Постановление №А52-14.31/16 постановление по делу № А52-14.31/16 от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО «Тываэнерго»

 

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Рабочая, д. 4

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № А52-14.31/16

 

г. Кызыл                                                   ул. Комсомольская, д. 122 «а», 2 этаж, каб. 7

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2016 года

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Хаджиев Ф.А.,  руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 17.08.2016 года и иные материалы дела № А52-14.31/16 об административном правонарушении в отношении юридического лица – Акционерного общества «Тываэнерго»  (далее - АО «Тываэнерго»), ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, дата регистрации юридического лица: 16.10.2002 года, юридический адрес: 667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № А52-14.31/16 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного  законного представителя юридического лица – АО «Тываэнерго» (расписка от 08.09.2016 года), в присутствии представителя АО «Тываэнерго» Антонова А.Л., действующего на основании доверенности от 01.09.2016 года № 00/302/03.

Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением в сфере услуг по передаче электрической энергии, выразившееся в не рассмотрении обращений Производственного кооператива «Дорожный строительно-транспортный» (далее - ПК «ДСТ») в адрес сетевой организации в сроки, установленные подпункт «а» пункта 41 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 года № 186.

15.09.2016 года (вх. № 3929) в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное ходатайство АО «Тываэнерго» прекращении производства по делу по малозначительности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела № А52-14.31/16 представитель АО «Тываэнерго» поддержал письменное ходатайство, заявил, что рассматриваемым правонарушением не причинен существенный вред охраняемым общественным отношениям, правам и законным интересам ПК «ДСТ», в связи с чем, просил применить в отношении юридического лица положения статьи 2.9 КоАП РФ и ограничится устным замечанием.

Выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 22.07.2016 года  по делу № 04-06-08/08-10-16.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В адрес Тывинского УФАС России 22.01.2016 года (вх. № 219) поступило заявление ПК «ДСТ» на неправомерные действия АО «Тываэнерго» по факту не рассмотрения обращений от  17.04.2015 года (вх. № 1.9) и от 06.07.2015 года (вх. № 1496), а также немотивированного отказа в перенесении прибора учета электрической энергии по обращению заявителя.

Из содержания заявления следует, что ПК «ДСТ» заявлением от 17.04.2015 года (исх. № 83) обратился в адрес АО «Тываэнерго» (вх. № 1.9 от 17.04.2015 года) о переносе прибора учета электрической энергии № 09912617, принадлежащего Садоводческому некоммерческому товариществу № 12 (далее - СНТ № 12),  с ТП № 10/0,4 кВ на границу балансовой принадлежности опору № 35 фидер № 9-02 ВЛ-10 кВ. В последующем с аналогичным заявлением ПК «ДСТ» повторно обратился в адрес АО «Тываэнерго» 06.07.2015 года (вх. № 1496).

В связи с отсутствием ответа со стороны АО «Тываэнерго», ПК «ДСТ» обратился в адрес Тывинское УФАС России с заявлением.

К заявлению приложены следующие документы: заявления в адрес АО «Тываэнерго» от 17.04.2015 года (исх. № 83) и от 06.07.2015 года (вх. № 1496).

Из ответа АО «Тываэнерго»  на запрос (вх. № 786 от 03.03.2016 года) следует, что ПК «ДСТ» 04.12.2015 года (исх. № 235) обратился в адрес сетевой организации и прокуратуры г. Кызыла с аналогичным заявлением.

АО «Тываэнерго» ответило на заявление письмом от 26.01.2016 года (исх. № 1.9/27.1/91), из которого следует, что прибор учета электрической энергии СНТ № 12 установлен на границе балансовой принадлежности в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, у сетевой организации отсутствуют законные основания  для переноса прибора учета электрической энергии СНТ № 12 в иное место, предложенное заявителем.

К ответу АО «Тываэнерго» приложены: заявление ПК «ДСТ» от 04.12.2015 года (исх. № 235), ответ АО «Тываэнерго» от 26.01.2016 года (исх. № 1.9/27.1/91), акт разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности между потребителем и АО «Тываэнерго» от 06.10.2009 года б/н, составленный и подписанный между АО «Тываэнерго»  и ПК «ДСТ», акт о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134, составленный и подписанный между АО «Тываэнерго», ПК «ДСТ» и СНТ № 12.

25.03.2016 года (вх. № 1152) в адрес Тывинского УФАС России поступил ответ на запрос АО «Тываэнергосбыт», из которого следует, что между гарантирующим поставщиком и ПК «ДСТ» заключен договор энергоснабжения от 10.06.2011 года № 1037. Согласно указанного договора энергоснабжения ПК «ДСТ» имеет 2 точки поставки, расположенные по адресам: 1. Республика Тыва, 11 км. трассы Кызыл-Ак-Довурак, 2. Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Шевченко, д. 127. Согласно техническим документам при расчете потребленной электрической энергии ПК «ДСТ» с показаний прибора учета электрической энергии № 00921206000116 (ПК «ДСТ») минусуются показания прибора учета электрической энергии № 09912617 (СНТ № 12). Прибор учета электрической энергии № 00921206000116 установлен на ПК № 9 «Сукпак», принадлежащей АО «Тываэнерго», в связи с чем, начисление платы за потребленную электрическую энергию производится в соответствии с показаниями расчетного  прибора учета электрической энергии, которые предоставляет сетевая организация. Доначислений в расчетах с потребителями гарантирующий поставщик не производит.

К ответу АО «Тываэнергосбыт» представлены: договор энергоснабжения от 10.06.2011 года № 1037, акт о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134, составленный и подписанный между АО «Тываэнерго», ПК «ДСТ» и СНТ № 12, показания электросчетчиков расчетных фидеров по ПС АО «Тываэнерго» за период с января по декабрь 2015 года.

В последующем 31.03.2016 года (вх. № 1277) АО «Тываэнергосбыт» в подтверждение отсутствия доначислений в расчетах с ПК «ДСТ»  представило в адрес Тывинского УФАС России показания электросчетчиков расчетных фидеров по ПС АО «Тываэнерго» за период с января по февраль 2016 года.

По результатам изучения представленных в адрес Тывинского УФАС России сведений и документов приказом Тывинского УФАС России от 18.04.2016 года № 141 было возбуждено дело № 04-06-08/08-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По ходатайству АО «Тываэнерго» от 04.05.2016 года (вх. № 1728) определением от 16.05.2016 года к участию в рассмотрении дела № 04-06-08/08-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего необходимыми сведениями, привлечено АО «Тываэнергосбыт».

04.05.2016 года (вх. № 1728) в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения АО «Тываэнерго», из которых следует, что в соответствии с пунктом 2 акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 (далее - Акт РБП от 18.12.2013 года № 1134) границей балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и заявителем является болтовое соединение кабельных наконечников в ячейке № 15 ПС № 9 «Сукпак». В соответствии с пунктом 144 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения), прибор учета электрической энергии ПК «ДСТ» установлен на границе балансовой принадлежности согласно акта РБП между заявителем и сетевой организацией. В иных местах прибор учета электрической энергии устанавливается только в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности и отвечающем Правилам устройства электроустановок.

На основании вышеизложенного АО «Тываэнерго» полагает, что прибор учета электрической энергии ПК «ДСТ» установлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и у сетевой организации отсутствуют законные основания для его переноса в иное место.

К письменным пояснениям АО «Тываэнерго» приложены: устав, список электросетевого оборудования и арендованного имущества сетевой организации.

20.06.2016 года (вх. № 2386) в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения АО «Тываэнергосбыт», из которых следует, что договором об энергоснабжении от 10.06.2011 года № 1037, заключенным между гарантирующим поставщиком и ПК «ДСТ», не предусмотрено начисление потерь электрической энергии в сетях потребителя. 

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/08-10-16 представитель ПК «ДСТ» полностью поддержал доводы, изложенные в заявлении, и дополнительно пояснил, что своим бездействием сетевая организация нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Представитель АО «Тываэнерго» не согласился с доводами заявителя, указав, что ПК «ДСТ» не является собственником прибора учета электрической энергии №   09912617 (СНТ № 12), в связи с чем, его требования о переносе указанного прибора учета электрической энергии в иное место незаконны.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/08-10-16 представитель АО «Тываэнергосбыт» полностью поддержала приведенные выше письменные пояснения.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/08-10-16, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной  экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

В силу своего доминирующего положения АО «Тываэнерго» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Законом об электроэнергетике, Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

Статьей 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков.

В разделе X Основных положений предусмотрены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 136 Основных положений установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

В силу пункта 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Материалами дела № 04-06-08/08-10-16 установлено и сторонами по делу не оспаривается, что в соответствии с актом РБП от 18.12.2013 года № 1134 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между АО «Тываэнерго» и ПК «ДСТ» является кабельные наконечники в ячейке № 15 ЗРУ-10 кВ ПС № 9 «Сукпак», границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПК «ДСТ» и СНТ № 12 является место вязки линейного провода к магистральному на изляторах опоры № 35 фидера 9-02. Прибор учета электрической энергии № 00921206000116, принадлежащий ПК «ДСТ», установлен на ПС № 9 «Сукпак» ячейка № 15. Прибор учета электрической энергии № 09912617, принадлежащий СНТ № 12, установлен на ТП 10/0,4 кВ.

Таким образом, актом РБП от 18.12.2013 года № 1134 подтверждается, что прибор учета электрической энергии ПК «ДСТ» установлен на границе балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, что соответствует требованиям пункта 144 Основных положений.

Кроме того, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-16 соглашается с доводом АО «Тываэнерго» о том, что ПК «ДСТ», не являясь собственником прибора учета электрической энергии №  09912617 (СНТ № 12), не имеет законных оснований заявлять требования о его переносе в иное место.

Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-16 полагает, что ПК «ДСТ» с целью установки прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности между собой и СНТ № 12 в порядке пункта 148 Основных положений имеет право направить в адрес АО «Тываэнерго» письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета. В последующем ПК «ДСТ» имеет право определить данный прибор учета электрической энергии в качестве контрольного прибора учета в соответствии с пунктами 156-158 Основных положений.

Кроме того, материалами дела № 04-06-08/08-10-16 установлено, что АО «Тываэнерго» длительное время бездействовало путем не рассмотрения обращений ПК «ДСТ» от 17.04.2015 года (исх. № 83) и от 06.07.2015 года (вх. № 1496).

Пункт  3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 года № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты).

Раздел IV Единых стандартов регламентирует порядок приема и рассмотрения обращений потребителей сетевой организацией.

Так, пунктом 39 Единых стандартов предусмотрено, что потребителям обеспечивается рассмотрение обращений в установленные сроки.

Сетевая организация при рассмотрении обращений потребителей обеспечивает прием и регистрацию поступившего в адрес сетевой организации обращения потребителя (в письменной, электронной, устной форме, с использованием телефонной связи). При регистрации обращения фиксируется контактная информация потребителя, дата поступления обращения и входящий регистрационный номер обращения (Пункт 40 Единых стандартов).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 41 Единых стандартов сетевая организация направляет потребителю ответ на письменное обращение потребителя на бумажном носителе - в течение 30 дней со дня регистрации обращения сетевой организацией, в случае если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 45 Единых стандартов рассмотрение обращения не производится (с уведомлением об этом потребителя) в случаях:

а) если обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения;

б) если в обращении содержится вопрос, на который данному потребителю услуг уже был предоставлен ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

в) если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну или иную охраняемую законом тайну.

Рассмотрение обращения (без уведомления потребителя) не производится в случаях, если текст письменного обращения не поддается прочтению или в обращении отсутствуют контактные данные, необходимые для направления ответа (Пункт 46 Единых стандартов).

В ходе рассмотрения дела АО «Тываэнерго» документарные доказательства, подтверждающие факт рассмотрения сетевой организацией обращений ПК «ДСТ» от 17.04.2015 года (исх. № 83) и от 06.07.2015 года (вх. № 1496) в адрес Тывинского УФАС России не представлены.

Кроме того, представитель АО «Тываэнерго» не представил устных и письменных пояснений относительно причин и обстоятельств, послуживших основанием для не рассмотрения обращений заявителя в установленный срок.

При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-16 пришла к выводу, что бездействие АО «Тываэнерго», выразившееся в не рассмотрении обращений ПК «ДСТ» в адрес сетевой организации (от 17.04.2015 года (исх. № 83) и от 06.07.2015 года (вх. № 1496)), является злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, нарушает подпункт «а» пункта 41 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 года № 186, ущемляет права и законные интересы ПК «ДСТ» в сфере предпринимательской деятельности, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 23.06.2016 года было принято заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/08-10-16, направленное в адрес АО «Тываэнерго», АО «Тываэнергосбыт» и ПК «ДСТ».

АО «Тываэнерго» в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/08-10-16 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлены.

19.07.2016 года на заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель АО «Тываэнерго» заявил устные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/08-10-16, из которых следует, что ПК «ДСТ» не имеет договорных отношений с АО «Тываэнерго» и не является потребителем услуг сетевой организации, соответственно, требования Единых стандартов на ПК «ДСТ» не распространяются.

Указанный довод представителя АО «Тываэнерго» Комиссией Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-16 отклонен как противоречащий пункту 1 Единых стандартов и  не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 Единых стандартов настоящие Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков), в том числе обслуживаемых энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком, и лиц, обратившихся в сетевую организацию с целью заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии или осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков).

В материалы дела № 04-06-08/08-10-16 представлены следующие документарные доказательства:

1. договор энергоснабжения от 10.06.2011 года № 1037, заключенный между ПК «ДСТ» и гарантирующим поставщиком, согласно которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлечение третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической  энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги;

2. Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134, согласованный и подписанный ПК «ДСТ», АО «Тываэнерго» и СНТ № 12;

3. Технические условия от 28.06.1989 года № 08-03/89;

4. Переписка между АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» по обращению ПК «ДСТ», представленная в адрес Тывинского УФАС России АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 2386 от 20.06.2016 года).

Таким образом, материалами дела № 04-06-08/08-10-16 подтверждается, что ПК «ДСТ» является потребителем услуг сетевой организации (АО «Тываэнерго») по передаче электрической энергии,  обслуживаемым гарантирующим поставщиком (АО «Тываэнергосбыт»).

Следовательно, АО «Тываэнерго» обязано руководствоваться Едиными стандартами при рассмотрении обращений ПК «ДСТ».

Решением Тывинского УФАС России от 22.07.2016 года по делу № 04-06-08/08-10-16 АО «Тываэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не рассмотрении обращений ПК «ДСТ» в адрес сетевой организации в сроки, установленные подпункт «а» пункта 41 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 года № 186.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в бездействии АО «Тываэнерго», выразившееся в не рассмотрении обращений ПК «ДСТ» в адрес сетевой организации в сроки, установленные подпункт «а» пункта 41 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 года № 186.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица,  которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.

Таким образом, юридического лицо - АО «Тываэнерго», как субъект, занимающий доминирующее положение в сфере услуг по передаче электрической энергии в пределах территории Республики Тыва,  совершило административное правонарушение, предусмотренное  частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Определяя степень виновности АО «Тываэнерго» следует отметить, что АО «Тываэнерго» не выполнило  установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Обстоятельства, отягчающие или смягчающие административную ответственность АО «Тываэнерго», предусмотренные статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5.КоАП РФ, не установлено.

Правонарушение выявлено в 2016 году, следовательно, для расчета штрафа используется выручка АО «Тываэнерго» от реализации услуги  по передаче электрической энергии юридическим лицам на территории Республики Тыва за 2015 год.

Совокупный размер выручки АО «Тываэнерго» за 2015 год составил – 992 174 000 (девятьсот девяноста два миллиона сто семьдесят четыре тысячи) рублей.

Выручка от реализации услуг по передаче электрической энергии, в том числе по технологическому присоединению, юридическим лицам на территории Республики Тыва за 2015 год составила – 377 393 300 (триста семьдесят семь миллион триста девяноста три тысячи триста) рублей.

Поскольку правонарушение совершено на рынке услуг по передачи электрической энергии, реализация которых осуществляется по  регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам,  то согласно рекомендациям ФАС России по расчету административного штрафа от 19.01.2012 года  № ИА/1099 применяется размер штрафа от  0,003 до 0,03, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки и не менее 100 000 (сто тысяч) рублей.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на АО «Тываэнерго», составит:

БШ = (МаксШ - МинШ)/2 + МинШ

МаксШ = 0,03 от размера выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии  по юридическим лицам на территории Республики Тыва 377 393 300 рублей х 0,03 = 11 321 799 рублей.

МинШ = 0,003 от размера выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии по юридическим лицам на территории Республики Тыва 377 393 300 рублей х 0,003 = 1 132 179,9 рублей.

БШ = (11 321 799 - 1 132 179,9)/2 + 1 132 179,9 = 6 226 989,45 рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Наложение на АО «Тываэнерго» административного штрафа в размере 6 226 989,45 рублей не соответствует тяжести содеянного, является тяжким бременем для АО «Тываэнерго», возложение которого не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Кроме того, принято во внимание, что рассматриваемое правонарушение не привело к существенным нарушениям охраняемых общественных отношений и не повлекло за собой неблагоприятных последствий.

Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.7, 2.9, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1,  статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое  лицо - Акционерное общество «Тываэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за  которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  1. Производство по делу об административном правонарушении № А52-14.31/16, возбужденное в отношении Акционерного общества «Тываэнерго» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

 

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в  течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Руководитель  управления                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны