Постановление б/н Постановление от 19 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Тываэнерго»

 

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

 ул. Рабочая, д. 4

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № А185-14.31/15

 

г. Кызыл                                                      ул. Красноармейская, 100, 4 этаж,  каб. 29

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 года

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Хаджиев Ф.А., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 08.12.2015 года и иные материалы дела № А185-14.31/15 об административном правонарушении в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Тываэнерго»  (далее - ОАО «Тываэнерго»), ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года, юридический адрес: 667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, по факту совершения  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № А185-14.31/15 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица - ОАО «Тываэнерго» (уведомление о вручении № 66700087158675), в присутствии представителя Бовкуна И.О., действующего на основании доверенности от 25.08.2015 года № 00/221/50.

Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением в сфере услуг по передаче электрической энергии, выразившееся в нарушении порядка составления актов о безучетном потреблении электроэнергии от  18.03.2014 года № 2952  и 01.04.2015 года  № 5134 и неправомерном предъявлении безучетного потребления электроэнергии собственнику жилого дома, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Шевченко, д. 174.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 07.09.2015 года  по делу № 04-06-08/35-10-15.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В адрес Тывинского УФАС России 01.04.2015 года (вх. № 1508) поступило заявление * на действия ОАО «Тываэнерго» по факту неправомерного составления актов о безучетном потреблении электроэнергии от 01.04.2015 года  № 5134, от  18.03.2014 года № 2952.

Из содержания заявления следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул.  Шевченко, д. 174, принадлежит её супругу * на праве собственности. В жилом доме  установлен  прибор учета электроэнергии марки СО-51 ПК № 657095, который  с 2012 года не опломбирован.

17.04.2012 года потребителем была оплачена услуга за опломбировку прибора учета электрической энергии, но на момент обращения  потребителя в Тывинское УФАС России прибор учета так и не был опломбирован сетевой организацией, в результате чего в отношении нее составлены акты безучетного потребления электрической энергии, в связи с чем * вынуждена понести дополнительные расходы на  оплату за потребленную электроэнергию в общей сумме 61 338,60 рублей, часть из которой она оплатила.

18.03.2014 года (№ 2952)  и 01.04.2015 года (№ 5134) года сотрудники ОАО «Тываэнерго» в присутствии её супруга * составили акты № 5134, 2952  о безучетном потреблении электроэнергии.

К заявлению приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права,  абонентская  книжка, паспортные данные, квитанция об оплате за услуги опломбировке прибора учета электроэнергии.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 27.05.2015  года № 180 возбуждено дело № 04-06-08/35-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно информации Открытого акционерного общества «Тываэнергосбыт» (далее - ОАО «Тываэнергосбыт») (вх. № 2170 от 12.05.2015 года) *, проживающая по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Шевченко, д. 174, является потребителем ОАО «Тываэнергосбыт». По данному адресу имеется финансово-лицевой счет № 8129, который состоит на расчетах ОАО «Тываэнергосбыт». Начисление за потребленную электроэнергию, согласно информации  ОАО «Тываэнергосбыт»,  производится по прибору учета электроэнергии марки СО -51 ПК № 657095.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в 2012 году по неизвестным причинам произошел срыв пломбы на приборе учета электрической энергии  марки СО-51 ПК № 657095.

* обратилась  в устной форме в адрес ОАО «Тываэнерго» с просьбой опломбировать узел учета.

17.04.2012 года * произвела оплату за услугу по опломбировке прибора учета, что подтверждается квитанцией об оплате № 174 от 17.04.2012 года.

18.03.2014 года сотрудниками ОАО «Тываэнерго» составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии № 2952 в отношении супруга *,  предъявившем паспорт серии 93 08 № 377471.

При осмотре жилого помещения было установлено, что имеются следующие энергопринимающие устройства: электролампочки - 1 штука, холодильник - 1 штука,  чайник -1 штука, с установленными мощностями.

Таким образом, актом о безучетном потреблении от 18.03.2014 года № 2952 установлено, что объем неучтенной электроэнергии составляет 3084 кВт на сумму 8 326,8 рублей.

По данному акту потребитель  частично произвел оплату задолженности в размере 7997,92 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате от 01.09.2014 года.

01.04.2015 года при осмотре жилого помещения установлено, что имеются следующие энергопринимающие устройства: электролампочки - 1 штука, холодильник-1 штука,  плита -1 штука, с установленными мощностями.

Таким образом, актом о безучетном потреблении от 01.04.2015 года № 5134 установлено, что объем неучтенной электроэнергии составляет 19 634 кВт на сумму 53 011,80 рублей.

Кроме того, ОАО «Тываэнергосбыт» полагает, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила № 354), ранее произведенная потребителем оплата за потребленную электроэнергию не учитывается при предъявлении к оплате задолженности по акту о безучетном потреблении электроэнергии.

Из письменных пояснений ОАО «Тываэнерго» (вх. № 2877 от 25.06.2015 года) следует, что в соответствии со статьей 543 Гражданского кодекса Российской Федерации,  предусмотрена обязанность покупателя электрической энергии обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Акт о безучётном потреблении электрической энергии составлялся в отношении потребителей, допустивших нарушения действующего законодательства, регулирующего учет электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения № 442) безучетное потребление -  потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Так же из пояснений следует, что  обязанность по оплате стоимости объема безучетного потребления электрической энергии возложена на потребителя, допустившего такое потребление указанными выше «Основными положениями функционирования розничных рынка электрической энергии».

Так как данная обязанность вытекает из гражданско-правовых отношений, она не может рассматриваться как штраф в том смысле, какой заложен в данное понятие нормами административного права.

В силу пункта 195 Основных положений № 442 объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Таким образом, указание в актах о безучетном потреблении электроэнергии от 18.03.2014 года № 2952 и от 01.04.2015 года № 5134 даты предыдущих проверок по акту № 2952 24.12.2013 года, по акту № 5134 21.10.2014 года осуществлено в полном соответствии с требованиями пункта 195 Основных положений № 442.

В соответствии с пунктом 82 Правил № 354 ОАО «Тываэнерго» обязано проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия. Данные проверки проводятся не реже 1 раза в год (пункт 83 Правил № 354).

С учетом вышеизложенного ОАО «Тываэнерго» полагает, что факт безучетного потребления электроэнергии * имеет место быть и расчет объемов безучетного потребления электроэнергии произведен в полном  соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/35-10-15 представитель ОАО «Тываэнерго» представил Комиссии Тывинского УФАС России служебную записку начальника ЦРЭС Дорофеева А.С., согласно которой акт о безучетном потреблении электроэнергии от 01.04.2015 года № 5134 отозван и в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» направлена служебная записка о сторнировании киловатт по данному акту в лицевом счете потребителя.

К служебной записке приложены следующие документы: корректировка лицевого счета № 8129 за июнь 2015 года, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 23.06.2015 года между ОАО «Тываэнергосбыт» и *,  акт о безучетном потреблении электроэнергии от 01.04.2015 года № 5134.

В ходе рассмотрения  дела № 04-06-08/35-10-15 Комиссией Тывинского УФАС России изучены следующие документы:

-квитанции об оплате за потребленную электроэнергию,

-квитанция об оплате за опломбировку прибора учета,

-акт о безучетном потреблении электроэнергии от 01.04.2015 года № 5134,

-акт о безучетном потреблении электроэнергии от 18.03.2014 года № 2952,

-служебная записка начальника   ЦРЭС Дорофеева А.С.,

-корректировка лицевого счета № 8129 за июнь 2015 года,

-акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 23.06.2015 года между ОАО «Тываэнергосбыт» и *

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/35-10-15, изучив представленные документы, пришла к следующим выводам.

   Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Приказом Красноярского  УФАС России от 18.10.2001 года № 462 ОАО «Тываэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% на рынке снабжения электрической энергией на территории Республики Тыва.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ОАО «Тываэнерго» является передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4 кВт, дополнительным видом экономической деятельности -  распределение электрической энергии.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

В силу пункта 69 Основных положений № 442 потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность оплаты потребителями оказанных коммунальных услуг как по показаниям приборов учета, так и по нормативу потребления, утвержденному нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.

Частью 11 пункта 152, частью 4 пункта 162, частью 4 пункта 161, пунктом 184 Основных положений № 442 предусмотрено, что в отношении бытовых потребителей необходимо руководствоваться положениями Правил № 354.

Согласно пункту 82 Правил № 354  исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

В силу пункта 83 Правил № 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 85 Правил № 354 проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;

в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта.

г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;

д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю.

На основании пункта 192 Основных положений № 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что Основные положения № 442 устанавливают правила организации вводу в эксплуатацию прибора учета коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках и последствия безучетного потребления электроэнергии. Для отношений по безучетному потреблению электроэнергии с участием граждан-потребителей, которые потребляют электроэнергию для бытовых нужд, и в отношении действующих в интересах граждан-потребителей исполнителей коммунальных услуг применяется специальное правовое регулирование, то есть порядок расчета потребленного ресурса при его несанкционированном потреблении бытовыми потребителями устанавливается пунктом 62 Правил № 354.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/35-10-15, изучив представленные акты о безучетном потреблении от 01.04.2015 года  № 5134, 18.03.2014 года № 2952,  пришла к выводу, что при его составлении ОАО «Тываэнерго» нарушены требования, предусмотренные Правилами № 354 и Основными положениями № 442, а именно:

1. В силу пункта 85 Правил № 354 ОАО «Тываэнерго» должно было предварительно уведомить потребителя о дате и времени предстоящей проверки.

В ходе рассмотрения настоящего дела ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России доказательства, подтверждающие факт  надлежащего извещения потребителя - *  о дате и времени предстоящей проверки, не представлены.

2. В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 01.04.2015 года  № 5134, указано, что дата предыдущей проверки 22.10.2014 года, расчетный период определен  162 дня  с 22.10.2014 года по 01.04.2015 года, в акте от 18.03.2014 года № 2952, указано, что дата предыдущей проверки 24.12.2013 года расчетный период определен 83 дня,  с 25.12.2013  года по 17.03.2014 года.

Однако, ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России акты предыдущих проверок от 25.12.2013 года, 22.10.2014 года,  не представлены, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/35-10-15 считает, что даты предыдущих проверок определены произвольно, и ничем не подтверждаются.

3. В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 01.04.2015 года  № 5134, мощность ресурсопотребляющего оборудования определена следующим образом: электролампочки в количестве 1 штуки мощностью 0,15 кВт каждая,  плита в количестве 1 штуки мощностью 4,5 кВт,  холодильник 0,4 Квт, общая мощность: 5,05 кВт.

В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 18.03.2014 года  № 2952, мощность ресурсопотребляющего оборудования определена следующим образом: электролампочки в количестве 1 штуки мощностью 0,15 кВт каждая,  чайник  в количестве 1 штуки мощностью 1кВт,  холодильник 0,4 Квт, общая мощность: 1,55 кВт.   

Вместе с тем, в актах о безучетном потреблении электроэнергии не отражены сведения о  типе/марке плиты, холодильника, чайника,  о возможно проведенных замерах для установления максимальной мощности электроприемников, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/35-10-15 пришла к выводу, что мощность ресурсопотребляющего оборудования  определена произвольно, и ничем не подтверждается.

Более того, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что 01.04.2015 года  (№ 5134) и 18.03.2014 года (№ 2952) сотрудниками ОАО «Тываэнерго» составлены акты о безучетном потреблении электроэнергии в  жилом доме, расположенном по адресу: Республика Тыва, Кызылский район, г. Кызыл, ул. Шевченко, д. 174.

В актах о безучетном потреблении электроэнергии от 01.04.2015 года  № 5134, от 18.03.2014 года № 2952. отражено, что способ и место осуществления безучетного потребления: отсутствует пломба на приборе учета электроэнергии.

В ходе рассмотрения дела *, пояснила, что на приборе учета  была сорвана пломба, в связи с чем в  2012 году, она в устной форме обратилась в сетевую организацию с просьбой опломбировать узел учета, за данную услугу произвела оплату в размере 550 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате № 754 от 17.04.2012 года, и  до настоящего времени, ОАО «Тываэнерго» так и не ввело в эксплуатацию прибор учета, а только составляло в отношении неё акты безучетного потребления электроэнергии.

Из устных пояснений представителя сетевой организации следует, что опломбировка прибора учета электроэнергии у *, была произведена в 2012 году, но представить акт допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не имеет возможности, поскольку данный акт отсутствует.

Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что данный акт  допуска в эксплуатацию между сторонами не составлялся, ОАО «Тываэнерго» нарушены требования, предусмотренные Правилами № 354 и Основными положениями № 442, в части нарушения порядка допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.

В соответствии с подпунктом  у, у2,  пункта 31 Правил 354, исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с подпунктом д пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 354 потребитель имеет право требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков.

Согласно устному заявлению *  заявительница просила сетевую организацию опломбировать прибор учета электрической энергии, в связи со срывом пломбы на приборе учета, а также оплаченной услугой.

В нарушение вышеуказанных норм, ОАО «Тываэнерго» немотивированно бездействовало в части не направления специалиста для опломбировки прибора учета электрической энергии.

На момент рассмотрения дела № 04-06-08/35-10-15 мероприятия по осуществлению допуска в эксплуатацию прибора учета заявителя в установленный законом срок со стороны ОАО «Тываэнерго» не выполнены.

Данные действия со стороны сетевой организации были выполнены только 14.04.2015 года, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию №  0062, представленным со стороны ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России 21.08.2015 года (вх.№ 4070), то есть спустя три года.

Более того, сетевая организация произвела заявительнице    корректировку полезного отпуска электроэнергии в июне 2015 года, в связи с чем, * был произведен перерасчет электроэнергии на 19634 Квт, а также введен   в эксплуатацию прибор учета, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию №  0062от  14.04.2015 года.

Результатом бездействия ОАО «Тываэнерго» по не введению в эксплуатацию прибора учета на протяжении трех лет при фактической оплате услуги  у *, явилось ущемление интересов потребителя, выразившееся в несении дополнительных расходов по актам безучетного потребления электрической энергии и образованием задолженности за электроэнергию.

Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/35-10-15 пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Тываэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка составления актов о безучетном  потреблении  электроэнергии от 18.03.2014 года № 2952, от 01.04.2015 года № 5134 и неправомерном предъявлении безучетного потребления электроэнергии собственнику жилого дома, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Шевченко, д. 174.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, юридического лицо - ОАО «Тываэнерго», как субъект, занимающий доминирующее положение в сфере услуг по передаче электрической энергии в пределах территории Республики Тыва,  совершило административное правонарушение, предусмотренное  частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Однако, в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с 06.01.2016 года ущемление интересов, со стороны лица, занимающего доминирующее положение на определенном рынке, конкретных физических лиц не является нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, Федеральный закон от 05.10.2015 года № 275-ФЗ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, и в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу, в связи с чем в рассматриваемых действиях ОАО «Тываэнерго» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 24.5, частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

   Производство по делу об административном правонарушении № А185-14.31/15, возбужденное в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Тываэнерго» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, прекратить,  в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях состава административного правонарушения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в  течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Руководитель  управления                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны