Определение №4-396 нарушение субъектом естественной монополии установленного по... от 30 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела об административном правонарушении 
№ 017/04/9.21-25/2020 и проведении административного расследования

30 января 2020 года               г. Кызыл

Я, «…» – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России), рассмотрев заявления гр. «…» (вх. № 312 от 24.01.2020 года и № 399 от 29.01.2020 года) в отношении юридического лица - Акционерного общества «Тываэнерго» (далее - АО «Тываэнерго»), ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года, юридический адрес: 667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4,  

УСТАНОВИЛ:

24.01.2020 года (вх. 312) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гр. «...» в отношении АО «Тываэнерго» по факту невыполнения со стороны сетевой организации обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.02.2018 года № 1905-4/5 (далее - Договор). Аналогичное по содержанию заявление гр. «...» направлено в адрес Тывинского УФАС России Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (вх. № 399 от 29.01.2020 года)
В соответствии с договором от 22.02.2018 года № 1905-4/5 сетевая организация – АО «Тываэнерго» принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения электроустановок жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Республика Тыва, Улуг-Хемский район, «...», а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора. Максимальная мощность новых присоединяемых энергопринимающих устройств 5 кВт, класс напряжения электрических сетей 0,22 кВ, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 12 месяцев со дня заключения настоящего договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которая включает комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. 
Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. 
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной - относится распределение электрической энергии.
АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике  является сетевой организацией.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила технологического присоединения) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Норма пункта 16 Правил носит императивный характер. Нарушение срока технологического присоединения действующим законодательством не предусмотрено.
В договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенном с гр. «...», указана максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 5 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,22 кВ. При этом согласно пункту 10 Технических условий № 1905-4/5 предусмотрено, что сетевая организация осуществляет строительство воздушной линии (ВЛ)-0,4 кВ.
Из представленных к заявлению гр. «...» документов видно, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1905-4/5, подписанный заявителем и сетевой организацией, заключен 22.02.2018 года, при этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 месяцев со дня заключения Договора (пункт 5 Договора). Следовательно, срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, истек 22.02.2019 года. 
Доказательства осуществления технологического присоединения объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Тыва, Улуг-Хемский район, «...» в материалах дела отсутствуют. Напротив, согласно заявлениям, гр. «...» она с февраля 2019 года не однократно обращалась в АО «Тываэнерго» о подключении ее объекта к электрическим сетям в связи с выполнением со своей стороны всех мероприятий, предусмотренных договором от 22.02.2018 года № 1905-4/5. 24.01.2020 года гр. «...» так же обратилась с письменным заявлением в АО «Тываэнерго» о подключении ее объекта к сетям (вх. № АО «Тываэнерго» 267 от 24.01.2020 года).
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Оформление акта о технологическом присоединении к электрическим сетям наряду с оформлением документов по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является завершающим этапом для заявителя в осуществлении подключения электроэнергии на свой объект.  После выполнения всех процедур по обеспечению подключения к электросетям (начиная с момента подачи заявки и заканчивая выполнением всех электромонтажных работ на участке заявители и сетевой компанией), финальной стадией процедуры является фактические действия сетевой компанией по подаче напряжения  и составления акта о подключении к электросетям после того, как все работы уже выполнены.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Из представленных к заявлению гр. «...» документов видно, что акт о технологическом присоединении к электрическим сетям, подписанный заявителем и сетевой организацией, отсутствует.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет административную ответственность.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В связи с тем, что АО «Тываэнерго» привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, согласно Постановлению по делу об административном правонарушении № А18-9.21/19 от 30.04.2019 года,  года применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.
 Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Административный штраф, наложенный постановлением постановлению по делу об административном правонарушении № А18-9.21/19 от 30.04.2019 года был оплачен 16.12.2019 года, что подтверждается платежным поручением от 16.12.2019 года № 6713. 
Таким образом, вышеописанное бездействие АО «Тываэнерго», выразившееся в нарушении срока технологического присоединения, установленного в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.    Возбудить в отношении юридического лица - Акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4) дело № 017/04/9.21-25/2020 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении субъектом естественной монополии срока технологического присоединения, установленного в пункте 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861. 
2.    Провести административное расследование.
3.    Привлечь к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении № 017/04/9.21-25/2020 в качестве потерпевшего – гр. «...»
4.    В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ АО «Тываэнерго» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Тывинского УФАС России следующие сведения и надлежащим образом заверенные копии документов:
- договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.02.2018 года № 1905-4/5, заключенный с гр. «...»
- технические условия № 1905-4/5, выданные гр. «...»;
- документы, свидетельствующие о выполнении со стороны АО «Тываэнерго» условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.02.2018 года № 1905-4/5 (акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или иные документы, в том числе подтверждающие выполнение со стороны сетевой организации мероприятий, предусмотренных техническим условиями № 1905-4/5 и подтверждающие невозможность выполнения указанных технических условий по вине заявителя);
- копии документов и сведений, содержащих информацию о должностном лице АО «Тываэнерго», ответственном за неисполнение мероприятий по технологическому присоединению, определенных договором № 1905-4/5 от 22.02.2018 года (приказ, распоряжение, протокол, копию трудового договора и должностного регламента, копию документа, удостоверяющего личность (паспорт));
- письменные пояснения относительно причин неисполнения АО «Тываэнерго» мероприятий по технологическому присоединению, определенных договором N 1905-4/5 от 22.02.2018 года;
- документы и сведения, подтверждающие невозможность АО «Тываэнерго» исполнить мероприятия по технологическому присоединения в срок, установленный договором N 1904-4/5 от 22.02.2018 (при наличии);
- заявление, обращения, заявки гр. «...» в адрес АО «Тываэнерго» о выполнении со своей стороны технических условий № 1905-4/5;
-иные документы (информацию), необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела.
4.    Законному представителю АО «Тываэнерго» надлежит явиться 6 февраля 2020 года в 16 часов 30 минут в Тывинское УФАС России по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122 А, 2 этаж, каб. 2, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении (постановления о прекращении производства по делу), либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При себе необходимо иметь документы, подтверждающие полномочия, удостоверяющие личность.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.


Начальник отдела
отдела антимонопольного контроля и рекламы 
Тывинского УФАС России                                                               «…» 
 

Связанные организации

Акционерное общество "Тываэнерго"
ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566