Решение №4-5302 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного за... от 9 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) 09.09.2020 года (вх. № 4779) поступило заявление от жителей 3 подъезда дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. «…» (далее – Заявители), на действия Акционерного общества «Почта России» в лице УФПС Республики Тыва - филиал АО «Почта России» (далее – УФПС Республики Тыва, Филиал), юридический адрес: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37, ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000, КПП 772401001, дата регистрации юридического лица: 01.10.2019 года, адрес филиала: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 156А по факту не доставления почтовой корреспонденции, в том числе почтовые отправления разряда «Судебное». 

Из содержания заявления следует, что до жителей подъезда № 3 дома, расположенного по адресу: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «...» в течении полугода не доставляется почтовая корреспонденция, включая почтовые отправления разряда «Судебное». Ранее почтовые извещения клеились на доску объявлений на 1 этаже подъезд. Доставка работником почты извещений ф. 22 в квартиры указанного подъезда не осуществляется вообще. В результате указанных действий жители не получают адресованную им почтовую корреспонденцию (в том числе почтовые отправления разряда «Судебное») и вынуждены нести дополнительные неудобства и расходы в виде вынужденного восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалоб, вынужденной поездки в г. Кемерово, где расположен Восьмой кассационный суд для получения, возвращенного сотрудниками почты не доставленного заверенного судебного постановления.

Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, изучив доводы заявителя, сообщаю следующее:

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательными элементами состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются:

-действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

-специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

При этом, положения части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» не дают специального определения понятия «общедоступной почтовой связи».

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяются следующие основные понятия:

почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;

почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам;

услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;

почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры;

письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты;

В силу пункта 9 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).

Следовательно, согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) и Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила № 234) в их правовой взаимосвязи с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», под общедоступной почтовой связью для целей пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Почта России» является деятельность почтовой связи общего пользования. Согласно Положению о филиале Филиал является обособленным подразделением АО «Почта России», расположенным вне места нахождения АО «Почта России» и осуществляет в соответствии с настоящим Положением часть его функций на территории Республики Тыва.

Таким образом, УФПС Республики Тыва, будучи филиалом субъекта естественной монополии – АО «Почта России» обязано соблюдать запреты, установленные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, предусмотренные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

Аналогичные выводы указаны и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.08 N 30) где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Следовательно, сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. При этом нарушением антимонопольного законодательства являются не все действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

При этом, согласно пункта 24 «Обзора судебной практики № 1», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в том числе в редакции, действующей после 5 января 2016 г.) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

В то же время, необходимо отметить, что статьей 1 Закона о почтовой связи определено, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи.

При этом, отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий (абзац 1 статьи 4 Закона о почтовой связи). В свою очередь, согласно абзаца 1 статьи 19 Закона о почтовой связи права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации (абзац 3 статьи 4 Закона о почтовой связи).

Порядок оказания услуг почтовой связи регулируются Правилами № 234, которые определяют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

Операторами почтовой связи являются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи, в свою очередь пользователи услуг почтовой связи - граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи (статья 2 Закона о почтовой связи)

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил № 234 , особенности доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "судебное" (почтовых отправлений федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов), а также разряда "административное" (направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях почтовых отправлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов), устанавливаются настоящими правилами.

В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно реестра лицензий в области связи Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, АО «Почта России» (АО «Почта России») имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи от «» года № «».

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе ХХ Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, который в том числе предусматривает обеспечение предоставления пользователю: а) приема почтовых отправлений; б) обработки почтовых отправлений; в) перевозки почтовых отправлений; г) доставки (вручения) почтовых отправлений; д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).

Кроме того, согласно пункту 5 данного перечня указано, что оказание услуг должно осуществляться в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Помимо этого, процедура доставки почтовых отправлений (включая заказные письма разряда «Судебное») прописана также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2), утв. Приказом АО «Почта России» от 07.03.2019 N 98-п (далее – Порядок № 98-п).

В соответствии с п. 6.2.2.4 Порядка, правом пересылки почтовых отправлений в разряде «Судебное» пользуются федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ при наличии Договора.

В почтовых отправлениях разряда «Судебное» пересылаются судебные извещения (судебные повестки), копии судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебные дела (материалы), исполнительные документы, в том числе могут пересылаться приложения на электронном носителе информации (п. 6.2.4.2 Порядка № 98-п). Заказные письма и заказные бандероли разряда «Судебное» должны пересылаться с уведомлением о вручении (п. 6.2.5.1. Порядка № 98-п).

Согласно подпункта «б» пункта 10 Правил № 234 по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются также на регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

При этом, административная ответственность за нарушения правил оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (последний абзац статьи 34 Закона о почтовой связи).

В свою очередь, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда, что предусмотрено статьей 37 Закона о почтовой связи и разделом VII Правил № 234.

Претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 66 Правил № 234).

Согласно информации, представленной УФПС Республики Тыва (вх. № 5257 от 06.10.2020 года) в 2020 году приостановление по доставке почтовой корреспонденции разряда «Судебное» не производилось, заявлений (обращений) от жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. «...», связанные с ненадлежащим оказанием почтовых услуг по доставке почтовой корреспонденции разряда «Судебное» не поступало.

Однако, указанные в заявлении жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. «...» обстоятельства могут свидетельствовать о наличии признаков ненадлежащего исполнения со стороны оператора почтовой связи обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователям услуг, предусмотренных лицензионными условиями и требованиями. 

Между тем, Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору в сфере связи, которой переданы функции по контролю в сфере связи, а также функцию по государственному надзору в этой сфере.

В соответствии с п. 5.1.4. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 16.03.2009 N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) осуществляет лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, контроль и надзор за деятельностью предприятия как оператора почтовой связи в сфере отношений, связанных с оказанием услуг почтовой связи осуществляется специально уполномоченным органом.

В свою очередь, частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При таких обстоятельствах Тывинскоге УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях УФПС Республики Тыва признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пунктом 1 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в случае если вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 8, 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тывинским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Между тем, на основании установленных в рамках рассмотрения обращения обстоятельств, Ваше заявление сопроводительным письмом направлено в адрес Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

 

Врио руководителя управления                                                               «…»

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Почта России"
ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000