Решение №ФХ/2697/23 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваше заявление от 28.07.2023 года (вх. № 2944/23 от 28.07.2023 года) на неправомерные действия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» по нарушению порядка представления земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер земельного участка: 017:05:0301051:113, номер извещения в ГИС Торги: 22000055200000000135), для ведения личного подсобного хозяйства (кадастровый номер земельного участка: 17:05:0301041:216, номер извещения в ГИС Торги: 22000055200000000089), сообщает следующее:

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).

Так, в соответствии с частью 1 стать 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 39.18 ЗК РФ).

Частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Исходя из изложенных положений ЗК РФ закрепление в качестве обязательных для уполномоченного органа последовательных действий по опубликованию извещений о предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного использования и указанию в извещениях способов подачи таких заявлений, направлено на максимальное обеспечение возможности для граждан и юридических лиц заявить о своем намерении.

Нарушение регламентированных ЗК РФ принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, а также интересы неопределенного круга лиц влечет ничтожность заключенных договоров.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, то соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

С учетом приведенных положений предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.

При этом, положения статьи 39.18 ЗК РФ не содержат требований к содержанию таких заявлений, а преследует цель выявления заинтересованных в получении земельного участка лиц для дальнейшего обеспечения равного доступа к государственному и муниципальному недвижимого имуществу.

В целях выявления таких лиц статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.

Как следует из представленных Вами документов и информации размещенной на официальном сайте в информационной телекоммуникационной сети Интернет https://torgi.gov.ru (далее ГИС торги):

- Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» 14.06.2023 года на указанном сайте размещено извещение № 22000055200000000135 о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств заинтересованных в предоставлении земельного участка, подавать заявлении о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 17:05:0301051:113 в целях индивидуального жилищного строительства со сроком подачи таких заявлений до 14.07.2023 года.

15.06.2023 года Вами подано заявление в Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» о рассмотрении возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером: 17:05:0301051:113 в целях индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, с учетом требований части 7 статьи 39.18 ЗК РФ Администрация муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» должна была принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

В нарушение положений части 7 статьи 39.18 ЗК РФ Администрация муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» письмом от 27.06.2023 года № 594 в рассмотрении Вашего заявления отказано в связи с отсутствием в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером: 17:05:0301051:113 информации о возможности подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - тенхнического обеспечения. При этом, согласно информации размещенной в ГИС торги в отношении извещения № 22000055200000000135 стоит статус «Состоялся».

- Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» 07.04.2023 года на указанном сайте размещено извещение № 22000055200000000089 о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств заинтересованных в предоставлении земельного участка, подавать заявлении о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 17:05:0301041:216 для ведения личного подсобного хозяйства со сроком подачи таких заявлений до 07.05.2023 года.

18.04.2023 года Вами подано заявление в Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» о рассмотрении возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером: 17:05:0301041:216 для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, с учетом требований части 7 статьи 39.18 ЗК РФ Администрация муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» должна была принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

В нарушение положений части 7 статьи 39.18 ЗК РФ Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» письмом от 03.05.2023 года № 423 принято решение отказать в рассмотрении Вашего заявления.

При этом, ссылка Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» в своем письме от 03.05.2023 года № 423 на положения пункта 5 статьи 39.12 ЗК РФ как на основание не рассмотрения Вашего заявления является неправомерной, так как:

во-первых - указанная статья ЗК РФ регламентирует порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а в рассматриваемом случае аукцион не проводился;

во-вторых – как было указано выше статьи 39.18 ЗК не содержат требований к содержанию заявлений, а преследует цель выявления заинтересованных в получении земельного участка лиц для дальнейшего обеспечения равного доступа к государственному и муниципальному недвижимому имуществу путём проведения аукциона.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции данный) настоящий Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что указанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).

Так, частью 1 названной статьи введен прямой запрет указанным органам (организациям) принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Антимонопольным органам при признании нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, помимо доказывания незаконности действия органа власти со ссылками на конкретные нарушенные нормы отраслевого законодательства, необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Именно доказанность данного обстоятельства является определяющей на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах, положениями Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное требование при квалификации действий субъектов права о необходимости установления совершения субъектами права действий (бездействия), которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 года 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

С учетом изложенных законоположений следует, что нарушение порядка предоставления (реализации) земельного участков в целях индивидуального жилищного строительства адастровый номер земельного участка: 017:05:0301051:113 (номер извещения в ГИС Торги: 22000055200000000135), а также для ведения личного подсобного хозяйства (кадастровый номер земельного участка: 17:05:0301041:216 (номер извещения в ГИС Торги: 22000055200000000089) не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках.

Таким образом, действия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» по нарушению порядка предоставления земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в целях индивидуального жилищного строительства адастровый номер земельного участка: 017:05:0301051:113 (номер извещения в ГИС Торги: 22000055200000000135), а также для ведения личного подсобного хозяйства (кадастровый номер земельного участка: 17:05:0301041:216 (номер извещения в ГИС Торги: 22000055200000000089) не приводят (не могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка и соответственно не содержат признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

В свою очередь, сообщение о предоставлении (реализации) земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, не обладает признаками торгов в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, не может быть предметом рассмотрения в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, статьи 17 и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Таким образом, анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 года по делу № А34-2459/2010.

В рассматриваемом случае, сообщения о предоставлении (реализации) земельных участков размещенных в ГИС Торги 22000055200000000135 и № 22000055200000000089 не обладает признаками торгов и не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках

В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения (части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции) в действиях Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» при представлении указанных выше земельных участков.

 

Руководитель Тывинского УФАС России

Ф.А. Хаджиев

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны