Решение №5-3343 Об отказе в возбуждении дела о нарушении АМЗ от 7 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваше обращение (вх. № 2697 от 07.06.2021 года) о возможном заключении Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и Обществом с ограниченной ответственностью «Бенконс» (далее – ООО «Бенконс») антиконкурентного соглашения при проведении электронного аукциона № 0112200000821002503 на строительство общеобразовательной школы на 825 мест в г. Кызыл Республики Тыва (1 этап) сообщает следующее.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определяется Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом, положения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающие запрет на заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, являются специальной нормой по отношению к нормам, содержащим запреты на заключение антиконкурентных соглашений, указанным в статьях 11 и 16 Закона о защите конкуренции.

ФАС России в пункте 10 своего письма от 24.12.2015 года № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» разъяснила, что квалификация действий по заключению соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, должна осуществляться по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в рассматриваемом случае, оценку (анализ) действий Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и ООО «Бенконс» при проведении электронного аукциона № 0112200000821002503 необходимо осуществлять на предмет наличия (отсутствия) в указанных действиях запретов, установленных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции приведен перечень признаков ограничения конкуренции.

Вместе с тем следует учитывать, что перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, в частности, определено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

На основании изложенного следует, что доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между организатором торгов (заказчиком) и участником торгов осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской и иной деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

При этом, в соответствии с Разъяснениями Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 года № 3, факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Согласно Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016 года, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 года по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Апелляционная коллегия ФАС России в своем решении от 01.06.2020 года по делу № 063/01/16-384/2019 указала, что при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения.

Как следует из материалов дела, уполномоченным органом – Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 28.05.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0112200000821002503 на строительство общеобразовательной школы на 825 мест в г. Кызыл Республики Тыва (1 этап), начальная (максимальная) цена контракта – 604 144 849,20 рублей, со сроком окончания подачи заявок – 07.06.2021 года 06:00 часов.

Государственным заказчиком выступает Государственное казенное учреждение Республики Тыва «Госстройзаказ», оператор электронной торговой площадки – ООО «РТС-тендер».

Указанный электронный аукцион проводится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.

Приведенной норме корреспондируют и положения части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.

При этом, заказчик вправе вносить в извещение о проведении электронного аукциона и/или документацию электронного аукциона любые изменения, внесение которых не запрещено Законом о контрактной системе. Такой запрет на изменение императивно предусмотрен только в отношении объекта закупки и на увеличения размера обеспечения заявок.

Указанная позиция находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 года по делу № А59-3515/2019.

Так, приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 04.06.2021 года № 2527 принято решение о внесении изменений в документацию электронного аукциона № 0112200000821002503 на основании поступившего запроса о даче разъяснений положений документации указанного аукциона от 01.06.2021 года № 100590531, а именно «документация электронного аукциона № 0112200000821002503 дополнена файлом «Положительное заключение госэкспертизы № 17-1-1-3-026454-2021 от 25.05.2021 г.»».

Указанное изменение в документацию электронного аукциона № 0112200000821002503 размещено в ЕИС 04.06.2021 года, срок окончания подачи заявок продлен до 15.06.2021 года 06:00 часов.

Приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 07.06.2021 года № 2537 принято решение о внесении изменений в документацию электронного аукциона № 0112200000821002503 на основании решения государственного заказчика от 07.06.2021 года № ЭБ-04-1705, а именно «изменение индексов фактической и прогнозной инфляции в обосновании начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с приказом Минстроя РФ № 841/пр и изменение в проекте контракта раздела 5 «Порядок расчетов» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 г. № 667».

Указанное изменение в документацию электронного аукциона № 0112200000821002503 размещено в ЕИС 07.06.2021 года, срок окончания подачи заявок продлен до 15.06.2021 года 06:00 часов.

Согласно информации, представленной оператором электронной площадки – ООО «РТС-тендер», на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0112200000821002503 поступило две заявки от следующих участников закупки:

- ООО «Бенконс» (ИНН: 7703794818) – заявка подана 11.06.2021 года 05.31 часов и заявке присвоен регистрационный номер 109960464;

- Общество с ограниченной ответственностью «Сельстрой» (ИНН: 1701008867) (далее – ООО «Сельстрой») – заявка подана 14.06.2021 года 10.11 часов и заявке присвоен регистрационный номер 110025883.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 0112200000821002503 от 15.06.2021 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки № 109960464 в размере 573 937 606,70 рублей, участником закупки № 110025883 – 576 958 330,95 рублей.

Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 5%.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0112200000821002503 от 17.06.2021 года заявки участников закупки № 109960464 (ООО «Бенконс») и № 110025883 (ООО «Сельстрой») признаны соответствующими требованиям, установленным документацией электронного аукциона № 0112200000821002503.

По итогам электронного аукциона № 0112200000821002503 победителем признано ПК «Бенконс», 28.06.2021 года между указанным лицом и Государственным казенным учреждением Республики Тыва «Госстройзаказ» заключен государственный контракт № 153-21 на сумму 573 937 606,70 рублей.

При этом, как указано выше, до 07.06.2021 года 06:00 часов (первоначальный срок окончания подачи заявок, установленный извещением о проведении электронного аукциона № 0112200000821002503 от 28.05.2021 года) на участие в электронном аукционе № 0112200000821002503 не поступило ни одной заявки.

Вместе с тем, по результатам анализа действий (бездействие) Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ» и ООО «Бенконс», в том числе документов и сведений, представленных оператором электронной торговой площадки – ООО «РТС-тендер» и размещенных в ЕИС, доказательств того, что внесение изменений в документацию электронного аукциона № 0112200000821002503 осуществлялось в целях подготовки и подачи заявки участником закупки – ООО «Бенконс», не выявлено.

Более того, как указано выше, на момент окончания срока окончания подачи заявок, установленного извещением о проведении электронного аукциона № 0112200000821002503 от 28.05.2021 года (07.06.2021 года) на участие в электронном аукционе № 0112200000821002503 не было подано ни одной заявки.

При таких обстоятельствах, факт заключения антиконкурентного соглашения между Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и ООО «Бенконс» не подтвердился, следовательно, в рассматриваемом случае, в действиях Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и ООО «Бенконс» при проведении электронного аукциона № 0112200000821002503 признаков нарушений пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Руководитель управления                                                                  Ф.А. Хаджиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны