Решение №5-2154 Об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного за... от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваше заявление (вх. № 1882 от 05.05.2022 года) на неправомерные действия Министерства образования Республики Тыва по доведению до подведомственного учреждения – Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации» (далее – ГАОУ ДПО «ТИРОиПК») государственного задания на организацию дополнительного профессионального образования сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 34 своего постановления от 04.03.2021 года № 2 указал, что при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Таким образом, не каждое нарушение действующего законодательства органом власти само по себе не может служить основанием для вывода о нарушении им статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, положениями Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное требование при квалификации действий субъектов права о необходимости установления совершения субъектами права действий (бездействия), которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка.

Отсутствие таких последствий (приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции) исключает нарушение антимонопольного законодательства.

Кроме того, исходя из пункта 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции вне связи с защитой конкуренции на товарных рынках антимонопольные органы не вправе оспаривать обоснованность (целесообразность) принятия соответствующих правовых актов, совершения действий (бездействия) органами публичной власти в пределах предмета их ведения (пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2).

Правовое положение автономных учреждений определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее –Закон об автономных учреждениях).

В силу части 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (часть 2 статьи 2 Закона об автономных учреждениях).

Согласно части 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

В соответствии с частью 2.1 статьи 4 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Как следует из части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, автономное учреждение исполняет государственное задание, финансируемое за счет бюджетных средств, самостоятельно (то есть создается публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг) и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Аналогичная позиция изложена в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 года № 1 (2019).

14.11.2016 года приказом Министерства образования Республики Тыва утвержден Устав ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» в новой редакции (далее – Устав).

Учредителем ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» является Министерство образования Республики Тыва (Выписка из ЕГРЮЛ, пункт 1.2 Устава).

Согласно пункту 1.1 Устава ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» является некоммерческой организацией, создана для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Тыва в сфере образования.

Предметом деятельности ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» является выполнение работ и оказание услуг в сфере дополнительного профессионального образования: повышение профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций (пункт 2.1 Устава).

В силу пункта 2.2 Устава основной целью деятельности ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» является удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие учителя, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также создание условий для непрерывного развития единого образовательного пространства Республики Тыва, соответствующего современным тенденциям развития науки и уровню развития образования Российской Федерации.

Одним из основным видом деятельности ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» является реализация дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки (подпункт 1 пункта 2.3 Устава).

Как следует из государственного задания для ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» на 2020 года, утвержденного Министерством образования Республики Тыва от 09.01.2020 года, до ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» доведено, в том числе государственное задание на организацию дополнительного профессионального образования на курсах повышения квалификации, на организацию мероприятий, направленных на обеспечение роста профессионализма и компетентности педагогических работников.

Аналогичное государственное задание Министерством образования Республики Тыва доведено до ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» в 2021 году (утверждено Министерством образования Республики Тыва 15.01.2021 года) и в 2022 году (утверждено Министерством образования Республики Тыва 14.01.2022 года).

Поскольку возможность осуществления автономными учреждениями полномочий органов государственной власти в сфере образования прямо предусмотрена действующим законом и доведение Министерством образования Республики Тыва до ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» государственного задания на организацию дополнительного профессионального образования соответствует основной деятельности ГАОУ ДПО «ТИРОиПК», то такое доведение государственного задания не противоречит законодательству.

При таких обстоятельствах, в действиях Министерства образования Республики Тыва при доведении до подведомственного учреждения –ГАОУ ДПО «ТИРОиПК» государственного задания на организацию дополнительного профессионального образования признаков нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не установлено.

В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

 

 

Руководитель управления                                                                  Ф.А. Хаджиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны