Решение б/н Решение по делу № 04-06-08/24-10-11 в отношении Государствен... от 1 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/24-10-11

 

29 августа 2011 года                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 29 августа 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.

Члены комиссии:

Сорвачева В.А. – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

ответчика – представителя ГУП «РОАБ» по доверенности от 13.08.2011г. <...>;

заявителя – представителя МУЗ «Городская поликлиника» по доверенности от 17.06.2011г.<…….>,

рассмотрев дело № 04-06-08/24-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении Государственного унитарного предприятия «Республиканская аптечная база» (далее - ГУП «РОАБ») (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 71, литер А.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14 апреля 2011 года в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление МУЗ «Городская поликлиника» города Кызыла на действия ГУП «Республиканская оптовая аптечная база» (далее – ГУП «РОАБ») по факту установления высоких цен на уничтожение неиспользованных ампул наркотических и сильнодействующих лекарственных средств от умерших на дому больных с онкологической патологией, являясь монополистами в Республике Тыва в этой сфере услуг и единственным учреждением, имеющем лицензию, руководство ГУП «РОАБ» Республики Тыва утвердило тариф 316 рублей 00 копеек без НДС за уничтожение одной неиспользованной ампулы.

Приказом Тывинского УФАС России №130 от 24.05.2011г. было возбуждено дело №04-06-08/24-10-11 в отношении ГУП «РОАБ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела, ГУП «РОАБ» представило калькуляцию приемки, хранения, уничтожения и вывоза наркотических лекарственных средств и психотропных веществ (далее – НС и ПВ), пришедших в негодность, с истекшим сроком годности НС и ПВ, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации, согласно которой себестоимость приемки, хранения, уничтожения и вывоза в среднем в месяц составляет 64 540 рублей, без учета дополнительных расходов, также была представлена калькуляция на сумму расходов в размере 87 434 рубля, без учета дополнительных расходов; штатное расписание с 01 января 2011 года ГУП «РОАБ», Приказы о допуске сотрудников к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсами, должностные инструкции заведующего приемным отделом, заведующей отделом НС и ПВ, начальника отдела Дополнительного лекарственного обеспечения (далее – начальника ДЛО), приказ № 1322 от 24.12.2010г., акт централизованного уничтожения наркотических средств, психотропных веществ списков II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 29 декабря 2010 года, Приказ № 475 от 07 мая 2010 года «Об  уничтожении», договор об оказании услуг по охране помещений, счета №2955 от 10.08.2010г. и №2954 от 10.08.2010г. на оплату услуг вневедомственной охраны, накладная №033687 от 02.07.2010г. о приобретении холодильников для хранения НС и ПВ.

Согласно пояснениям ГУП «РОАБ», установленный тариф за уничтожение одной неиспользованной ампулы не покрывает расходы ГУП «РОАБ», связанные с данным видом деятельности, в связи с чем учреждение несет убытки.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по уничтожению наркотических  средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и  III. По результатам проведенного  анализа состояния конкурентной среды на рынке услуги по уничтожению наркотических  средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и  III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Республики Тыва за период 2010 года и первое полугодие 2011 года установлено доминирующее   положение на указанном товарном рынке  Государственного унитарного  предприятия «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва (далее – ГУП «РОАБ») (юридический адрес:667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, дом,71) с 100 % долей.

Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 18.06.1999 N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" уничтожение изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным органами, осуществившими их изъятие или конфискацию, осуществляется государственными унитарными предприятиями или учреждениями при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.

ГУП «РОАБ» имеет лицензию №ФС-99-05-000080 на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития  04.02.2009г., согласно которой ГУП «РОАБ» может осуществлять деятельность по отпуску, перевозке, приобретению, реализации, уничтожению и хранению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II.

Передача лекарств на последующее уничтожение осуществляется на основании заключенного договора с соблюдением требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии представителя аптечного учреждения.

Между ГУП «РОАБ» и МУЗ «Городская поликлиника» заключен договор №8 от 15.01.2010г. согласно предмету которого, ГУП «РОАБ» обязуется произвести комплекс работ по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ Списка II в соответствии с требованиями инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в Списки II и III Перечня наркотических средств.

Согласно п.2.1 договора №8 от 15.01.2010г. МУЗ «Городская поликлиника» обязана обеспечить доставку, передачу наркотических средств и психотропных веществ Списка II и возместить фактические затраты за уничтожение каждой партии наркотических средств.

Согласно п.3.1 договора №8 от 15.01.2010г. расчет за уничтожение наркотических средств и психотропных веществ Списка II  производится за каждую партию по факту выполненных работ на основании счет-фактуры и ценам, согласованными сторонами.

За уничтожение одной ампулы наркосодержащего лекарственного средства ГУП «РОАБ» установлена стоимость 316 рублей (с НДС 373 руб.).

Согласно п.2.3 Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, утвержденной приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 N 127 (далее Инструкция по уничтожению), уничтожение жидких лекарственных форм (растворов для инъекций в ампулах и во флаконах, микстур, каплей) осуществляется по следующей технологии: ампулы уничтожают путем раздавливания с последующим разведением  содержимого водой в соотношении и пропорции 1 : 100 и сливом образующегося раствора в канализацию, остатки ампул вывозятся обычным порядком, как производственный или бытовой мусор.

Таким образом, для уничтожения наркотических средств и психотропных веществ Списка II не требуется какого-либо специального оборудования, дорогостоящих материалов.

В представленной ГУП «РОАБ» калькуляции приемки, хранения, уничтожения и вывоза наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности НС и ПВ на расходы отнесены заработная плата персонала, осуществляющего приемку, хранение, уничтожение и вывоз лекарственных средств в размере 64540 руб. в месяц (в  том числе вневедомственная охрана МВД РТ и коммунальные платежи) в количестве следующих работников: генеральный директор, начальник отдела НС и ПВ, начальник отдела ДЛО, специалист по уничтожению, санитарки-фасовщицы.

Согласно п.2.2 Инструкции по уничтожению персонал, производящий работы по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, должен иметь допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, знать физико-химические и токсические свойства уничтожаемых веществ и протекающие при обезвреживании и уничтожении их химические реакции.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации) или лицами, их замещающими.

Согласно представленным ГУП «РОАБ» приказам о допуске сотрудников к работе с наркотическими средствами, допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами из представленных в калькуляции сотрудников, участвующих в приемке хранении и уничтожении наркотических средств имеют следующие работники:

- провизор ГУП «РОАБ»;

- заведующая аптекой;

- фармацевт аптеки по ДЛО;

- провизор аптеки;

- заведующая коммерческим отделом;

- оператор ДЛО аптеки;

- фармацевт аптеки;

- заведующая аптеки;

- генеральный директор ГУП «РОАБ»;

- заведующая отделом №3;

- начальник коммерческого отдела №1;

- начальник отдела ДЛО;

- заведующая отделом ДЛО;

- заведующая приемным отделом.

Таким образом, из тех лиц, зарплата, которых включена в расходы по хранению и уничтожению наркотических средств и психотропных веществ из которых рассчитывается стоимость этой услуги, допуск имеют только генеральный директор и начальник отдела ДЛО, при этом в должностных инструкциях начальника отдела ДЛО; заведующей приемным отделом отсутствуют обязанности по осуществлению функций по приему, хранению, уничтожению лекарственных средств, пришедших в негодность, и лекарственных средств с истекшим сроком годности, лекарственных средств являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации, наркотических лекарственных средств и психотропных веществ. У заведующей отделом НС и ПВ, специалиста по уничтожению в должностных инструкциях предусмотрена данная обязанность, но отсутсвует соответствующий допуск. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в калькуляцию расчета стоимости уничтожения наркотических средств и психотропных веществ заработной платы сотрудников, не имеющих соответствующие обязанности и необходимые допуски.

Также ГУП «РОАБ» указывает в калькуляции  расходы на оборудование – холодильники стоимостью 60000 рублей, приобретенных 02.07.2010г. согласно накладной № 033687.

При этом данные расходы включены в стоимость услуги по уничтожению наркотических средств в полной стоимости оборудования, а не в виде сумм начисленной амортизации.

Согласно ст.256 НК РФ (в редакции действующей на момент приобретения оборудования) амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Таким образом, включение в стоимость услуги по уничтожению наркотических средств расходов на приобретение холодильников в полной стоимости неправомерно.

Также ГУП «РОАБ» указывает в калькуляции расходы на выплату заработной платы водителю и ГСМ (бензин 10л.), хотя остатки ампул согласно п.2.3 Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации вывозятся обычным порядком, как производственный или бытовой мусор, таким образом Комиссия Тывинского УФАС России находит неправомерным также включение в калькуляцию заработной платы водителя.

Кроме того, доводы представителя ГУП «РОАБ» о том, что в связи с осуществлением деятельности по хранению и уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, предприятие несет убытки, не находит подтверждения материалами дела. ГУП «РОАБ» за 2010 год представлено всего 2 акта по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ от 14.05.2010г. и  29.12.2010г., соответственно данный вид деятельности не может нанести убытки в связи с тем, что носит разовый характер и представленный ГУП «РОАБ» бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках предприятия показал, что предприятие не является убыточным, имеет прибыль.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Установление стоимости услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ в размере 316 рублей (с НДС 373 руб.) за уничтожение одной ампулы наркосодержащего лекарственного средства ГУП «РОАБ» в связи с включением в калькуляцию расходов заработной платы сотрудников, не имеющих допуск по приемке, хранению, уничтожению указанных веществ и не имеющих полномочий на осуществление такой деятельности – отсутствия в должностных инструкциях указания на такую деятельность, неправомерно, так как данные расходы не обоснованны.

Таким образом, включение необоснованных затрат в стоимость услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ ГУП «РОАБ» не правомерно, Комиссия приходит к выводу о нарушении ГУП «РОАБ»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части ущемления интересов потребителей данной услуги.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/24-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГУП «РОАБ» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов потребителей при оказании услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, путем включения необоснованных затрат в стоимость услуги.

2. Выдать ГУП «РОАБ» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ и совершить действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства в срок до 30 сентября 2011 года.

3. Передать материалы дела № 04-06-08/24-10-11 уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                  __________                     О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                              __________                  В.А. Сорвачева

                                                            

                                                           __________                     А.Т. Хитаришвили

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны