Решение б/н Решение по делу № 04-06-08/29-10-11в отношении МУП «Кызылско... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/29-10-11

 

16 сентября 2011 года                                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 16 сентября 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.

Членов комиссии:

        Хаджиева Ф.А., заместителя руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

  Хитаришвили А.Т. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

   Оюн А.М. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

представителя МУП «Кызылское АТП» ... по доверенности от 01.06.2011г.

в отсутствии: 

надлежащим образом извещенного ОАО «Автоколонна-1967» (уведомление о получении 23.08.2011г.),

рассмотрев дело № 04-06-08/29-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении МУП «Кызылское АТП» (667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружба, 55),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.06.2011г. в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление ОАО «Автоколонна-1967» на действия МУП «Кызылское АТП» по факту препятствования в осуществлении деятельности путем отказа в доступе на привокзальную площадь Автовокзала, принадлежащего МУП «Кызылское АТП» и отказе в продаже билетов через кассы вокзала по маршруту «Кызыл-Красноярск», несмотря на заключенный агентский договор.

По результатам рассмотрения заявления в отношении МУП «Кызылское АТП» Приказом Тывинского УФАС России № 192 от 30.06.2011г. было возбуждено дело №04-06-08/29-10-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как установлено в ходе рассмотрения дела 17.10.2008г. между МУП «Кызылское АТП» и ОАО «Автоколонна-1967» заключен агентский договор, согласно условиям которого, МУП «Кызылское АТП» взяло на себя обязательства по продаже через принадлежащие ему кассы проездных и багажных билетов, производить диспетчеризацию транспортных средств ОАО «Автоколонна-1967». За выполнение обязательств МУП «Кызылское АТП» агентским договором предусмотрена выплата вознаграждения в размере 15% от суммы за проезд пассажиров, 50% суммы за провоз багажа, 7% от общей суммы страховых сборов.

Также между МУП «Кызылское АТП» и ОАО «Автоколонна-1967» 14.10.2008г. заключен договор о сотрудничестве, согласно которому стороны обязуются оказывать взаимные услуги по организации работы водителей и автобусов на маршруте №791 «Красноярск-Кызыл», выполняемые на паритетной основе.

В материалы дела представлен паспорт межсубъектного автобусного маршрута №791 «Красноярск-Кызыл» по состоянию на 05.05.2010г., согласованный Министром дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва, Министром транспорта и дорожного хозяйства республики Хакассия и утвержденный Министром транспорта и связи Красноярского края, согласно которому перевозчиками по данному маршруту являются ОАО «Автоколонна-1967» и МУП «Кызылское АТП».

В конце мая 2011 года МУП «Кызылское АТП» прекращает продажу билетов на автобусы ОАО «Автоколонна-1967», снимает со стендов всю информацию о рейсах, выполняемых автоколонной, работники автовокзала не пускают автобусы ОАО «Автоколонна-1967» на привокзальную площадь для выгрузки и загрузки пассажиров, в связи с чем, ОАО «Автоколонна-1967» вынуждено реализовывать билеты в салоне автобуса и осуществлять высадку и загрузку пассажиров на проезжей части возле автовокзала.

В ходе рассмотрения дела, МУП «Кызылское АТП» представило пояснения по факту вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, согласно которым  МУП «Кызылское АТП» отказало в доступе на привокзальную площадь Автовокзала и в продаже билетов через кассы вокзала по маршруту «Кызыл-Красноярск» ввиду несоблюдения ОАО «Автоколонна-1967» условий агентского договора, а именно автобусы подавались за 1,5-2 часа до отправления и реализовывали билеты не через кассы МУП «Кызылское АТП», что причинило серьезные помехи для обслуживания других маршрутов вплоть до невозможности посадки и высадки пассажиров, а также ОАО «Автоколонна-1967» производит посадку и высадку пассажиров на проезжей части по ул. Дружба, тем самым нарушая «Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте». В подтверждение своих доводов, МУП «Кызылское АТП» представило копии следующих документов: докладная водителей МУП «Кызылское АТП», докладная дежурной по автовокзалу от 21.06.2011г., суточные ведомости за апрель, май 2011года, копию протокола ГИБДД №521 от 02.07.2011г., диспетчерский отчет с 01.04.2011г по 28.04.2011г, диспетчерский отчет с 01.05.2011г по 30.05.2011г, ведомости на продажу билетов.

ОАО «Автоколонна-1967» представило в материалы дела следующие копии документов: докладные от работников предприятия, путевые листы, посадочные ведомости, билетно-учетные листы, акты выполненных работ, определение о пересмотре дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории г. Кызыла  за 2010 год – 1 полугодие 2011 года, согласно результатам которого МУП «Кызылское АТП» занимает 100% долю на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории г.Кызыла.

Автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания услуг пассажирам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, таких как: информирование пассажиров о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, схемах маршрутов регулярных перевозок; правилах пользования услугами автовокзала, продажа билетов пассажирам, а также объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания услуг перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, таких как: продажа билетов пассажирам, обеспечение посадки и высадки пассажиров, обеспечение проведения необходимых технического осмотра автобуса и медицинского осмотра водителя, обеспечение возможности предоставления отдыха водителям.

В соответствии с понятиями, установленными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее Правила перевозок пассажиров) автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Федеральным законом от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Устав автомобильного транспорта) определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Устава автомобильного транспорта в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

В Правилах перевозок пассажиров определены требования к автовокзалам, в том числе: режим работы автовокзала (пункт 22), информация, которая должна быть размещена в основном здании автовокзала (пункты 23 - 28), а также установлено, что продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Устава автомобильного транспорта остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 5.7 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года №2 (далее Положение об обеспечении безопасности перевозок) водитель автобуса обязан на конечных и промежуточных контрольных пунктах внегородских маршрутов (автовокзалах, автостанциях, автокассах) в соответствии с графиком движения делать диспетчерские отметки в путевом листе, обеспечить посадку пассажиров, имеющих проездные билеты, осуществить необходимый технический осмотр автобуса, пройти предусмотренный в соответствии с пунктом 2.3.2 указанного Положения медицинский осмотр.

Таким образом, в силу вышеизложенных федеральных норм заключение Договора на организацию перевозок по междугородним маршрутам с МУП «Кызылское АТП» как владельца автовокзала для Перевозчика является обязательным.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона).

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением установлен статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Тывинского УФАС России, по результатам проведенного анализа рынка услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории г.Кызыла  за 2010 год – 1 полугодие 2011 установила, что на МУП «Кызылское АТП» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот

По смыслу приведенных норм антимонопольный орган должен доказать, что предприятие, занимая доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, экономически или технологически не обоснованно прекратило производство товара (предоставления услуги).

С этой целью, Комиссией Тывинского УФАС России были проанализированы документы, представленные сторонами на предмет наличия оснований у МУП «Кызылское АТП» для прекращения реализации билетов и доступа на территорию автовокзала МУП «Кызылское АТП».

Согласно п. 5.1 Агентского договора срок его действия установлен с 17.10.2008г по 31.12.2008г., п.5.2 предусмотрено, что в случае, если одна из сторон за 1 месяц до окончания срока действия договора не заявила о намерении расторгнуть договор или внести в него изменения, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

В материалы дела не представлено документов, подтверждающих намерение расторгнуть договор за месяц до окончания срока его действия, соответственно Комиссия приходит к выводу о действительности заключенного договора на  2011 год.

В соответствии с п.5.3 Агентского договора в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме обязательств договора стороны вправе расторгнуть договор с предварительным письменным уведомлением не менее чем за три месяца.

 МУП «Кызылское АТП», согласно представленным в дело материалам прекратило исполнять условия агентского договора с 28 мая 2011года, при этом уведомление МУП «Кызылское АТП» о расторжении договора направило только 2 июня 2011г. в адреса дочерних предприятий ОАО «Автоколонна-1967», доказательств направления уведомления в адрес юридического лица не представлено.

Основанием для прекращения исполнения обязательств по договору МУП «Кызылское АТП» является нарушение ОАО «Автоколонна-1967» пункта  2.3.1 агентского договора – осуществление перевозок пассажиров в нарушение утвержденных графиков и расписаний, согласованных с МУП «Кызылское АТП».

Согласно расписанию движения автобусов по регулярному маршруту №791 «Кызыл-Красноярск» отправление автобуса с автовокзала г.Кызыла производится в 18 часов 30 минут. Представленные в материалы дела суточные ведомости за апрель, май 2011 года подтверждают отправку автобуса ОАО «Автоколонна-1967» строго по предусмотренному расписанию. Данный факт также подтверждают штампы МУП «Кызылское АТП», проставленные на путевых листах автобуса ОАО «Автоколонна-1967».

Доводы МУП «Кызылское АТП» о наличии серьезных помех для обслуживания других маршрутов, невозможности осуществления посадки и высадки пассажиров ввиду того, что автобусы ОАО «Автоколонна-1967» допускаются на территорию автовокзала за 1,5-2 часа до отправления также не подтверждаются материалами дела.

Согласно суточным ведомостям за апрель, май 2011 года последнее отправление автобуса МУП «Кызылское АТП» перед маршрутом «Кызыл-Красноярск» производится в 13 часов 00 минут, то есть за 5 часов 30 минут до отправления автобусов ОАО «Автоколонна-1967», что указывает на необоснованность доводов МУП «Кызылское АТП» о наличии серьезных помех.

Также МУП «Кызылское АТП» указывает на то, что автобусы ОАО «Автоколонна-1967» производят посадку и высадку пассажиров на проезжей части по ул. Дружба, тем самым, нарушая «Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте».

В обоснование своих доводов МУП «Кызылское АТП» представило докладную дежурной по автовокзалу Герасимовой Н.М. по факту посадки пассажиров на автобус ОАО «Автоколоанна-1967» на проезжей части 19.06.2011г., а также протокол ГИБДД №521 от 02.07.2011г., дело которому было в последствии прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Данные доводы Комиссия не принимает как обоснование прекращения обязательств по агентскому договору, ввиду того, что данные факты явились следствием не допуска автобусов ОАО «Автоколонна-1967» на территорию автовокзала.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии доказательств того, что ОАО «Автоколонна-1967» были нарушены условия агентского договора и соответственно оснований для прекращения исполнения его обязательств.

Кроме того, ОАО «Автоколоанна-1967» в материалы дела был представлен расчет, подтверждающий, что действия МУП «Кызылское АТП» по прекращению реализации билетов через кассы автовокзала привели к недополучению доходов в размере 273070,50 рублей.

Количество проданных билетов через кассы автовокзала в апреле 2011г. составило 140 билетов, в мае - 142 билета, в июне 2011 г. через кассы ООО «Лидер» реализовано лишь 65 билетов, что указывает на необходимость ОАО «Автоколоанна-1967» в реализации билетов именно на территории автовокзала.

Нарушение МУП «Кызылское АТП» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части необоснованного прекращения предоставления услуг для Перевозчика ОАО «Автоколонна-1967» стало возможным вследствие доминирующего положения МУП «Кызылское АТП» на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), которое предоставляет МУП «Кызылское АТП» возможность оказывать решающее влияние на общие условия осуществления пассажирских перевозок.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении МУП «Кызылское АТП» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившееся в необоснованном прекращении предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) для ОАО «Автоколонна-1967», что ведет или может привести к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок и нарушению его прав.

                На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/29-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Кызылское АТП» (667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 55) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном прекращении предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) для ОАО «Автоколонна-1967».

2. Выдать МУП «Кызылское АТП» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории г.Кызыла  и совершить действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.  

3. Передать материалы дела № 04-06-08/29-10-11 уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                  __________                     О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                   

                                                           __________                    Ф.А. Хаджиев

                                                              __________                    А.Т. Хитаришвили

                                                              __________                    А.М. Оюн           

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны