Решение №4-1500 Об отказе в возбуждении дела от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) 27.01.2021 года (вх. № 318) поступило обращение <А>, направленное Прокуратурой г. Кызыла на действия АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» в части нарушения порядка составления акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1097 от 11.02.2020 года и неправомерном предъявления безучетного потребления электроэнергии, а также в неправомерном введении полного ограничения режима потребления электрической энергии, что привело (могло привести) к ущемлению интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно письменным пояснениям <А>, отраженным в обращении, Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1097 от 11.02.2020 года составлен АО «Тываэнерго» в нарушение требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, АО «Тываэнергосбыт» неправомерно начислило задолженность заявителю, по причине того, что в период составления акта  о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1097 от 11.02.2020 года, а также начисления задолженности, <А> не являлся собственником энергопринимающих устройств на котором установлено безучетное потребление электроэнергии, права собственности на земельный участок, а также на здание (<…>) в соответствии с договором дарения переданы <Б> с 04.03.2019 года.

К письму приложены: заявление (вх. Прокуратуры г. Кызыла от 21.01.2021 года); письмо АО «Тываэнерго» от 28.08.2020 года исх. № 1.9/1.4/4326-исх; выписка из ЕГРН на земельный участок и на здание; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 03.04.2020 года.

В целях установления фактических обстоятельств, Тывинским УФАС России были направлены запросы о предоставлении документов (сведений) в адрес АО «Тываэнерго», АО «Тываэнергосбыт», филиала Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва» (далее – Росреестр по Республике Тыва), заявителя.

Так, 06.04.2009 года, между ОАО «Тываэнерго» и <А> заключен договор № 204-1/25 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с которым стороны обязуются выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям исполнителя для обеспечения энергоснабжения объекта Заказчика – <…> (далее - Объект), расположенной по адресу: <…>, с присоединяемой мощностью – 25 кВт, а заявитель обязуется оплатить стоимость услуг по технологическому присоединению. Также заявителю выданы технические условия на электроснабжение <…>.

12.04.2010 года, ОАО «Тываэнерго» составлен Акт приемки средств расчетного учета, в соответствии с которым произведена замена прибора учета электроэнергии, снят прибор учета ЛЭМ3-3 № 050401, установлен прибор учета Меркурий 230 № 03804675.

10.01.2012 года, между ОАО «Тываэнергосбыт» и <А> заключен договор энергоснабжения № 2665 от 10.01.2012 года, в соответствии с которым гарантирующий поставщик (ОАО «Тываэнергосбыт») осуществляет поставку электроэнергии потребителю (<А>) в точку(-и) поставки через присоединенную сеть, соответствующую техническим регламентам и иным обязательным требованиям, а Потребитель принимает и оплачивает поставленную ему электроэнергию по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

- <…>;

- <…>.

18.11.2013 года, представителем АО «Тываэнерго» составлен Акт технического осмотра средств учета электрической энергии № 035, в соответствии с которым в работе прибора учета Меркурий 230 № 03804675 замечаний не выявлено.

04.03.2019 года, права собственности на земельный участок с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу <…>, а также на здание с кадастровым номером: <…> находящееся на данном земельном участке на основании Договора дарения недвижимости с земельным участком перешли от <А> к <Б> Данные факты подтверждаются представленными Росреестром Республики Тыва в материалы дела Выписками из ЕГРН о переходе прав собственности.

11.02.2020 года, сотрудниками АО «Тываэнерго» <…>, <…> в ходе плановой проверки прибора учета Меркурий 230 АМ-01 № 03804675 на объекте заявителя <…> выявлено безучетное потребленние электроэнергии, в соответствии с которым составлен Акт № 1097 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии, согласно пояснениям АО «Тываэнерго», уведомление потребителя о проведении проверки не требовалось, так как представителем потребителя <…> был предоставлен беспрепятственный доступ к прибору учета. В ходе проверки прибора учета потребителя обнаружен факт безучетного потребления электроэнергии выраженный в самовольном срыве пломбы на вводном коммутационном аппарате, что позволяет обеспечить доступ к токоведущим частям для подключения оборудования помимо прибора учета, на основании которого представителями АО «Тываэнерго» <…> и <…> составлен Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1097 от 11.02.2020 года. Фиксация безучетного потребления электроэнергии (отсутствие пломбы на вводном коммутационном аппарате) осуществлена фотосъемкой на камеру смартфона. Акт составлен, в том числе в присутствии оператора АЗС (представителя потребителя) <…>, двух незаинтересованных лиц <…>, <…>. Период безучетного потребления электроэнергии рассчитан с 01.12.2019 года по 11.02.2020 года, расчет объема электроэнергии составил 45 326 кВтч.

14.02.2020 года, АО «Тываэнерго» направило в адрес АО «Тываэнергосбыт» Акт безучетного потребления № 1097 от 11.02.2020 года.

27.02.2020 года, АО «Тываэнергосбыт» возвратило в адрес АО «Тываэнерго» Акт безучетного потребления № 1097 от 11.02.2020 года на доработку по причине отсутствия подтверждения даты предыдущей проверки.

04.03.2020 года, в дежурную часть УМВД России по г. Кызылу поступило заявление от АО «Тываэнерго», в соответствии с которым у потребителя <А> выявлен факт безучетного потребления электроэнергии, в соответствии с расчетом объема безучетного потребления электроэнергии составил 45 326 кВт, на сумму 316 652,00 рублей, в результате действий потребителя <А> АО «Тываэнерго» нанесен ущерб в крупном размере. Постановлением от 03.04.2020 года, АО «Тываэнерго» отказано в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием достаточных признаков состава преступления.

12.03.2020 года, АО «Тываэнерго» повторно направило в адрес АО «Тываэнергосбыт» Акт безучетного потребления № 1097 от 11.02.2020 года.

В соответствии с расчетом задолженности АО «Тываэнергосбыт», задолженность <А> по объекту АЗС «Саяны» составил 167 609,75 рублей.

13.08.2020 года, сотрудником АО «Тываэнерго» в присутствии <Б> составлен Акт допуска в эксплуатацию прибора учёта электрической энергии на объекте <…> расположенной по адресу: <…>, в соответствии с которым на указанном объект снят прибор учета Меркурий 230 АМ-01 № 03804675, прибор учета СЕ 308 № 011501132521378 допущен в эксплуатацию.

19.08.2020 года, АО «Тываэнергосбыт» направило в адрес <А>, уведомление № 7851 о наличии задолженности: по оплате за потребленную электроэнергию на сумму 168 137,2 рублей, по оплате предварительных платежей со сроком до 10.08.2020 года на сумму 14 649,45 рублей, по пени 768,69 рублей, а также в случае непогашения задолженности в течении 10 дней с момента уведомления с 31.08.2020 года будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

31.08.2020 года, между АО «Тываэнерго» и <Б> составлен Акт об осуществлении технологического присоединения, в соответствии с которым сетевая организация оказала заявителя услугу по технологическому присоединению объекта <…> заявителя в соответствии с техническими условиями № 204-1/25/1 от 31.08.2020 года.

01.09.2020 года, представителем АО «Тываэнерго» <…> в присутствии незаинтересованных лиц <…>, <…>, в отсутствии представителя потребителя составлен Акт о введении ограничения режима потребления электроэнергии № 1397, в соответствии с которым на объекте заявителя <…> произведено полное ограничение электроэнергии.

03.09.2020 года, Мировым судом судебного участка № 7 г. Кызыла Республики Тыва, по заявлению АО «Тываэнергосбыт» о выдаче приказа на взыскание задолженности по акту о неучтенном потреблении электроэнергии № 1097 от 11.02.2020 года с должника <А>, принято решение о взыскании в пользу АО «Тываэнергосбыт» суммы задолженности с <А> в размере 167 609,75 рублей и государственную пошлину в размере 2 293,09 рублей.

15.09.2020 года, АО «Тываэнергосбыт» направило в адрес <А> уведомление № 6335/12 согласно которому точка поставки электроэнергии <…> исключен из договора энергоснабжения № 2665 от 10.01.2012 года заключенного между АО «Тываэнергосбыт» и <Б>, в связи с заключением в отношении данной точки поставки электроэнергии между АО «Тываэнергосбыт» и <Б> договора энергоснабжения № 6160 от 01.10.2020 года.

01.10.2020 года, между АО «Тываэнергосбыт» и ИП <Б>, заключен договор энергоснабжения № 6160, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии Потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги.

Из положений пункта 2.2. договора № 6160, точки поставки электроэнергии по настоящему договору определены в приложении № 4 к договору.

В соответствии с приложением № 4 договора № 6160, точкой поставки является объект <…> расположенная по адресу: <…>.

29.10.2020 года, <Б> направила в адрес АО «Тываэнергосбыт» претензию, в части неправомерного вменения <Б> дополнительной бремени уплаты лишних 82 940 киловатт часов, в соответствии с чем, <Б>, просит заключить дополнительное соглашение об отмене графы «начальные показания» по прибору учета электроэнергии в приложении № 4 договора № 6160 где указано «-82 940».

         02.11.2020 года, в ответ на претензию <Б>, АО «Тываэнергосбыт» направило письмо, согласно которому согласно выписке из ЕГРН права собственности на объект АЗС «Саяны» перешли к <Б> 04.03.2019 года, в соответствии с пунктом 34 (1) основных положений, при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки)) электроэнергии (мощности) при смене собственника энергопринимающего устройства исполнение обязательств по договору, заключаемому новым собственником, начинается с даты возникновения права собственности на энергопринимающее устройство, в связи с чем заключение дополнительного соглашения не представляется возможным.

26.11.2020 года, Мировой суд судебного участка № 7 г. Кызыла Республики Тыва вынес определение об исправлении ошибок, в части изменения суммы взыскания задолженности <А>.

18.01.2021 года, АО «Тываэнергосбыт» направило в адрес <Б>, уведомление № 0601 о наличии задолженности: по оплате за потребленную электроэнергию на сумму 151 589,1 рублей, по оплате предварительных платежей со сроком до 10.01.2021 года на сумму 3 378,35 рублей, по пени 46 522,35 рублей, а также в случае непогашения задолженности в течении 10 дней с момента уведомления с 29.01.2021 года будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, сведения, представленные АО «Тываэнергосбыт», АО «Тываэнерго», Росреестром по Республике Тыва, изучив доводы заявителя, Тывинское УФАС России приходит к следующему:

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательными элементами состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются:

-действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

-специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной  экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

В понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

Из предписаний абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Рассматриваемая форма злоупотребления доминирующим положением ограничена и разделена на два самостоятельных состава:

а) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

б) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Следовательно, не всякое нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики признается в качестве нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, для квалификации действий как злоупотребление доминирующим положением необходимо доказать наличие негативных последствий для конкуренции и (или) интересов других лиц (либо существование реальной угрозы наступления таких последствий) и причинно-следственную связь между рассматриваемыми действиями и такими последствиями.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об электроэнергетике, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения, Правила ограничения), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

10.01.2012 года, между ОАО «Тываэнергосбыт» и <А> заключен договор энергоснабжения № 2665, в соответствии с которым гарантирующий поставщик (ОАО «Тываэнергосбыт») осуществляет поставку электроэнергии потребителю (<А>) в точку(-и) поставки через присоединенную сеть, соответствующую техническим регламентам и иным обязательным требованиям, а Потребитель принимает и оплачивает поставленную ему электроэнергию по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

- <…>, с присоединенной мощностью 25 кВТ, в т.ч. разрешённой мощностью Потребителя 25 кВт;

- <…> с присоединенной мощностью10 кВт, в.ч. разрешенной мощностью Потребителя 10 кВт.

Согласно пункту 172 Основных положений (здесь и далее в ред. от 31.12.2019 года действовавшей на 11.02.2020 года) проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

В соответствии с пунктом 173 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:

полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.

В соответствии с пунктом 174 Основных положений Сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации ответ, содержащий:

согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках) либо предложение об изменении состава планируемых к проверке обслуживаемых им точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень обслуживаемых им точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки;

перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

В соответствии с пунктом 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки приборов учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора);

характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Пунктом 177 Основных положений предусмотрено, что в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет лицу, проводящему проверку, предложение об иных дате и (или) времени, но не позднее 10 рабочих дней со дня предложенной даты, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

Согласно информации, представленной АО «Тываэнерго» (вх. № 449 от 03.02.2021 года) уведомление потребителя о проведении проверки не требовалось, так как представителем потребителя <…> был предоставлен беспрепятственный доступ к прибору учета.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В силу пункта 193 Основных положений № 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:

данные:

о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

о приборах учета на момент составления акта;

о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта фиксируется с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

Пункт 2 Основных положений № 442 устанавливает, что "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

11.02.2020 года, в ходе проверки прибора учета потребителя обнаружен факт безучетного потребления электроэнергии выраженное в самовольном срыве пломбы на вводном коммутационном аппарате, что позволяет обеспечить доступ к токоведущим частям для подключения оборудования помимо прибора учета, на основании которого представителями АО «Тываэнерго» <…> и <…> составлен Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1097. Фиксация безучетного потребления электроэнергии (отсутствие пломбы на вводном коммутационном аппарате) осуществлена фотосъемкой на камеру смартфона. Акт составлен, в том числе в присутствии оператора АЗС (представителя потребителя) <…>, двух незаинтересованных лиц <…>, <…>.

Согласно пояснениям <А> данным в ходе опроса дознавателю ОД УМВД России по г. Кызылу, в том числе следует, что:

- при составлении акта безучетного потребления от 11.02.2020, ни он как лицо, с которым заключен договор энергоснабжения по объекту, ни <Б>, как собственник Объекта не присутствовали, уведомлений в адреса <А>, <Б> о проведении проверки прибора учета электроэнергии по объекту, не поступало;

- <…>, якобы являющейся представителем <А> является мужем сотрудника, работающего на Объекте, не имеет какого-либо отношения к <А> или к <Б> у которго отсутствуют полномочия представлять интересы <А> или <Б> и является незаинтересованным лицом;

- 11.02.2020 года, сотрудник <…> попросила <…> подменить ее на время ее отсутствия, в этот период явились сотрудники АО «Тываэнерго», которые попросили <…> предоставить доступ к прибору учета электроэнергии в целях его проверки, на что <…> предоставил доступ, однако после предоставления доступа к прибору учета электроэнергии <…> непосредственно при осмотре прибора учета электроэнергии не присутствовал, подтвердить наличие (отсутствие) пломбы на прибора учета электроэнергии не может.

Из положений подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения (здесь и далее в ред. от 30.04.2020 года действовавшей на 19.08.2020 года) следует, Ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях, в том числе при неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Согласно подпункта «а» пункта 4 Правил ограничения, Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил.

Согласно пункту 10 Правил ограничения в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления;

б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления. По получении уведомления исполнитель обязан направить уведомление или его копию субисполнителю в течение одного рабочего дня после дня его получения. Если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, она обязана направить аналогичное уведомление лицу, с которым таким потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при условии, что обязательства по этому договору не прекращены на дату уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления;

в) одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

19.08.2020 года, АО «Тываэнергосбыт» направило в адрес <А>, уведомление № 7851 о наличии задолженности: по оплате за потребленную электроэнергию на сумму 168 137,2 рублей, по оплате предварительных платежей со сроком до 10.08.2020 года на сумму 14 649,45 рублей, по пени 768,69 рублей, а также в случае непогашения задолженности в течении 10 дней с момента уведомления с 31.08.2020 года будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

01.09.2020 года, представителем АО «Тываэнерго» <…> в присутствии незаинтересованных лиц <…>, <…>, в отсутствии представителя потребителя составлен Акт о введении ограничения режима потребления электроэнергии № 1397, в соответствии с которым на объекте заявителя <…> произведено полное ограничение электроэнергии.

Вместе с тем, как было указано ранее, 04.03.2019 года, права собственности на земельный участок с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу <…>, а также на здание с кадастровым номером: <…> находящееся на данном земельном участке на основании Договора дарения недвижимости с земельным участком перешли от <А> к <Б>. Данные факты подтверждаются представленными Росреестром Республики Тыва в материалы дела Выписками из ЕГРН о переходе прав собственности.

Из указанного следует, что 11.02.2020 года, факт безучетного потребления был выявлен на объекте, не принадлежащим <А> на каком-либо правовом основании.

Пунктом 4.1.17 договора № 2665, предусмотрено, что Потребитель обязан при освобождении Потребителем занимаемых площадей, совместно с представителем Сетевой организации составить акт о последних показаниях счетчиков и об отключении от электрических сетей, а также провести полный расчет за электроэнергию по день выезда.

Однако, в договоре № 2665 отсутствуют правила о сохранении его действия при изменении потребителя. Отчуждение объекта недвижимости в связи с необходимостью эксплуатации которого заключался договор энергоснабжения, означает прекращение такового невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ), вне зависимости от того, была ли извещена энергосбытовая компания о смене собственника. Договор энергоснабжения предполагает оплату потребленной электроэнергии, в то время как смена собственника здания влечет, по общему правилу, для предыдущего собственника невозможность потребления электрической энергии.

Документов, подтверждающих фактическое потребление <А> электроэнергии на объекте <…> после передачи прав собственности <Б>, в материалы дела сторонами не представлены, следовательно, вменение <А> задолженности в соответствии с актом о неучтенном потреблении электроэнергии, при условии отчуждения объекта недвижимости, не соответствует положениям Основных положений.

Вместе с тем, как было указано ранее, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Переход прав собственности на объект, подтверждает прекращение предпринимательской деятельности, либо иной деятельности приносящей доход, получаемый при пользовании, владении Объектом. Документы, подтверждающие обратное в материалы дела не представлены.

Следовательно, <А> в рассматриваемом случае не является лицом, в понимании, предусмотренном частью 1 статьи 10 закона о Защите конкуренции.

При таких обстоятельствах Тывинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях АО «Тываэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в случае если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 8, 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тывинским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Руководитель управления                                                                    <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны