Решение №4-4568 Решение от 12 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     АО «Тываэнерго»

 

юридический адрес: "..."

 

АО «Тываэнергосбыт»

 

юридический адрес: "..."

 

ГКФХ О.

 

адрес регистрации:"..."

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/04-10-19

 

12 сентября 2019 года                                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2019 года

В полном объёме решение изготовлено 12 сентября 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

"..."

Члены Комиссии:

"...",

"...",

при участии в рассмотрении дела:

от заявителя ГКФХ О.:

- О., действующая на основании доверенности от "...",

от Акционерного общества «Тываэнерго» (далее – АО «Тываэнерго»):

- Б., действующий на основании доверенности от "..." года № "...",

рассмотрев дело № 04-06-08/04-10-19, возбужденное в отношении АО «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года, юридический адрес: "...") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка проведения процедуры введения ограничения режима потребления от 25.03.2019 г. в отношении ГКФХ О. (адрес: "...", прибор учета электрической энергии Меркурий 201 № "..."),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России поступило обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Тыва "..." (вх. № 1460 от 15.04.2019 г.) о направлении заявления гр. О., действующей от имени ГКФХ О. на неправомерные действия со стороны АО «Тываэнергосбыт» по выставлению счета за потребленную электрическую энергию и отключению электрической энергии.

Из содержания заявления следовало, что между АО «Тываэнергосбыт» и ГКФХ О. заключен договор № "..." от "..." г. До марта 2019 г. ГКФХ О. добросовестно вносилась оплата за электроэнергию, последний платеж был произведен 19.03.2019 г. на сумму 1500 рублей. 26.03.2019 г. от АО «Тываэнергосбыт» представлены акт приема-передачи № 1519 от 31.01.2019 г., счет-фактура № 1519 на сумму 23815 рублей 73 копеек и акт приема-передачи электрической энергии и счет-фактура № 4168 на сумму 21708 рублей 01 копеек, рассчитанные по мощности, а не по показаниям счетчика на огромную для ГКФХ О. сумму 45523 рублей 79 копеек. Ранее до 2019 года показания счетчика снимал представитель АО «Тываэнерго», АО «Тываэнергосбыт» отказывается делать перерасчет. Кроме того, уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии им не получено.

По данному факту Тывинским УФАС России у АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» были запрошены документы и информация.

АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 1709 от 26.04.2019 года) представлены следующие документы: Акт сверки взаимных расчетов, копия договора энергоснабжения № 5209 от 20.11.2015 года, копии счет-фактур и актов приема-передачи электроэнергии, копия письма № 1897/11 от 13.03.2019 года с реестром, копия уведомления № 0228 от 11.03.2019 года, копия уведомления от 18.02.2019 года № 000001093 с выпиской из электронной почты, подтверждающей направление, копия акта о введении ограничения режима потребления № 0228 от 25.03.2019 года.

АО «Тываэнерго» (вх. № 2076 от 23.05.2019 года) были предоставлены следующие копии документов: документы, подтверждающие процедуру ввода прибора учета (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 397/2-5 от 27.05.2013 года, акт об осуществлении технологического присоединения № 572 от 01.08.2013 года, акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, акт приемки средств расчетного учета); информация о проведенных АО «Тываэнерго» проверок прибора учета электрической энергии (акт проверки расчетного прибора учета от 21.06.2017 года, акт проверки расчетного прибора от 20.06.2018 года); информация по введению ограничения режима потребления электроэнергии (уведомление № 0228 от 11.03.2019 года о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии 25.03.2019, акт о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 25.03.2019 года); информация о представленных показаниях прибора учета с 2017 года по март 2019 года.

По результатам рассмотрения заявления ГКФХ О. приказом Тывинского УФАС России от 10.06.2019 года № 154 возбуждено дело № 04-06-08/04-10-19 в отношении АО «Тываэнерго».

До рассмотрения дела от АО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России поступили копии документов (вх. № 3117 от 18.07.2019 года), истребованные определением от 10.06.2019 года: устав, свидетельство ОГРН, ИНН, Копия акта от 25.03.2019 года, копия заявки на ограничение, копия ЕГРЮЛ.

В ходе рассмотрения дела. представитель заявителя поддержала заявленные требования, просила признать действия по начислению задолженности заявителю и введении ограничения потребления электрической энергии на объекте неправомерными.

Представитель АО «Тываэнерго» не согласился с вменяемым правонарушением, поддержал ранее представленные устные и письменные доводы и пояснил, что введение ограничения было осуществлено сетевой организацией правомерно в соответствии нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/04-10-19, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам:

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательными элементами состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются:

-действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

-специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен анализ (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за 2017 год, за период с 01.01.2018 г. по 01.07.2018 год по результатам которого установлено, что АО «Тываэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим на исследуемом рынке в пределах территории  Республики Тыва в рамках присоединенной сети, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Следовательно, в силу своего доминирующего положения АО «Тываэнерго» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Аналогичные выводы изложены и в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пунктом 5 статьи 23 ГК РФ предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В силу статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей гр. О. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В связи с чем, в силу части 2 статьи 50 ГК РФ и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, гр. О. является хозяйствующим субъектом.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Согласно пункту 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

20.11.2015 г. между АО «Тываэнергосбыт» и ГКФХ О.  заключен договор энергоснабжения № "..." (далее – договор).

Точкой поставки электрической энергии определен объект (магазин) по адресу: "..." (прибор учета электрической энергии: "...").

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.  

В соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4 договора потребитель обязуется предоставлять показания расчетных приборов учета, до окончания 1-го дня месяца следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения договора энергоснабжения, одним из следующих способов (п. 4.1.5.1-4.1.5.3) с последующим подтверждением в письменной форме в течение 3-х дней в виде Акта снятия показаний расчетных приборов учета (форма акта – приложения № 6) за подписью уполномоченного лица и заверенного печатью потребителя, направив гарантирующему поставщику по адресу: г. Кызыл, ул. Заводская, 2а и/или в сетевую организацию АО «Тываэнерго», расположенную по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Колхозная 2, одним из следующих способов:

4.1.5.1. по тел. "..." (инспектор по расчетам);

4.1.5.2. на адрес эл. почты "...";

4.1.5.3. иным способом, подтверждающим передачу показаний.

В соответствии с пунктом 5.7 договора в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные договором сроки и/или в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой расчетного прибора учета в расчеты принимаются показания контрольных приборов учета, а при отсутствии контрольных приборов учета гарантирующий поставщик предъявляет к оплате расход электроэнергии, определенный:

для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года – на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчётного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с Основными положениями без последующего перерасчета.

Максимальная мощность энергопринимающих устройств в точке поставки потребителя определяется в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 договора расчетным периодом для осуществления расчетов потребителя с гарантирующим поставщиком является 1 календарный месяц.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии регулируются Основными положениями  функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442).

В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 145 Основных положений № 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возложена на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В силу пункта 136 Основных положений № 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.

Согласно пункту 179 Основных положений в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 166 Основных положений в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета:

для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

Максимальная мощность энергопринимающих устройств в точке поставки потребителя определяется в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

Непредставление потребителем показаний расчетного прибора учета более 2 расчетных периодов подряд является основанием для проведения внеплановой проверки такого прибора учета.

Как следует из материалов дела (Акт снятия показаний приборов учета электроэнергии от 30.10.2018 года) по точке поставки электроэнергии по адресу: "..." потребителем по телефону переданы следующие показания счетчика – 07804 за октябрь 2018 г.

 В связи с тем, что показания прибора учета электрической энергии потребителем не были представлены в ноябре 2018 года, начисления за ноябрь 2018 года были произведены по среднесуточному потреблению и составили 61 кВт/ч. на сумму 384,07 руб.

За декабрь 2018 года начисления также были произведены по среднесуточному потреблению и составили 61 кВт/ч. на сумму 381,46 руб.

В январе 2019 года потребителем также не были предоставлены показания прибора учета электрической энергии, в связи с чем расчет произведен как произведение максимальной мощности, предусмотренной договором (5 кВт) и часов работы в расчетном периоде (24 часа) (31 день) с учетом потерь, предусмотренных договором (2кВт):

5 кВт * 24 часа * 31 день + 2 кВт = 3722 кВт

3722 кВт * 5,33220 (тариф) = 19 846,44 руб. (без учета НДС)

19 846,44 руб. + 3 969,20 (20% НДС) = 23 815, 73 руб.

В феврале 2019 года расчет произведен как произведение максимальной мощности, предусмотренной договором (5 кВт) и часов работы в расчетном периоде (24 часа) (28 дней) с учетом потерь (2 кВт), предусмотренных договором:

5 кВт * 24 часа * 28 дней + 2 кВт = 3362 кВт

3362 кВт * 5,38074 (тариф) = 18 090,05 руб. (без учета НДС)

18 090,05 руб. + 3 618,01 (20% НДС) = 21 708, 06 руб.

В марте 2019 года потребителем были предоставлены по телефону (Акт снятия показаний приборов учета электроэнергии от 27.03.2019 года) показания прибора учета электрической энергии за марта 2019 г. – 08273 и сформирован объем 469 кВт/ч. на сумму 2 280,20 руб., при формировании начисления был скорректирован в сторону уменьшения среднесуточный расход в количестве 119 кВт/ч, за ноябрь и декабрь 2018 года.

На основании вышеизложенного, из представленных АО «Тываэнергосбыт», АО «Тываэнерго» документов следует, что потребитель - ГК(Ф)Х О. действительно имеет задолженность за период с ноября 2018 г. по февраль 2019 г., ему правомерно начислена сумма за потребленную электрическую энергию на основании пункта 166 Правил № 442.

Пунктом 15 Правил N 442 установлен порядок введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 Правил N 442, предусматривающий в том числе, обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения.

В силу пункта 8 Правил N 442, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

Дата уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления определяется в соответствии с настоящими Правилами, если соответствующим договором не определена дата, с которой потребитель считается надлежащим  образом  уведомленным о введении ограничения режима потребления.

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

Согласно пункту 9 (1) Правил N 442, все уведомления, подлежащие направлению в соответствии с Правилами N 442 инициатору введения ограничения, исполнителю, субисполнителю, направляются способом, определенным договором об оказании услуг по передаче электрической энергии или иным соглашением сторон об информационном взаимодействии, а в случае отсутствия такого договора или соглашения - способом, позволяющим подтвердить доставку уведомления.

Согласно пункту 10 Правил № 442 в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления;

б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления. По получении уведомления исполнитель обязан направить уведомление или его копию субисполнителю в течение одного рабочего дня после дня его получения. Если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, она обязана направить аналогичное уведомление лицу, с которым таким потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при условии, что обязательства по этому договору не прекращены на дату уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления;

в) одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 гарантирующий поставщик имеет право в связи с наступлением обстоятельств, указанных в правилах, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору энергоснабжения.

Уведомление о введении ограничения вручается потребителю одним из следующих способов:

- под расписку;

- направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу: "...";

- телефонограммой с соответствующей отметкой в журнале учета переданных телефонограмм;

- на адрес электронной почты: "..."

АО «Тываэнергосбыт» в адрес сетевой организации – АО «Тываэнерго» на основании возникшей задолженности за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения № 5209 направлено письмо с заявками на введение ограничения режима потребления электроэнергии на 25.03.2019 года в отношении должников, в том числе в отношении ГК(Ф)Х О. 

19.02.2019 года АО «Тываэнергосбыт» на основании возникшей задолженности за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения № 5209, потребителю - ГК(Ф)Х О.  было направлено уведомление № 000001093 о наличии задолженности и введении ограничения режима потребления электрической энергии в случае неоплаты задолженности, на электронную почту потребителя - ГК(Ф)Х О.  в соответствии с п. 3.2.1.4. договора энергоснабжения: "...",  которое было успешно доставлено сервером 19.02.2019 г. в 14 часов 59 минут 46 секунд.

В связи с тем, что возникшая задолженность не была оплачена потребителем согласно вышеуказанному уведомлению, АО «Тываэнергосбыт» 11.03.2019 г. в адрес АО «Тываэнерго» было направлено уведомление № 0228 о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии по договору энергоснабжения № 5209.

На основании уведомления от 11.03.2019 года № 0228 в отношении объекта заявителя – О., расположенного по адресу: "..." АО «Тываэнерго» введено ограничение режима потребления электрической энергии и 25.03.2019 г. составлен Акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

Довод заявителя ГК(Ф)Х О. о том, что ранее показания счетчика снимали представители АО «Тываэнерго» противоречит положениям, предусмотренным договором энергоснабжения и Основным положениям № 442, так как именно на потребителе возложена обязанность по предоставлению показаний счетчика электрической энергии.

Кроме того, заявитель в обоснование довода о том, что до марта текущего года им добросовестно вносилась оплата на потребленную электрическую энергию не подтверждено со своей стороны документальными доказательствами (платежными поручениями, актами снятия показаний счетчика электрической энергии).

Как указывалось ранее, согласно представленным АО «Тываэнеросбыт», АО «Тываэнерго» копиям Актов снятия показаний приборов учета электроэнергии потребителем показания счетчика представлены только за октябрь 2018 года и март 2019 года, Акты снятия показаний приборов учета электроэнергии за ноябрь-декабрь 2018 года, январь-февраль 2019 года отсутствуют.

Кроме того, довод заявителя о том, что уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии им не получено, а также о том, что по электронной почте он не работает противоречит ранее процитированными пунктом 3.2.1.4 договора энергоснабжения и пунктом 8 Правил N 442. 

На основании вышеизложенного, из представленных АО «Тываэнергосбыт» документов следует, что потребитель - ГК(Ф)Х О. действительно имеет задолженность за период с ноября 2018 года по февраль 2019 года, ему правомерно начислена сумма за потребленную электрическую энергию на основании пункта 166 Правил № 442 и направлены уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями пункта 8 Правил № 442.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Правил № 442 исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) основание введения ограничения режима потребления;

д) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;

е) тип ограничения режима потребления (частичное или полное);

ж) место, дата и время составления акта;

з) дата и время введения ограничения режима потребления;

и) уровень частичного ограничения режима потребления - если в отношении потребителя вводится частичное ограничение режима потребления;

к) уровень потребления иных лиц, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики потребителя, в отношении которого вводится полное ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;

л) адрес, по которому производятся действия по введению ограничения режима потребления;

м) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых введено ограничение режима потребления, с указанием места установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);

н) номера, место установки и показания приборов учета, используемых в соответствии с пунктом 12(1) настоящих Правил для контроля соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления, на дату и время введения ограничения режима потребления;

о) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя;

п) причины, по которым ограничение режима потребления не было введено, - если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя ограничение режима потребления не было введено.

  Пунктом 13 Правил N 442 установлено, акт о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если введение ограничения режима потребления осуществляется субисполнителем).

 Соответствующий акт о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления подписываются незаинтересованными лицами, присутствующими при их составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии двух незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.

При составлении акта в присутствии двух незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица.

Присутствующим при составлении акта заинтересованным лицам - инициатору введения ограничения, исполнителю (если акт составляется субисполнителем) и потребителю - вручается по одному экземпляру акта. В случае отсутствия при составлении акта заинтересованных лиц (инициатора введения ограничения, исполнителя, потребителя) указанный акт направляется исполнителем (субисполнителем) в течение одного рабочего дня после дня его подписания отсутствовавшим при его составлении лицам.

В случае если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, указанная сетевая организация (субисполнитель) в течение одного рабочего дня после дня подписания акта также направляет один экземпляр акта лицу, с которым потребителем, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится или введено ограничение режима потребления, заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - при наличии этого договора.

В случае если акт был составлен инициатором введения ограничения, направление акта заинтересованным лицам, не присутствовавшим при его составлении, осуществляет инициатор введения ограничения.

При изучении Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25.03.2019 г., составленного АО «Тываэнерго» установлено, что полное ограничение потребления объекта ГК(Ф)Х ОА. введено представителем АО «Тываэнерго» в одностороннем порядке, без участия потребителя и двух незаинтересованных лиц, в то время как в соответствии с требованиями пункта 13 Правил 442 непосредственное участие потребителя, двух незаинтересованных лиц в случае отсутствия потребителя при составлении Акта о введенном ограничении является обязательным.

Однако, исходя из положений Закона о защите конкуренции, для квалификации действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в качестве злоупотребления доминирующим положением, необходимо совершение данным субъектом умышленных действий антиконкурентной направленности именно на рынке доминирования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, применительно к правоотношениям, возникающим в результате неправомерных действий лиц, занимающих доминирующее положение, следует, что сам по себе факт ненадлежащего исполнения субъектом естественной монополии договорных обязательств или нарушения им имущественных прав контрагента по договору не является достаточным основанием для квалификации данных действий, как действий, влияющих на состояние конкуренции на определенном рынке товаров, без установления государственным органам характера вины данного лица в ограничении конкуренции.

В противном случае субъект естественной монополии был бы поставлен в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что явилось бы нарушением принципа справедливости, проявляющегося в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия.

Установление объективно существующих признаков ограничения конкуренции или определение степени вероятности ограничения конкуренции является обязательным элементом доказывания при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку определяет объективную сторону правонарушения. Само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на определенном рынке еще не является следствием нарушения Закона о защите конкуренции.

Как указано выше, причиной отключения электроэнергии на объекте заявителя в электрических сетях АО «Тываэнерго» послужила задолженность за период с ноября 2018 года по февраль 2019 года.

Доводы заявителя о неполучении уведомления о введении полного ограничении режима потребления электрической энергии не могут являться основанием для признания действий АО «Тываэнерго» по введению полного ограничения подачи ресурса незаконными, поскольку акт составлен сетевой организацией по заявке АО «Тываэнергосбыт» с направлением АО «Тываэнерго», а введение ограничения произведено на основании уведомления от 18.02.2019 года № 000001093, своевременно направленного потребителю на адрес электронной почты, указанный в договоре энергоснабжения № "..." от "..." года.

В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении АО «Тываэнерго» норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением, привело или могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и, соответственно, требует принятия мер антимонопольного регулирования.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по делу N 04-06-08/04-10-19, достаточных оснований полагать, что со стороны АО «Тываэнерго» в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, нарушающим требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, у Комиссии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/04-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Дело 04-06-08/04-10-19 возбужденное в отношении Акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: "...") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 « 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией Тывинского УФАС действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       "..."

 

Члены Комиссии                                                                         "..."

                                                                                                   

                                                                                                    "..."

 

 В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны