Решение №4-5499 решение от 23 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

филиал ФГУП ВГТРК «ГТ»

 

юридический адрес: "..."

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 017/05/14-11/2020

 

23 октября 2020 года                                                                                г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года

             Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 017/05/14-11/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

"..." – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

"..." – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

"..." – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «ГТ» (почтовое уведомление с идентификатором 80088053705321), в присутствии представителя Р. (далее – представитель ГТ), действующего на основании доверенности от 25.06.2020 года,

рассмотрев дело № 017/05/14-11/2020, возбужденное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «ГТ» (ИНН "...", ОГРН "...", КПП "...", юридический адрес: "...", адрес местонахождения филиала: "...", дата регистрации юридического лица – 11.10.1993 года) по признакам нарушения  требований части 12 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением части 12 статьи 14 Закона о рекламе при трансляции рекламы на телеканале «Россия 1» Тывинским УФАС России 11.09.2020 года в период с 09 часов 08 минут до 09 часов 48 минут в г. Кызыл осуществлена запись указанного телеканала для измерения соотношения уровня громкости звука рекламы с прерываемой ею телепрограммой (телепередачей), источником записи сигнала является эфирное цифровое вещание (имя медиа файла «0911090810DVB-T02РОССИЯ-1.mp4»).

По результатам записи составлен Акт об осуществлении записи от 11.09.2020 года.

Вышеуказанная запись вместе с Актом осуществления записи, составленным должностным лицом Тывинского УФАС России была направлена в ФАС России для измерения предоставленной эфирной записи телеканала «Россия 1» на соответствие требованиям части 12 статьи 14 Закона о рекламе, согласно которой при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

В соответствии с частью 16 статьи 14 Закона о рекламе требования части 12 статьи 14 данного закона распространяются также на информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу (анонсы).

Методика измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы, утверждена Приказом ФАС России от 22.05.2015 N 374/15 (зарегистрирован Минюстом России 17.07.2015 рег. N 38079) (далее - Методика).

Измерение уровня громкости фрагментов записи производилось ФАС России с помощью средства измерения Комплекс программно-аппаратный "АСК-громкость" (свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.E.36.002.A N 58595, свидетельство о поверке N 3/340-0758-20 действительно до «11» мая 2021 года).

В этих целях записанный фрагмент в соответствии с Методикой был разделен на 16 фрагментов:

  1. сообщение о рекламе – 5,04 сек. (наименование файла: «1_сообщение о рекламе_1.wav»);
  2. блок рекламы – 26,18 сек. (наименование файла: «2_блок рекламы_1. wav», Стратегия Россия без ДТП);
  3. сообщение о рекламе – 19,69 сек. (наименование файла: «3_сообщение о рекламе_2.wav»);
  4. блок рекламы – 20,89 сек. (наименование файла: «4_блок рекламы_2.wav», региональный блок рекламы);
  5. логотип – 19,77 сек. (наименование файла: «5_логотип_1.wav»);
  6. пострекламный фрагмент – 26,43 сек. (наименование файла: «6_пострекламный фрагмент_1.wav», Медээлер Тыва черде);
  7. дорекламный фрагмент – 25,54 сек. (наименование файла: «7_дорекламный фрагмент_1.wav», Медээлер Тыва черде);
  8. блок рекламы – 23,35 сек. (наименование файла: «8_блок рекламы_3. wav», спонсорская реклама);
  9. межрекламный фрагмент – 25,64 сек. (наименование файла: «9_межрекламный фрагмент_1.wav», прогноз погоды);
  10. политическая реклама – 26,85 сек. (наименование файла: «10_политическая реклама. wav»);
  11. межрекламный фрагмент – 22,30 сек. (наименование файла: «11_межрекламный фрагмент_2.wav»);
  12. блок рекламы – 23,06 сек. (наименование файла: «12_блок рекламы_4. wav», капли «Офтальмоферон»);
  13. сообщение о рекламе – 20,13 сек. (наименование файла: «13_сообщение о рекламе_3.wav»);
  14. блок рекламы – 23,84 сек. (наименование файла: «14_блок рекламы_5. wav» блок рекламы федерального канала);
  15. логотип – 21,44 сек. (наименование файла: «15_логотип _2.wav»);
  16. пострекламный фрагмент – 24,98 сек. (наименование файла: «16_пострекламный фрагмент_2.wav», выборы 2020 Дебаты).

Согласно пункту 7 Методики, если значение громкости звука рекламы или анонсов превышает более чем на 1,5 дБ значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента прерываемой программы, то такая реклама или анонс признается превышающей средний уровень громкости звука прерываемой рекламой или анонсом телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи, что является основанием для применения антимонопольным органом мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Результат измерений заносится в Протокол измерений согласно показаниям в ручном режиме сотрудником, проводящим измерения, либо в печатном виде, либо в виде файла в электронной форме, формируемого средством измерения.

Согласно представленного в адрес Тывинского УФАС России  Протокола измерений громкости аудиофрагментов № 619147 от 22 сентября 2020 года ФАС России (вх. № 5131 от 29.09.2020 года) выявлены факты нарушения части 12 статьи 14 Закона о рекламе, а именно:

  1. уровень громкости звука фрагмента сообщение о рекламе (наименование файла: «1_сообщение о рекламе_1.wav») превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента (наименование файла: «6_пострекламный фрагмент_1.wav») на 3,7 дБ;
  2. уровень громкости звука фрагмента сообщение о рекламе (наименование файла: «3_сообщение о рекламе_2.wav») превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента (наименование файла: «6_пострекламный фрагмент_1.wav») на 6,7 дБ;
  3. уровень громкости звука фрагмента блок рекламы (наименование файла: «4_блок рекламы_2.wav», региональный блок рекламы) превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента (наименование файла: «6_пострекламный фрагмент_1.wav») на 5,5 дБ;
  4. уровень громкости звука фрагмента логотип (наименование файла: «5_логотип_1.wav») превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента (наименование файла: «6_пострекламный фрагмент_1.wav») на 6,7 дБ;
  5. уровень громкости звука фрагмента блок рекламы (наименование файла: «8_блок рекламы_3. wav») превышает уровень громкости звука дорекламного фрагмента (наименование файла: «7_дорекламный фрагмент_1.wav») на 2,2 дБ;
  6. уровень громкости звука фрагмента блок рекламы (наименование файла: «8_блок рекламы_3. wav») превышает уровень громкости звука межрекламного фрагмента (наименование файла: «9_межрекламный фрагмент_1.wav») на 2,3 дБ;
  7. уровень громкости звука фрагмента сообщение о рекламе (наименование файла: «13_сообщение о рекламе_3.wav») превышает уровень громкости звука межрекламного фрагмента (наименование файла: «11_межрекламный фрагмент_2.wav») на 2,2 дБ;
  8. уровень громкости звука фрагмента блок рекламы (наименование файла: «12_блок рекламы_4. wav») превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента (наименование файла: «16_пострекламный фрагмент_2.wav») на 1,9 дБ;
  9. уровень громкости звука фрагмента сообщение о рекламе (наименование файла: «13_сообщение о рекламе_3.wav») превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента (наименование файла: «16_пострекламный фрагмент_2.wav») на 4,9 дБ;
  10. уровень громкости звука фрагмента логотип (наименование файла: «15_логотип _2.wav») превышает уровень громкости звука пострекламного фрагмента (наименование файла: «16_пострекламный фрагмент_2.wav») на 3,5 дБ.

По данному факту определениям Тывинского УФАС России от 01.10.2020 года возбуждено дело № 017/05/14-11/2020 в отношении филиала ФГУП ВГТРК «ГТ» по признакам нарушения части 12 статьи 14 Закона о рекламе.

Также, определением от 01.10.2020 года были запрошены от филиала ФГУП ВГТРК «ГТ» письменные пояснения, сведения, документы по существу, возбужденного дела № 017/05/14-11/2020.

Согласно письменному пояснению от 13.10.2020 года (вх. № 5365) филиала ФГУП ВГТРК «ГТ» вещание в региональном эфире телеканала «Россия 1» 11.09.2020 года осуществлялось по следующей сетке:

06:35 – 06:41 Вести Тыва

07:07 – 07:10 Вести Тыва

07:35 – 07:41 Вести Тыва

08:07 – 08:10 Вести Тыва

08:35 – 08:41 Вести Тыва

09:00 – 09:24 Медээлер Тыва Черде

09:34 – 09:56 Хогжумнуг байыр

14:30 – 14:55 Вести Тыва

21:05 – 21:20 Вести Тыва                                                   

К письменному пояснению были приложены копии следующих документов: устав ФГУП «ВГТРК», ИНН, ОГРН, свидетельство о регистрации средства массовой информации от 30.12.2011, лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ № 20457 от 05.04.2012 года, приказ ВГТРК от 23.08.2019 № 531.

14.10.2020 года в ходе рассмотрения дела № 017/05/14-11/2020 на заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель филиала ФГУП ВГТРК «ГТ» поддержал ранее представленные пояснения, просил отложить рассмотрение настоящего дела, в связи с направлением записи от 11.09.2020 года в ФГУП «ВГТРК» г. Москва для измерения ими громкости звука на их оборудовании и подготовки возражения в рамках рассматриваемого дела.

Комиссия Тывинского УФАС России, рассмотрев письменные и устные пояснения, изучив представленные документы определением от 14.10.2020 года отложила рассмотрения дела № 017/05/14-11/2020 до 22.10.2020 года в 15 часов 00 минут.

22.10.2020 года представитель филиала ФГУП ВГТРК «ГТ» устно пояснил, что ФГУП «ВГТРК» подтвердило наличие превышения уровня звука рекламы над уровнем звука прерываемой ею телепередачи в записи телеканала «Россия 1» от 11.09.2020 года произведенной в г. Кызыл Республики Тыва и обосновал, что нарушение части 12 статьи 14 Закона о рекламе произошло в следствие кадровых изменений внутри филиала, должность заболевшего новой коронавирусной инфекцией звукооператора телевидения 11.09.2020 года замещал звукооператор радио.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 017/05/14-11/2020, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Как указано выше, соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании Методики и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

Согласно части 12 статьи 14 Закона о рекламе при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. При этом, в соответствии с частью 16 статьи 14 Закона о рекламе требования части 12 статьи 14 данного закона распространяются также на информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу (анонсы).

В соответствии с Методикой запись фрагмента эфира телепрограммы, телепередачи в виде медиафайла, содержащего звуковую и видеоинформацию (далее - запись телепрограммы) или запись фрагмента эфира радиопрограммы, радиопередачи в виде медиафайла, содержащего звуковую информацию (далее - запись радиопрограммы) для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи осуществляется сотрудниками антимонопольного органа.

Измерение громкости звукового сопровождения каждого из указанных в Методики фрагментов производится в единицах уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы (LUFS). Разница между значениями измеренных громкостей звука фрагментов определяется в единицах громкости, равных децибелам. В Протокол измерений заносится разность громкостей звука фрагментов в децибелах.

Значение громкости звука блока рекламы или анонсов не должно превышать значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента более чем на 1,5 дБ.

Если значение громкости звука рекламы или анонсов превышает более чем на 1,5 дБ значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента прерываемой программы, то такая реклама или анонс признается превышающей средний уровень громкости звука прерываемой рекламой или анонсом телепрограммы, или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи, что является основанием для применения антимонопольным органом мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По результатам проведенного измерения эфирной записи телеканала «Россия 1» установлено, что превышение уровня громкости регионального блока рекламы, сообщений о рекламе, логотипа, над уровнем громкости прерываемой ими передачи, допущено в эфире регионального вещания телеканала «Россия 1 Тыва».

Факт распространения рекламы, сообщений о рекламе, логотипа, с превышением уровня громкости звука подтвержден материалами дела и не оспаривается представителем филиала ФГУП ВГТРК «ГТ».

Таким образом, в нарушение требований части 12 статьи 14 Закона о рекламе уровень звука рекламы, сообщений о рекламе, логотипа, транслировавшихся на телеканале «Россия 1» 11.09.2020 года в период 09 часов 08 минут до 09 часов 48 минут в г. Кызыл Республики Тыва, превышают уровень звука прерываемой ими телепередачи.

Законом о рекламе определено понятие «рекламораспространитель». В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Телевизионное вещание на телеканале «Россия 1» осуществляет ФГУП ВГТРК «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания».

Региональное телевизионное вещание на телеканале «Россия 1 Тыва» на территории Республики Тыва осуществляет ФГУП ВГТРК в лице Филиала ФГУП ВГТРК «ГТ».

Из положения части 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 12 статьи 14 указанного закона, ответственность несет рекламораспространитель, в рассматриваемом случае – Филиала ФГУП ВГТРК «ГТ».

Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «ГТ» (ИНН "...", ОГРН "...", КПП "...", юридический адрес: "...", адрес местонахождения филиала: "...", дата регистрации юридического лица – 11.10.1993 года), транслировавшуюся на телеканале «Россия 1» 11.09.2020 года в период с 09 часов 08 минут до 09 часов 48 минут в г. Кызыл, не соответствующей части 12 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», поскольку в ней значение громкости звука превысило более чем на 1,5 дБ значение громкости звука прерываемой ею телепередачи.
  2. Выдать филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «ГТ» предписание о прекращении нарушения части 12 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

                

 Председатель Комиссии                                                                                           "..."

 

Члены Комиссии                                                                                                       "..."

 

"..."

                                                                                           

 

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны