Постановление №4-2389 по делу об административном правонарушении № 017/04/14.31-12... от 19 мая 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № 017/04/14.31-127/2021

 

г. Кызыл                                       ул. Комсомольская, д. 122 «а», 2 этаж, каб. 9

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) «…»,  руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),  рассмотрев протокол от 22.04.2021 года и иные материалы дела № 017/04/14.31-127/2021 об административном правонарушении в отношении юридического лица – РКП «А», по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № 017/04/14.31-127/2021 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица РКП «А» (почтовое уведомление № 80094259274950), в присутствии представителя «…», действующего на основании доверенности от «…» года б/н.

18.05.2021 года (вх. № 2368) представителем РКП «А» представлены письменные пояснения, согласно которым по просьбе руководства АО Авиакомпания «И» пошло на большие уступки и сильно снизило тариф (с 5788 руб/тн без НДС до 1200 руб/тн в том числе НДС) на хранение авиационного топлива, поскольку авиакомпания выполняет социально значимый авиарейс по маршруту Кызыл-Москва-Кызыл. В связи с указанными обстоятельствами, приведены выводы, что интересы АО Авиакомпания «И» не только не нарушены или ущемлены, а даже АО Авиакомпания «И» получила хорошую экономию своих денежных средств, соответственно, действия по установлению в дополнительном соглашении к договору на хранение авиатоплива тарифа с ограничениями по срокам в месяц фактически не привело и не могло привести к ущемлению интересов третьих лиц, в том числе АО Авиакомпания «И».

Кроме того, отмечаются следующие смягчающие обстоятельства:

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, в связи с заключением между РКП «А» и АО Авиакомпания «И» дополнительного соглашения с 01.01.2021 года, в котором тариф за хранения авиатоплива указан без ограничения срока «в месяц».

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. В подтверждение данного обстоятельства РКП «А» указывает на оказание содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. 

Помимо этого, РКП «А» просит учесть тяжелое материальное положение предприятия, в подтверждение которого представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность. В то же время, согласно письменным пояснениям в период пандемии COVID-19 у предприятия резко снизились финансовые поступления из-за снижения количества перевезенных пассажиров и груза. 

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении 18.05.2021 года представитель РКП «А» поддержал указанные письменные пояснения, указав на формальный характер нарушения.

Выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, рассмотрев представленные документы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по хранению авиационного топлива, путем нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в виде установления для контрагентов тарифов за хранение тонны авиационного топлива с ограничениями по срокам.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 18.03.2021 года по делу № 017/01/10-33/2020.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В адрес Тывинского УФАС России 11.08.2020 года (вх. № 4243) поступило заявление ООО «А» на действия РКП «А» в части установления в проекте договора об оказании услуг по хранению и сливу нефтепродуктов тарифов, не соответствующих утвержденным органом регулирования.

К заявлению приложены: Проект договора об оказании услуг по хранению и сливу нефтепродуктов с приложением протокола согласования цены; решение единственного участника ООО «А» № 40 от 12.05.2020 года; Свидетельство об удостоверении факта принятия решения единственным участником ООО; Устав ООО «А»; Постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 16.10.2019 года № 22. 

Согласно письменным пояснениям Заявителя и приложенных к нему документов, а также представленных на запрос сведений установлены следующие обстоятельства:

22.09.2017 года между ООО «А» (заказчик) и РКП «А» (исполнитель) заключен договор об оказании услуг по хранению и сливу нефтепродуктов № 67-12/2016. Согласно приложениям № 1 и № 2 указанного договора протоколом согласованы цены:

- на оказании услуг по хранению за сутки 1 тонны в размере 23,6 рублей с НДС;

- на оказании услуг по наливу 1 тонны в размере 33,04 рублей с НДС;

В декабре 2019 года согласно письменным пояснениям ООО «А», РКП «А» направило в адрес Общества дополнительное соглашение (копия приложена). Согласно указанного дополнительного соглашения от 02.12.2019 года, не подписанного сторонами установлена следующая цена услуги по хранению 1 (одной) тонны за месяц в размере 1500 рублей.

16.06.2020 года (исх. № Исх-2020/1925) ООО «А» направило в адрес РКП «А» письмо, согласно которого Общество ссылаясь на поступившее дополнительное соглашение 02.12.2019 года указывает, что в данном соглашении тариф установлен за тонну ГСМ при хранении в течении 1 месяца, в то же время, Службой по тарифам Республики Тыва определен тариф без определения периода хранения. Таким образом, ООО «А» отмечает, что предлагаемое РКП «А» изменение не соответствует тарифу. Также в письме указано, что договор не предусматривает одностороннего изменения тарифов, в связи с чем заключение дополнительного соглашения возможно только текущим числом. На основании изложенного, Общество отказалось от подписания дополнительного соглашения в предлагаемой редакции. 

Далее, Обществом поясняется, что РКП «А» для оформления отношений по хранению авиационного топлива, направило в ООО «А» проект договора от июля 2020 года без приложения подтверждающих документов. Согласно указанного проекта стоимость хранения составляет 5 788 рублей без НДС за один календарный месяц на тонну авиационного топлива.

06.07. (без указания года) представлен скрин-шот где получателю РКП «А» направлено электронное сообщение со следующим текстом: «Добрый день! Посмотрите, пожалуйста, в направленном договоре снова стоимость услуг за месяц!».

Согласно письменным пояснениям ООО «А» ответных писем по данному вопросу со стороны РКП «А» не поступало.

01.10.2020 года согласно письменным пояснениям РКП «А» (вх. № 5306 от 08.10.2020 года) по просьбе ООО «А» был направлен проект договора на хранение авиационного топлива ТС-1, с указанием тарифа, утвержденного Службой по тарифам Республики Тыва без ограничения по сроку хранения.

По результатам рассмотрения заявления ООО «А» Тывинским УФАС России приказом от 10.09.2020 года № 233 возбуждено дело № 017/01/10-33/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении РКП «А» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по хранению авиационного топлива, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в части включения в проекты дополнительного соглашения и договора на услуги хранение авиационного топлива положений о цене с ограничениями по срокам хранения, чем ущемлены (или могут быть ущемлены) законные интересы в том числе ООО «А» (ИНН «...»).

Определением от 10.09.2020 года рассмотрение дела № 017/01/10-33/2020 в отношении РКП «А» назначено на 15.10.2020 года в 16 часов 00 минут.

До рассмотрения дела от РКП «А» в адрес Тывинского УФАС России поступили следующие документы (вх. № 5306 от 08.10.2020 года), запрошенные определением от 10.09.2020 года, а именно: Устав, свидетельства ИНН и ОГРН, Распоряжение о назначении исполняющего обязанности директора, письменные пояснения.   

В ходе рассмотрения дела представитель РКП «А» поддержав представленные письменные пояснения, отметил, что такая стоимость услуг указана ошибочно, на данный момент все выяснилось и 01.10.2020 года направлен проект договора уже с тем тарифом, который указан в постановлении Службы по тарифам Республики Тыва, в связи с чем никакого нарушения закона либо чьих-то прав не произошло.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-33/2020, изучив материалы дела, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств по делу, в связи с чем, рассмотрение дела определением от 15.10.2020 года отложено на 11.11.2020 года в 16 часов 00 минут. 

До рассмотрения дела от ООО «А» в адрес Тывинского УФАС России поступило ходатайство (вх. № 5591 от 26.10.2020 года) о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении РКП «А», в связи с тем, что Предприятие устранило замечание, исправило условия проекта договора по хранению топлива на территории аэропорта «Кызыл», при этом, Обществом указывается о приложении данного договора к настоящему письму, который не приобщен.  

Рассмотрев заявленное ходатайство, Комиссия пришла к выводу о том, что оно не подлежит удовлетворению, а дело о нарушении РКП «А» антимонопольного законодательства - прекращению по данному основанию. При этом Комиссия руководствовалось следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекращается в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Закон о защите конкуренции не предусматривает возможности прекращения рассмотрения дела в случае отказа заявителя от изложенных в заявлении, указывающем на признаки нарушения антимонопольного законодательства, требований о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не придает в данном случае позиции заявителя значение, поскольку запрещенные этим законом деяния хотя и совершаются зачастую в отношении конкретных лиц, но по своему характеру не могут не причинять вред общественным интересам.

В рассматриваемом случае удовлетворение ходатайства заявителя означало бы отказ Тывинского УФАС России от выполнения возложенных на него функций по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по их прекращению и привлечению к ответственности за такие нарушения.

Таким образом, заявленное ООО «А» ходатайство не может рассматриваться в качестве обстоятельства, влекущего прекращение рассмотрения дела.

Кроме того, в целях установления всех фактических обстоятельств дела определением от 15.10.2020 года на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции в срок до 06 ноября 2020 года у РКП «А» и ООО «А» запрошены сведения, которые не представлены в установленный срок и на рассмотрение 11.11.2020 года в 16 часов 00 минут.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-33/2020, изучив материалы дела, пришла к выводу о необходимости получения истребованных Определением от 15.10.2020 года документов по делу, в связи с чем, рассмотрение дела отложено.

Определением от 11.11.2020 года рассмотрение дела в отношении РКП «А» было назначено на 03 декабря 2020 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122 «а», каб. 9, 2 этаж.

До рассмотрения дела от ООО «А» в адрес Тывинского УФАС России во исполнение определения от 15.10.2020 года об отложении рассмотрения дела поступили документы (вх. № 5991 от 20.11.2020 года): копия подписанного договора об оказании услуг по хранению нефтепродуктов и по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом; скрин-шот электронной почты на 1 л. в 1 экз.   

В свою очередь, от РКП «А» в адрес Тывинского УФАС России также поступили документы (вх. № 6151 от 01.12.2020 года) запрошенные определением от 15.10.2020 года: копия подписанного договора об оказании услуг по хранению нефтепродуктов и по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом; копия письма ООО «А» от 24.09.2020 года исх. № ИСХ-2020/3455; копия договора хранения топлива № «...» от 19.07.2019 года, подписанная со стороны РКП «А»; копия подписанного сторонами дополнительного соглашения к договору № «...» от 19.07.2019 года, где установлены также положения о цене с ограничениями по срокам хранения.

В ходе рассмотрения дела представитель РКП «А» на вопрос Комиссии о причине установления положения о цене с ограничениями по срокам хранения в дополнительном соглашении к договору № «...» от 19.07.2019 года отметил, что указанный договор не подписан контрагентом, при этом, о действии в настоящее время данного дополнительного соглашения пояснений дать не может.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-33/2020, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, изучив материалы дела, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов по делу.

Определением от 03.12.2020 года рассмотрение дела в отношении РКП «А» было назначено на 28 января 2021 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122 «а», каб. 9, 2 этаж.

До рассмотрения дела от АО Авиакомпания «И» в адрес Тывинского УФАС России поступили документы во исполнение запроса (вх. № 6267 от 10.12.2020 года): копия договора № 57-04/2019 на наземное обслуживание воздушных судов от 01.04.2019 года; копия договора № «...» на хранение топлива от 19.07.2019; копия договора № 107-06/2019 поставки нефтепродуктов от 21.06.2019 года; дополнительные соглашения к указанным договорам, счета, выставленные РКП «А», платежные поручения.    

В свою очередь, от РКП «А» в адрес Тывинского УФАС России также поступила копия дополнительного соглашения (вх. № 230 от 20.01.2021 года) запрошенная определением от 03.12.2020 года.

В ходе рассмотрения дела представитель РКП «А» на вопрос Комиссии о причинах различия текста, предоставленных РКП «А» и  АО Авиакомпания «И» дополнительного соглашения от 02.12.2019 года, пояснил, что дополнительных соглашений было очень много, нашли заключенный с обеих сторон, ранее предоставили не подписанный другой стороной договор и дополнительное соглашение к нему, а работа осуществляется по подписанному сторонами дополнительному соглашению, которое предоставлено в материалы дела сопроводительным письмом от 20.01.2021 года (вх. Тывинского УФАС России № 230).

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-33/2020, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, изучив материалы дела, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов по делу.

Определением от 28.01.2021 года рассмотрение дела в отношении РКП «А» было назначено на 17 февраля 2021 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122 «а», каб. 9, 2 этаж.

До рассмотрения дела от АО Авиакомпания «И» в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения и документы во исполнение запроса (вх. № 642 от 12.02.2021 года, вх. № 655 от 15.02.2021 года): копия договора № «...» на хранение топлива от 19.07.2019 года с приложениями; копия дополнительного соглашения от 29.12.2020 года к указанному договору, копии счет-фактур и платежных поручений.   

Явившийся на рассмотрение дела 17.02.2021 года представитель РКП «А» пояснил, что экономистами расчет производился помесячно, однако, фактически в связи с тем, что авиатопливо расходовалось быстро, оговорка в тарифе помесячно не действовала.

17.02.2021 года в ходе рассмотрения дела № 017/01/10-33/2020 Комиссией Тывинского УФАС России принято решение об отложении рассмотрения дела на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47, части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела № 017/01/10-33/2020, в связи с чем, определением от 17.02.2021 года рассмотрение дела № 017/01/10-33/2020 отложено и назначено на 16.03.2021 г. на 16 часов 00 часов (время местное).

16.03.2021 года в ходе рассмотрения дела № 017/01/10-33/2020 представитель РКП «А» пояснил, что тариф на хранение авиационного топлива для АО Авиакомпания «И» установлен ниже максимальных тарифов поскольку авиакомпания осуществляет социально значимые авиарейсы в Москву. Поэтому оговорка в месяц фактически никоим образом не повлияла, не ухудшила положение, не нарушила интересы третьей стороны и на регулируемые государственные отношения не отразилось. Умысла злоупотребить своим положением как доминирующим субъектом на рынке или ухудшить чье-то положение не имели.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 017/01/10-33/2020, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В силу статьи 3 названного Закона его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В свою очередь, пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в частности на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по нарушению установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Уставом РКП «А», согласованным Министром земельных и имущественных отношений Республики Тыва «…», утвержденным исполняющим обязанности Министра дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва «…» от 2020 года предусмотрено, что предприятие создано для достижения следующих целей:

- выполнение и обеспечение социально значимых авиарейсов, организуемых Правительством Республики Тыва;

- выполнение и обеспечение полетов воздушных судов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи населению, авиационной охране лесов;

- удовлетворения нужд жителей и организаций Республики Тыва в воздушных перевозках пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работах в различных отраслях хозяйства;

- других целей, поставленных собственником (пункт 2.1).

Для достижения указанных целей, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке в том числе следующие виды деятельности:

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

- транспортировка, хранение и реализация материальных ценностей, авиационных и других видов топлива и смазочных материалов интересах юридических и физических лиц, которые пользуются услугами аэропорта Кызыл;

- аэропортовая деятельность в части обеспечения спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ) и специальными жидкостями воздушных судов, сливу авиационных ГСМ из баков воздушных судов.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.

Статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) предусмотрено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (часть 2 статьи 64 ВК РФ).

Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (часть 3 статьи 64 ВК РФ).

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации установлены приказом Минтранса России от 17.07.2012 года № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее - Приказ № 241).

Пунктами 7 и 9 Приказа № 241 установлено, что тарифы за наземное обслуживание взимаются по факту оказания услуг и в размере, действующем на дату выполнения (окончания выполнения) соответствующих услуг. Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 2 и 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 года № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в том числе в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов,

2. Предоставление аэровокзального комплекса,

3. Обеспечение авиационной безопасности,

4. Обслуживание пассажиров,

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом,

6. Хранение авиационного топлива.

Таким образом, для применения хозяйствующим субъектом тарифов на услуги по хранению авиационного топлива и обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, подлежащих государственному регулированию, необходимы соответствующие правовые основания, а именно утверждение тарифа в установленном порядке уполномоченным органом, регистрация/публикация тарифа в установленном порядке. При отсутствии утвержденного тарифа правовые основания для его применения хозяйствующим субъектом в отношениях с авиаперевозчиками отсутствуют.

Наличие установленного для субъекта регулирования тарифа является одним из необходимых условий для заключения договоров на оказание таким субъектом регулируемых государством услуг. В случае отсутствия установленного тарифа договор заключен быть не может. Взимание платы за такую услугу будет незаконным.

При этом, пунктом 6 Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 предусмотрено, что государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Согласно пункта 1 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и ее структуры, утвержденного Постановление Правительства Республики Тыва от 04.05.2017 N 200 Служба по тарифам Республики Тыва (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 16.10.2019 года № 22 (Постановление № 22), установлены предельные максимальные тарифы на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранением авиационного топлива для РКП «А» на 2019 - 2020 годы:

 

 

Наименование услуг

Единица измерения

Тариф

(без НДС)

1.

Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом

руб./тн.

1151,00

2.

Хранение авиационного топлива

руб./тн.

5788,00

 

В свою очередь пунктом 5.3.4(2) Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникацонной связи «Интернет» в разделе «Реестр субъектов естественных монополий» (ссылка: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html) РКП «А» отсутствует в реестре.

Между тем, в соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

В соответствии с Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

При этом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Кроме этого, следует иметь ввиду, что в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) также является подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности РКП «А» является перевозка воздушным транспортом, подчиняющимся расписанию.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг хранения авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва в 2019 году, по результатам которого установлено, что РКП «А» занимает доминирующее положение как субъект естественной монополии.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции РКП «А» занимает доминирующее положение на рынке хранения авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва в 2019 году.

Следовательно, в силу своего доминирующего положения РКП «А» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Рассматриваемая форма злоупотребления доминирующим положением ограничена и разделена на два самостоятельных состава:

а) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

б) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

По смыслу статьи 10 Закона о защите конкуренции состав правонарушения по злоупотреблению доминирующим положением имеет место не только тогда, когда доказан факт ущемления интересов, но и в случаях, когда создается угроза наступления таких последствий.

Согласно информации, представленной РКП «А» (вх. Тывинского УФАС России № 6151 от 01.12.2020 года) на определение от 11.11.2020 года, которым запрошены в том числе договоры (со всеми приложениями) хранения авиационного топлива, заключенные РКП «А» с контрагентами с 01.10.2019 года по истекший период 2020 года следует что 19.07.2019 года между АО Авиакомпания «И» (ИНН «...») и Предприятием заключен договор № «...» на хранение топлива от 19.07.2019 года, согласно которому стороны дополнительным соглашением от 02.12.2019 года составили и подписали протокол согласования цены.

Указанным протоколом предусмотрено, что стороны подтверждают, что на дату подписания Договора на оказание услуг по хранению топлива № «...» от 19.07.2019 года цена услуг по хранению 1 (одной) тонны /за месяц нефтепродуктов составляет:

 

Перечень услуг

Тариф, руб./тонна в т.ч НДС 20%

Хранение нефтепродуктов (топливо для реактивных двигателей марки ТС-1.ГОСТ10227-86)

1200,00

 

Аналогичные сведения представлены АО Авиакомпания «И» (вх. Тывинского УФАС России № 6478 от 21.12.2020 года).

В то же время, РКП «А» (вх. Тывинского УФАС России № 230 от 01.12.2020 года) представлено также аналогичное Дополнительное соглашение от 02.12.2019 года с подписанным сторонами протоколом согласования цены без ограничения по срокам в месяц.

В целях уточнения разногласий положений указанных дополнительных соглашений, в адрес АО Авиакомпания «И» 28.01.2021 года исх. № 4-315 направлен повторный запрос.

12.02.2021 года (вх. Тывинского УФАС России № 642) АО Авиакомпания «И» представлено повторно указанное дополнительное соглашение от 02.12.2019 года с подписанным сторонами протоколом согласования цены с ограничением по срокам – «месяц». При этом, 15.02.2021 года (вх. Тывинского УФАС России № 642) АО Авиакомпания «И» также представлены письменные пояснения, согласно которым оплата хранения авиатоплива АО Авиакомпания «И» в РКП «А» производится за фактическое количество авиатоплива в месяц (остаток авиатоплива на начало + приход авиатоплива за месяц).

В свою очередь, согласно пояснениям представителя РКП «А» в ходе рассмотрения дела 17.11.2020 года экономистами Предприятия расчет производился помесячно, однако, фактически в связи с тем, что авиатопливо расходовалось быстро, оговорка в тарифе помесячно не действовала.

Оценив собранные по делу доказательства, а также приняв во внимание пояснения РКП «А» и АО Авиакомпания «И», Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что тариф за хранение авиационного топлива РКП «А» устанавливался для контрагентов с ограничениями по срокам.

Согласно информации, представленной Службой по тарифам Республики Тыва (вх. № 4059 от 28.07.2020 года) Постановлением № 22 установлен предельный максимальный тариф за хранение авиационного топлива в экономически обоснованном размере 5 788 рублей за тонну авиационного топлива, принятого на хранение.

Согласно пункту 4.14.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (далее – Правилам формирования тарифов № 241) тариф устанавливается на одну тонну авиационного топлива в сутки или на одну тонну авиационного топлива, принятого на хранение.

Плата за хранение авиационного топлива определяется на основе установленного тарифа, веса принятого на хранение авиационного топлива и времени хранения в сутках (при этом часть суток округляется до целых суток) или на основе установленного тарифа и веса принятого на хранение авиационного топлива.

Таким образом, тариф за хранение авиационного топлива для РКП «А» Службой по тарифам Республики Тыва установлен на одну тонну авиационного топлива, принятого на хранение без ограничения по срокам.

При этом, согласно информации, представленной АО Авиакомпания «И» (вх. Тывинского УФАС России № 642 от 12.02.2021 года) между АО Авиакомпания «И» и РКП «А» заключено дополнительное соглашение от 29.12.2020 к Договору на оказание услуг по хранению топлива № «...» от 19.09.2019 года в силу которого стороны составили и подписали протокол согласования цены на основании Постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 25.12.2020 года, которым установлены предельные максимальные тарифы на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранением авиационного топлива для РКП «А» на 2021 год.

Между тем, доминирование на соответствующем товарном рынке само по себе налагает на субъекта такого доминирования, помимо гражданско-правовых обязанностей, возникающих из его договорных отношений с контрагентами, еще и обязанности публичные, выражающиеся, в частности, в запрете злоупотребления доминирующим положением. В числе прочего, данная обязанность подразумевает необходимость совершения доминирующим субъектом действий, которые бы поддерживали товарный рынок в таком положении, как если бы данный рынок находился в состоянии конкуренции.

Как указывалось ранее, по смыслу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции состав правонарушения по злоупотреблению доминирующим положением имеет место не только тогда, когда доказан факт ущемления интересов третьих лиц, но и в случаях, когда создается угроза наступления таких последствий.

В настоящем случае достаточно доказать, что в результате применения РКП «А» тарифа за хранение авиационного топлива на одну тонну с ограничениями по срокам интересы третьих лиц могли быть ущемлены, то есть в предмет доказывания входит установление подлежащих защите интересов третьих лиц и возможное влияние противоправных действий на указанные интересы, что и было установлено в настоящем деле с учетом представленных по делу доказательств.

На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела 017/01/10-33/2020 пришла к выводу, что действия РКП «А» по нарушению установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного установления для контрагентов тарифа за хранение тонны авиационного топлива с ограничениями по срокам содержат в себе признаки злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 17.02.2021 года принято заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-33/2020, направленное в адрес РКП «А» и ООО «А».

ООО «А» в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции до оглашения резолютивной части решения по настоящему делу возражения на заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-33/2020 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлены.

16.03.2021 года (вх. № 1255) РКП «А» представило в адрес Тывинского УФАС России письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-33/2020 в котором Предприятие отмечает, что по просьбе руководства АО Авиакомпания «И» пошло на большие уступки и сильно снизило тариф (с 5788 руб/тн без НДС до 1200 руб/тн в том числе НДС) на хранение авиационного топлива, поскольку авиакомпания выполняет социально значимый авиарейс по маршруту Кызыл-Москва-Кызыл. В связи с указанными обстоятельствами, приведены выводы, что интересы АО Авиакомпания «И» не только не нарушены или ущемлены, а даже АО Авиакомпания «И» получила хорошую экономию своих денежных средств, соответственно, действия по установлению в дополнительном соглашении к договору на хранение авиатоплива тарифа с ограничениями по срокам в месяц фактически не привело и не могло привести к ущемлению интересов третьих лиц, в том числе АО Авиакомпания «И».

Аналогичные доводы изложены представителем РКП «А» в ходе рассмотрения дела 16.03.2021 года.

В свою очередь, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела 017/01/10-33/2020 на указанные доводы сообщает следующее.

Из предписаний абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что Предприятие изначально, планируя свою финансово-хозяйственную деятельность нацелено на получение прибыли от своей деятельности, иное поведение хозяйствующего субъекта не согласуется с указанным понятием.  

Пунктом 7 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (далее – Положение № 293) определено, что тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

В рамках указанного подхода Службой по тарифам Республики Тыва постановлением № 22 утвержден предельный максимальный уровень тарифов на услуги хранения авиационного топлива, в пределах которых РКП «А» свободно определять конкретные размеры тарифов.

При этом, тариф устанавливаемый РКП «А» для контрагентов с учетом требований пункта 7 Положения № 293 и абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГР РФ должен обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг и получение предпринимательской прибыли.

В силу того, что действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по минимальному пределу снижения цены, оно должно основываться принципами экономической обоснованности, целесообразности и разумности и должно быть согласовано с целью предпринимательской деятельности.

Следовательно, уменьшение тарифа РКП «АК «ТуваАвиа» для АО Авиакомпания «И» является самостоятельным решением предприятия и не является основанием для нарушения требований действующего законодательства. 

Более того, согласно письменным пояснениям РКП «А» АО Авиакомпания «И» попросила о снижении тарифа. При этом именно установление тарифа с ограничениями по срокам в проекте договора стало поводом обращения и ООО «А» в адрес Тывинского УФАС России. Данные обстоятельства подтверждают выводы Комиссии Тывинского УФАС России, что для контрагентов Предприятия имел значение, устанавливаемый договором тариф, который определен РКП «А» в нарушение требований пункта 4.14.1 Правил формирования тарифов № 241.

Таким образом, рассматриваемые действия РКП «АК «ТуваАвиа» как субъекта естественной монополии и лица, занимающего доминирующее положение услуг по хранению авиационного топлива с установлением не соответствующих требованиям пункта 4.14.1 Правил формирования тарифов № 241 привела к ущемлению (созданию угрозы ущемления) прав и законных третьих лиц в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах факт нарушения РКП «А» антимонопольного законодательства установлен Комиссией Тывинского УФАС России настоящим решением.

В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), а также предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства (подпункт «е» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

В то же время из представленных материалов следует, что РКП «А» устранило замечание, исправило условия проекта договора и с ООО «А» заключен договор № 10/2020 от 30.10.20 года, кроме того, между АО Авиакомпания «И» и РКП «А» заключено дополнительное соглашение от 29.12.2020 к Договору на оказание услуг по хранению топлива № «...» от 19.09.2019 года в силу которого стороны составили и подписали протокол согласования цены на основании Постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 25.12.2020 года. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что РКП «А» со своей стороны предприняло всевозможные меры для добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-16/2019 пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи РКП «А» предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Решением Тывинского УФАС России от 18.03.2021 года по делу № 017/01/10-33/2020 РКП «А» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по хранению авиационного топлива, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в виде установления для контрагентов тарифов за хранение тонны авиационного топлива с ограничениями по срокам.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, которые регулируются посредством законодательно установленного запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях (бездействии) РКП «А» выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в виде установления для контрагентов тарифов за хранение тонны авиационного топлива с ограничениями по срокам.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо – РКП «А».

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной и выражается в том, что РКП «А», имея возможность своевременно и с соблюдением требований действующего законодательства исполнить обязательства, таких действий не предприняло.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У РКП «А» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно заключать договоры с хозяйствующими субъектами на хранения авиационного топлива в соответствии с установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Предприятием не представлено доказательств, подтверждающих наличие у общества объективных препятствий для исполнения требований действующего законодательства и свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, а равно принятие РКП «А» каких-либо мер по устранению нарушений.

Следовательно, РКП «А» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях (бездействии) Предприятия.

Таким образом, юридического лицо - РКП «А», как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг хранения авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частями 3.2, 3.3   статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность РКП «А», предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5.КоАП РФ, не установлено.

Правонарушение выявлено в 2020 году, следовательно, для расчета штрафа используется выручка РКП «А» за 2019 год.

Совокупный размер выручки РКП «А» за 2019 год составил – 262 629 000 (Двести шестьдесят два миллиона шестьсот двадцать девять тысяч) рублей 00 копеек.

Выручка РКП «А» от реализации услуги по хранению авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва за 2019 год составила – 7 123 000 (Семь миллионов сто двадцать три тысячи) рублей 00 копеек.

Поскольку правонарушение совершено на рынке услуг хранения авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва, реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам, то согласно абзаца 2 части 2 статьи 14.31. КоАП РФ применяется размер штрафа от  0,003 до 0,03, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки и не менее 100 000 (сто тысяч) рублей.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на РКП «А» составляет:

МаксШ = 0,03 от размера выручки от реализации услуг по хранению авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва 7 123 000 рублей х 0,03 = 213 690,0 рублей.

МинШ = 0,003 от размера выручки от реализации услуг по хранению авиационного топлива в целях обеспечения заправки воздушных судов, оказываемых в аэропорту города Кызыла Республики Тыва 7 123 000 рублей х 0,003 = 21 369 рублей.

БШ = (213 690 рублей - 21 369)/2 + 21 369 = 117 529,5 рублей (сто семнадцать тысяч пятьсот двадцать девять) рублей 5 копеек, что не более 1/50 совокупного размера суммы выручки (262 629 000/50= 5 252 580 рублей) и не менее 100000 (сто тысяч) рублей.

Согласно пункту 2 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

В примечании 2 к статье 14.31 КоАП РФ императивно указано, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

Таким образом, данной нормой закона предусмотрены особенности учета смягчающих обстоятельств при назначении административного наказания за конкретное правонарушение, в силу чего предусмотренный примечаниями 2 к статье 14.31 КоАП РФ перечень смягчающих обстоятельств не подлежит расширительному толкованию.  

Доводы представителя РКП «А», изложенные в письменных пояснениях (вх. № 2368 от 18.05.2021 года) аналогичны заявленным в ходе рассмотрения дела №  017/01/10-33/2020 и отклоняются по указанным в решении Тывинского УФАС России от 18.03.2021 года по делу № 017/01/10-33/2020 и в настоящем постановлении обстоятельствам. 

РКП «А» указывает на наличие двух обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а именно:

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному органу осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Тывинским УФАС России установлено наличие одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а именно: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение. Факт добровольного прекращения РКП «А» противоправного поведения до вынесения ему Тывинским УФАС России предписания по делу № 017/01/10-33/2020 подтверждается тем, что РКП «А» исправило условия проекта договора и с ООО «А» заключен договор № 10/2020 от 30.10.20 года, кроме того, между АО Авиакомпания «И» и РКП «А» заключено дополнительное соглашение от 29.12.2020 к Договору на оказание услуг по хранению топлива № «...» от 19.09.2019 года в силу которого стороны составили и подписали протокол согласования цены на основании Постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 25.12.2020 года.

В то же время указанный РКП «А» иное обстоятельство, смягчающие административную ответственность не может быть принято во внимание в силу следующего.

Материалами дела не подтверждается тот факт, что РКП «А» оказывало какое-либо содействие Тывинскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. При этом должностное лицо Тывинского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган вправе получать необходимую информацию у хозяйствующих субъектов. При исполнении корреспондирующей данному праву обязанности предполагается представление сведений, соответствующих действующему законодательству.

Таким образом, при расчете административного штрафа, с учетом требований статьи 14.31 КоАП РФ, во внимание должно быть принято одно смягчающее обстоятельство, указанное Предприятием (добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение).

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения

Учитывая наличие смягчающего обстоятельства в виде добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, сумма штрафа подлежит уменьшению на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Следовательно, в соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ с учетом смягчающего обстоятельства сумма штрафа, налагаемая на РКП «А» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составит:

БШ - (МаксШ - МинШ)/8 = 117 529,5 - (213 690,0 - 21 369)/8 = 93 389 (девяносто три тысячи триста восемьдесят девять) рублей 38 копеек.

Поскольку указанный размер штрафа, налагаемого на РКП «А» менее 100 000 рублей (93 389,38 рублей), то в силу санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер штрафа, налагаемого на РКП «А», не может быть менее 100 000 (ста тысяч) рублей.

Вместе с тем, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (пункт 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Руководствуясь положениями статьи 4.1 КоАП РФ и принимая во внимание вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, а именно, тяжелое материальное положение юридического лица, подтверждаемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, а также ухудшение финансового положения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции должностное лицо полагает возможным привлечь РКП «А» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей

Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела – период с 2019 по 2020 год.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.7, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо – Республиканское казенное предприятие «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» ИНН 1701047200, ОГРН 2181719038356, КПП 170101001, дата регистрации: 25.03.2010 года, юридический адрес: 667008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 137 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на юридическое лицо – Республиканское казенное предприятие «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» ИНН 1701047200, ОГРН 2181719038356, КПП 170101001, дата регистрации: 25.03.2010 года, юридический адрес: 667008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 137 административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного на его обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.

Примечание:

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России, адрес: 667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122А, 2 этаж).

ИНН 1701044223; КПП 170101001.

Код бюджетной классификации: 16111601141010031140.

Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).

р/с 40102810945370000080 в Отделение НБ Республики Тыва г. Кызыл

БИК: 019304100.

ОКТМО: 93701000.

Назначение платежа: Штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

УИН: 16100500000000965911

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Согласно части 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

 В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

 

 

Руководитель управления                                                                         "..."

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны