Решение №5-2817 Об отказе в возбуждении дела о нарушении АМЗ от 9 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваше заявление (вх. № 1841 от 13.04.2021 года) на неправомерные действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва при предоставлении субсидий на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в соответствии с протоколом от 25.04.2018 года № 3 сообщает следующее.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 года № 633 утверждена государственная программа Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы», одной из подпрограмм которой является «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие АПК».

Государственным заказчиком и ответственным исполнителем указанной подпрограммы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

Порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва, определяющий цели и условия предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва, утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 13.03.2014 года № 91 (далее – Порядок).

Целью государственной поддержки является, в том числе улучшение материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства (пункт 2 раздела 1 Порядка).

В силу пункта 6 раздела 1 Порядка главным распорядителем средств республиканского бюджета на поддержку и развитие агропромышленного комплекса является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

Получателями субсидий являются входящие в агропромышленный комплекс Республики Тыва сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, организации по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, включенные в Перечень получателей субсидий из республиканского бюджета на финансовый год по конкретному виду субсидии (пункт 1.1 раздела 2 Порядка).

Пунктом 2.1 раздела 2 Порядка предусмотрено, что для получения субсидий претендент на получение субсидии не позднее 1 марта текущего года представляет в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва следующие документы:

а) заявление о предоставлении субсидий;

б) документы, установленные для каждого вида субсидий, предусмотренного Порядком для включения в Перечень получателей соответствующего вида субсидии.

В соответствии с пунктом 2.5 раздела 2 Порядка основаниями отказа во включении в Перечень получателей субсидий являются:

а) несоответствие претендента на получение субсидии категории и (или) критериям, установленным Порядком для получателя соответствующего вида субсидии;

б) представление претендентом на получение субсидии документов, предусмотренных Порядком, не в полном объеме, за исключением документов, которые претендент на получение субсидии вправе не представлять;

в) невозврат получателем субсидии бюджетных средств, подлежащих возврату в республиканский бюджет (по уведомлениям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва).

Согласно подпункту «б» пункта 5.1 раздела 3 Порядка субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва на развитие технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса предоставляются получателям субсидий на компенсацию расходов по оплате договоров на приобретение:

- технологического оборудования пищевой и перерабатывающей промышленности;

- современной энергосберегающей сельскохозяйственной техники;

- специализированного транспорта, специальной техники;

- оборудования и техники оленеводам, мараловодам республики;

- обновление парка сельскохозяйственной техники;

- оборудования агропродовольственных (сельскохозяйственных) рынков;

Получатели субсидий представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва следующие документы:

- заявление о предоставлении бюджетных средств в произвольной форме;

- копии договоров купли-продажи, счетов-фактур, акты выполненных работ, платежные документы.

Согласно пункту 3.4 раздела 2 Порядка в случае принятия решения о предоставлении субсидии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на основании представленных получателями субсидий документов формирует протоколы комиссии по распределению и предоставлению субсидий.

Как следует из протокола заседания Комиссии по распределению и предоставлению субсидий на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования от 25.04.2018 года № 3, для получения данной субсидии обратились с заявлениями 5 (пять) хозяйствующих субъектов (сельскохозяйственных товаропроизводителей), по результатам рассмотрения которых принято следующее решение:

- предоставить субсидии ИП – Главе КФХ Монгуш Ш.М. в размере 50 (пятьдесят) процентов от суммы договора купли-продажи (438 250 рублей);

- предоставить субсидии ИП – Главе КФХ Бавуу А.М. в размере 90 (девяносто) процентов от суммы договора купли-продажи (4 905 000 рублей);

- предоставить субсидии ИП – Главе КФХ Олчанмай Г.Д. в размере 90 (девяносто) процентов от суммы договора купли-продажи (4 393 480 рублей);

- предоставить субсидии ИП – Главе КФХ Оюн Ч.Х-Д. в размере до 50 (пятидесяти) процентов от суммы первоначального взноса договора лизинга (2 712 495 рублей);

- предоставить субсидии ООО «Агрохолдинг Заря» в размере до 50 (пятидесяти) процентов от суммы первоначального взноса договора лизинга (2 741 920 рублей).

На основании указанного протокола Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва перечислены следующие субсидии на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования:

- ИП – Главе КФХ Монгуш Ш.М. в размере 438 250 рублей (платежное поручение от 23.05.2018 года № 665633);

- ИП – Главе КФХ Бавуу А.М. в размере 4 905 000 рублей (платежное поручение от 31.05.2018 года № 712974);

- ИП – Главе КФХ Олчанмай Г.Д. в размере 4 393 480 рублей (платежное поручение от 07.06.2018 года № 736089);

- ИП – Главе КФХ Оюн Ч.Х-Д. в размере 2 712 495 рублей (платежное поручение от 15.05.2018 года № 635533);

- ООО «Агрохолдинг Заря» в размере 2 741 920 рублей (платежное поручение от 15.05.2018 года № 635323).

В перечень получателей субсидий на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования от 26.04.2018 года № 3 включены следующие сельскохозяйственные товаропроизводители:

- ИП – Глава КФХ Оюн Ч.Х-Д. – сумма субсидии 2 712 495 рублей;

- ООО «Агрохолдинг Заря» – сумма субсидии 2 741 920 рублей;

- ИП – Глава КФХ Монгуш Ш.М. – сумма субсидии 438 250 рублей;

- ИП – Глава КФХ Бавуу А.М. – сумма субсидии 4 905 000 рублей;

- ИП – Глава КФХ Олчанмай Г.Д. – сумма субсидии 4 393 480 рублей.

При этом, Порядок не устанавливает размер субсидии на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования.

Такой размер определен государственной программой Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 года № 633.

Так, субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудований предоставляются в размере до 90 процентов (приложение № 4 к государственной программой Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы»).

Вместе с тем, пунктом 5.1 подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие АПК» государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 года № 633, предусмотрено, что субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования и спецтехники для сельскохозяйственного производства предоставляются в размере, не превышающем 50 процентов затрат по договорам лизинга, но не более 2,0 млн. рублей; на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) по договорам лизинга в размере 20 процентов от произведенных затрат.

Таким образом, субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва на развитие технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям:

- на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудований в размере до 90 процентов;

- на возмещение части затрат по договорам лизинга сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования и спецтехники для сельскохозяйственного производства в размере, не превышающем 50 процентов затрат по договорам лизинга, но не более 2,0 млн. рублей;

- на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) по договорам лизинга в размере 20 процентов от произведенных затрат.

При таких обстоятельствах, предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва субсидии ИП – Главе КФХ Бавуу А.М. и ИП – Главе КФХ Олчанмай Г.Д. на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудований в размере 90 процентов от суммы договора купли-продажи соответствует положениям государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 года № 633, и Порядка.

Вместе с тем, по результатам анализа документов и сведений, представленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, установлено, что в составе заявлений ИП – Главы КФХ Бавуу А.М. и ИП – Главы КФХ Олчанмай Г.Д., поданных в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в целях получения указанной субсидии, отсутствуют платежные документы.

Отсутствие платежных документов в силу подпункта «б» пункта 2.5 раздела 2 Порядка является самостоятельным основанием отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования.

Указанное обстоятельство подтверждается Актом Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 17.04.2019 года № 108.

Кроме того, из протокола заседания Комиссии по распределению и предоставлению субсидий на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования от 25.04.2018 года № 3 следует, что ИП – Главе КФХ Оюн Ч.Х-Д. и ООО «Агрохолдинг Заря» предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) по договорам лизинга в размере до 50 (пятидесяти) процентов от суммы первоначального взноса договора лизинга (2 712 495 рублей и соответственно 2 741 920 рублей).

Вместе с тем, как следует из представленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва документов, ИП – Глава КФХ Оюн Ч.Х-Д. в составе своего заявления представлены следующие договоры лизинга:

- от 21.02.2018 года № АХ_ЭЛ/Кзл-81455/ДЛ на общую сумму 1 251 252 рублей с авансовым платежом 342 000 рублей, предмет лизинга – ГАЗ-3302;

- от 16.04.2018 года № АХ_ЭЛ/Кзл-83218/ДЛ на общую сумму 9 995 357 рублей с авансовым платежом 2 530 038 рублей, предмет лизинга – трактор «Кировен» К-744Р4 (стандарт);

- от 17.04.2018 года № АХ_ЭЛ/Кзл-83398/ДЛ на общую сумму 7 764 479 рублей с авансовым платежом 2 405 536 рублей, предмет лизинга – посевной комплекс «Томь» ПК-12,5 с бункером 10 м3.

Общая сумма первоначального взноса по указанным договорам лизинга составляет 5 277 574 рублей, 20 процент от которой составляет 1 055 514,80 рублей, тогда как указанному лицу предоставлена субсидия в размере 2 712 495 рублей.

ООО «Агрохолдинг Заря» в составе своего заявления представлены следующие договоры лизинга:

- от 16.04.2018 года № 3849/ФЛ на общую сумму 1 677 320 рублей с авансовым платежом 503 200 рублей, предмет лизинга – складной комбинированный агрегат СКАД;

- от 16.04.2018 года № 3850/ФЛ на общую сумму 7 211 310 рублей с авансовым платежом 2 163 390 рублей, предмет лизинга – посевной комплекс «Томь» ПК-12,5 с бункером 10 м3;

- от 16.04.2018 года № 3851/ФЛ на общую сумму 7 228 680 рублей с авансовым платежом 2 817 250 рублей, предмет лизинга – трактор «Кировен» К-744Р4 (стандарт).

Общая сумма первоначального взноса по указанным договорам лизинга составляет 5 483 840 рублей, 20 процент от которой составляет 1 096 768 рублей, тогда как указанному лицу предоставлена субсидия в размере 2 741 920 рублей.

Указанное обстоятельство также подтверждается Актом Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 17.04.2019 года № 108.

Таким образом, на основании изложенного следует, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва субсидии вышеуказанным лицам представлены с нарушением условий, предусмотренных подпрограммой «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие АПК» государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 года № 633 (пункт 5.1), и Порядка (подпункт «б» пункта 2.5 раздела 2, пункт 5.1 раздела 3).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие), в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции (пункт 7 части 1).

В силу части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Исходя из пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции для целей применения указанного антимонопольного запрета под преференциями понимаются преимущества, которые обеспечивают хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности, чем у их конкурентов. Преференции предоставляются в форме передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2).

Поскольку предоставление субсидии конкретному хозяйствующему субъекту в виде выплаты ему денежных средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации свидетельствует о предоставлении ему преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности, то следует признать, что субсидия является государственной преференцией.

При таких обстоятельствах, изложенное обстоятельство позволяет сделать вывод, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, предоставив на основании протокола от 25.04.2018 года № 3 субсидии ИП – Главе КФХ Бавуу А.М., ИП – Главе КФХ Олчанмай Г.Д., ИП – Главе КФХ Оюн Ч.Х-Д. и ООО «Агрохолдинг Заря» на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования с нарушением условий, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Тыва, тем самым предоставило указанным хозяйствующим субъектам преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности.

В свою очередь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва документов, свидетельствующих о получении предварительного согласия антимонопольного органа, в материалы дела не представлено.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва при предоставлении субсидии на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования (протокол от 25.04.2018 года № 3) усматриваются признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Субсидии на возмещение части затрат в связи с приобретением сельскохозяйственной техники и технологического оборудования в соответствии с протоколом от 25.04.2018 года № 3 предоставлены 15.05.2018 года, 23.05.2018 года, 31.05.2018 года и 07.06.2018 года, следовательно, срок давности, предусмотренный статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, по указанному признаку нарушения антимонопольного законодательства (пункт 7 части 1 статьи 15), истек.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 5 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с истечением сроков давности.

 

 

Врио руководителя управления                                                           А.О. Ооржак

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны