резервуаров ничем не подтверждено;

- отсутствие зарегистрированных в установленном порядке новых тарифов по обеспечению авиационного топлива, в том числе тарифа на хранение авиационного топлива не может свидетельствовать о наличии экономических оснований для уклонения от заключения с Обществом договора хранения, поскольку данный вопрос мог быть урегулирован сторонами в рамках гражданско-правовых договорных отношений.

 Комиссия Тывинского УФАС России на указанные доводы отметила следующее.

Как указывалось ранее, в рассматриваемый период тариф на хранение авиационного топлива в аэропорту г. Кызыла для РКП «АК «Тува Авиа» не был установлен, в связи с чем, предприятие не имело право оказывать ООО «АэроГео» услугу по принятию на хранение авиационного топлива, даже при наличии свободных резервуаров.

В свою очередь, Приказом № 241 четко и недвусмысленно отмечается, что взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 2 и 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается  (пункт 9).

Таким образом, применение в правоотношениях сторон незарегистрированных тарифов обслуживания противоречит как статье 64 ВК РФ, так и названному Приказу.

Следовательно, довод Заявителя о том, что хранению авиатоплива можно было урегулировать в рамках гражданско-правового договора, отклоняется, как не основанный на нормах права, и противоречащий положениям приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241.

Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 14.05.2020 года принято заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-16/2019, направленное в адрес РКП «АК «Тува Авиа» и ООО «АэроГео».

РКП «АК «Тува Авиа» в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции до оглашения резолютивной части решения по настоящему делу возражения на заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-16/2019 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлены.

26.05.2020 года (вх. № 2964) ООО «АэроГео» представило в адрес Тывинского УФАС России возражения на заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-16/2019 в котором указаны доводы, аналогичные ранее представленным  о несогласии с выводами Комиссии Тывинского УФАС России относительно отсутствия в действиях РКП «АК «Тува Авиа» нарушений пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, им дана надлежащая оценка Комиссией Тывинского УФАС России по мотивам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 017/01/10-16/2019 и указанным в настоящем решении.

Решением Тывинского УФАС России от 28.05.2020 года по делу № 017/01/10-16/2019 РКП «АК «Тува Авиа» признано нарушившим:

1. пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части применения не установленных органом государственного регулирования тарифов (цен) на услуги хранения авиационного топлива при заключении договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива,

 2. часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части:

 - заключения договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива в отсутствие тарифа, установленного органом государственного регулирования;

- нераскрытия информации об отсутствии технической возможности аэропорта г. Кызыла, а также отсутствия информации о плане мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности, предусмотренных Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, которые регулируются посредством законодательно установленного запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях (бездействии) РКП «АК «Тува Авиа» в части применения не установленных органом государственного регулирования тарифов (цен) на услуги хранения авиационного топлива при заключении договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива; заключения договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива в отсутствие тарифа, установленного органом государственного регулирования; нераскрытия информации об отсутствии технической возможности аэропорта г. Кызыла, а также отсутствия информации о плане мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности, предусмотренных Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, учредительных документов, других подобных документов либо в силу специально оформленных полномочий представляют их в отношениях с третьими лицами и выступают от их имени, принимают решения и осуществляют управление.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании статьи 2.4 КоАП РФ указывается, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Распоряжением Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от «…» года № «…» «…» назначен «…». Далее, Распоряжением Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от «…» года № «…»«…» назначен «…». Также, с 10.02.2020 года распоряжением Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва № «…»«…» назначен «…».

Таким образом, должностным лицом – «…» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Определяя степень виновности «…» следует отметить, что ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей обусловило не выполнение «…» установленных действующими нормативными правовыми актами обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность должностного лица, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Совершение правонарушения впервые не включено в перечень смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в статье 4.2 КоАП РФ. При этом, орган, рассматривающий дело, может признать в качестве смягчающих иные обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

В то же время, согласно сведениям, представленным РКП «АК «Тува Авиа» в адрес Тывинского УФАС России (от 06.07.2020 года вх. № 3747), Предприятие исполнило Предписание от 28.05.2020 года по делу № 017/01/10-16/2019.

Таким образом, при назначении административного наказания было установлено смягчающее обстоятельство, а именно в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль

С учетом вышеизложенного, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность должностного лица, является совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, впервые и исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5.КоАП РФ, не установлено.

Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.

Временем совершения административного правонарушения является:

а) по факту нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части применения не установленных органом государственного регулирования тарифов (цен) на услуги хранения авиационного топлива при заключении договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива - период 2016 - 2019 г.г.;

б) по факту нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части заключения договоров с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива в отсутствие тарифа, установленного органом государственного регулирования - период 2016 - 2019 г.г.;

в) по факту нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нераскрытия информации об отсутствии технической возможности аэропорта г. Кызыла, а также отсутствия информации о плане мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности, предусмотренных Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599:

- по письму РКП «АК «Тува Авиа» об отказе в предоставлении услуг в связи с нехваткой резервуаров Предприятие от 08.08.2019 года (исх. № 694) – 09.09.2019 года.

- по письму РКП «АК «Тува Авиа» об отсутствии возможности оказать услугу по хранению авиатоплива ТС-1 от 01.10.2019 года (исх. № 928) – 01.11.2019 года.

- по письму ООО «АэроГео» о предоставлении исходных данных и порядка расчета технической возможности аэропорта «Кызыл» в части хранения авиационного топлива от 03.10.2019 года (исх. № 3567) – 09.10.2019 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.7, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо – «…» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

2. Наложить на должностное лицо – «…» административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

 

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного на его обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.

 

Примечание:

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России, адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, 4 этаж).

ИНН 1701044223 КПП 170101001

Код бюджетной классификации: 161 1 16 02010 01 6000 140

Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).

р/с 40101810050049510001 в Отделение НБ Республики Тыва г. Кызыл БИК 049304001

ОКТМО: 93701000

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

УИН: 16100500000000625266.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 20.25 КоАП РФ.

  Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

  Согласно части 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

   В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                     А.О. Ооржак

 

Связанные организации

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АВИАКОМПАНИЯ "ТУВИНСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ЛИНИИ"
ИНН 1701047200, ОГРН 1101719000240