Постановление №А01-14.9/19 Постановление от 7 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  по делу об административном правонарушении № А01-14.9/19

 

07 марта 2019 года                                                                 

 

г. Кызыл, ул. Комсомольская, 122А,

                              2 этаж, каб. 7

 

            Резолютивная часть постановления оглашена 05.03.2019 года

         Постановление в полном объеме изготовлено 07.03.2019 года

                    

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) Хаджиев Ф.А., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 22.01.2019 года и иные материалы дела об административном правонарушении № А01-14.9/19 в отношении должностного лица – Д., по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № А01-14.9/19 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного Д. (уведомление о вручении ФГУП «Почта России» по адресу регистрации 18.02.2019 года, по рабочему адресу от 18.02.2019 года, уведомление о вручении телеграммы по адресу регистрации от 02.03.2019 года), в присутствии представителя по доверенности от 09.01.2019 года б/н К.

Существо административного правонарушения: действия должностного лица органа государственной власти субъекта РФ, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Комиссии Тывинского УФАС России от «17» декабря 2018 года по делу № 05-13-01/05-15-18.

В ходе рассмотрения дела № А01-14.9/19 представителем Д. по доверенности К. заявлено письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела № А01-14.9/19 до принятия Арбитражным судом Республики Тыва решения по делу № А69-75/2019.

Определением от 05.03.2019 года в удовлетворении ходатайства представителя Д. по доверенности К. отказано.

Рассмотрев материалы дела № А01-14.9/19, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, прихожу к следующему.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС).

В силу пункта 1 статьи 3 Закона об ОМС обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом об ОМС случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 35 Закона об ОМС базовая программа обязательного медицинского страхования – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 года № 1273, от 19.12.2015 года № 1382, от 19.12.2016 года № 1403 и от 08.12.2017 года № 1492 были утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год (2015, 2016, 2017 и 2018 гг.).

Согласно указанным Программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. услуга гемодиализа относится к видам медицинской помощи обязательного медицинского страхования.

10.12.2015 года между Правительством Республики Тыва и Медицинским частным учреждением дополнительного профессионального образования «Нефросовет» (далее – МЧУ ДПО «Нефросовет») заключено соглашение о сотрудничестве № С-39-2015 (далее – Соглашение), предметом которого является сотрудничество сторон по разрешению социально значимых проблем Республики Тыва в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 2.1 Соглашения МЧУ ДПО «Нефросовет» обязуется, в том числе:

- организовать многопрофильный медицинский центр для оказания медицинской помощи населению Республики Тыва в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- создать на территории Республики Тыва филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» в целях осуществления медицинской деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Тыва.

Согласно пункту 2.3 Соглашения Правительство Республики Тыва в пределах своей компетенции обязуется, в том числе:

- оказывать содействие в рамках действующего законодательства Российской Федерации по предоставлению помещения в целях размещения медицинского многопрофильного центра;

- оказывать содействие МЧУ ДПО «Нефросовет» во взаимоотношениях с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Тыва, Министерством здравоохранения Республики Тыва, другими органами государственной власти Республики Тыва, медицинскими организациями и поставщиками коммунальных услуг;

- оказывать содействие в информировании населения об открытии медицинского центра.

Таким образом, указанное Соглашение заключено на региональном уровне для организации Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» медицинской помощи населению Республики Тыва в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в числе которых также включена услуга гемодиализа.

Протоколом совещания у заместителя министра здравоохранения Республики Тыва от 27.05.2016 года № 16 принято решение:

1. Главному врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» (далее – ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1») Х. (пункт 1):

- провести 30.05.2016 года собрания с работниками отделений программного гемодиализа, нефрологии, поликлиники (терапевтической службы) по процедуре перевода работников из ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в отделение ООО «Нефросовет»;

- совместно с филиалом ООО «Нефросовет» провести работу по вручению предложения о работе в ООО «Нефросовет» работникам отделений программного гемодиализа, нефрологии, поликлиники (терапевтической службы) ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»,

2. Юристу-консультанту ГБУ «Медицинский информационно-аналитический центр РТ» К. разработать проект предложения о работе в ООО «Нефросовет» работникам отделений программного гемодиализа, нефрологии, поликлиники (терапевтической службы) ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (пункт 3).

17.08.2016 года Министерством здравоохранения Республики Тыва издан приказ № 975, согласно которому утвержден план мероприятий по организации деятельности гемодиализной службы (пункт 2).

Указанным Планом предусмотрено осуществление следующих мероприятий:

- подготовка проекта приказа о перераспределении штатных единиц, высвобождающих за счет перевода работников отделения программного гемодиализа ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в филиал ООО «Нефросовет» (срок исполнения – до 30.08.2016 года);

- внесение предложений по вопросу перераспределения аппаратов гемодиализа, принадлежащих на праве оперативного управления ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (срок исполнения – до 30.08.2016 года);

- завершение процедуры лицензирования медицинской деятельности филиала ООО «Нефросовет» (срок исполнения – до 22.08.2016 года);

- организация рассмотрения на заседании Комиссии по разработке Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи вопроса включения филиала ООО «Нефросовет» в реестр медицинских организаций системы ОМС (после получения филиалом ООО «Нефросовет» лицензии на осуществление медицинской деятельности) (срок исполнения – до 30.08.2016 года).

В материалы дела № 05-13-01/05-15-18 ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» представлены копии приказов ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» о прекращении трудового договора с работником и список уволенных работников ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (вх. № 3273 от 03.09.2018 года), согласно которым трудовые договора с работниками ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» прекращены на основании их личного заявления.

При этом, 19.09.2018 года на заседании Комиссии представители Министерства здравоохранения Республики Тыва и МЧУ ДПО «Нефросовет» пояснили, что работники ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» по их желанию увольнялись и принимались в МЧУ ДПО «Нефросовет».

Согласно протоколу № 19 от 28.10.2016 года министр здравоохранения Республики Тыва Д., заместитель министра здравоохранения Республики Тыва М., главный врач ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» Х. и и.о. главного врача МЧУ ДПО «Нефросовет» М. обсудив вопрос о передаче помещений решили ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»:

- передать на безвозмездной основе помещения для МЧУ ДПО «Нефросовет» для осуществления амбулаторного нефрологичного приема;

- заключить договор о безвозмездном пользовании данными помещениями.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 02.11.2016 года № 1320 ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» указано на необходимость:

- передать на безвозмездной основе помещения для МЧУ ДПО «Нефросовет» для осуществления амбулаторного нефрологичного приема;

- заключить договор о безвозмездном пользовании данными помещениями.

21.12.2015 года между ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и МЧУ ДПО «Нефросовет» заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом № 1.

Согласно пункту 1.1 договора безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.12.2015 года № 1 предметом договора является передача МЧУ ДПО «Нефросовет» помещений в здании нефрологического отделения ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, 28.

В приложении № 1 к договору безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.12.2015 года № 1 приведен перечень имущества, подлежащих к передаче МЧУ ДПО «Нефросовет».

Актом приема-передачи от 21.12.2015 года указанные помещения в здании нефрологического отделения ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» были переданы МЧУ ДПО «Нефросовет».

Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 19.04.2017 года № 442 ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» поручено передать Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» с 01.05.2017 года объемы круглосуточного стационара по профилю «нефрология», а также ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» поручено сократить 17 коек (пункты 1 и 2).

Также, пунктом 5 данного приказа от 19.04.2017 года № 442 отделу анализа и прогнозирования поручено подготовить материалы о перераспределении объемных показателей медицинской помощи на рассмотрение Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Республики Тыва до 25.04.2017 года.

10.10.2018 года на заседании Комиссии представители ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» пояснили, что объемы показателей медицинской помощи были переданы с ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» к МЧУ ДПО «Нефросовет» на основании протокольного решения Министерства здравоохранения Республики Тыва через Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Тыва на тарифном соглашении.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об ОМС к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 15 Закона об ОМС).

Согласно части 5 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона об ОМС предусмотрено, что медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом об ОМС.

Согласно информации ТФ ОМС РТ от 05.04.2018 года № 437 в перечень медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва и оказывающие услуги гемодиализа, входят следующие организации:

А) в 2015 году: 2 медицинских организации:

- Государственное бюджетное учреждение здравоохранение Республики Тыва «Барун-Хемчикский межкожуунный медицинский центр» (далее – ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»): оказано 109 услуг на сумму 534,6 тыс. рублей;

- ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»: оказано 10 755 услуг на сумму 50 525,5 тыс. рублей,

Б) в 2016 году: 3 медицинских организации:

- ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»: оказано 506 услуг на сумму 2 832,1 тыс. рублей;

- ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»: оказано 7 556 услуг на сумму 43 724,5 тыс. рублей;

- Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»: оказано 3 622 услуги на сумму 25 579,3 тыс. рублей,

В) в 2017 году: 2 медицинских организации:

- ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»: оказано 291 услуга на сумму 1 963,5 тыс. рублей;

- Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»: оказано 13 854 услуги на сумму 102 777,7 тыс. рублей.

Согласно информации ТФ ОМС РТ от 05.10.2018 года № 1239 за 8 месяцев 2018 года в перечень медицинских организаций, работающих в системе ОМС Республики Тыва и оказывающие услуги гемодиализа, входят следующие организации:

- ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»: оказано 11 услуг на сумму 1 029,3 тыс. рублей;

- Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»: оказано 11 189 услуг на сумму 82 821,3 тыс. рублей.

Таким образом, ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ», ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» являются участниками обязательного медицинского страхования и участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Как следует из изложенного, в 2017 году и за 8 месяцев 2018 года услуги гемодиализа осуществляли 2 медицинских организации, работающих в системе ОМС Республики Тыва (ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» и Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»), тогда как в 2015 и 2016 гг. аналогичную услугу также осуществляло ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1».

При этом, ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» оказывает медицинскую помощь населению Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского, Сут-Хольского, Монгун-Тайгинского, Овюрского и Дзун-Хемчикского районов Республики Тыва, а также г. Ак-Довурак Республики Тыва (статьи 2.1 и 2.2 Устава, утвержденного министром здравоохранения Республики Тыва от 28.11.2017 года).

В свою очередь, Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» осуществляет свою деятельность на территории г. Кызыла и предоставляет медицинскую услугу гемодиализа вне зависимости от места жительства (адреса регистрации) населения Республики Тыва.

ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» также оказывает медицинскую помощь населению Республики Тыва вне зависимости от их места жительства и/или адреса регистрации (пункт 2.1 Устава, утвержденного министром здравоохранения Республики Тыва от 2014 года).

При таких обстоятельствах, сфера деятельности ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» как медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва, ограничена населением определенных районов Республики Тыва, тогда как Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» и ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывают медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования населению Республики Тыва вне зависимости от их места жительства (адреса регистрации).

Следовательно, в 2017 году и за 8 месяцев 2018 года большую часть медицинской помощи в сфере гемодиализа, за счет средств ОМС Республики Тыва, в отсутствии медицинской организации ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывал Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет», что также подтверждается количеством оказанных услуг.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что после заключения Соглашения и началом осуществления деятельности Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» (с 01.09.2016 года) со стороны Министерства здравоохранения Республики Тыва начались активные действия по созданию преимущественных условий деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет» путем передачи последнему помещений для осуществления медицинской деятельности, работников отделения программного гемодиализа ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», объема оказываемых услуг гемодиализа, а также путем оказания содействия по завершению процедуры лицензирования медицинской деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет», при рассмотрении вопроса включения МЧУ ДПО «Нефросовет» в реестр медицинских организаций системы ОМС, что впоследствии привело к устранению ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» с рынка оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) в системе ОМС.

В свою очередь, в 2017-2018 гг. ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» не подаются заявки на оказание медицинских услуг по нефрологии в сфере гемодиализа, за счет средств ОМС, соответственно граждане (в том числе при наличии возможностей граждан, проживающих в районах Республики Тыва, подведомственных ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ») (то есть застрахованные лица) для получения бесплатной медицинской помощи по гемодиализу в рамках ОМС вынуждены обращаться за медицинской помощью в Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет», что противоречит законодательно установленному праву граждан на выбор медицинской организации (статья 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 16 Закона об ОМС).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организацию оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 21 части 2 статьи 26.3).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Закона Республики Тыва от 15.10.2012 N 1524 ВХ-1 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" к полномочиям Правительства Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан относятся организация оказания населению Республики Тыва первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органу исполнительной власти Республики Тыва.

Органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан, в том числе обеспечения медицинской помощи, является Министерство здравоохранения Республики Тыва (Положение о Министерстве здравоохранения Республики Тыва, утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 228).

Таким образом, приведенные федеральные и региональные законоположения свидетельствуют о том, что организация оказания населению медицинской помощи в Республике Тыва является обязанностью (прерогативой) республиканских органов государственной власти в целях обеспечения права каждого гражданина Российской Федерации на медицинскую помощь, в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Тыва.

ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в силу своего Устава является подведомственным медицинским учреждением Министерства здравоохранения Республики Тыва.

В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Закона Республики Тыва от 15.10.2012 N 1524 ВХ-1 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" руководство деятельностью подведомственных государственных медицинских организаций относится к полномочиям органа исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан.

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Тыва как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан, в том числе обеспечения медицинской помощи, обязано осуществлять руководство деятельностью ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», в том числе на оказание населению Республики Тыва бесплатной медицинской помощи в виде гемодиализа в рамках ОМС.

Реализация указанного полномочия направлена на достижение таких принципов как обеспечение граждан в сфере охраны здоровья государственными гарантиями, доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

В рассматриваемом случае, указанные выше действия Министерства здравоохранения Республики Тыва не только нарушают общепризнанные принципы, установленные законодательством об охране здоровья граждан, но и препятствуют ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывать гражданам медицинскую помощь – услугу гемодиализа за счет средств, выделяемых в рамках соответствующих программ ОМС, при условии наличия у него возможностей оказания данной услуги и указанное лицо включено в реестр медицинских организаций ОМС Республики Тыва, что способствует к созданию условий, при которых увеличиваются объем выделения медицинской помощи в сфере оказания услуг гемодиализа по ОМС на 2017 и 2018 гг. Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» по представлению Министерства здравоохранения Республики Тыва без учета критериев распределения медицинской помощи, поскольку ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» имеет возможность оказывать данную услугу только гражданам, проживающим в определенных районах Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Для квалификации действий субъекта применительно к части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные им действия (бездействие), которые негативно влияют либо могут повлиять на определенную конкурентную среду – приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть к соперничеству на значимом определенном товарном рынке в сфере обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Соответственно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие) прежде всего должны быть направлены на реализацию положений Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно информации Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва от 08.11.2018 года № 2590 на территории Республики Тыва имеют лицензию на право осуществления медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи:

- в стационарных условиях по нефрологии – 4 медицинских организаций;

- в амбулаторных условиях по нефрологии – 5 медицинских организаций.

При этом, как указано выше, за периоды 2015-2017 гг. и за 8 месяцев 2018 года в реализации территориальной программы ОМС участвуют ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ», Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» и ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (последнее до 2017 года).

Таким образом, на территории Республики Тыва помимо лиц, которые участвуют в территориальной программе ОМС, имеют лицензию на право осуществления медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по нефрологии – 4 медицинских организации; в амбулаторных условиях по нефрологии – 5 медицинских организаций.

На основании вышеизложенного следует, что действия Министерства здравоохранения Республики Тыва направленные на распределение объемов медицинской помощи в сфере оказания услуг гемодиализа по ОМС с ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» к Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» и как следствие этого, отсутствие возможности ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывать гражданам медицинскую помощь – услугу гемодиализа за счет средств, выделяемых в рамках соответствующих программ ОМС, создают условия при которых указанные действия приводят к устранению ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» с рынка медицинских услуг гемодиализа в системе ОМС начиная с 2017 года, а также к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» на рынке оказания медицинской услуги гемодиализа в системе ОМС, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом указанные признаки направленные на ограничение конкуренции спровоцированы, прежде всего, действиями Министерства здравоохранения Республики Тыва путем передачи Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» части помещений, расположенных в здании ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», объема оказываемых услуг гемодиализа, работников отделения программного гемодиализа ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», а также путем оказания содействия по завершению процедуры лицензирования медицинской деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет», при рассмотрении вопроса включения МЧУ ДПО «Нефросовет» в реестр медицинских организаций системы ОМС.

Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 17.12.2018 года по делу № 05-13-01/05-15-18 Министерство здравоохранения Республики Тыва признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, предусмотрено административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ состоит в действии (бездействии) должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

Субъектами данного правонарушения являются, в том числе, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Главы Республики Тыва от 14.10.2014 года № 216 Д. назначен м.

Таким образом, должностным лицом – Д. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Определяя степень виновности Д., следует отметить, что Д. являясь должностным лицом органа государственной власти Республики Тыва не выполнил установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что вина Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, учтено привлечение Д. к административной ответственности впервые.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождение Министерства здравоохранения Республики Тыва, то есть Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, 2.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 2.9, 4.2, 4.5, 14.9, 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо – Д. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

2. Наложить на должностное лицо – Д. административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

".....".

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В  соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона  от  02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - судебные акты, акты других органов и должностных лиц по дела об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

 

Руководитель управления

                                          

              Ф.А. Хаджиев                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны