Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТОВАВШ... от 19 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Удмуртское УФАС России 31.08.2018г. поступили материалы Прокуратуры Октябрьского района города Ижевска (вх. № 6239) на действия Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики и АУ УР «Культурно-административный комплекс», выразившиеся в возможном нарушении закона о защите конкуренции при проведении закупок на оказание услуг по организации и проведению: музыкального фестиваля «Миллион алых роз» и удмуртского национального праздника «Гербер» в целях удовлетворения государственных нужд.

По результатам рассмотрения материалов, в части проведения закупки на оказание услуг по организации и проведению удмуртского национального праздника «Гербер» установлено, что при заключении Соглашения № 31 от 13.07.2018г. в действиях Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции).

Признаки нарушения установлены из следующего.

13.07.2018 года между Администрацией Главы и Правительства Удмуртской Республики и АУ УР «Культурно-административный комплекс» заключено соглашение № 31 «О порядке и условиях предоставления на иные цели». Предметом данного соглашения являлось: «определение порядка и условий предоставления в 2018 году Учредителем (прим. Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики) Учреждению (прим. АУ УР «Культурно-административный комплекс») из бюджета Удмуртской Республики субсидий на проведение республиканских и национальных праздников (организация проведения удмуртского национального праздника «Гербер»), не связанной с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в сумме 3 700 000 рублей 00 копеек».

В рамках заключенного соглашения АУ УР «Культурно-административный комплекс» заключен договор №ЦД-20182007 от 20.07.2018 для обеспечения нужд АУ УР «Культурно-административный комплекс». Согласно предмету договора исполнитель (прим. ООО «Тонэко Сервис») по заданию заказчика (прим. АУ УР «Культурно-административный комплекс») обязуется поставить товары, выполнить работы, оказать услуги по мероприятию «Организация проведения удмуртского национального праздника «Гербер» 22 июля 2018 и передать полученные при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг результаты.

 Согласно Акту сдачи-приемки исполнения обязательств по Договору от 20.07.2018 №ЦД-20182007 на закупку товаров, работ услуг №1 от 25.07.2018г. Услуги по договору оказаны в полном объеме и приняты заказчиком.

Вместе с тем, указанное соглашение по своей сути не является субсидией, а подменяет собой государственную нужду Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республике, ввиду следующего.

В соответствии с абз. 2,4 п. 1 ст. 78.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации": из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в рассматриваемом случае – Правительством Удмуртской Республики), местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 порядка, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2011г. № 493 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Удмуртской Республики»: Субсидии бюджетным и автономным учреждениям Удмуртской Республики предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, на возмещение расходов, не включенных в нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с доведенным государственным заданием, за исключением бюджетных инвестиций.

Частью 3.10 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" установлено, что расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, соответствия требованиям, установленным частью 3.11-1 настоящей статьи, и соответствия содержания данных операций целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

Таким образом, для заключения соглашения о выделении субсидии на иные цели необходимо наличие существующих денежных обязательств, неразрывно связанных с целями осуществления деятельности автономного учреждения.

При этом в части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» указано, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Целями деятельности АУ УР «Культурно-административный комплекс», определенными в пункте 2.3 Устава являются:

- выполнение работ, оказание услуг в сфере библиотечного обслуживания;

- комплектование и обеспечение сохранности библиотечного фонда;

- организация и обеспечение потребностей в услугах организации культуры;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;

- эксплуатация административных зданий и охрана объектов культурного наследия, закрепленных на праве оперативного управления;

- организация проведения официальных мероприятий Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.

При этом в соответствии с п. 2.1 Устава учреждения учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в области культуры на территории Удмуртской Республики.

Таким образом, заключение соглашения № 31 от 13.07.2018г. о выделении субсидии на иные цели не только не является субсидией, но и не связано с целями деятельности учреждения, поскольку организация проведения удмуртского национального праздника «Гербер» в соответствии с назначением субсидии должна быть проведена на территории г. Москвы, вместе с тем АУ УР «Культурно-административный комплекс» осуществляет свою деятельность на территории Удмуртской Республики.

Более того, Распоряжением Главы Удмуртской Республики № 260-РГ от 17.06.2016г. «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2018 годах стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Удмуртской Республике» утверждён план мероприятий на период с 2016 по 2018 годах. Пунктом 43 плана утверждена ежегодная организация и проведение республиканских национальных праздников (в том числе республиканского национального праздника «Гербер» в Москве) ответственным исполнителем до данному пункту назначено Министерство национальной политики Удмуртской Республики в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Министерству национальной политики Удмуртской Республики.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 22 июня 2018 г. № 745-р «О проведении удмуртского национального праздника «Гербер» в городе Москве» Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики совместно с Министерством национальной политики Удмуртской Республики, Министерством культуры и туризма Удмуртской Республики, Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики было необходимо подготовить и обеспечить проведение Удмуртского национального праздника "Гербер" в городе Москве 01.07.2018г. (Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 06 июля 2018 г. № 829-р дата проведения изменена на 22.07.2018г.).

Таким образом, организация и проведение удмуртского национального праздника «Гербер» в Москве является не потребностью, возникшей в связи с обычной финансово-хозяйственной деятельностью АУ УР «Культурно-административный комплекс», а государственной нуждой органов власти Удмуртской Республики, ответственных за проведение данного мероприятия по реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Удмуртской Республике.

Обеспечение потребностей субъекта Российской Федерации в работах (услугах), удовлетворение их государственных нужд возможно исключительно путем размещения государственного заказа в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Расходование бюджетных средств в целях приобретения товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в специальном порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, путем проведения конкурентных процедур, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным законом (например, статья 93 Закона №44-ФЗ).

Частью 1 статьи 8 Закона №44-ФЗ закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Необеспечение конкурентных процедур со стороны органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции: Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая установленные обстоятельства, действия Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республике, выраженные в заключении соглашения на предоставлении субсидии № 31 от 13.07.2018г., целью которой является уход от конкурентных процедур при обеспечении государственной нужды по организации и проведению удмуртского национального праздника «Гербер» в г. Москве 22.07.2018г., приводят или могут привести ограничению, устранению или недопущению конкуренции на рынке организации и проведения культурно-массовых мероприятий и содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении ст. 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с п. 3.4 Приказа ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства", при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Принимая во внимание факт установления признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также то, что в настоящее время соглашение о выделении субсидии № 31 от 13.07.2018г. реализовано в полном объеме, Удмуртское УФАС России предупреждает Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики о необходимости устранения причин и условий, способствовавших нарушению антимонопольного законодательства, путем обеспечения конкуренции на рынке организации и проведения культурно-массовых мероприятий, посредством  осуществления следующих действий:

  -  не допускать заключение соглашений, целью которых будет являться выделение субсидий на обеспечение государственных нужд на рынке организации и проведения культурно-массовых мероприятий, в том числе, по проведению удмуртского национального праздника «Гербер», направленных на уход от конкурентных процедур, предусмотренных   Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

- обеспечивать удовлетворение государственных нужд на рынке организации и проведения культурно-массовых мероприятий, в том числе, по проведению национального праздника «Гербер» в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Настоящее предупреждение надлежит выполнить в течении 30 (тридцати) дней со дня его получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности (часть 6 статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Руководитель                                                                   М.М. Маренников

Связанные организации

Связанные организации не указаны