Постановление б/н постановление от 24 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

ОАО «Тываэнерго»

                                                                          667001, г. Кызыл, ул. Рабочая, д.4.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ПО ДЕЛУ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ № А74-14.31/15

 

31.07.2015 г.

  г. Кызыл

 

Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме    31.07.2015 г.

 

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Ф.А. Хаджиев, руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и иные материалы дела № А74-14.31/15 об административном правонарушении в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества  «Тываэнерго» (далее ОАО «Тываэнерго») 667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, (ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, КПП 170101001, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года),  по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № А74-14.31/15 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного  законного представителя юридического лица – ОАО «Тываэнерго»  (почтовое уведомление от 02.07.2015  года № 699095).

Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением в сфере услуг по передаче электрической энергии выразившееся в нарушении срока технологического присоединения, установленного в п. 16 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года, № 861 на объекты, расположенные по адресу: Республика Тыва г. Кызыл улицы: Вторая Листвянка, д.***, ул. Центральная, д.***, ул. Вторая Лесная, д.****.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 30.03.2015 года  по делу № 04-06-08/04-10-15.

20.10.2014  года (вх.№ 5122) гражданка **** обратилась  в Тывинское УФАС России с заявлением на действия ОАО «Тываэнерго» по факту нарушения предельных сроков выполнения технологического присоединения на объект – жилой дом, расположенный по адресу: г.Кызыл ул. Вторая Листвянка, д. *** г. Кызыла с максимальной присоединяемой мощностью 15 кВт.

Включение сетевой организацией в договор на осуществления технологического присоединения  к электрическим сетям  условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 16 Правил технологического присоединения и содержит признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи  с чем, приказом Тывинского УФАС России № 501 от 21.11.2014 года было возбуждено дело №04-06-08/41-10-14 в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

12.12.2014 года (вх. № 615) в Тывинское УФАС России с заявлением на действия ОАО «Тываэнерго» по факту нарушения предельных сроков выполнения технологического присоединения на объект – жилой дом, расположенный по адресу: г. Кызыл ул. Центральная, д.***   г. Кызыла с максимальной присоединяемой мощностью 5 кВт, обратилась гражданка ****

Приказом Тывинского УФАС России № 559 от 23.12.2014 года  было возбуждено дело № 04-06-08/50-10-14 в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции.

05.02.2015 года (вх. № 454) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гр. ****. на действия ОАО «Тываэнерго» по факту нарушения предельных сроков выполнения технологического присоединения на объект – жилой дом, расположенный по адресу: г.Кызыл ул. Вторая Лесная д.**, **  с максимальной присоединяемой мощностью 15 кВт.

На основании статьи 47 Закона о защите о конкуренции, в результате рассмотрения указанных выше дел Комиссия Тывинского УФАС России приняла решение об объединении дел № 04-06-08/41-10-14 и № 04-06-08/50-10-14 в одно производство ввиду рассмотрения вопроса о нарушения предельных сроков выполнения технологического присоединения на объекты – жилые дома расположенные в одном микрорайоне в восточной части города Кызыла.

Приказом Тывинского УФАС России № 32 от 17.02.2015 года  было возбуждено объединенное дело № 04-06-08/04-10-15 в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции, по которому **** привлечен в качестве  заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/04-10-15 Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.

Между ОАО «Тываэнерго» и гр. **** заключен договор  № 685-1/55 от 25.07.2013 года на осуществление технологического присоединения  к электрическим сетям её жилого дома.

 Согласно пункта 6  раздела 2 вышеуказанного договора сетевая организация-  ОАО «Тываэнерго» обязуется осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям жилой дом, расположенный по адресу г. Кызыл, ул. Вторая Листвянка, д. ***,  согласно условиям которого, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 (шесть) месяцев.

В условии договора содержится указание на то, что максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15  кВт.

В пункте 7 технических условий № 685-1/15  от 25.07.2013 года, являющихся приложением № 1 определена точка присоединения: ближайшая установленная опора, построенной ВЛ-0,4 кВ, отходящей от построенной трансформаторной подстанции (ТП) 10/0,4кВ.

25.07.2013 года между ОАО «Тываэнерго» и гражданкой *** заключено дополнительное соглашение к договору № 685-1/15 от 25.07.2013 года, согласно, которому стороны пришли  к соглашению  об изменении пункта 5 ранее заключенного договора, изложив его в новой редакции: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, не более одного года».

13.08.2014 года  (вх. №1283) гр. *** обратилась письменно в адрес сетевой организации, с заявлением о выполнении  ОАО «Тываэнерго» условий договора, а именно осуществлении мероприятий   технологического присоединения её жилого дома.

В ответ от  02.10.2014 года (исх. № 2537)  ОАО «Тываэнерго» письменно сообщило, что для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, необходимо выполнить ряд мероприятий, всей комплексной застройки микрорайона, в том числе, строительство кабельной линии (КЛ)-10кВ-4 км, строительство отходящих ВЛ-0,4 кВ общей длиной 13150м.

Из ответа  ОАО «Тываэнерго» следует, что  сетевая организация принимает все меры  по исполнению договорных обязательств по технологическому присоединению микрорайона, а именно:  проводится предпроектное обследование микрорайона, выполняются проектно-изыскательные работы, разрабатывается и утверждается проектно-сметная документация, будет производится закупка материалов и оборудования трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ с ТМ 630 кВА, опор, провода марки СИП, необходимых для выполнения работ по технологическому присоединению седьмого микрорайона.

 В материалы дела представлено от ОАО «Тываэнерго» письменное пояснение, о том, что  28.12.2009 года между ОАО «Тываэнерго» и Департаментом капитального строительства Мэрии города Кызыла заключен договор № 757-1/1050 об осуществлении технологического присоединения 144 земельных участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенных в восточной части  города Кызыл  седьмой микрорайон. Размер платы по данному договору определен в соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 10.12.2009 года № 44 и установлен в размере 21 000 000 рублей без учета НДС-24 960 000 рублей.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению -2 года, при условии, что заявитель не нарушает сроки  исполнения своих обязательств.

04.08.2011 года от Департамента капитального строительства поступило письмо о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения в одностороннем порядке.

Учитывая расторжение договора, граждане, получившие земельные участки в 7-ом микрорайоне вынуждены были обращаться в ОАО «Тываэнерго» с заявками на заключение договоров технологического присоединения.

ОАО «Тываэнерго» было обязано заключить с таким лицами договоры технологического присоединения с взиманием платы  в размере  не боле 550 рублей.

Учитывая данные положения законодательства, ОАО «Тываэнерго» ежегодно в рамках тарифной компании обосновывает необходимость включения в необходимую валовую выручку предприятия выпадающих доходов, связанных с выполнением мероприятий по технологическому присоединению.

Однако, для выполнения принятых на себя обязательств по технологическому присоединению, ОАО «Тываэнерго» был заключен договор с подрядчиком на разработку проектной документации. По состоянию на 16.01.2015 года договорные обязательства подрядчиком исполнены, проектная документация разработана.

ОАО «Тываэнерго» проведены необходимые торгово-закупочные процедуры на приобретение материалов и оборудования для выполнения работ по технологическому присоединению. Частичная поставка материалов произведена, окончательная поставка произойдет в первом квартале 2015 года.

  На момент рассмотрения дела доказательств  фактического исполнения технологического присоединения ОАО «Тываэнерго» в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения в материалы дела   не представило.

Между ОАО «Тываэнерго» и гр. **** также как и с гр. **** заключен договор  № 1140-1/5 от 29.10.2013 года на осуществление технологического присоединения  к электрическим сетям её жилого дома.

 Согласно пункта 6  раздела 2 вышеуказанного договора сетевая организация-  ОАО «Тываэнерго» обязуется осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям жилой дом, расположенный по адресу г. Кызыл, ул. Центральная, д.43,  согласно условиям которого, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 (шесть) месяцев.

В условии договора содержится указание на то, что максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителей составляет 5  кВт.

В пункте 7 технических условий № 1140-1/5  от 29.10.2013 года, являющихся приложением № 1 определена точка присоединения: ближайшая установленная опора, построенной ВЛ-0,4 кВ, отходящей от построенной трансформаторной подстанции (ТП) 10/0,4кВ.

29.10.2013 года между ОАО «Тываэнерго» и гражданкой **** заключено дополнительное соглашение к договору № 1140-1/5 от 29.10.2013 года, согласно, которому стороны пришли  к соглашению  об изменении пункта 5 ранее заключенного договора, изложив его в новой редакции: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, не более одного года».

21.05.2014 года  (вх. № 616) гр. **** обратилась письменно в адрес сетевой организации, с заявлением о выполнении  ОАО «Тываэнерго» условий договора, а именно осуществлении мероприятий   технологического присоединения её жилого дома.

29.07.2014 года (вх.№ 1141) гр. **** повторно обратилась  с заявлением в сетевую организацию, с  уведомлением об исполнении со своей стороны пункта 8, 11 технических условий № 1140-1/5 от 29.10.2013 года.

Ответа сетевая организация в адрес гр. *** не направила.

В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «Тываэнерго» ****  пояснил,  что для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, необходимо выполнить ряд мероприятий, всей комплексной застройки микрорайона, в том числе, строительство кабельной линии (КЛ)-10кВ-4 км, строительство отходящих ВЛ-0,4 кВ общей длиной 13150м.

Из пояснений   ОАО «Тываэнерго» следует, что  сетевая организация принимает все меры  по исполнению договорных обязательств по технологическому присоединению микрорайона, а именно:  проводится предпроектное обследование микрорайона, выполняются проектно-изыскательные работы, разрабатывается и утверждается проектно-сметная документация, будет производится закупка материалов и оборудования трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ с ТМ 630 кВА, опор, провода марки СИП, необходимых для выполнения работ по технологическому присоединению седьмого микрорайона.

Таким образом,  доказательств  фактического исполнения технологического присоединения жилого дома гр. **** сетевая организация в материалы дела не представила.

На запрос информации Департаментом капитального строительства  Мэрии города Кызыла, представлены документы и  дано пояснение, что 28.12.2009 года между ОАО «Тываэнерго» и Департаментом капитального строительства Мэрии города Кызыла, был заключен договор № 757-1/1050 об осуществлении технологического присоединения 144 земельных участков под индивидуальное строительство, расположенных по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл 7 микрорайон в восточной части города.

Согласно разделу 2 пункту 2.1. вышеуказанного договора, ОАО «Тываэнерго»   должно было разработать проектно-сметную документацию в отношении обязательств ОАО «Тываэнерго», предусмотренных техническим условиями, а также получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатом инженерных изысканий в порядке, установленном законодательством РФ.

Пунктом 2.1.7. договора установлено, что в течение 15 рабочих дней с момента получения документации, подтверждающих готовность оборудования заявителя (Департамента капитального строительства Мэрии города Кызыла) к приему электрической энергии осуществить фактическое присоединение объектов заявителя.

Со стороны Мэрии г.Кызыла была произведена предоплата в сумме 3 000 000 рублей, но  ОАО «Тываэнерго» свою часть предусмотренную договором не исполнило, в связи с чем, Мэрия города Кызыла  направило уведомление в адрес сетевой организации о расторжении вышеуказанного договора в одностороннем порядке, в связи с неисполнением со стороны сетевой организации условий контракта, что повлекло за собой обращение в арбитражный суд Республики  Тыва  для взыскания необоснованного обогащения.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие бездействие сетевой организации по не исполнению со своей стороны обязательств предусмотренных договором № 757-1/1050, а именно судебные акты арбитражных судов по дела А 69-2149/2012г, переписка между ОАО «Тываэнерго» и Мэрией города Кызыла, уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке.

Таким образом, исходя из имеющихся в  материалах дела документов, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что на протяжении  трех лет, сетевая организация не приступала  к мероприятиям для исполнения договорных обязанностей  по технологическому присоединению 144 земельных участков, а также не предпринимала ни каких мер для урегулирования  разногласий по расторжению договора со стороны Мэрии города Кызыла в одностороннем порядке. Фактически сетевая организация приступила к части выполнения работ только в конце 2014 года.

05.02.2015 года (вх.№ 454) в адрес Тывинского УФАС России  поступило заявление от гр. ****., на действия ОАО «Тываэнерго» по факту нарушения предельных сроков выполнения технологического присоединения на объект – жилой дом, расположенный по адресу: г. Кызыл ул. Вторая лесная, д. № ****  г. Кызыла

Между ОАО «Тываэнерго» и гр. ****  также как и с гр. **** и гр. ***,  заключены договора  № 907-1/15  от 28.05.2014, № 908-1/15 от 28.05.2014 года на осуществление технологического присоединения  к электрическим сетям  жилых  домов,  расположенных по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл ул. Вторая Лесная, д.***.

Согласно пункта 6  раздела 2 вышеуказанных договоров сетевая организация  ОАО «Тываэнерго» обязуется осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям жилых домов, расположенных по адресу г. Кызыл, ул. Вторая Лесная, д. 16,18  согласно условиям которого, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 4 (четырех) месяцев.

В условии договора содержится указание на то, что максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителей составляет 15  кВт.

В пункте 7 технических условий № 1140-1/5  от 29.10.2013 года, являющихся приложением № 1 определена точка присоединения: ближайшая установленная опора, построенной ВЛ-0,4 кВ, отходящей от построенной трансформаторной подстанции (ТП) 10/0,4кВ № 36, S=160кВА.

06.10.2014 года  (вх.№ 1756) гр. ****. обратился письменно в адрес сетевой организации, с заявлением о выполнении  ОАО «Тываэнерго» условий договора, а именно осуществлении мероприятий   технологического присоединения  жилых домов.

09.10.2014 года (вх.№ 1797) гр. **** повторно обратился  с заявлением в сетевую организацию, с  уведомлением об исполнении со своей стороны пункта 8, 11 технических условий № 907-1/15 от 28.05.2014 года и № 908-1/15 от 28.05.2014 года.

22.10.2014 года между ОАО «Тываэнерго» и гр. **** составлен акт допуска приборов учета в эксплуатацию домов № ***  ул. Вторая Лесная.

12.02.2015 года  после обращения гр. *** в Тывинское УФАС России, сетевая организация составила акт о выполнении технических условий № 907-1/15 и № 908-1/15 со стороны потребителя.

Также ОАО «Тываэнерго» составлены акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон согласно договорам № 907 и № 908.

  В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «Тываэнерго» ***  пояснил, что мероприятия со стороны сетевой организации выполнены в полном объеме, акт технологического присоединения будет подписан, после того, как ОАО «Тываэнергосбыт»  утвердит точку поставки электроэнергии на жилые дома потребителя.

Представитель ****., **** возразила по данному доводу, так как акт о технологическом присоединении, со стороны потребителя не подписывался, электроснабжения в домах № 16,18 отсутствует.

В материалы дела  ****., представлены договора, заключенные с гарантирующим поставщиков ОАО «Тываэнергосбыт», энергоснабжения бытового потребителя  от 25.02.2015 года на  жилой дом № ** по лицевому счету № ***, и договор энергоснабжения бытового обслуживания  на жилой дом № *** по лицевому счету №***,

       Таким образом,  при заключенных договорах с гарантирующим поставщиком и установленной   точкой поставки электроэнергии, ОАО «Тываэнерго» договорные условия не выполнило, электроснабжение потребителю не подключено.

На вопрос Комиссии об осуществлении со стороны ОАО «Тываэнерго»  мероприятий присоединения объектов заявителей, лиц участвующих в деле, заявители пояснили, что электрическое присоединение со стороны сетевой организации не осуществлено. 

Выслушав пояснения представителя ОАО «Тываэнерго» и лиц участвующих в деле,  рассмотрев материалы дела № 04-06-08/04-10-15 Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных правил  «Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которая включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности ОАО «Тываэнерго» относится передача электроэнергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной относится распределение электрической энергии.

ОАО «Тываэнерго» согласно статье 3 Закона об электроэнергетике  является сетевой организацией и с 06.10.2000г. Постановлением Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации  включено в реестр субъектов  естественных монополий в топливном – энергетическом  комплексе.

Кроме этого Приказом Красноярского  УФАС России от 18.10.2001г. № 462 включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю более 35 процентов на рынке снабжения электрической энергией (ОКДП 9440100) на территории Республики Тыва.

Таким образом, ОАО «Тываэнерго» является субъектом естественной монополии занимающим доминирующее положение  на рынке  услуг по передачи электрической энергии.

        Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (этот договор является публичным).

Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:

- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

- 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

- 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

Таким образом, применение второго предложения абзаца 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 Закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения.

В договорах № 685-1/55 от 25.07.2013 года (ул. Вторая Листвянка, д.***), №1140-1/5 от 29.10.2013 года (ул. Центральная, д.***), № 907-1/15 от 28.05.2014 (ул. Вторая Лесная, д.**), № 908-1/15 от 28.05.2014 года (ул. Вторая Лесная, д.***), с гражданами: ***., ***. указана максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт, у заявителя ****., максимальная мощность присоединяемых устройств 5 КкВт,  и  классом напряжения до 0,4 кВ.

Таким образом, для данной категории заявителей установлен максимальный срок осуществления технологического присоединения – 6 месяцев.

ОАО «Тываэнерго» в дополнительных соглашениях  к договорам: № 685-1/55 от 25.07.2013 года (ул. Вторая Листвянка, д.***), №1140-1/5 от 29.10.2013 года (ул. Центральная, д.***),  установило срок технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства заявителей  не более 1 (одного) года т.е. сверх установленного нормативными правовыми актами 6-ти месячного срока, что не соответствует пункту 16  Правил технологического присоединения.

Согласно пункту  16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Следовательно, заявитель, энергопринимающие устройство которого соответствует указанному в пункте 17 Правил технологического присоединения, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в переделах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения определено, что под границей участка заявителя принимаются подтверждающее правоустанавливающим документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого  объекта, на котором находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей.

На момент рассмотрения дела №04-06-08/04-10-15 мероприятия по осуществлению технологического присоединения объектов заявителей в установленный 6-ти месячный срок со стороны ОАО «Тываэнерго» не выполнены и не выполнены на момент оглашения резолютивной части решения по настоящему делу. Общество не представило в материалы дела акт о технологическом присоединении объектов заявителей, которые подтверждают  технологическое присоединение.

Тогда как, оформление акта о технологическом присоединении к электрическим сетям наряду с оформлением документов по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является завершающим этапом для заявителя в осуществлении подключения электроэнергии на свой объект.  После выполнения всех процедур по обеспечению подключения к электросетям (начиная с момента подачи заявки и заканчивая выполнением всех электромонтажных работ на участке заявители и сетевой компанией), финальной стадией процедуры является фактические действия сетевой компанией по подаче напряжения  и составления акта о подключении к электросетям после того, как все работы уже выполнены.

В соответствии со статьей 36 Постановления  Правительства РФ от 04.05.2012 N 442   "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

В рассматриваемом случае сетевой организацией не представлены доказательства о выполнении со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям.

Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка заявителя, в том числе, в случае бездействия потребителей по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Результатом вышеперечисленных действий (бездействия) ОАО «Тываэнерго» явилось ущемление интересов граждан которые, не подключив к электрической сети жилые дома, не могут использовать его по назначению, т.е. проживать в нем.

Кроме того, несмотря на имеющиеся в материалах дела документов, ОАО «Тываэнерго» начиная с 2009 года  не осуществило со своей стороны необходимые действия по будущему  подключению энергопринимающих устройств собственников земельных участков, обратного в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «Тываэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении срока технологического присоединения, установленного в п. 16 Правил технологического присоединения.

Решением Тывинского УФАС России по делу № 04-06-08/04-10-15 ОАО «Тываэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения срока технологического присоединения, установленного в п. 16 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года, № 861 на объекты, расположенные по адресу: Республика Тыва г. Кызыл улицы: Вторая Листвянка, д.***, ул. Центральная, д.**, ул. Вторая Лесная, д.***, чем ущемлены интересы граждан.

За совершение субъектом, занимающим доминирующее положение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Уведомлением о составлении протокола от 09.04.2015 г. № 4-943, законному представителю ОАО «Тываэнерго»   предложено явиться 11 мая  2015 г. в 11 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Уведомление на составление протокола получено по юридическому адресу ОАО «Тываэнерго»   16.04.2015 года,  что подтверждается почтовым идентификатором № 66700085157823.

11.05.2015 года на составление протокола законный представитель ОАО «Тываэнерго» не явился, направил представителя **** действующую на основании доверенности от 10.04.2015 года № ***

Протокол составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ОАО «Тываэнерго» в присутствии представителя ****

В протоколе указывалось время и место рассмотрения дела об административном правонарушении 17 июня 2015 г. в 17 часов 30 минут.   Протокол получен по юридическому адресу ОАО «Тываэнерго»  18.05.2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением о получении № 345985.

В назначенное время, 17.06.2015 г. законный представитель ОАО «Тываэнерго»  не явился, направил представителя **** действующую на основании доверенности от 10.04.2015 года № ***, которая представила в материалы дела   документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении  организации и просила данные обстоятельства учесть при наложении административного штрафа.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении  возникла необходимость в получении дополнительных документов по делу, в связи с этим  определением от 17.06.2015 года рассмотрение   дела отложено.

Определением от 17.06.2015 года, рассмотрение дела было назначено на 30.07.2015 года в  17 часов 30 минут.

В назначенное определением 17.06.2015 года время   законный представитель ОАО «Тываэнерго»  не явился, представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, ОАО «Тываэнерго» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена  частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц- пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Продуктовые границы рынка в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии определены исходя из особенностей нарушения (категории заявителей, объекты которых присоединяются к электрическим сетям). Рассматриваемое правонарушение совершено в отношении  физических лиц, имеющих намерение присоединить  принадлежащие им энергопринимающее устройства к электрическим сетям ОАО «Тываэнерго» с целью использования электрическую энергию для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то есть относящихся  к категории «население». В связи с чем, продуктовые границы рынка определены как услуги по передачи электрической энергии, включая услуги по технологическому присоединению, оказываемые лицам, относящихся к категории «население».

Совокупный размер выручки ОАО «Тываэнерго»  за 2013 год составил – 778 778  837 600 (семьсот  семьдесят восемь  миллионов восемьсот тридцать семь  тысяч шестьсот ) рублей.

Выручка от реализации услуг по передачи электрической энергии   относящихся к категории «население» на территории Республике Тыва  за 2013 год составила 206 571 400 руб.

Поскольку правонарушение совершено на рынке услуг по передачи электрической энергии, реализация которых осуществляется по  регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам,  то согласно рекомендациям ФАС России по расчету административного штрафа от 19.01.2012 года  № ИА/1099 применяется размер штрафа от  0,3% до 3%, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки и не менее 100000 (сто тысяч) рублей.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на ОАО «Тываэнерго»  составит:

БШ = (МаксШ - МинШ)/2 + МинШ

МаксШ = 3% от размера выручки от реализации услуг по передачи электрической энергии   на территории Республике Тыва    =206 571 400  х 3% =6 197 142 руб.

МинШ = 0,3% от размера выручки от реализации услуг по передачи электрической энергии относящихся к категории «население»   на территории г. Кызыла  Республики Тыва = 206 571 400  х 0,3% = 619 714,20 рублей.

БШ = (6 197 142-619 714,20)/2 + 619 714,2 = 3 408 428,1 руб.

В соответствии с частями  3.2, 3.3   статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому  лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Представленные ОАО «Тываэнерго» документы, а именно: справки с кредитных организаций об отсутствии  денежных средств на расчетных счетах ОАО «Тываэнерго»,  копии акта сверки с судебными приставами о состоянии сводного исполнительного производства, подтверждают тяжелое материальное положение юридического лица.

Обстоятельства, отягчающие и смягчающие  административную ответственность  ОАО «Тываэнерго»    предусмотренные статьями 4.3, 4.7  КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5.КоАП РФ не установлено.

Сумма административного  штрафа, налагаемая на ОАО «Тываэнерго» с учетом тяжелого финансового  положения, а также с учетом  отягчающих и смягчающих обстоятельств составит:

ПШ=БШ =(МинШ/2)=619 714,20/2=309 857,10 (триста девять тысяч восемьсот пятьдесят семь) рублей 10  копеек.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на ОАО «Тываэнерго»  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31. КоАП РФ, с учетом ст. 4.1. КоАП РФ и отсутствием отягчающих обстоятельств (ст. 4.3. КоАП РФ) составит: 309 857,10  рублей  (триста девять тысяч восемьсот пятьдесят семь) рублей 10  копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.7, 3.5, 4.5. частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1,  статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.    Признать юридическое лицо –  Открытое акционерное  общество  «Тываэнерго» 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, (ИНН 1701029232,  виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2.Наложить на юридическое лицо - Открытое акционерное  общество  «Тываэнерго» административный штраф в размере 309 857,10 рублей  (триста девять тысяч восемьсот пятьдесят семь) 10  копеек.

В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного на его обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).

ИНН 1701044223 КПП 170101001

Код бюджетной классификации: 161 1 16 02010 01 6000 140

Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).

р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ НБ Республики Тыва Банка России г. Кызыл БИК 049304001

ОКТМО: 93701000

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

Идентификатор плательщика: ______________________________________

В  соответствии  с  ч.  5  ст.  3.5 КоАП РФ - сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об  уплате  административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление.

Согласно  ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ  - неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ - при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти  дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

 

 

И. о. руководителя управления                                                                 Ф.А. Хаджиев

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны