Постановление б/н Постановление по делу № А02-14.9/19 от 19 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  по делу об административном правонарушении № А02-14.9/19

 

19 апреля 2019 года                                                               

 

г. Кызыл, ул. Комсомольская, 122А,

                              2 этаж, каб. 7

 

            Резолютивная часть постановления оглашена 17.04.2019 года

         Постановление в полном объеме изготовлено 19.04.2019 года

                   

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) Хаджиев Ф.А., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 26.03.2019 года и иные материалы дела об административном правонарушении № А02-14.9/19 в отношении "...", по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № А02-14.9/19 рассмотрено в присутствии ".." и его представителя по доверенности от 30.01.2019 года б/н "..".

Существо административного правонарушения: действия должностного лица органа местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № А02-14.9/19 ".." и его представитель по доверенности от 30.01.2019 года б/н "..." пояснили, что должностной инструкцией и иными внутриведомственными документами не предусмотрены полномочия начальника Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла организовывать транспортные услуги населению, договора с хозяйствующими субъектами (перевозчиками) заключены на основании юридического заключения Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла о возможности заключения данных договоров в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также невозможность проведения торгов, в связи с тем, что часть маршрутов охватывают пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.

Рассмотрев материалы дела № А02-14.9/19 и выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9 КоАП РФ является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Комиссии Тывинского УФАС России от «05» марта 2019 года по делу № 05-13-01/11-15-18.

Тывинским УФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства проведен мониторинг правовых актов Мэрии г. Кызыла, регулирующих организацию регулярных перевозок пассажиров, по результатам которого в действиях Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла выявлены признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части заключения договоров с хозяйствующими субъектами (перевозчиками) об организации регулярных пассажирских муниципальных маршрутных перевозок по регулируемому тарифу без проведения конкурентных процедур.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с выявленными признаками нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Департаменту городского хозяйства Мэрии г. Кызыла выдано Предупреждение от 19.04.2018 года № 5-1087 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение).

Согласно Предупреждении Департаменту городского хозяйства Мэрии г. Кызыла в течение 60 (шестидесяти) дней со дня получения Предупреждения необходимо было совершить исчерпывающие действия по расторжению договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами – перевозчиками по 28 муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г. Кызыла, утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1436 без проведения конкурентных процедур.

О выполнении Предупреждения необходимо было сообщить в Тывинское УФАС России в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Указанное Предупреждение получено Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла 19.04.2018 года, что подтверждается входящим штампом Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла (вх. № 18-01-17-2018/1031).

19.06.2018 года за вх. № 2263 в адрес Тывинского УФАС России поступила информация Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла, согласно которой Мэрией г. Кызыла разработан новый реестр маршрутов и конкурсная документация.

Также, 21.06.2018 года за вх. № 2327 в адрес Тывинского УФАС России поступило ходатайство Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла о продлении срока выполнения Предупреждения, в связи с тем, что Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла планируется проведение открытого конкурса на право осуществления городских пассажирских перевозок.

Письмом Тывинского УФАС России от 22.06.2018 года № 5-1790 срок выполнения Предупреждения продлен до 01.09.2018 года.

31.08.2018 года за вх. № 3251 в адрес Тывинского УФАС России поступило ходатайство Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла о продлении срока выполнения Предупреждения, в связи с необходимостью принятия нормативного акта по передаче части полномочий Республики Тыва в Мэрию г. Кызыла в указанной сфере.

Письмом Тывинского УФАС России от 17.09.2018 года № 5-2535 срок выполнения Предупреждения продлен до 01.11.2018 года.

Письмо Тывинского УФАС России от 17.09.2018 года № 5-2535 получено Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла 24.09.2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении ФГУП «Почта России».

02.11.2018 года за вх. № 4336 в адрес Тывинского УФАС России поступило ходатайство Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла о продлении срока выполнения Предупреждения, в связи с необходимостью принятия нормативного акта по передаче части полномочий Республики Тыва в Мэрию г. Кызыла в указанной сфере.

Вместе с тем, документов, подтверждающих разработку и согласование Закона Республики Тыва о пассажирском транспорте, Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла не представлены.

Кроме того, как следует из ходатайств Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла (как от 31.08.2018 года, так и от 02.11.2018 года) принятие указанного Закона Республики Тыва необходимо для передачи полномочий Республики Тыва в Мэрию г. Кызыла, поскольку частично маршруты обслуживают межмуниципальные пассажирские перевозки.

Однако, данное обстоятельство не исключает возможность Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла на проведение торгов на право осуществления пассажирских перевозок на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

При таких обстоятельствах, Предупреждение Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с невыполнением Предупреждения и наличием признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, приказом Тывинского УФАС России от 27.11.2018 года № 356 в отношении Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла возбуждено дело № 05-13-01/11-15-18 о нарушении антимонопольного законодательства.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации перевозок).

В части 1 статьи 3 Закона об организации перевозок приведены основные понятия:

- межмуниципальный маршрут регулярных перевозок – это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (пункт 6);

- муниципальный маршрут регулярных перевозок – это маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района (пункт 7);

- вид регулярных перевозок – это регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16);

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам – это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17);

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18);

- карта маршрута регулярных перевозок – это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20).

Частью 2 статьи 3 Закона об организации перевозок предусмотрено, что понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 08.11.2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

- маршрут – это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (пункт 8);

- маршрут регулярных перевозок – это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9);

- перевозчик – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (пункт 13).

В силу части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона об организации перевозок.

Согласно части 3 статьи 14 Закона об организации перевозок предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Частью 8 статьи 14 Закона об организации перевозок предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.

Таким образом, к правоотношениям по заключению вышеуказанных государственных (муниципальных) контрактов применяются положения Закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Кроме того, в пункте 3 части 1.1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования к содержанию конкурсной документации открытого конкурса при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Учитывая изложенное, необходимо принимать во внимание установленный Законом о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции, содержащийся в статье 8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В соответствии со статьями 71-73 Конституции Российской Федерации вопросы транспортного обслуживания населения субъектов Российской Федерации находятся в ведении субъекта Российской Федерации.

Правовые основы функционирования пассажирского транспорта в Республике Тыва определяется Законом Республики Тыва от 27.11.2003 года № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» (далее – Закон ВХ-1).

Согласно статье 7.1 Закона ВХ-1 органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Тыва, органов местного самоуправления, в том числе формируют муниципальную маршрутную сеть, организуют и проводят конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования.

В соответствии со статьей 2 Закона ВХ-1 организатор пассажирских перевозок – это орган государственной власти или местного самоуправления, либо уполномоченное ими юридическое лицо, осуществляющее организацию, контроль и регулирование пассажирских перевозок.

Статьей 17 Закона ВХ-1 предусмотрено, что организатор пассажирских перевозок организует конкурсы на осуществление пассажирских перевозок.

Указанные нормы не противоречат ни Закону об организации перевозок, ни Закону о контрактной системе и предусматривают определение перевозчиков по результатам конкурентных процедур.

Кроме того, в силу статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктами 2.17 и 3.23 Положения о Департаменте городского хозяйства Мэрии г. Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 года № 329, основными задачами Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла является, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, а также осуществляет функции организатора пассажирских перевозок в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 25.04.2018 года № 452 Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла определен уполномоченным органом, осуществляющим функции транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Соглашением от 02.07.2015 года, заключенным между городским округом «Город Кызыл Республики Тыва» и муниципальным районом «Кызылский кожуун Республики Тыва», полномочия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» по вопросам транспортного обеспечения населения (утверждение маршрутов, определение потребности населения в транспорте, заключение договора с перевозчиками и т.д.) переданы Мэрии г. Кызыла.

Распоряжением Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от 20.01.2016 года № 4-р Мэрии г. Кызыла переданы полномочия заказчика в части организации пассажирских перевозок на межмуниципальных автобусных маршрутах г. Кызыл – пгт. Каа-Хем.

Таким образом, уполномоченным органом, осуществляющим функции транспортного обслуживания населения г. Кызыла Республики Тыва и пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, является Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла.

При таких обстоятельствах, указанные выше нормы предусматривают определение перевозчиков по результатам конкурентных процедур, так как в рассматриваемом случае действия Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла будут направлены на оказание услуг для муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 25 Закона об организации перевозок предусмотрено, что ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты органом местного самоуправления.

Статья 26 Закона об организации перевозок устанавливает требования к содержанию реестра маршрутов регулярных перевозок.

Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на момент выдачи Предупреждения действовал Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в г. Кызыле, утвержденный постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1436, который состоит из 28 маршрутов.

Согласно информацию Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла от 22.12.2017 года № 180118/2474 по 28 маршрутам регулярных перевозок на территории г. Кызыла заключено 424 договора с перевозчиками без проведения конкурентных процедур.

Согласно части 2 статьи 42 Закона об организации перевозок статьи 4 - 32, 36 - 38 Закона об организации перевозок вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Закона об организации перевозок.

Закон об организации перевозок опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru – 14.07.2015 года, соответственно статья 14 Закона об организации перевозок, которая регулирует порядок заключения контракта на право осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам, вступила в силу с 11 января 2016 года.

Поскольку указанная норма Закона об организации перевозок вступила в силу с 11.01.2016 года, то контракт на право осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам должен быть заключен в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе после 11.01.2016 года.

По результатам анализа списка заключенных договоров, представленных Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла, после 11.01.2016 года Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла заключено 244 договора с перевозчиками без проведения конкурентных процедур.

22.06.2018 года Мэрией г. Кызыла издано постановление № 731, предусматривающее новый Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в г. Кызыле, который устанавливает 24 маршрута.

Также, указанным постановлением Мэрии г. Кызыла от 22.06.2018 года № 731 постановление Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1436 утратило силу с 22.06.2018 года.

Доказательства проведения конкурентных процедур на право заключения контракта (договора) на осуществление автомобильным транспортом пассажирских перевозок по регулируемому тарифу в соответствии с Реестром маршрутов, утвержденным как постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1436, так и постановлением Мэрии г. Кызыла от 22.06.2018 года № 731, в материалы дела № 05-13-01/11-15-18 Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла не представлено.

В свою очередь, непроведение конкурса на право заключения договоров об организации автомобильным транспортом регулярных пассажирских перевозок ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения договора, наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских муниципальных (межмуниципальных) перевозок.

Организатор пассажирских перевозок в ходе процедуры заключения договоров на осуществление автомобильным транспортом пассажирских перевозок должен обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурса.

Целями и задачами конкурсного отбора являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение безопасности дорожного движения при перевозке, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.

Отбор перевозчика на конкурсной основе позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах и отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок. Услуги по перевозке пассажиров образуют отдельный, локальный товарный рынок; доступ на этот рынок ограничен и возможен только через участие в процедуре конкурса, целью которого является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающих участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий

Для квалификации действий субъекта применительно к части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные им действия (бездействие), которые негативно влияют либо могут повлиять на определенную конкурентную среду – приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть к соперничеству на значимом определенном товарном рынке в сфере обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Соответственно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие) прежде всего должны быть направлены на реализацию положений Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно информацию Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла от 14.12.2018 года № 18-0118-2018/2610 карта маршрута (право на осуществление перевозки пассажиров) выдана 199 хозяйствующим субъектам (индивидуальным предпринимателям).

Кроме того, в силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно информации Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06.12.2018 года № 34398/5 на территории Республики Тыва зарегистрировано 225 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Таким образом, на территории Республики Тыва помимо лиц, которые вправе осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом вне зависимости места нахождения, имеют лицензию на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек – 225 хозяйствующих субъектов.

Кроме того, по муниципальным и межмуниципальным маршрутам перевозок по регулируемому тарифу уже осуществляют свою деятельность 199 хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного следует, что непроведение конкурса на право заключения договоров об организации автомобильным транспортом регулярных пассажирских муниципальных и межмуниципальных маршрутных перевозок и, как следствие этого, отсутствие возможности заключить договор в установленном законом порядке, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок пассажирских перевозок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения указанного договора, наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских муниципальных и межмуниципальных перевозок.

При таких обстоятельствах, бездействие Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла как уполномоченного органа по организации транспортного обслуживания населения и созданию условий для предоставления транспортных услуг населению на территории г. Кызыла, пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва по заключению 244 договора с перевозчиками, то есть хозяйствующими субъектами, без проведения конкурентных процедур приводит к созданию преимущественных условий деятельности указанным хозяйствующим субъектам, которыми заключены договора, а также необоснованному препятствованию осуществления предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам – перевозчикам, осуществляющим деятельность на рынке организации автомобильным транспортом регулярных пассажирских перевозок, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 05.03.2019 года по делу № 05-13-01/11-15-18 Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла признан нарушившим пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, предусмотрено административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ состоит в действии (бездействии) должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

Субъектами данного правонарушения являются, в том числе, должностные лица органов местного самоуправления.

Приказом Мэрии города Кызыла от 30.06.2017 г. № 173-рк "...".

Приказом Мэрии города Кызыла от 16.11.2018 г. № 296-рк "...".

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Таким образом, главной целью выдачи предупреждения является оперативное пресечение действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

При этом лицу, совершившему нарушение антимонопольного законодательства, предоставляется возможность на устранение (прекращение) такого нарушения, при устранении (прекращении) которого данное лицо освобождается от административного преследования.

Материалами дела № А02-14.9/19 подтверждается, что в связи с выявленными признаками нарушения антимонопольного законодательства в адрес Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла направлено Предупреждение от 19.04.2018 года № 5-1087.

Указанным Предупреждением от 19.04.2018 года № 5-1087 Департаменту городского хозяйства Мэрии г. Кызыла предоставлена возможность прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

Письмом Тывинского УФАС России от 22.06.2018 года № 5-1790 срок выполнения Предупреждения продлен до 01.09.2018 года.

Письмом Тывинского УФАС России от 17.09.2018 года № 5-2535 срок выполнения Предупреждения продлен до 01.11.2018 года.

Вместе с тем, Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла в срок до 01.11.2018 года документов, подтверждающих выполнение Предупреждения от 19.04.2018 года № 5-1087, не представлены.

Как указано выше, срок полномочий "..." истек 16.11.2018 года, следовательно, на момент выдачи и действия Предупреждения от 19.04.2018 года № 5-1087 (с 19.04.2018 года до 01.11.2018 года) "...".

При таких обстоятельствах, Предупреждение от 19.04.2018 года № 5-1087 не исполнено именно "...".

При этом необходимо отметить, что в случае выполнения условий Предупреждения от 19.04.2018 года № 5-1087 настоящее дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в отношении "..." не было бы возбуждено, следовательно, возбуждение настоящего дела об административном правонарушении сопряжено с невыполнением Предупреждения от 19.04.2018 года № 5-1087.

Таким образом, "...." совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Определяя степень виновности "...", следует отметить, что "..." являясь должностным лицом органа местного самоуправления не выполнил установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что вина "..." в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, учтено привлечение "..." к административной ответственности впервые.

Местом совершения административного правонарушения является Республика Тыва, г. Кызыл.

Доводы "..." и его представителя по доверенности от 30.01.2019 года б/н "..." подлежат отклонению в силу следующего:

1.) по доводу о том, должностной инструкцией и иными внутриведомственными документами не предусмотрены полномочия начальника Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла организовывать транспортные услуги населению.

Согласно пункт 1.1 Должностной инструкции начальник Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла является муниципальным служащим, принимающим решения, в том числе по вопросам развития транспортной системы.

Основными функциональными обязанностями начальника Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла являются, в том числе организация разработки и реализации мероприятий по развитию транспортной системы г. Кызыла (пункт 3.2 Должностной инструкции), организация работы Департамента на основе перспективного и текущего планирования, утверждение планов работы (пункт 3.21 Должностной инструкции).

В силу статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктами 2.17 и 3.23 Положения о Департаменте городского хозяйства Мэрии г. Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 года № 329, основными задачами Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла является, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, а также осуществляет функции организатора пассажирских перевозок в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 25.04.2018 года № 452 Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла определен уполномоченным органом, осуществляющим функции транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Таким образом, полномочия по разрешению вопросов создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа возложена на Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла, за организацию работы которого несет ответственность начальник.

2.) по доводу о том, что договора с хозяйствующими субъектами (перевозчиками) заключены на основании юридического заключения Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла о возможности заключения данных договоров в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе содержит перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, муниципальные и межмуниципальные маршруты являются несубсидируемыми, заказчиком – Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла не оплачиваются соответствующие услуги перевозчика, так как пассажир самостоятельно оплачивает свой проезд, вследствие чего цена контракта отсутствует, следовательно, заключение контракта с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ввиду непревышения суммы контракта ста тысяч рублей, является необоснованным при отсутствии цены контракта как таковой.

Кроме того, заключение Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла не является нормативно-правовым актом, а является внутриведомственной правовой экспертизой, соответственно указанное заключение не носит всеобщего обязательного характера.

3.) по доводу о невозможности проведения торгов, в связи с тем, что часть маршрутов охватывают пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, также не принимается, поскольку указанное обстоятельство не исключает возможность проведения торгов по муниципальным маршрутам, расположенным на территории г. Кызыла, с учетом наличия Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 18.05.2018 года № 554.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 2.9, 4.2, 4.5, 14.9, 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать "....", виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

2. Наложить на "...", административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:


"..."

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В  соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона  от  02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - судебные акты, акты других органов и должностных лиц по дела об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

 

 

Руководитель управления

                                          

                                        Ф.А. Хаджиев                                       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны