Постановление б/н Постановление от 19 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Тываэнерго»

 

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

 ул. Рабочая, д. 4

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № А181-14.31/15

 

г. Кызыл                                                      ул. Красноармейская, 100, 4 этаж,  каб. 29

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2016 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Ооржак А.О., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 04.12.2015 года и иные материалы дела № А181-14.31/15 об административном правонарушении в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Тываэнерго»  (далее - ОАО «Тываэнерго»), ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года, юридический адрес: 667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, по факту совершения  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № А181-14.31/15 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица - ОАО «Тываэнерго» (распечатка почтовых отслеживаний с официального сайта ФГУП «Почта России» по почтовому идентификатору № 66700087020064), в присутствии представителя Бовкуна И.О., действующего на основании доверенности от 25.08.2015 года № 00/221/50.

Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением в сфере услуг по передаче электрической энергии, выразившееся в нарушении порядка составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519 и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии *

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 02.11.2015 года  по делу № 04-06-08/42-10-15.

В адрес Тывинского УФАС России 02.07.2015 года (вх. № 2992)  поступило заявление * на действия ОАО «Тываэнерго» по факту неправомерного составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519.

Из содержания заявления следует, что квартира, расположенная по адресу: г. Кызыл, ул. Дзержинского, д. 6,  принадлежит на праве собственности *, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от 27.12.2012 года б/н. В квартире индивидуальный прибор учета электроэнергии отсутствует, в связи с чем * оплату за потребленную электроэнергию производит в соответствии с нормативом потребления. 07.05.2015 года сотрудники ОАО «Тываэнерго» в присутствии заявителя составили акт о безучетном потреблении электроэнергии. В настоящее время в квартире * установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии.

К заявлению приложены следующие документы: квитанция об оплате услуг по установке индивидуального прибора учета электроэнергии от 09.06.2015 года, счет-извещение по финансово-лицевому счету № 82027 за апрель 2015 года, договор купли-продажи квартиры от 27.12.2012 года б/н, акт о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 24.08.2015  года № 324 возбуждено дело  № 04-06-08/42-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно информации Акционерного общества «Тываэнергосбыт» (далее - АО «Тываэнергосбыт») (вх. № 3856 от 05.08.2015 года) *, проживающий по адресу: г. Кызыл, ул. Дзержинского, д. 6,   является потребителем АО «Тываэнергосбыт». По данному адресу имеется финансово-лицевой счет № 82027. Начисления за потребленную электроэнергию производятся по нормативу для многоквартирных домов, не оборудованных электроплитами с 2-мя проживающими, в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг на территории Республики Тыва, утвержденными постановлением Правительства Республики Тыва от 14.09.2012 года № 491. 07.05.2015 года сотрудниками ОАО «Тываэнерго» был составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии № 5519, в соответствии с которым сумма задолженности за потребленную электроэнергию составила 56921,4 рублей. К пояснениям АО «Тываэнергосбыт» приложены следующие документы: договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2014 года № 9896.42, акт о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519, выписка по финансово-лицевому счету № 82027.

Из письменных пояснений ОАО «Тываэнерго» (вх. № 3929 от 11.08.2015 года) следует, что в соответствии с пунктом 195 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения) объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. В связи с тем, что ранее в отношении потребителя * проверка состояния прибора учета не проводилась, расчет безучетного потребления произведен с 06.11.2014 года.

Согласно пункту 177 Основных положений допуск к прибору учета электроэнергии потребителем был обеспечен добровольно, в то время, как письменное извещение необходимо при не согласии потребителя допустить сотрудников сетевой организации к прибору учета. Токоприемники потребителя * описаны путем визуального осмотра, проведенного совместно с потребителем. Более того, в объяснении потребитель указывает, что не имеет замечаний к составленному акту.

С учетом вышеизложенного ОАО «Тываэнерго» полагает, что факт безучетного потребления электроэнергии * имеет место быть и расчет объемов безучетного потребления электроэнергии произведен в полном  соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/42-10-15 представитель ОАО «Тываэнерго» поддержал письменные пояснения от 11.08.2015 года (вх. № 3929) и дополнительно пояснил, что в квартире заявителя ранее в 2012 году был установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии, что подтверждается выпиской из реестра обходов от 27.02.2012 года и актом технического осмотра средств учета электрической энергии от 27.02.2012 года б/н. Следовательно, факт безучетного потребления электроэнергии *  имеет место быть, в связи с чем сотрудниками сетевой организации правомерно составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519. В настоящее время в квартире заявителя установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 09.06.2015 года б/н.

В ходе рассмотрения  дела № 04-06-08/42-10-15 Комиссией Тывинского УФАС России изучены следующие документы:

-договор купли-продажи квартиры от 27.12.2012 года б/н,

-квитанции об оплате услуг по установке индивидуального прибора учета электроэнергии от 09.06.2015 года,

-счет-извещения по лицевому счету № 82027 за апрель 2015 года,

-акт о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519,

-договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2014 года № 9896.42,

-выписка по финансово-лицевому счету № 82027,

-выписка из реестра обходов от 27.02.2012 года,

-акт технического осмотра средств учета электрической энергии от 27.02.2012 года б/н,

-акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 09.06.2015 года б/н.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-15, изучив представленные документы, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

   Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Приказом Красноярского  УФАС России от 18.10.2001г года № 462 ОАО «Тываэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% на рынке снабжения электрической энергией на территории Республики Тыва.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ОАО «Тываэнерго» является передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4 кВт, дополнительным видом экономической деятельности -  распределение электрической энергии.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

В силу пункта 69 Основных положений № 442 потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.09.2012 года № 491 устверждены нормативы потребления коммунальных услуг на территории Республики Тыва, в том числе по электроснабжению в месяц на одного человека.

Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность оплаты потребителями оказанных коммунальных услуг как по показаниям приборов учета, так и по нормативу потребления, утвержденному нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Вместе с тем, пунктом 150 Основных положений предусмотрено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета. 

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

В соответствии с пунктом 2 Основных положений под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В силу абзаца 4 пункта 195 Основных положений стоимость электрической энергии в определенном объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления.                                                                                                      

Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

На основании вышеизложенных правовых норм  следует, что само по себе отсутствие прибора учета электроэнергии не является  безучетным потреблением электроэнергии в понятии, определенном пунктом 2 Основных положений.

Довод представителя ОАО «Тываэнерго» о том, что в квартире заявителя ранее в 2012 году был установлен индивидуальный прибор учета, что подтверждается выпиской из реестра обходов от 27.02.2012 года и актом технического осмотра средств учета электрической энергии от 27.02.2012 года б/н, Комиссией Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-15 не принимается во внимание, поскольку в силу пункта 36 Основных положений документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X настоящего документа.

ОАО «Тываэнерго» акт допуска прибора учета в эксплуатацию в 2012 году в адрес Тывинского УФАС России  не представило, также о его наличии не заявляло.

Более того, согласно информации АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 3856 от 05.08.2015 года) и представленной выписке по финансово-лицевому счету № 82027  следует, что ранее 09.06.2015 года в квартире заявителя, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Дзержинского, д. 6,  индивидуальный прибор учета электроэнергии не устанавливался и при расчетах за потребленную электроэнергию не применялся.

Таким образом, действия ОАО «Тываэнерго» по составлению акта о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519 с определением его объема противоречат действующему законодательству.

Более того,  установление факта отсутствия у потребителя прибора учета электроэнергии является основанием для выполнения ОАО «Тываэнерго» действий, предусмотренных пунктом 150 Основных положений.

Исходя из вышеизложенного, составление ОАО «Тываэнерго» акта о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519, в связи с отсутствием у потребителя прибора учета электроэнергии в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, является неправомерным и содержит в себе нарушение  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела № 04-06-08/42-10-15 подтверждается, что оплата потребленной электроэнергии заявителем производилась в соответствии с нормативом потребления, ввиду отсутствия в квартире индивидуального прибора учета электроэнергии, что не противоречит требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.

Частью 11 пункта 152, частью 4 пункта 162, частью 4 пункта 161, пунктом 184 Основных положений предусмотрено, что в отношении бытовых потребителей необходимо руководствоваться положениями Правил № 354.

Согласно пп. а пункта 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

В силу пункта 83 Правил № 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 85 Правил № 354 проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;

в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте «б» настоящего пункта.

г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом «б» или «в» настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;

д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю.

На основании пункта 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

В силу пункта 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

о   приборах учета на момент составления акта;

о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о безучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что Основные положения устанавливают правила организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках и последствия безучетного потребления электроэнергии. Для отношений по безучетному потреблению электроэнергии с участием граждан-потребителей, которые потребляют электроэнергию для бытовых нужд, и в отношении действующих в интересах граждан-потребителей исполнителей коммунальных услуг применяется специальное правовое регулирование, то есть порядок расчета потребленного ресурса при его несанкционированном потреблении бытовыми потребителями устанавливается пунктом 62 Правил № 354.

В силу пункта 62 Правил № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.

Материалами дела № 04-06-08/42-10-15 установлено, что 07.05.2015 года сотрудниками ОАО «Тываэнерго» составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии № 5519 в присутствии потребителя * по жилому объекту, расположенному по адресу: г. Кызыл, ул. Дзержинского, д. 6. В данном акте отражено следующее. В строке «данные о приборе учета» - без счетчика, в строке «способ и место осуществления безучетного потребления» - отсутствует прибор учета, в строке «дата предыдущей проверки прибора учета» - 06.11.2014 года. Итоговая сумма мощности установлена в размере 4,8 кВт: лампочки - 2 шт. по 0,15 кВт каждая, электроплита - 3 кВт (1 шт.), электрочайник - 1,2 кВт (1 шт.), телевизор - 0,3 кВт (1 шт.). В строке «замечания к составленному акту» - установить прибор учета, опломбировать. Период безучетного потребления - 183 дня, с 06.11.2014 года по 07.05.2015 года. Мощность каждого энергопринимающего устройства умножена на круглосуточные часы работы и период безучетного потребления.

Таким образом, актом о безучетном потреблении от 07.05.2015 года № 5519 установлено, что объем безучетного потребления электроэнергии составляет 21082 кВт на сумму 56921,4 рублей.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-15, изучив представленный акт о безучетном потреблении от 07.05.2015 года № 5519, приходит к выводу, что при его составлении ОАО «Тываэнерго» нарушены требования, предусмотренные Правилами № 354 и Основными положениями, а именно:

1. В силу пункта 85 Правил № 354 ОАО «Тываэнерго» должно было предварительно уведомить потребителя о дате и времени предстоящей проверки.

В ходе рассмотрения настоящего дела ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России доказательства, подтверждающие факт  надлежащего извещения потребителя  *  о дате и времени предстоящей проверки, не представлены.

Заявитель также подтвердил, что  не был извещен о дате и времени предстоящей проверки, что подтверждается телефонограммой от 20.07.2015 года № 4-49т.

Довод ОАО «Тываэнерго» о том, что в силу пункту 177 Основных положений допуск к прибору учета электроэнергии потребителем был обеспечен добровольно, в то время, как письменное извещение необходимо при не согласии потребителя допустить сотрудников сетевой организации к прибору учета опровергается положениями самого пункта 177 Основных положений.

Так, пунктом 177 Основных положений предусмотрено, что в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.

2. В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519 указано, что дата предыдущей проверки 06.11.2014 года, расчетный период определен  в 183 дня с 06.11.2014 года по 07.05.2015 года.

ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России акт предыдущей проверки от 06.11.2014 года не представлен.

Более того, ОАО «Тываэнерго», ссылаясь на пункт 195 Основных положений, согласно которого объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом), документарные доказательства того, что дата контрольной проверки прибора учета была запланирована на 06.11.2014 года, в адрес Тывинского УФАС России также не представлены.

 Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-15 считает, что дата предыдущей проверки 06.11.2014 года  определена произвольно, и ничем не подтверждается.

Вместе с тем, в силу пункта 62 Правил № 354 если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.

3. В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519 мощность ресурсопотребляющего оборудования определена следующим образом: электролампочки в количестве 2 шт. мощностью 0,15 кВт каждая,  электроплита 1 шт. мощностью 3 кВт, электрочайник 1 шт. мощностью 1,2 кВт, телевизор 1 шт. мощностью 0,3 кВт, общая мощность - 4,8 кВт.

Вместе с тем, в акте о безучетном потреблении электроэнергии не отражены сведения о  типе/марке лампочек, электроплиты, электрочайника и телевизора, о возможно проведенных замерах для установления максимальной мощности электроприемников, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/42-10-15 приходит к выводу, что мощность ресурсопотребляющего оборудования  определена произвольно, и ничем  не подтверждается.

Действия ОАО «Тываэнерго»  по составлению акта о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519 с нарушением порядка, предусмотренного Правилами № 354 и Основными положениями, впоследствии привели к предъявлению безучетного потребления электроэнергии * и выставлению задолженности за потребленную электроэнергию на сумму 56921,4 рублей, чем ущемлены законные права и интересы *

Таким образом, вышеописанные действия ОАО «Тываэнерго» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, что влечет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Тывинского УФАС России по делу № 04-06-08/42-10-15 ОАО «Тываэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519 и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии *

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, ОАО «Тываэнерго» совершено административное правонарушение, предусмотренное  частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в нарушении порядка составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 07.05.2015 года № 5519 и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии *

Однако, в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с 06.01.2016 года ущемление интересов, со стороны лица, занимающего доминирующее положение на определенном рынке, конкретных физических лиц не  является нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, Федеральный закон от 05.10.2015 года № 275-ФЗ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, и в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу, в связи с чем в рассматриваемых действиях ОАО «Тываэнерго» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 24.5, частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

   Производство по делу об административном правонарушении № А181-14.31/15, возбужденное в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Тываэнерго» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, прекратить,  в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях состава административного правонарушения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в  течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя  управления                                                 А.О. Ооржак

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны