Решение №4-5927 об отказе в возбуждении дела от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) 25.10.2021 года (вх. № 4963) поступило заявление Индивидуального предпринимателя «…», ОГРНИП: «...» (далее – Заявитель, ИП «...», предприниматель) на действия АО «Тываэнерго» в части неправомерного составления акта безучетного потребления электроэнергии и предъявления безучетного потребления электроэнергии.

Из содержания письменных пояснений заявления, приложенных документов, а также представленных АО «Тываэнерго» (вх. № 5193 от 12.11.2021 года, вх. № 5896 от 25.11.2021 года), АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 5181 от 12.11.2021 года), дополнительно представленных ИП «...» (вх. № 5114 от 09.11.2021 года, вх. № 5757 от 18.11.2021 года) сведений установлены следующие обстоятельства:

13.07.2015 года между АО «Тываэнергосбыт» и ИП «...» заключен договор энергоснабжения № «…» по точке поставки «...», расположенной по адресу: Республика Тыва, «...» (далее – Договор № «…»).

07.02.2020 года согласно Акту № 4965 допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии по точке поставки, находящейся по адресу: «...» допущен прибор учета со следующими характеристиками Тип – Меркурий 230 АМ – 02 с заводским номером 40469879. 

09.07.2020 года согласно Акту также проведена проверка расчетных приборов учета в отношении объекта ИП «...» «...», расположенного по адресу: Республика Тыва, «...», согласно которого, прибор учета Меркурий 230 АМ – 02 с заводским номером 40469879 признан пригодным для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии.

02.04.2021 года ИП «...» направлено обращение начальнику ЗРЭС Тулуш Т.В. о разрешении снять пломбу для замены вводного автомата. Данное обращение согласно письменным пояснениям предпринимателя зарегистрировано в журнале заявок от потребителей (юр.лиц) электроэнергии. В подтверждение указанного обстоятельства представлены копия заявления без отметок (вх. № и подписи принимающей стороны) и листа журнала заявок.

15.07.2021 года АО «Тываэнерго» составлен Акт проверки расчетных приборов учета в отношении объекта ИП «...» «...», расположенного по адресу: «...», по результатам которого прибор учета признан непригодным, при этом, в разделе описание выявленных нарушений указано: «срыв пломбы (отсутствуют пломбы электросетевой компании, потребитель своевременно не предоставил письменное сообщение о срыве или повреждении пломбы)».

15.07.2021 года в отношении объекта Заявителя «...», расположенного по адресу: «...» составлен Акт № 1406 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии (далее – Акт № 1406).

В качестве способа и места осуществления безучетного потребления указано: «срыв пломбы электросетевой компании. Потребитель своевременно не предоставил письменное сообщение о срыве или повреждении пломб».

Данные о приборе учета: Меркурий 230 АМ-02 № 40469879

К Акту № 1410 приложен расчет объема безучетного потребления электрической энергии, согласно которому объем безучетного потребления определен в количестве 182 дней, 4380 часов, 94170 кВтч.

19.07.2021 года (исх. № 1.9/1.4/3114-исх.) АО «Тываэнерго» в адрес ИП «...» направлен Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электрической энергии с приложениями.

26.07.2021 года ИП «...» в адрес АО «Тываэнерго» направлено обращение об аннулировании Акта о неучтенном (безучетном) потреблении электрической энергии с приложениями, в связи с тем, что 02.04.2021 года Предпринимателем было написано заявление о снятии пломбы для замены вводного автомата.

05.08.2021 года (исх. № 1.9/1.4/3376-исх) АО «Тываэнерго» направлен ответ ИП «...», где со ссылками на пункт 192 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» сетевая организация отмечает, что обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств.

Кроме того, сетевой организацией отмечается, что в заявлении, которое представлено ИП «...» в подтверждения обращения в АО «Тываэнерго», отсутствуют подпись и дата принимающей стороны.

10.08.2021 года ИП «...» обратилась в адрес АО «Тываэнерго» с указанием того, что она обращалась в ЗРЭС г. Ак-Довурак, где ей сказали, что в журнале заявление зарегистрировано и поставлена подпись принявшего заявление. Также предприниматель просила обратиться в ЗРЭС г. Ак-Довурак для подтверждения указанных обстоятельств.

19.08.2021 года АО «Тываэнерго» в адрес ИП «...» направлен ответ на обращение, согласно которому сетевая организация указывает, что по заявленным фактам потребителя проводится служебная проверка, по окончании которой будет направлено письмо о принятом решении.

20.09.2021 года (№ 9520) АО «Тываэнергосбыт» в адрес ИП «...» направлено уведомление о наличии задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию в сумме 508 103,94.

15.10.2021 года (вх. АО «Тываэнергосбыт» № 13803) ИП «...» обратилась в адрес АО «Тываэнергосбыт» с заявлением об аннулировании Акта о неучтенном (безучетном) потреблении электрической энергии, в связи с тем, что 02.04.2021 года Предпринимателем было написано заявление о снятии пломбы для замены вводного автомата.

15.10.2021 года АО «Тываэнергосбыт» в адрес АО «Тываэнерго» направлена телефонограмма № 1540А о переносе исполнения заявок на ограничение режима потребления электроэнергии в связи с эпидемиологической ситуацией в отношении потребителя ИП «...», дата переноса на 25.10.2021 года.

19.10.2021 года (исх. № 5480/11) АО «Тываэнергосбыт» в адрес ИП «...» направлена копия уведомления о задолженности № 9520 от 20.09.2021 года и копия отчета о доставке почтового отправления.

28.10.2021 года АО «Тываэнергосбыт» в адрес АО «Тываэнерго» направлена телефонограмма об отмене заявок на ограничение режима потребления электроэнергии на основании гарантийного письма в отношении потребителя ИП «...»

28.10.2021 года АО «Тываэнергосбыт» в адрес АО «Тываэнерго» направлен запрос о предоставлении подтверждения на основании поступившего от ИП «...» обращения, где потребитель указывает о письменной заявке на снятие пломбы для замены вводного автомата в АО «Тываэнерго» г. Ак-Довурака

28.10.2021 года АО «Тываэнергосбыт» в адрес ИП «...» также направлено письмо, где указывается о направлении запроса в адрес АО «Тываэнерго» на основании обращения потребителя.   

08.11.2021 года АО «Тываэнергосбыт» в адрес АО «Тываэнерго» направлен реестр заявок на введение ограничения режима потребления электроэнергии на 13.10.2021 года, где в том числе указана точка поставки ИП «...» «...», расположенная по адресу: 668050, Республика Тыва, «...».

25.11.2021 года АО «Тываэнерго» в адрес АО «Тываэнергосбыт» направлено письмо, согласно которому в связи с некорректным заполнением, акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1406 от 15.07.2021 года в отношении ИП «...» по объекту «...», расположенное по адресу: Республика Тыва, «...» сетевая организация просит вернуть акт и провести корректировку в сторону уменьшения полезного отпуска на 80423 кВт, по акту, в ноябре 2021 года.

25.11.2021 года АО «Тываэнерго» также направлен ответ на заявление ИП «...», где отмечается, что в рамках обращения потребителя была проведена служебная проверка, в результате которой были выявлены нарушения, в связи с чем по акту о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1406 от 15.07.2021 года будет произведена корректировка в сторону уменьшения полезного отпуска на 80423 кВт.

При этом, на данном письме имеется отметка об ознакомлении лично ИП «...» и об отсутствии претензий к АО «Тываэнерго».

Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, изучив доводы заявителя и представленные в материалы заявления сведения, сообщаю следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной  экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Тывинским УФАС России проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в 2020 году, по результатам которого установлено, что АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение как субъект естественной монополии в рамках балансовой принадлежности распределительных сетей. 

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в рамках присоединенной сети.

При этом, согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума № 2 от 04.03.2021 года) исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них:

- недопущение конкуренции,

- ограничение конкуренции,

- устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов);

- причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

Следовательно, не всякое нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики признается в качестве нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, для квалификации действий как злоупотребление доминирующим положением необходимо доказать наличие негативных последствий для конкуренции и (или) интересов других лиц (либо существование реальной угрозы наступления таких последствий) и причинно-следственную связь между рассматриваемыми действиями и такими последствиями.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из предписаний абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу свидетельства от 30.08.2008 года (серия 17 № 000442349) о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе «...» Согласно Выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ИП «...» является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.

Следовательно, ИП «...» является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об электроэнергетике, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения № 442 и Правила ограничения № 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

1) В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 7 Основных положений № 422 Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации

В соответствии с пунктом 170 Проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

Для целей настоящего документа под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

Основаниями для проведения внеплановой проверки приборов учета являются:

полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) которого непосредственно или опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении снятия показаний или осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим документом;

срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клемной крышки прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), и факт события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с предельными значениями, определенными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), неработоспособности прибора учета электрической энергии вследствие аппаратного или программного сбоя или отсутствия дистанционного опроса такого прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в течение одного месяца;

отсутствие показаний расчетного прибора учета 2 и более расчетных периодов подряд.

Внеплановые проверки осуществляются сетевыми организациями, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета гарантирующими поставщиками.

Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с пунктом 171 Основных положений сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, сетевая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой, энергоснабжающей организации) ответ.

Пунктом 172 Основных положений № 442 предусмотрено, сетевая организация (гарантирующий поставщик) в случаях, предусмотренных пунктом 170 настоящего документа, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня наступления соответствующих обязательств провести внеплановую проверку приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон. В случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку прибора учета, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), проверка прибора учета должна быть проведена не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления о необходимости проведения внеплановой проверки.

Форма внеплановой проверки приборов учета может быть указана в заявлении о необходимости проведения внеплановой проверки, в противном случае форму проверки выбирает сетевая организация (гарантирующий поставщик).

В силу пункта 173 Основных положений № 442 результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация (гарантирующий поставщик) передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, сетевой организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В данном случае представлен Акт проверки расчетных приборов учета в отношении объекта ИП «...» «...», расположенного по адресу: «...», по результатам которого прибор учета признан непригодным, при этом, в разделе описание выявленных нарушений указано: «срыв пломбы (отсутствуют пломбы электросетевой компании, потребитель своевременно не предоставил письменное сообщение о срыве или повреждении пломбы)».

В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);

соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.

В адрес Тывинского УФАС России представлен Акт проверки расчетного прибора учета от 15.07.2021 года, из которого следует, что:

- объект «...»

- адрес объекта: «...»

- от потребителя присутствовала ИП «...»

- проведен визуальный осмотр;

- выявлено нарушение: «срыв пломбы (отсутствуют пломбы электросетевой компании, потребитель своевременно не предоставил письменное сообщение о срыве или повреждении пломбы)»;

- прибор учета признан не пригодным и не соответствующим требованиям нормативно-технической документации.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений N 442 под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

Из смысла приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.

Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 177 Основных положений № 442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В случае если сетевая организация не присутствовала при проведении гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) проверки состояния приборов учета, в результате которой был выявлен факт безучетного потребления, то акт о неучтенном потреблении электрической энергии составляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и не позднее 3 рабочих дней со дня его составления передается в сетевую организацию.

Согласно пункту 178 Основных положений № 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:

данные о лице, осуществляющем безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии;

данные о способе и месте осуществления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии;

данные о приборах учета на момент составления акта;

данные о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии;

данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля);

объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом лицо, составляющее акт о неучтенном потреблении электрической энергии, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. Уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), а в случае, когда указанным договором такой порядок не определен или договор отсутствует, - любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом. В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта фиксируется с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

По факту выявленного безучетного потребления расчетный прибор учета признается вышедшим из строя.

Положения данного пункта указывают, что наличие у сетевой организации права на осуществление контрольных проверок приборов учета корреспондирует с ее обязанностью по составлению такого акта с соблюдением законодательно установленного порядка.

В ходе изучения акта № 1406 от 15.07.2021 года о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии, составленного АО «Тываэнерго» установлено, что:

1. отсутствуют объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта и замечания к составленному акту отсутствуют

2. отсутствует подпись потребители и причины отказа от подписания составленного акта.

Из представленной видеозаписи проведения проверки АО «Тываэнерго» (вх. № 5896 от 25.11.2021 года) установлено, что доступ к прибору учета был обеспечен сотрудникам АО «Тываэнерго», при этом, присутствующая в это время ИП «...» сообщает инспекторам о подаче ранее заявки на снятие пломбы вводного автомата. 

Кроме того, ИП «...» представлено заявление в адрес Начальника ЗРЭС от 02.04.2021 года, где предприниматель просит разрешить снять пломбу для замены вводного автомата. При этом, в журнале заявок от потребителей (юр.лицо) электроэнергии Западного района эл/сетей имеется запись о поступлении данной заявки.

В то же время, АО «Тываэнерго» представлена информация о том, что сетевой организацией проведена внутренняя служебная проверка по обращению потребителя по данному факту, в результате которой выявлены нарушения. Помимо этого, в заключении по служебной проверке указано, что после снятия пломбы и замены автомата предприниматель обращался за повторной опломбировкой, но в период с 01.06.2021 года по день написания объяснений в УТЭЭ ЗРЭС не поступало ни одного автомата, счетчиков и тд.

В связи с указанными обстоятельствами Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1406 от 15.07.2021 года, составленный в отношении ИП «...» по объекту «...», расположенной по адресу: Республика Тыва, «...» отозван, в адрес гарантирующего поставщика АО «Тываэнергосбыт» направлено письмо о проведении корректировки.

Следовательно, с учетом изложенного и в связи с тем, что АО «Тываэнерго» самостоятельно совершены действия по установлению и устранению выявленных нарушений Основных положений № 442 на основании обращения потребителя, в рассматриваемом случае в действиях сетевой организации отсутствует злоупотребление доминирующим положением, требующее принятия мер антимонопольного регулирования

При таких обстоятельствах Тывинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях АО «Тываэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в случае если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 8, 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тывинским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Руководитель управления                                                                 «…»

 

Связанные организации

Акционерное общество "Тываэнерго"
ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566