Решение №5-3285 Об отказе в возбуждении дела о нарушении АМЗ от 2 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваше заявление (вх. № 1755 от 08.04.2021 года), направленное Прокуратурой Республики Тыва по подведомственности, на неправомерные действия (бездействия) Министерства здравоохранения Республики Тыва при осуществлении закупок на поставку тест-полосок к глюкометрам сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 33 своего постановления от 04.03.2021 года № 2 указал, что антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Так, уполномоченным органом – Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.02.2021 года размещены следующие извещения о проведении электронных аукционов:

- № 0112200000821000551 на поставку тест-полоски к глюкометру "Уан тач селект плюс" для льготных категорий граждан территориального регистра на 2021 год, начальная (максимальная) цена контракта – 8 412 250 рублей;

- № 0112200000821000552 на поставку тест-полоски к глюкометру "Акку чек актив" для льготных категорий граждан территориального регистра на 2021, начальная (максимальная) цена контракта – 6 048 065,10 рублей.

Государственным заказчиком по указанным электронным аукционам выступает Министерство здравоохранения Республики Тыва.

Указанные электронные аукционы проводились в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Статья 33 Закона о контрактной системе устанавливает правила описания объекта закупки, согласно которому в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

При этом, как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки вправе использовать товарный знак при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом электронных аукционов № 0112200000821000551 и 0112200000821000552 является поставка тест-полоски к глюкометрам "Уан тач селект плюс" и "Акку чек актив" для льготных категорий граждан территориального регистра на 2021 год, имеющиеся в наличии у государственного заказчика – Министерства здравоохранения Республики Тыва.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 года № 09-С-571-1414 отмечено, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.

Согласно руководству пользователя глюкометра "Уан тач селект плюс" при использовании указанного глюкометра используются тест-полоски Уан тач селект плюс, а также в руководстве пользователя глюкометра "Акку чек актив" указано, что при использовании данного глюкометра используются тест-полоски Акку чек актив.

Кроме того, из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 своего Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 года указал, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2 при применении конкретных положений статьи 15 Закона о защите конкуренции судам также необходимо учитывать, имеется ли норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществление действий (бездействие).

Кроме того, исходя из пункта 2 части 1 статьи 1 Закона вне связи с защитой конкуренции на товарных рынках антимонопольные органы не вправе оспаривать обоснованность (целесообразность) принятия соответствующих правовых актов, совершения действий (бездействия) органами публичной власти в пределах предмета их ведения.

Поскольку пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику право использовать товарный знак при описании в документации о закупке объекта закупки при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок расходных материалов к оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование, указание в документации электронных аукционов № 0112200000821000551 и 0112200000821000552 на необходимость поставки тест-полоски к определенным глюкометрам ("Уан тач селект плюс" и "Акку чек актив") связано с потребностями учреждения здравоохранения с учетом специфики его деятельности и не могут служить основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции

Указанное обстоятельство также установлено решениями Комиссии Тывинского УФАС России от 11.03.2021 года по жалобам № 017/06/105-60/2021 и № 017/06/105-61/2021.

В свою очередь, такие обстоятельства как отказ от реализации соглашения между Иркутской областью и Республикой Тыва на предоставление глюкометров на безвозмездной основе, Государственное бюджетное учреждение «Ресфарма» не является медицинской организацией, начальная (максимальная) цена контракта электронных аукционов № 0112200000821000551 и 0112200000821000552 завышена, сами по себе не свидетельствуют о нарушении Министерством здравоохранения Республики Тыва антимонопольного законодательства и не могут служить основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, в действиях (бездействии) Министерства здравоохранения Республики Тыва признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции не усматриваются.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

 

 

Врио руководителя управления                                                         А.О. Ооржак

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны