Решение №5-4236 Решение по жалобе ООО "ГК "Юг-Энерго" от 24 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 017/07/3-22/2021

 

       Резолютивная часть решения объявлена 20.08.2021 года

 

       Решение в полном объеме изготовлено 24.08.2021 года

 

«24» августа 2021 года                                                                                     г. Кызыл

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии: «…» – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

«…» – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием плагина «TrueConf»:

от подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Юг-Энерго» (далее – ООО «ГК «Юг-Энерго»):

- «…», действующая на основании доверенности от 20.02.2021 года б/н,

при участии в рассмотрении жалобы на заседании Комиссии:

от Государственного автономного учреждения «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва»:

- «…», генеральный директор (Выписка из ЕГРЮЛ);

- «…», действующий на основании доверенности от 28.07.2021 года б/н,

рассмотрев жалобу (вх. № 3780 от 12.08.2021 года) ООО «ГК «Юг-Энерго» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045 на поставку дизельных электростанций и в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Жалоба подана в Тывинское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 указанного закона, в связи с чем, принята к рассмотрению.

Тывинским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы и оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Согласно жалобе ООО «ГК «Юг-Энерго» его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика и его комиссии по осуществлению закупок:

1.) комиссией по осуществлению закупок заказчика неправомерно принято решение об отклонении заявки участника закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго»);

2.) заказчиком в документации о закупке установлено требование к конкретному товару производителя ООО «МегаВатт».

На заседании Комиссии представитель ООО «ГК «Юг-Энерго» поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее:

1.) участником закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго») в составе своей заявки не представлены сертификат соответствия на электроагрегаты дизельные 1, 2, 3 степени автоматизации марки «MW-Power» и сертификат соответствия на блок-контейнер утепленный, торговой марки «МВ». Кроме того, срок поставки, предложенный участником закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго»), не соответствует требованиям документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045;

2.) требование к конкретному товару производителя ООО «МегаВатт» установлено заказчиком в документации о закупке в связи с эксплуатационными характеристиками (шаговая доступность запасных частей, приспособленность к отечественному топливу, уверенный пуск в холодных условиях, возможность самостоятельно отремонтировать при его эксплуатации).

Рассмотрев жалобу и выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) указанный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе автономными учреждениями.

В силу частей 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц заказчик рассматриваемой закупки является автономным учреждением.

Протоколом Наблюдательного совета от 05.06.2018 года № 1 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва».

Протоколом Наблюдательного совета от 15.04.2020 года № 1 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва» в новой редакции (далее – Положение).

Таким образом, Государственное автономное учреждение «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва» является автономным учреждением и при осуществлении закупок руководствуется нормами Закона о закупках и Положением.

Так, приказом Государственного автономного учреждения «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва» от 28.07.2021 года № 13-од принято решение о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку дизельных генераторов.

Государственным автономным учреждением «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва» в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.07.2021 года размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045 на поставку дизельных электростанций, начальная (максимальная) цена договора: 24 130 000 рублей.

Согласно протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме № 32110520045 от 11.08.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 5 заявок участников закупки, из которых комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии только одной заявки участника закупки (ООО «МегаВатт») требованиям документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045.

Заявка участника закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго») признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 по следующему основанию:

«Отсутствие обязательных документов в Части 3 (3. Сертификат соответствия на электроагрегаты дизельные 1, 2, 3 степени автоматизации марки «MW-Power». Серийный выпуск. № РОСС.RU.НА36.H06788 от 27.03.2019 г. 4. Сертификат соответствия на блок-контейнер утепленный, торговой марки «МВ» по ГОСТ 22853-86. Серийный выпуск. № РОСС.С-RU.НP15.H06186/20 от 09.06.2020 г.)».

Согласно протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме № 32110520045 от 11.08.2021 года победителем запроса предложений в электронной форме № 32110520045 признана заявка участника закупки (ООО «МегаВатт»).

1.) Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2), требования к участникам такой закупки (пункт 9).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3.1 части 3 статьи 22 Положения – документация запроса предложений должна содержать требование в отношении закупаемого товара (подпункт 2), требование к участникам закупки (подпункт 4), требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки (подпункт 5).

В пункте 14 раздела 3 части 1 документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 установлено требование к содержанию и составу заявки, а именно заявка для участия в закупке должна содержать, в том числе следующие документы:

- документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям: сертификат качества товара, паспорт качества товара;

- соответствующая документация касаемо технического задания запроса предложений.

Часть 3 документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 (техническое задание) предусматривает обязательное наличие в составе заявки следующих документов:

- декларация о соответствии на электростанции, электроагрегаты ЕАЭС № RU Д-RU.HB27.B.03209/20 от 23.01.2020 года;

- сертификат пожарной безопасности № РОСС.RU.32079.04СПБ1.ОС01.970 степень огнестойкости здания – II; класс конструктивной пожарной опасности здания – С0 по СНиП 21-01-97;

- сертификат соответствия на электроагрегаты дизельные 1, 2, 3 степени автоматизации марки «MW-Power». Серийный выпуск. № РОСС.RU.НА36.H06788 от 27.03.2019 года;

- сертификат соответствия на блок-контейнер утепленный, торговой марки «МВ» по ГОСТ 22853-86. Серийный выпуск. № РОСС.С-RU.НP15.H06186/20 от 09.06.2020 года.

Таким образом, документация запроса предложений в электронной форме № 32110520045 предусматривает обязательное наличие в составе заявки участника закупки определенного перечня документов (в частности, сертификат соответствия на электроагрегаты дизельные 1, 2, 3 степени автоматизации марки «MW-Power». Серийный выпуск. № РОСС.RU.НА36.H06788 от 27.03.2019 года и сертификат соответствия на блок-контейнер утепленный, торговой марки «МВ» по ГОСТ 22853-86. Серийный выпуск. № РОСС.С-RU.НP15.H06186/20 от 09.06.2020 года), следовательно, указанные документы должны быть представлены участником закупки в составе своей заявки.

Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участником закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго») в составе своей заявки указанные документы (сертификат соответствия на электроагрегаты дизельные 1, 2, 3 степени автоматизации марки «MW-Power». Серийный выпуск. № РОСС.RU.НА36.H06788 от 27.03.2019 года и сертификат соответствия на блок-контейнер утепленный, торговой марки «МВ» по ГОСТ 22853-86. Серийный выпуск. № РОСС.С-RU.НP15.H06186/20 от 09.06.2020 года) не представлены.

Как следует из пункта 2.9 раздела 2 части 1 документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045, заказчик принимает решение о допуске или не допуске участников закупки на основании соответствия заявок, в том числе по критерию допуска ‒ наличие документов, определенных закупочной документацией, и корректность их оформления. Заказчиком проводится проверка полноты и достоверности информации и документов, предоставленных в составе заявки, по результатам которой заказчик вправе отклонить заявку участника закупке в случае          наличия в предоставленных в составе заявки документах недостоверных и/или неполных сведений об участнике или о закупаемой продукции.

Поскольку участником закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго») в составе своей заявки не представлены документы, установленные документацией запроса предложений в электронной форме № 32110520045, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок заказчика по отклонению заявки участника закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго») на основании непредставления запрашиваемых документов не противоречат положениям законодательства о закупках, Положения и документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045.

В свою очередь, довод представителей заказчика о несоответствии срока поставки, предложенного участником закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго»), требованиям документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 не принимается Комиссией Тывинского УФАС России, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отклонения заявки участника закупки (ООО «ГК «Юг-Энерго») в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 11.08.2021 года.

Таким образом, довод ООО «ГК «Юг-Энерго» о неправомерности принятия комиссией по осуществлению закупок заказчика решения об отклонении его заявки является необоснованным.

2.) Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1);

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пункт 2);

- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев (пункт 3):

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Кроме того, согласно части 2 статьи 10 Положения – требования к предмету закупки не должны приводить к ограничению числа участников закупки, и как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупки, в частности, в результате установления требований к поставляемому товару, которым соответствует товар единственного производителя, в том числе указания на товарный знак, модель, марку товара без сопровождения знака «или эквивалент», «или аналог» и определения параметров эквивалентности, за исключением случаев необходимости обеспечения технологической совместимости предмета закупки с товаром, имеющимся у заказчика, а также случае закупки уникального (наилучшего) товара из товаров, имеющихся на соответствующем товарном рынке.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики товара установлены в части 3 документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 (техническое задание), согласно которому заказчиком закупается дизельная электростанция 32 кВт MW-Power AD32C-T400-1P с двигателем «Д-246.1», генератором «Marelli MXB 180 MA4», блок-контейнером «Энергомодуль МВ 3х1,5х2 СП50 неавтоматизированный».

Как указано выше, заказчиком в документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 установлено требование к содержанию и составу заявки о наличии сертификата соответствия на конкретный товар.

Вместе с тем, документация запроса предложений в электронной форме № 32110520045 не предусматривает возможности поставки эквивалентного товара (дизельной электростанции), что также прямо следует из письменных и устных пояснений заказчика, согласно которым требование к конкретному товару установлено заказчиком в связи с эксплуатационными характеристиками (шаговая доступность запасных частей, приспособленность к отечественному топливу, уверенный пуск в холодных условиях, возможность самостоятельно отремонтировать при его эксплуатации).

Однако, данное обстоятельство не относится к перечню случаев, указанных в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и части 2 статьи 10 Положения.

Иных доказательств, позволяющих заказчику осуществить закупку конкретного товара с указанием товарного знака (марки, модели) без сопровождения слов «или эквивалент» (без возможности поставки эквивалентного товара), в материалах дела № 017/07/3-22/2021 отсутствуют, заказчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, совокупность установленных обстоятельств свидетельствует об установлении заказчиком в документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 требований к конкретному товару с указанием товарного знака (дизельная электростанция 32 кВт MW-Power AD32C-T400-1P с двигателем «Д-246.1», генератором «Marelli MXB 180 MA4», блок-контейнером «Энергомодуль МВ 3х1,5х2 СП50 неавтоматизированный») без предоставления участникам закупки возможности поставить (предложить) эквивалентный товар, что привело (могло привести) к ограничению количества участников закупки.

Данный факт также подтверждается протоколом рассмотрения и оценки заявок от 11.08.2021 года, согласно которому из 5 заявок участников закупки только одна заявка участника закупки – ООО «МегаВатт», являющегося одновременно изготовителем данного товара (сертификат соответствия, декларация о соответствии), признана соответствующей требованиям, установленным документацией запроса предложений в электронной форме № 32110520045.

На основании изложенного, заказчиком в нарушение части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 установлены требования к товару, ограничивающее количество участников закупки.

Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Таким образом, довод ООО «ГК «Юг-Энерго» об установлении в документации о закупке требования к конкретному товару производителя ООО «МегаВатт» является обоснованным.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что договор по результатам запроса предложений в электронной форме № 32110520045 не заключен и процедура заключения договора приостановлена по требованию антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ГК «Юг-Энерго» обоснованной.

2. Установить в действиях заказчика – Государственного автономного учреждения «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва» нарушение части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части установления в документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.

3. Выдать заказчику – Государственному автономному учреждению «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва» и оператору электронной торговой площадки – ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.

 

 

Председатель Комиссии

         «…»

 

 

Члены Комиссии

         «…»

 

 

          «…»

 

 

 

Примечание:

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Номер дела в Базе решений ФАС России, размещенного на официальном сайте ФАС России https://br.fas.gov.ru – 017/07/3-239/2021.

Связанные организации

Связанные организации не указаны