Решение №5-4243 Решение об отказе в возбуждении дела АМЗ от 19 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваши заявления (вх. № 3650 от 29.06.2020 года), перенаправленные по подведомственности ФАС России (вх. № 106892-ПРМ/20 от 19.06.2020 года) и Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва письмом от 30.07.2020 года № 216-15/20 (вх. № 4111 от 31.07.2020 года), о возможном заключении Государственным унитарным предприятием Республики Тыва «Центр организации дорожного движения» (далее – ГУП РТ «ЦОДД») и индивидуальным предпринимателем Коржевской Антониной Павловной (далее – ИП Коржевская А.П.) антиконкурентного соглашения при участии в закупках, проводимых ГУП РТ «ЦОДД», сообщает следующее.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе приведены основные понятия, в том числе:

- участник закупки – это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4);

- заказчик – это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (пункт 7).

Таким образом, ГУП РТ «ЦОДД» является заказчиком в понятии, определенном пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе, ИП Коржевская А.П. – участником закупки в силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между заказчиком и участником торгов установлен пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции приведен перечень признаков ограничения конкуренции.

Вместе с тем следует учитывать, что перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 21.12.2010 г. № 9966/10 разъяснил, что в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, в частности, определено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

На основании изложенного следует, что доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между заказчиком и участником торгов осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской и иной деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Президиум ФАС России в своем Разъяснении № 3 от 17.02.2016 года «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

По результатам анализа документов и сведений, представленных операторами электронных торговых площадок и размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также полученных от ГУП РТ «ЦОДД», обстоятельств (факты), свидетельствующих о наличии антиконкурентного сговора между заказчиком (ГУП РТ «ЦОДД») и участником торгов (ИП Коржевская А.П.), не установлено.

При этом, модель поведения заказчика (ГУП РТ «ЦОДД») и участника торгов (ИП Коржевская А.П.) различаются в каждой отдельной закупке.

Так, в одних случаях, на участие в закупке подавались две и более заявки от участников закупки, в том числе от ИП Коржевской А.П., и прослеживалась состязательность торгов (в частности, на участие в электронном аукционе № 0112200000820000505 были поданы три заявки, которые допущены к участию в аукционе, победителем электронного аукциона № 0112200000820000505 признана ИП Коржевская А.П. с предложенной ценой 13 069 465 рублей, тогда как начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 649 000 рублей).

В других случаях, по окончании срока подачи заявок поступила только одна заявка на участие в электронном аукционе от ИП Коржевской А.П. (в частности, электронный аукцион № 0112200000819000199).

При таких обстоятельствах, в действиях заказчика (ГУП РТ «ЦОДД») и участника торгов (ИП Коржевская А.П.) при проведении закупок (торгов) признаков антиконкурентного соглашения между указанными лицами, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для участника закупки – ИП Коржевской А.П., не выявлено.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Благодарим за Ваше обращение.

Для улучшения качества работы с обращениями граждан и организаций Вы можете оставить свой отзыв или предложение в форме обратной связи на официальном сайте ФАС России, пройдя по ссылке: http://vote.fas.gov.ru/poll01/node/115.

 

 

Руководитель управления                                                                  Ф.А. Хаджиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны