Решение №4-2929 Решение по делу № 04-06-08/03-10-19 от 2 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/03-10-19

02 июля 2019 года                                                                                       г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2019 года

В полном объёме решение изготовлено 02 июля 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

«...» – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

«...» – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

«...» – старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

при участии в рассмотрении дела:

- от заявителей: индивидуальные предприниматели «...» (далее – ИП «...», ИП «...»),  

- от ответчика: представитель ООО «СТ-ТБО» «...», действующая на основании доверенности от «...» года № «...»,  

рассмотрев дело № 04-06-08/03-10-19, возбужденное в отношении Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – Общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (660135, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Весны, д. 2, офис 71, ИНН: 2465164277, ОГРН: 1172468025960) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-03 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ИП «...», ИП «...», связанных с фактическим исключением возможности учета объема производимых указанными предпринимателями твердых коммунальных отходов и без предложения со стороны Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - Общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (далее - Региональный оператор ООО «СТ-ТБО», ООО «СТ-ТБО») всех возможных вариантов определения фактического объема производимых твердых коммунальных отходов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641",

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России поступили заявления (вх. № 717 от 22.02.2019 г., вх. № 723 от 22.02.2019 г.) ИП «...», ИП «...» (далее – заявители) на неправомерные действия со стороны Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО», выразившиеся в навязывании невыгодных условий при подписании договоров на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами от 12.02.2019 года № 669 и от 13.02.2019 г. № 744.

Из содержания заявлений следует, что Региональный оператор - ООО «СТ-ТБО» при подписании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) «...» и «...», в приложении № 1 к указанным договорам, навязывает условия об учете объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

Изучив вышеуказанные заявления хозяйствующих субъектов в действиях Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО» выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ИП «...», ИП «...», связанных с фактическим исключением возможности учета объема производимых указанными предпринимателями твердых коммунальных отходов и без предложения со стороны Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО» всех возможных вариантов определения фактического объема производимых твердых коммунальных отходов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенной статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Региональному оператору - ООО «СТ-ТБО» выдано предупреждение от 18.03.2019 года № 4-1068.

В соответствии с Предупреждением от 18.03.2019 года № 4-1068 Региональному оператору - ООО «СТ-ТБО» необходимо было в течение 30 (тридцати) дней со дня получения настоящего Предупреждения совершить действия по урегулированию разногласий к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами «...» с индивидуальным предпринимателем «...» (ОГРНИП 304170106200167) и к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами «...» с индивидуальным предпринимателем «...» (ОГРНИП 311171905900020), в части фактического определения объемов производимых твердых коммунальных отходов путем направления в адрес указанных предпринимателей предложений о включении в вышеуказанные договоры всех способов складирования и накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренных пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", в том числе путем складирование твердых коммунальных отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

18.04.2019 года в адрес Тывинского УФАС России от Регионального оператора – ООО «СТ-ТБО» поступила информация и документы об исполнении вышеуказанного Предупреждения (вх. № 1537).

Согласно указанной информации, Региональный оператор - ООО «СТ-ТБО» во исполнение Предупреждения от 18.03.2019 года в дополнительных соглашениях к проектам договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предлагаемых к заключению с ИП «...», ИП «...» внесены изменения в способ складирования ТКО, в частности дополнены следующие способы складирования ТКО: пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Вместе с тем, способ коммерческого учета объема и массы ТКО не изменен.

В обоснование невозможности изменения расчета услуги по обращению с ТКО Региональный оператор – ООО «СТ-ТБО» указывает на отсутствие в пользовании вышеупомянутых хозяйствующих субъектов отдельно стоящего контейнера, отсутствия на придомовой территории многоквартирного дома контейнерной площадки.

В связи с чем, Региональный оператор – ООО «СТ-ТБО» настаивает на использование способа коммерческого учета объема и массы ТКО по нормативам накопления ТКО, который утвержден действующим Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 года № 14-од и предлагает Предупреждение Тывинского УФАС России от 18.03.2019 года № 4-1068 считать исполненным.

25.04.2019 года в адрес Тывинского УФАС России поступили обращения ИП «...» и ИП «...» (вх. № 1696, вх. № 1695), согласно которым хозяйствующие субъекты не согласны с направленными в их адрес Региональным оператором – ООО «СТ-ТБО» дополнительными соглашениями к ранее направленным договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с внесенными изменениями во исполнение Предупреждения Тывинского УФАС России от 18.03.2019 года № 4-1068, поскольку коммерческий учет твердых коммунальных отходов не изменен  осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Тывинское УФАС России изучив информацию и документы, представленные Региональным оператором – ООО «СТ-ТБО», а также обращения индивидуальных предпринимателей, пришло к выводу, что Предупреждение от 18.03.2019 года в полном объеме не исполнено, поскольку учет твердых коммунальных отходов не изменен, осуществляется исключительно расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с неисполнением Предупреждения от 18.03.2019 года в полном объеме, Тывинским УФАС России приказом от 13.05.2019 года № 110 возбуждено дело № 04-06-08/03-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Тывинского УФАС России от 13.05.2019 года рассмотрение дела в отношении Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО» было назначено на 29.05.2019 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122А, каб. 9, 2 этаж, индивидуальные предприниматели Тингаева И.А., ИП «...» привлечены к участию в деле в качестве заявителей.

Региональным оператором ООО «СТ-ТБО» на определение Тывинского УФАС России от 13.05.2019 года представлены письменные пояснения и копии запрашиваемых документов: устав, свидетельство ИНН, свидетельство ОГРН, паспорт генерального директора, отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2018 года (вх. № 2036 от 22.05.2019 года).

В ходе рассмотрения дела 29.05.2019 года заявители поддержали доводы, изложенные в заявлениях, выразив несогласие с дополнительными соглашениями Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО» к ранее направленным проектам договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с внесенными изменениями во исполнение Предупреждения Тывинского УФАС России от 18.03.2019 года № 4-1068, поскольку учет твердых коммунальных отходов не изменен, осуществляется исключительно расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, объемы остались те же самые.

Определением от 29.05.2019 года рассмотрение дела № 04-06-08/03-10-19 отложено на 25.06.2019 года в 15 часов 00 минут в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/03-10-19 от 29.05.2019 года направлено в адрес лиц, участвующих в деле по средствам услуг почтовой связи и получено указанными лицами, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении ФГУП «Почта России».

Приказом Тывинского УФАС России от 24.06.2019 года № 179 в состав Комиссии по рассмотрению дела № 04-06-08/03-10-19 внесены изменения, а именно вместо члена Комиссии «…», находящейся в очередном отпуске, в состав комиссии введена членом Комиссии «…»

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/03-10-19 ИП «…». просила приобщить в материалы дела письмо ООО «СТ-ТБО» от 30.05.2019 года № 547, адресованное в ее адрес, согласно которому ООО «СТ-ТБО» указывает на необходимость определения объема ТКО на основании утвержденного норматива, а не на основании пакетов в которые ИП «...» предложено складировать, производимые её ТКО. Аналогичное по содержанию письмо от 30.05.2019 года № 548 представлено в материалы дела ИП «...»

Представитель Регионального оператора – ООО «СТ-ТБО» не согласилась с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в письменных пояснениях, представленных ранее в материалы дела № 04-06-08/03-10-19.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/03-10-19, выслушав устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам:

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Обязательными элементами состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются:

- специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение;

- действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) – это оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статьей 24.6 Закон об отходах предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» по результатам торгов по отбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Тыва с победителем торгов – ООО «СТ-ТБО» подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва (далее - Соглашение). Согласно данному соглашению в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО ООО «СТ-ТБО» входит вся территория Республики Тыва в соответствии с территориальной схемой.

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в республике формируется система обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) без деления на территориальные зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

На основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 года № 102-од «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва» ООО «СТ-ТБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

В соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 года № 16 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» на территории Республики Тыва на 2018 год» установлен единый тариф (для прочих категорий потребителей и для населения) на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 579,94 руб.

В силу приложения № 1 к постановлению Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 года № 60 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» на территории Республики Тыва на 2019 года», региональный оператор ООО «СТ-ТБО» приступает к деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Тыва с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.

На основании изложенного, Региональный оператор - ООО «СТ-ТБО» является единственным лицом, осуществляющим на территории Республики Тыва деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответственно в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва за период с 01.08.2018 года по 31.12.2018 года, согласно которому установлено, что доля Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО» на рынке услуги по обращению ТКО в Республике Тыва за период с 01.08.2018 по 31.12.2018 года составила 100 %.

Таким образом, Региональный оператор - ООО «СТ-ТБО» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва занимает доминирующее положение и подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) закреплен принцип свободы договора.

Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как не соответствующих пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то есть в виде навязывания невыгодных или не относящихся к предмету условий договора, необходимо установить одновременно следующие обстоятельства:

- наличие у субъекта доминирующего положения на хозяйственном рынке; наличие действий по навязыванию;

- доказательства невыгодности навязываемых условий договора или неотносимости данных условий к предмету договора (экономически и технологически необоснованные требования, не предусмотренные законом).

Навязывание хозяйствующему субъекту невыгодных условий договора возможно только на стадии заключения договора, то есть в ходе ведения преддоговорных споров. При этом фактом, подтверждающим навязывание невыгодных условий договора, является нерассмотрение контрагентом протокола разногласий, отклонение предложенных условий после его рассмотрения или длительное несогласование возникших между сторонами разногласий по оспариваемым условиям договора.

Навязыванием невыгодных контрагенту условий договора является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею неправомерных условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных условий договора. О навязывании невыгодных условий договора свидетельствует уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий.

Для квалификации действий заявителя как навязывание невыгодных условий договора необходимо доказать сам факт навязывания и представить доказательства того, что согласие контрагента с предложенными условиями договора является вынужденным.

Под навязыванием следует понимать понуждение контрагента к заключению договора на невыгодных условиях при отсутствии у него возможности отказаться от заключения договора или заключить договор с иным исполнителем.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Законом об отходах.

В статье 1 Закона об отходах даны следующие понятия:

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом для собственников ТКО в части 4 указанной статьи закреплена императивная обязанность заключения указанных договоров именно с тем региональным оператором, в зоне деятельности которого такие ТКО образуются и находятся места их накопления.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать их в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Вместе с тем обязанность собственников ТКО заключить такой договор с региональным оператором, закрепленная законодательством, не нарушает принцип свободы договора, который является одним из основополагающих принципов гражданского законодательства.

Свобода договора не абсолютна, в целях соблюдения баланса интересов публичных и интересов участников гражданских правоотношений могут устанавливаться ограничения по форме и условиям договора, добровольности или обязательности его заключения.

Такое ограничение свободы договора предусмотрено пунктом 1 статьи 421 ГК РФ, где установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Критерии свободы и невмешательства определяют содержание и смысл статьи 421 ГК РФ, декларирующей, что участники гражданского оборота свободны в заключении договора независимо от того, предусмотрен этот тип договора законом или нет.

Принуждение к заключению любого договора исключается, кроме случаев, прямо установленных законом либо добровольно взятым обязательством.

Публичный характер договора на оказание услуг в области обращения с ТКО также основывается на нормах гражданского законодательства и вытекает из них.

Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).

Вышеуказанные Правила обращения с ТКО устанавливают:

- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (разд. I(1));

- порядок осуществления транспортирования ТКО (разд. II);

- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО (разд. III);

- основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, Правила ТКО содержат форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Как следует из пункта 4 Правил ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В соответствии с пунктом 8(17) раздела I (1) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 8(18) раздела I (1) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8(19) раздела I (1) Правил срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

В соответствии с положениями пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами от 12.11.2016 года N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии со статьей 5 Закона об отходах установлены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года № 505 (далее – Правила № 505).

Пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года № 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

На основании вышеизложенного следует, что складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями разными способами. При этом, такие способы как складирование в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (общедомовые контейнеры) исключают возможность определения объема фактически произведенных твердых коммунальных отходов. В свою очередь, отдельно стоящие контейнеры, закрепленные за лицами, а также пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, дают возможность определить объема фактически произведенных твердых коммунальных отходов, что влияет на стоимость оказанных услуг.

Проанализировав указанные нормативные правовые акты в области обращения с твердыми коммунальными отходами Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться расчетным путем исходя из количества и объема не только для контейнеров, но и для пакетов или других емкостей, предоставленных региональным оператором.

На основании вышеизложенного следует, что Региональный оператор ООО «СТ-ТБО» при заключении договора с вышеуказанными хозяйствующими субъектами имеет возможность осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема для пакетов или других емкостей, по аналогии с контейнерами.

Как было указано выше, в соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 года № 16 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» на территории Республики Тыва на 2018 год» установлен единый тариф (для прочих категорий потребителей и для населения) на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 579,94 руб. Указанный же размер тарифа на 2019 год определён постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 года № 60 и на 2019 год

Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 года № 14-од утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для разных категорий объектов.

Также, приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 23.08.2018 года № 174-од в приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва» от 25.01.2018 года № 14-од внесены изменения.

Так, в многоквартирном доме норматив накопления ТКО на 1 человека многоквартирного дома составляет 1,4 куб. м/год, на 1 человека индивидуального дома составляет 1,9 куб.м/год.

В промышленном товарном магазине, к которому в том числе относятся объекты ИП «...» и «...», норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади составляет 1,2 куб.м/год.

На основании вышеизложенного следует, что норматив накопления ТКО в объектах общественного назначения определяется, в том числе на 1 кв.м. общей площади.

В соответствии с приложением № 1 к договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заявителей произведен следующий расчет объема твердых коммунальных отходов:

- для ИП «...»: 106,6 (общая площадь помещения) х 1,2 (норматив накопления ТКО) = 127,92(объем ТКО в год) /12 (количество месяцев в году) = 10,66 (объем ТКО в месяц) х 579,94 рублей (тариф) = 6 182,16 рублей в месяц;

- для ИП «...»: 94,3 (общая площадь помещения) х 1,2 (норматив накопления ТКО) = 113,16 (объем ТКО в год) /12 (количество месяцев в году) = 9,43 (объем ТКО в месяц) х 579,94 рублей (тариф) = 5 468,83 рублей в месяц.

При этом, согласно договору № «…» от «…» года, заключенному ранее ИП «...» с МУП г. Кызыла «Енисей», стоимость оказываемой услуги по вывозу мусора составляла 144,98 рублей в месяц.

Согласно договору № «…» от «…» года, заключенному ранее ИП «...» с МУП г. Кызыла «Енисей», стоимость оказываемой услуги по вывозу мусора составляла 390 рублей в месяц.

Таким образом, расходы ИП «…» по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала деятельности Регионального оператора – ООО «СТ-ТБО» выросли более чем в 42 раза, а ИП «...» боле чем в 14 раз. При этом, единственным способом, обосновывающим указанные расходы, является коммерческий учет произведенных предпринимателями твердых коммунальных отходов, которого фактически лишает - Региональный оператор - ООО «СТ-ТБО», навязывая оплату услуг по нормативу.

Так же, следует отметить, что решением Комиссии Тывинского УФАС России от 24.05.2019 года по делу № 04-06-08/02-15-19 министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона защите конкуренции, в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 года № 14-од без проведения расчетов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года № 269, чем ущемлены (могут быть ущемлены) права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах.

При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/03-10-19, приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях Регионального оператора - ООО «СТ-ТБО» по навязыванию ИП «...» и ИП «…» условий договора по определению объёма производимых твердых коммунальных отходов исключительно по нормативу, без предоставления возможности коммерческого учета в соответствии с предоставляемыми ООО «СТ-ТБО» пактами и иными емкостями для складирования ТКО, содержатся нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод Регионального оператора ООО «СТ-ТБО» о том, что применение способа учета ТКО по средствам пакетов и других емкостей, предоставленных региональным оператором, не предусмотренного Правилами № 505, будет являться нарушением упомянутых Правил является необоснованным, поскольку указанный в абзаце 2 подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов не исключает возможность определения произведенных твердых коммунальных отходов контейнером способом с учетом его объема, определённого действующим актами, в том числе ОСТ 22-1643-85. Мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия, утвержденного и введённого в действие Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 года N 601.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/03-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «СТО-ТБО» (ИНН: 2465164277, ОГРН: 1172468025960, юридический адрес: 660135, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Весны, д. 2, офис 71, дата регистрации юридического лица 19.04.2017 года) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ИП «...» и ИП «...» условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, касающихся определения объема производимых указанными предпринимателями твердых коммунальных отходов по нормативу.

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «СТО-ТБО» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела № 04-06-08/03-10-19 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СТО-ТБО» и его должностного лица.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

«…»

 

 

Члены Комиссии

«…»

«…»

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТ-ТБО"
ИНН 2465164277, ОГРН 1172468025960