Постановление №4-1961 Постановление по делу № 017/04/14.31-59/2021 от 16 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № 017/04/14.31-59/2021

 

г. Кызыл                                                      ул. Комсомольская, д. 122 А, 2 этаж, каб. 9

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 года

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) <…>,  руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 24.02.2021 года и иные материалы дела № 017/04/14.31-59/2021 об административном правонарушении в отношении юридического лица – Акционерного общества «Тываэнерго» (далее - АО «Тываэнерго»), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № 017/04/14.31-59/2021 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица – АО «Тываэнерго» (уведомление АО «Почта России» от 12.04.2021 года с почтовым идентификатором 80086859715872), в присутствии представителя АО «Тываэнерго» - <…> действующего на основании доверенности № 00/191/06 от 15.01.2021 года.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «Тываэнерго» от дачи пояснений отказался, дополнительных сведений и документов в материалы дела не представил.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 017/04/14.31-59/2021, прихожу к следующему:

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено Решением Тывинского УФАС России от 02.02.2021 года по делу № 017/01/10-38/2020.

В адрес Тывинского УФАС России 07.07.2020 года (вх. № 3773) поступило заявление Председателя Садоводческого некоммерческого товарищества №12 (далее – СНТ № 12, заявитель, товарищество) на действия АО «Тываэнерго» в части навязывания невыгодных условий договора и ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Из содержания заявления установлено следующее:

Между СНТ №12 и АО «Тываэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения от 07.12.2015 года № 3090 (далее – Договор), согласно которому точкой поставки электрической энергии является Республика Тыва, г. Кызыл, урочище Сукпак (левобережные дачи).

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что определение объема электрической энергии осуществляется на основании данных полученных с использованием указанных в настоящем договоре прибора учета.

В качестве точки поставки по договору энергоснабжения указано: Садоводческое общество, г. Кызыл, урочище Сукпак (левобережные дачи) прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №09912617, который установлен в трансформаторной подстанции № 10/0,4кВ.

Из акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года №1134 трансформаторная подстанция находится на балансовой принадлежности заявителя.

Прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №09912617 согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 01.10.2018 года заменен на новый прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №35372586.

Вместе с тем, прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №35372586 согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии №082н от 31.10.2018 заменен на новый прибор учета ДИЭ «РиМ 384.02 №001047, ДИЭ РиМ 384,02 №001046 РиМ 040.03-12 (место установки прибора учета: РУ- ЮкВ на опоре № б/н Ф-9-02), однако, согласно акту разграничения балансовой принадлежности от 18.12.2013 года № 1134, участок, на котором установлены новые приборы учета, СНТ № 12 не принадлежат, документы на данные объекты у СНТ № 12 отсутствуют, АО «Тываэнергосбыт» дополнительного соглашения с СНТ №12 об изменении схем расчета в части изменения прибора учета не заключало.

Однако, АО «Тываэнергосбыт» в одностороннем порядке, без согласия заявителя стало производить расчеты по показаниям прибора учета № 001047, №001046 и выставлять заявителю счет-фактуры на оплату за потребленную электроэнергию по показаниям прибора учета № 001047, №001046, находящегося на балансовой принадлежности АО «Тываэнергосбыт» и не указанного в договоре энергоснабжения.

Более того, исходя из заявления следует, что согласно выставленным АО «Тываэнергосбыт» расчетам СНТ № 12 предъявляются потери, которые, как поясняет заявитель, в случае расчета по прибору учета № 001047, № 001046 не могут быть понесены сетевой организацией, поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности АО «Тываэнерго» и СНТ №12.

27.05.2020 года СНТ № 12 подало заявление в адрес АО «Тываэнерго» с просьбой перенести границы балансовой принадлежности на фактическую границу СНТ № 12, проходящую по внешней границе земельного участка, территории СНТ № 12, и внести соответствующие изменения в акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности от 18.12.2013 года. Также, просило прибор учета РиМ № 00146, №00147 установленный 31.10.2018 года снять и демонтировать, расчеты по его показаниям не производить, поскольку данный прибор учета, расположен не на границе балансовой принадлежности СНТ № 12. 

09.06.2020 года АО «Тываэнерго» направило в адрес СНТ № 12 письмо от 09.06.2020 года № 1.9/1.4/2915-исх. согласно которому основания для демонтажа расчетного прибора учета отсутствуют, в связи с тем, что согласно акта раздела границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № 1134 от 18.12.2013 г. граница балансовой принадлежности между сетями СНТ № 12 и сетями ПК «ДСТ» проходит в месте вязки линейного провода к магистральному на изоляторах опоры № 35 фидера 9-02. Соответственно, линейный разъединитель 10 кВ., отходящая линия 10 кВ. трансформаторная подстанция 10/04 кВ. (S=400 кВА) и обходящие линии 0,4 кВ. находятся на балансе СНТ № 12. Данный акт подписан в трехстороннем порядке, собственниками сетей. Следовательно, спорный прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности СНТ № 12.

Для полного и всестороннего изучения вышеуказанного заявления Тывинским УФАС России были направлены запросы в адрес АО «Тываэнергосбыт», АО «Тываэнерго» (исх. № 4-4726 от 08.09.2020 г., исх. № 4-4072 от 06.08.2020 г.).

По результатам рассмотрения заявления СНТ № 12, а также представленных АО «Тываэнерго», АО «Тываэнергосбыт» информации (вх. № 4267 от 13.08.2020 года, вх. № 4589 от 14.09.2020 года, вх. № 4902 от 16.09.2020 года), Тывинским УФАС России 25.09.2020 года выдано Предупреждение АО «Тываэнерго» о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым АО «Тываэнерго» необходимо было:

- в течение 30 (тридцати) дней со дня получения Предупреждения совершить исчерпывающие действия по внесению изменений (уточнений) в договор № 3090 от 07.12.2015 года с СНТ № 12, в части имеющегося у СНТ № 12 прибора учета согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134, а так же  принять меры по разграничению балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом права собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами и привести правоотношения, касающиеся определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) в соответствие с требованиями  пунктов 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, пункта 13 Правил  недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

- в течение 5 (пяти) дней со дня исполнения вышеуказанных действий направить в адрес АО «Тываэнергосбыт» информацию о допущенных в эксплуатацию приборов учета (расчетного, контрольного)), а также о границах балансовой принадлежности электросетей между АО «Тываэнерго» и СНТ № 12 в целях внесения изменений (уточнений) в договор.

В связи с невыполнением предупреждения в установленный срок и в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Тывинским УФАС России приказом от 25.11.2020 года № 300 возбуждено дело № 017/01/10-38/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Тываэнерго» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании СНТ № невыгодных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии посредством непринятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре № 3090 от 07.12.2015 года прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО «Тываэнерго» данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре № 3090 от 07.12.2015 года разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами.

Определением от 25.11.2020 года рассмотрение дела № 017/01/10-38/2020 в отношении АО «Тываэнерго» назначено на 22.12.2020 года в 15 часов 30 минут, АО «Тываэнергосбыт» привлечено в качестве заинтересованного лица.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от СНТ № 12 поступили сведения и надлежащим образом заверенные копии документов (вх. № 6417 от 17.12.2020 года), запрошенные определением от 25.11.2020 года.

Приказом Тывинского УФАС России № 312 от 22.12.2020 года в состав Комиссии по рассмотрению дела 017/01/10-38/2020 внесены изменения, а именно вместо члена Комиссии Дамба-Хуурак Ч.О., в состав комиссии введена членом Комиссии Орус-оол Е.А.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «Тываэнерго» пояснил, что сетевой организацией расчетный приборы учета электроэнергии перенесены ближе к земельным участкам СНТ № 12. Процедура изменения места установки и допуска прибора учета в эксплуатацию была 02.12.2020 года. Также представитель АО «Тываэнерго» пояснил, что в связи с загруженностью сотрудников сетевой организации из-за перехода населения к автоматизированной информационно-измерительной системе коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) АО «Тываэнерго» не смогло вышеуказанную процедуру осуществить в установленные Тывинским УФАС России сроки. Также представитель «АО «Тываэнерго» пояснил, что между АО «Тываэнерго» и СНТ № 12 договор оказания услуг по передаче электрической энергии, на который сделана ссылка в определении Тывинского УФАС России от 25.11.2020 года, не заключен.

Представитель СНТ № 12 пояснил, что АО «Тываэнерго» не направило в адрес СНТ № 12 акты, подтверждающие перенос приборов учета электроэнергии ближе к границе балансовой принадлежности. 26.11.2020 года в адрес СНТ № 12 поступило письмо от сетевой организации, в соответствии с которым процедура изменения места установки и допуска прибора учета в эксплуатацию запланирована на 02.12.2020 года. В этот день сотрудники АО «Тываэнерго» перенесли приборы учета ближе к границе СНТ № 12. Позже, в адрес СНТ № 12 сетевая организация направило однолинейную схему для ознакомления. Однако, акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в адрес СНТ № 12 для подписания не направлен.  27.11.2020 года от АО «Тываэнергосбыт» поступило в адрес СНТ № 12 дополнительное соглашение о внесении изменений в договор № 3090 от 07.12.2015 года, в части расчетного прибора учета. На что СНТ № 12 направила в адрес АО «Тываэнергосбыт» возражение, где садовое общество указывает, что не согласно с условиями дополнительного соглашения, в связи с тем, что прибор учета РИМ 384 № 001047, № 001046 установлен не на границе балансовой принадлежности, граница балансовой принадлежности между АО «Тываэнерго» и СНТ № 12 не согласована и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не подписан. 

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-38/2020, изучив материалы дела, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к выводу о необходимости принятия заключения об обстоятельствах дела, в связи с чем, рассмотрение дела определением от 25.12.2020 года отложено на 21.01.2021 года в 15 часов 30 минут.

21.01.2021 года, дело № 017/01/10-38/2020 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенных законных представителей АО «Тываэнерго» (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095854580736), СНТ № 12 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095854580743).

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 017/01/10-38/2020, пришла к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной  экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в 2019 году, по результатам которого установлено, что АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение как субъект естественной монополии в рамках балансовой принадлежности распределительных сетей. 

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в рамках присоединенной сети.

В силу своего доминирующего положения АО «Тываэнерго» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Аналогичные выводы указаны и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.08 N 30) где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 N 1063/12).

Навязывание контрагентам условий договора с точки зрения антимонопольного законодательства следует понимать принуждение контрагента к заключению договора на условиях, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Именно настаивание организации на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для контрагента.

В разделе Х Основных положений № 422 предусмотрены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 140 Основных положений № 442 установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании показаний приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов, предназначенных для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки. Положения настоящего документа, применяемые к приборам учета, применяются к измерительным комплексам, если иное прямо не установлено настоящим документом.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета, измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной или нескольким точкам поставки.

Под интегральным прибором учета для целей настоящего документа понимается прибор учета, обеспечивающий учет электрической энергии суммарно по состоянию на определенный момент времени.

Как следует из пункта 2 Основных положений N 442 точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Согласно пункту 141 Основных положений № 442 для целей определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства используются показания приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на дату допуска (далее - расчетные приборы учета).

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности.

Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности (далее – Акт РБП) от 18.12.2013 года № 1134 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПК «ДСТ» и СНТ № 12 является место вязки линейного провода к магистральному на изоляторах опоры № 35 фидера 9-02.

Пункт 142 Основных положений № 442 предусматривает, что если приборы учета, соответствующие требованиям настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в пункте 136 настоящего документа. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию;

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Расчет величины потерь электрической энергии осуществляется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

При этом приборы учета, расположенные по иную сторону границы балансовой принадлежности от расчетных приборов учета по соглашению сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), могут быть определены как контрольные приборы учета и в указанных в настоящем разделе случаях использоваться для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.

Расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).

Согласно договору энергоснабжения, расчетным прибором учета электрической энергии СНТ №12, являлся прибор учета типа Меркурий 230 Ам-03 №09912617.

Однако, в соответствии с актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 01.10.2018 года, составленного между АО «Тываэнерго» и СНТ №12, прибор учета Меркурий 230 Ам-03 №09912617 снят с расчетов, а прибор учета Меркурий 230 Ам-03 №35372586 допущен в эксплуатацию. В соответствии с Актом проверки расчетных приборов учета от 01.10.2018 года, прибор учета Меркурий 230 Ам-03 №35372586 пригоден для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии, соответствует требованиям нормативно-технической документации.

В соответствии с Актом проверки расчетных приборов учета от 15.10.2020 года, прибор учета Меркурий 230 Ам-03 №35372586 признан непригодным для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии, не соответствующим требованиям нормативно-технической документации, по причине слишком высокой погрешности не соответствующей нормам, углы между векторами тока и напряжения по фазе В и С не соответствуют нормам.

Актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 31.10.2018 года, составленного между АО «Тываэнерго» и СНТ №12, прибор учета ДИЭ РиМ 384.02 №001047, ДИЭ РиМ 384,02 №001046 РиМ 040.03-12 допущен в эксплуатацию, а прибор учета №3537286 тип Меркурий 230 АМ-03 снят с расчетов. 

Абзацем 3 пункта 147 Основных положений предусмотрено, что при установке приборов учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением, приборы учета подлежат установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, при этом необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан позднее.

При отсутствии информации о местах установки приборов учета в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии или отсутствии технической возможности установки прибора учета в указанных местах, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта при его согласии. В случае установки прибора учета в границах балансовой принадлежности смежного субъекта, то такой смежный субъект не вправе требовать платы за установку и последующую эксплуатацию такого прибора учета.

Местом, максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, является место, максимально приближенное к точке поставки, в котором имеется техническая возможность установки прибора учета. При этом объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору будет подлежать корректировке только на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

установка прибора учета по проектным характеристикам мест установки невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) или объектов электросетевого хозяйства и (или) без создания новых объектов капитального строительства;

при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к условиям его установки и эксплуатации, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Условия отсутствия технической возможности установки прибора учета не применяются при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В силу пункта 148 Основных положений, в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, не расположен на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов, объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. Расчет величины потерь в таком случае осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Таким образом, использование прибора учета электрической энергии, установленного за пределами СНТ № 12 в качестве расчетного возможно лишь при условии отсутствия технической возможности установки прибора на границе балансовой принадлежности СНТ № 12 либо соблюдения сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 151 Основных положений.

Пунктом 151 Основных положений предусмотрено, что сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Установка (замена) прибора учета электрической энергии и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев:

с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии);

в иных случаях при нахождении прибора учета в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) - с даты получения обращения потребителя (производителя) электрической энергии, сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности. Обращение в отношении коллективного (общедомового) прибора учета направляется лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений;

с даты выявления истечения срока поверки, срока эксплуатации, неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки в установленном настоящим документом порядке;

с даты признания прибора учета утраченным.

Сетевая организация, имеющая намерение установить либо заменить прибор учета электрической энергии, направляет запрос на установку (замену) прибора учета способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в адрес следующих организаций (лиц):

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии);

собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых планируется установка либо замена прибора учета.

В таком запросе на установку (замену) прибора учета должны быть указаны:

реквизиты и контактные данные лица, направившего запрос, включая номер телефона, а также причины установки либо замены ранее установленного прибора учета;

место нахождения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), в отношении которых лицо, направившее запрос, имеет намерение установить или заменить прибор учета;

предлагаемые места установки прибора учета в случае, если они отличаются от ранее согласованных мест установки, с обоснованием причины изменения места установки;

информация о приборе учета и (или) об ином оборудовании, которые предполагается установить и заменить;

предполагаемые дата и время совершения действий по установке и допуску в эксплуатацию приборов учета (при необходимости допуска в эксплуатацию);

обязанность собственника (владельца) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых планируется установка либо замена прибора учета, по обеспечению допуска сетевой организации к местам установки приборов учета, а также последствия недопуска, предусмотренные настоящим разделом;

обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений, по обеспечению допуска гарантирующего поставщика к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета, а также последствия недопуска, предусмотренные настоящим разделом и жилищным законодательством Российской Федерации;

информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая сетевая организация или гарантирующий поставщик вправе предпринять в случае, если им будет отказано в доступе к месту установки приборов учета (если запрос направляется соответствующими организациями).

Собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса об установке (о замене) прибора учета электрической энергии обязаны либо подтвердить предложенные дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения действий по установке (замене) и допуску в эксплуатацию приборов учета либо согласовать иные дату и (или) время.

Собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) которого предложены места установки прибора учета, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, вправе отказать в установке прибора учета при отсутствии технической возможности установки прибора учета в месте, указанном в запросе на установку (замену) прибора учета. При этом, если таким собственником (владельцем) объектов электросетевого хозяйства является сетевая организация, она обязана указать в своем отказе возможные места установки прибора учета.

В подтвержденные дату и время сетевая организация, гарантирующий поставщик осуществляют действия по установке (замене) прибора учета.

При ненаправлении собственником (владельцем) энергопринимающих устройств сетевой организации (гарантирующему поставщику) в установленный срок ответа на запрос на установку (замену) прибора учета, при получении ответа об отказе в установке прибора учета или при двукратном недопуске к месту установки прибора учета, но не ранее 4 месяцев с момента первого недопуска, прибор учета подлежит установке в ином месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, с уведомлением лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) прибора учета, о смене места установки с указанием адреса такого места иных лиц, которые в соответствии с настоящим пунктом принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

При этом после двукратного недопуска объем потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, объем производства электрической энергии (мощности) и объем электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций), определяются в порядке, предусмотренном пунктом 182 настоящего документа.

Ответственность сетевой организации (гарантирующего поставщика - в отношении коллективного (общедомового) прибора учета), предусмотренная настоящим пунктом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по установке, замене и допуску в эксплуатацию прибора учета не возникает в случае, если причиной неисполнения таких обязанностей стал недопуск к местам установки расчетных приборов учета, в то время как техническая возможность установки прибора учета в ином месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, отсутствует.

Вместе с тем, в адрес Тывинского УФАС России не представлены ни доказательства отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности СНТ №12, ни доказательства соблюдения сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 151 Основных положений.

В соответствии с пунктом 153 Основных положений, допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. Процедура допуска в эксплуатацию прибора учета не требуется в случае, если в рамках процедуры установки (замены) прибора учета сохраняются контрольные пломбы и знаки визуального контроля, установленные ранее при допуске в эксплуатацию соответствующего прибора учета.

Допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется при участии уполномоченных представителей лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска.

По окончании допуска в эксплуатацию прибора учета в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются организацией, осуществляющей допуск в эксплуатацию прибора учета.

Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по форме, предусмотренной приложением N 16 к Правилам технологического присоединения.

При составлении акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию в разделе "прочее" акта указывается выбранный потребителем способ направления уведомления о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).

Согласно пункта 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила технологического присоединения) заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Кроме того, в силу пункта 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

Как установлено ранее, СНТ № 12 направило в адрес АО «Тываэнерго» (вх. АО «Тываэнерго» № 1.9/1929 от 01.06.2020 года) обращение согласно которого СНТ № 12 просит АО «Тываэнерго» перенести границы балансовой принадлежности на фактическую границу СНТ № 12 и внести соответствующие изменения в акт АРБП от 18.12.2013 года. 

Сведения о принадлежности кому-либо линии электропередачи от опоры № 35 фидера 9-02 до границ земельного участка СНТ № 12 отсутствуют.

В свою очередь, АО «Тываэнерго» не представило правоустанавливающие документы на объекты электросетевого хозяйства от опоры № 35 фидера 9-02 до границ земельного участка СНТ № 12.

Согласно правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации бесхозяйной электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации.

Обращение СНТ № 12 в адрес АО «Тываэнерго» об изменении границ балансовой принадлежности свидетельствует о возникновении у СНТ № 12 намерения исключить из акта разграничения балансовой принадлежности указанные линии, в связи с тем, что они не принадлежат СНТ № 12.

В свою очередь, в силу пункта 147 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки.

В рассматриваемом случае, граница балансовой принадлежности между СНТ № 12 и ПК «ДСТ», находится на расстоянии более 400 метров от точки поставки, что не может быть признано максимально приближенным к точке поставки, а именно к садоводческому обществу, что подтверждается фото-фиксацией, сделанной Тывинским УФАС России.

При этом, обращение СНТ № 12 в адрес АО «Тываэнерго» о переносе границы балансовой принадлежности на фактическую границу СНТ № 12 и внести соответствующие изменения в акт АРБП предполагает несогласие с установленными границами. 

Применение для расчета объема потребленной энергии показаний приборов учета, которые не согласованы сторонами и не принадлежат абоненту, нарушает права последнего на доступ к приборам учета, их контроль, влияет на исполнение абонентом обязательств по предоставлению показаний приборов с целью оплаты поставленного ресурса.

В свою очередь, АО «Тываэнерго» обладая информацией о намерении СНТ № 12 исключить не принадлежащие на каком-либо праве им линии электропередач, предвидя обстоятельства, что при изменении границы балансовой принадлежности, прибор учета, установленный СНТ № 12, который по пояснениям дачного общества функционирует, может быть признан расчетным, а следовательно, стоимость потерь и утечек электрической энергии по спорным линиям будут отнесены к АО «Тываэнерго», сетевая организация возложила на дачное общество обязанность по установлению собственника линий электропередач по фидеру 9-02 ВЛ-10 кВ от опоры № 35 до границы земельного участка СНТ № 12, тем самым вводя в  заблуждение СНТ № 12 относительно характера правовых отношений сторон по потреблению электрической энергии.

Более того, действия по признания прибора учета не пригодным для использования, также свидетельствуют о навязывании невыгодных условий договора и злоупотреблении АО «Тываэнерго», как профессиональным участником рынка и наиболее сильной стороной в отношениях, своим доминирующим положением. 

Перечисленные действия АО «Тываэнерго» как субъекта естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, связаны со злоупотреблением профессиональным участником рынка экономической властью доминирующего хозяйствующего субъекта, направлены на настаивание и принуждение СНТ № 12 к принятию условий договора невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в части признания в качестве расчетного прибора учета,  прибор находящийся не в границах балансовой принадлежности садового общества, в том числе, использование при расчетах за электрическую энергию показаний данного прибора учета и не принятия всех предусмотренных действующим законодательством мер по рассмотрению обращения Заявителя, направленного на исключение линий электропередач Фидера 9-02 ВЛ-10 кВ от опоры № 35 до границы земельного участка СНТ № 12.

В результате разногласий, возникших по условиям договора в части определения прибора учета, у СНТ № 12 образовалась задолженность за электрическую энергию.

Согласно пояснениям (вх. № 7859 от 14.09.2020 года) АО «Тываэнерго», СНТ № 12 с даты заключения договора до сентября 2019 года начислялись постоянные потери согласно характеристике объекта и методике расчета потерь, т. к. ранее установленный расчетный прибор учета был расположен не на границе балансовой принадлежности. После установки прибора учета (РИМ 384) сетевой компанией на границе балансовой принадлежности потери предъявлялись ошибочно. В целях урегулирования споров в части начислений за потребленную электроэнергию, в январе 2020 года произведена корректировка в сторону уменьшения ошибочно предъявленных и постоянных потерь (копия письма прилагается).

Однако документов (сведений) подтверждающих соблюдение сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 151 Основных положений № 442 при установке прибора учета № 001047, №001046 не представлено.

Как следует из представленных АО «Тываэнергосбыт» материалов (вх. № 4902 от 16.09.2020 года), начисления за потребленную электрическую энергию, произведенные на основании показаний прибора учета Меркурий 230 Ам-03 № 09912617, который указан в договоре № 3090, в период с января по сентябрь 2018 года составляли в среднем 619,5 кВт*ч.

Начисление за потребленную электрическую энергию, произведенное на основании показания прибора учета Меркурий 230 Ам-03 № 35372586, который находится в границах дачного общества, за октябрь составило 713 кВт*ч, в сумме 141 003,81 рублей, а начисления за потребленную электрическую энергию, произведенные на основании показания спорного прибора учета № 001047, № 001046 в разы увеличились и в среднем за месяц составляет 158 717 кВт*ч, в сумме 396 914,35 рублей, при этом тариф на электроэнергию и потери электрической энергии после смены прибора учета не изменились.

Так, в октябре 2018 года начисления по прибору учета Меркурий 230 Ам-03 № 35372586 составили 141 003,72 рублей, то после смены прибора учета, за ноябрь 2018 года начислены 438 702,44 рублей.

Таким образом, исходя из представленных материалов, следует, что при использовании прибора учета № 001047, №001046 показания прибора учета, а также начисления по этим показаниям увеличились.

Вместе с тем, АО «Тываэнергосбыт» сообщает, что в связи с предъявлением потерь электрической энергии ошибочно, задолженность СНТ № 12 в январе 2020 года (за период с ноября 2018 года по декабрь 2019 года) была скорректирована в сторону уменьшения на 203 524 кВт*ч, в сумме 568496,96 рублей. 

Однако, данное обстоятельство не объясняет увеличение показаний прибора учета, так как без учета скорректированного объема все равно наблюдается значительная разница в начислениях.

Также, Комиссии Тывинского УФАС России сетевой организацией не представлены документы, подтверждающие о принятии сетевой организацией мер по разграничению балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами, а также документы подтверждающие об изменении места установки и допуска прибора учета.

Таким образом, непринятие мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО «Тываэнерго» данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами, указывают на намеренное и недобросовестное использование АО «Тываэнерго» своего доминирующего положения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-38/2020 пришла к выводу о нарушении АО «Тываэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания Садоводческому некоммерческому товариществу № 12, невыгодных условий договора энергоснабжения № 3090 от 07.12.2015 года посредством непринятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО «Тываэнерго» данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре № 3090 от 07.12.2015 года разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами.

Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 29.12.2020 года (исх. № 4-6583 от 29.12.2020 г.) было принято заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-38/2020, направленное в адрес АО «Тываэнерго», СНТ № 12.

АО «Тываэнерго», «СНТ № 12» в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции возражения на заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-38/2020 от 29.12.2020 года в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлены.

Решением Тывинского УФАС России от 02.02.2021 года по делу № 017/01/10-38/2020 АО «Тываэнерго» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания Садоводческому некоммерческому товариществу № 12, невыгодных условий договора энергоснабжения № 3090 от 07.12.2015 года посредством непринятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО «Тываэнерго» данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре № 3090 от 07.12.2015 года разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, которые регулируются посредством законодательно установленного запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях АО «Тываэнерго», выразившихся в навязывании Садоводческому некоммерческому товариществу № 12, невыгодных условий договора энергоснабжения № 3090 от 07.12.2015 года посредством непринятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО «Тываэнерго» данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре № 3090 от 07.12.2015 года разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У АО «Тываэнерго» ималась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства. Однако, Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него объективных препятствий для их соблюдения и свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, а равно принятие Обществом каких-либо мер по устранению нарушения.

Следовательно, субъективная сторона правонарушения характеризуется виной и выражается в том, что АО «Тываэнерго», не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, юридическое лицо – АО «Тываэнерго», как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах территории Республики Тыва, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Правонарушение выявлено в 2020 году, следовательно, для расчета штрафа используется выручка АО «Тываэнерго» от реализации услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за 2019 год.

Совокупный размер выручки АО «Тываэнерго» за 2019 год составил – 1 566 444 000 (один миллиард пятьсот шестьдесят шесть миллионов четыреста сорок четыре тысячи) рубля 00 копеек.

Выручка от реализации услуг по передаче электрической энергии для физических лиц на территории Республики Тыва за 2019 год составила – 456 184 014 (четыреста пятьдесят шесть миллионов сто восемьдесят четыре тысячи четырнадцать) рублей 49 копеек.

Поскольку правонарушение совершено на рынке услуг по передаче электрической энергии, реализация которых осущесвтляется по регулируеым в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам, то согласно примечанию статьи 14.31 КоАП РФ применяется размер штрафа от 0.003 до 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на АО «Тываэнерго», составит:

БШ = (МаксШ - МинШ)/2 + МинШ

МаксШ = 0,03 от размера выручки от реализации услуг по передаче электроэнергии на территории Республики Тыва 456 184 014,49 рублей х 0,03 = 13 685 520,4 рублей.

МинШ = 0,003 от размера выручки от реализации услуг по передаче электроэнергии на территории Республики Тыва 456 184 014,49 рублей х 0,003 = 1 368 552,04 рублей.

БШ = (13 685 520,4 – 1 368 552,04)/2 + 1 368 552,04 = 7 527 036,24 рублей.

В соответствии с пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность учтено неисполнение Предписания Тывинского УФАС России от 02.02.2021 года по делу № 017/04/10-38/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, размер штрафа отягчающего обстоятельства составит:

ОО = (МаксШ - МинШ)/8

ОО = (13 685 520,4 – 1 368 552,04)/8 = 1 539 621,04 рублей.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на АО «Тываэнерго» с учетом отягчающих обстоятельств, составит:

ПШ = БШ + ОО

ПШ = 7 527 036,24 + 1 539 621,04 = 9 066 657,28 рублей.

В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Представленные АО «Тываэнерго» документы, а именно Акт сверки АО «Тываэнерго» с МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по РТ по сводному исполнительному производству № 3 на 01.01.2021 года, подтверждают тяжелое материальное положение юридического лица.

Вместе с тем, согласно отчету о финансовых результатах АО «Тываэнерго» за 2019 год, чистая прибыль АО «Тываэнерго» составило 38 782 000,00 рублей.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность АО «Тываэнерго», предусмотренные статьей 4.2 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.

Обстоятельства, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на АО «Тываэнерго» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, составит: 1 368 552 (один миллион триста шестьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля 04 (четыре) копейки, то есть в размере минимального размера административного штрафа.

Время совершения административного правонарушения: 2020 год.

Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.    

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.7, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо – Акционерное общество «Тываэнерго», виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на юридическое лицо – Акционерное общество «Тываэнерго», административный штраф в размере 1 368 552 (один миллион триста шестьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля 04 (четыре) копейки.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ – постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу административном правонарушении, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.

 

Примечание:

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (для Тывинское УФАС России, л/с 04121873000).

ИНН 1701044223; КПП 170101001.

Код бюджетной классификации: 161 116 01141 01 0031 140.

Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России)/ ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТЫВА БАНКА РОССИИ

Кор/счет: 40102810945370000080

Банковский счет: 03100643000000011200

БИК: 019304100.

ОКТМО: 93701000.

УИН: 16100500000000936385.

Назначение платежа: Штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Согласно части 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

 

 

Руководитель  управления                                                                        <…>

Связанные организации

Акционерное общество "Тываэнерго"
ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566