Решение №5-4254 Решение об отказе в возбуждении дела АМЗ от 19 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Вашу информацию (вх. № 2935 от 25.05.2020 года) на неправомерные действия Администрации городского поселения г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва по заключению концессионного соглашения в отношении муниципального имущества – Центр спортивных единоборств сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что указанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).

В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Так, частью 1 названной статьи введен прямой запрет указанным органам (организациям) принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом данный перечень императивов не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства и в иных действиях, не поименованных в указанном перечне.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Следовательно, антимонопольным органам при признании нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, помимо доказывания незаконности действия органа власти со ссылками на конкретные нарушенные нормы отраслевого законодательства, необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Именно доказанность данного обстоятельства является определяющей на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 года № 8799/11.

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

Антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, положениями Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное требование при квалификации действий субъектов права о необходимости установления совершения субъектами права действий (бездействия), которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка.

Отсутствие таких последствий (приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции) исключает нарушение антимонопольного законодательства.

Как следует из материалов дела, Администрацией городского поселения г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва на официальном сайте www.torgi.gov.ru 10.02.2020 года размещено сообщение о проведении открытого конкурса № 100220/6572872/01 на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества.

Дата и время начала подачи заявок – 10.02.2020 года в 09:00, дата и время окончания подачи заявок – 27.03.2020 года в 14:00, дата и время вскрытия конвертов – 27.03.2020 года в 14:00, дата и время начала представления конкурсных предложений – 06.04.2020 года в 09:00, дата и время окончания представления конкурсных предложений – 09.07.2020 года в 14:00, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями – 09.07.2020 года в 14:00.

Согласно протокола вскрытия конвертов с заявками от 27.03.2020 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе поступила одна заявка от индивидуального предпринимателя Монгуш Буяна Владимировича.

Как следует из протокола от 09.07.2020 года № 07, конкурсное предложение единственного участника индивидуального предпринимателя Монгуш Буяна Владимировича признано соответствующим требованиям, установленным документацией о конкурсе.

18.06.2020 года по результатам открытого конкурса № 100220/6572872/01 между Администрацией городского поселения г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва и ИП Монгуш Б.В. заключено концессионное соглашение № 2.

В свою очередь, в материалы дела представлено также концессионное соглашение № 2 датированное 09.07.2020 года.

Объектом концессионного соглашения является нежилое здание – Центр спортивных единоборств, расположенное по адресу: 668110, Республика Тыва, Дзун-Хемчикский район, г. Чадан, ул. Комарова, д. 9Ж, с кадастровым номером 17:03:0601163:287.

Указанное имущество является собственностью муниципального образования г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва (Выписка из ЕГРН).

Предметом концессионного соглашения является реконструкция указанного объекта.

Как следует из приложения № 5 к концессионному соглашению со стороны концедента (Администрация г. Чадан) осуществляется финансирование расходов в размере 69 385,6 тыс. рублей, вложение концессионера (ИП Монгуш Б.В.) составляет 10 615,0 тыс. рублей.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях целями указанного Закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).

В силу части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.

Порядок заключения концессионного соглашения, в том числе порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, предусмотрен главой 3 Закона о концессионных соглашениях.

Как следует из Вашей информации, в рассматриваемые правоотношения должны применяться положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – это совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (пункт 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Таким образом, правовое регулирование отношений при заключении концессионного соглашения и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно.

Анализ правоприменительной практики показывает, что мероприятия государственных программ, финансируемых за счет средств бюджета, являются государственной нуждой (судебные акты по делам А69-2242/2019, № А69-3115/2019, № А69-3122/2019, № А28-11805/2014, № А64-2454/2017, № А58-11400/2018).

При этом, указанный вывод основывается на положениях пункта 1 статьи 13 Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики осуществляют закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.

Вместе с тем, с 01.10.2019 года Федеральным законом от 27.06.2019 года № 152-ФЗ статья 13 Закона о контрактной системе утратила силу, что исключает возможность отнесения любых мероприятий в рамках государственных программ к государственным (муниципальным) нуждам.

В свою очередь, 14.02.2019 года между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение № 777-09-2019-109, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Тыва субсидии на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Дополнительным соглашением от 20.12.2019 года № 777-09-2019-109/1 к соглашению от 14.02.2019 года № 777-09-2019-109 срок предоставления субсидии пролонгирован на 2020 год.

Согласно приложению № 2 дополнительного соглашения от 20.12.2019 года № 777-09-2019-109/1 в 2020 году запланировано предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва в размере 68 691 700 рублей в целях реализации проектов государственно-частного партнерства по созданию объектов спорта.

Согласно Выписки из проекта Закона Республики Тыва от 02.12.2019 года № 555ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджетные ассигнования на создание объектов спорта в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства составляют 69 385,6 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 68 691,7 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета – 693,9 тыс. рублей.

Таким образом, изначально субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Тыва в размере 68 691 700 рублей предоставлена в целях реализации проектов государственно-частного партнерства по созданию объектов спорта.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что целью указанного Закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 7 указанного Закона к объектам соглашения относятся, в том числе объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения.

Аналогичное положение также предусмотрено в пункте 14 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях.

Анализ концессионного соглашения, заключенного между Администрацией городского поселения г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва и ИП Монгуш Б.В., показывает, что указанное соглашение содержат все элементы, присущие концессионному соглашению (статьи 1, 3, 4, 8, 10 Закона о концессионных соглашениях).

В свою очередь, рассматриваемое концессионное соглашение не содержат признаков, указывающих на осуществление со стороны органа местного самоуправления Республики Тыва заказа на определенный вид работ (реконструкция), в отличие от концессионных соглашений в отношении объектов образования (школы, садики) и культуры, ранее рассмотренных Тывинским УФАС России.

Кроме того, согласно части 1 статьи 21 Закона о концессионных соглашениях конкурс на право заключения концессионного соглашения может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).

В силу части 3 статьи 21 Закона о концессионных соглашениях и постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 года № 909 при проведении открытого конкурса информация о проведении такого конкурса подлежит размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также должна быть доступна для ознакомления любым лицам без взимания платы.

Как указано выше, заключению рассматриваемого концессионного соглашения предшествовали результаты открытого конкурса № 100220/6572872/01 (то есть результаты торгов), что также отличается от концессионных соглашений в отношении объектов образования (школы, садики) и культуры, ранее рассмотренных Тывинским УФАС России.

Указанные выше обстоятельства (утрата силу пункта 1 статьи 13 Закона о контрактной системе; изначально субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Тыва предоставлена в целях реализации проектов государственно-частного партнерства по созданию объектов спорта; рассматриваемое концессионное соглашение содержат все элементы, присущие концессионному соглашению, и отсутствие в нем признаков, указывающих на осуществление со стороны органа местного самоуправления заказа на определенный вид работ; проведение торгов в форме открытого конкурса) не позволяют однозначно сделать вывод, что к рассматриваемым отношениям должны применятся положения Закона о контрактной системе.

При таких обстоятельствах, в действиях Администрации городского поселения г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва по заключению концессионного соглашения в отношении муниципального имущества – Центр спортивных единоборств признаков нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции не установлено.

В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

В свою очередь, как указано выше, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о нарушении Администрацией городского поселения г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва части 1 статьи 36 Закона о концессионных соглашениях, выразившегося в нарушении порядка и срока заключения концессионного соглашения по результатам конкурса.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 8 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в связи с чем, Тывинским УФАС России в отношении должностного лица органа местного самоуправления будет возбуждено административное производство.

 

 

Руководитель управления                                                                  Ф.А. Хаджиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны