Решение №04-02 Решение по делу № СЮ04-02/2013-17 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFрезолютивная часть объявлена 10 сентября 2013 года г. Ижевск
изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № СЮ04-02/2013-17, возбужденное по заявлению ООО «Такси 058» в отношении ИП <…> признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии ответчика – ИП <…>,
в отсутствии:
представителя заявителя – ООО «Такси 058», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении № 42600964151396 от 30.07.2013г.),
заинтересованного лица – гражданина <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (копия определения об отложении рассмотрения дела № СЮ04-02/2013-17, направленного в адрес ИП <…> письмом исх.№ СЮ01-17-04/4681 от 25.07.2013г., вернулась в Удмуртское УФАС России 31.08.2013г. с отметкой почты «истек срок хранения»),
представителей заинтересованного лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении № 42600964151426 от 29.07.2013г.),
представителей заинтересованного лица - Управления Государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении № 42600964151419 от 31.07.2013г.),
у с т а н о в и л а:
12.02.2013г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступило заявление ООО «Такси 058» (вх.№ 903) об осуществлении ИП <…> и <…> регулярной перевозки пассажиров по маршруту «Ижевск - Можга» с нарушением действующего законодательства, что выражается в отсутствии соответствующей разрешительной документации на такие перевозки и осуществлении посадки пассажиров за пределами территорий автовокзалов и пассажирских автостанций.
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Удмуртским УФАС России были направлены запросы в адрес ИП <…>, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике, а также гражданина <…>/
01.03.2013г. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики представило письменные пояснения, а также копии договоров об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике № 290 от 09.08.2011г., № 288 от 09.08.2011г., № 287 от 09.08.2011г., № 460 от 26.09.2011г., я№ 461 от 26.09.2011шг., № 126 от 10.04.2012г., № 289 от 09.08.2011г., № 125 от 10.04.2012г., № 339 от 24.08.2011г., № 340 от 24.08.2011г., № 337 от 24.08.2011г., № 338 от 24.08.2011г., № 351 от 24.08.2011г., № 352 от 24.08.2011г., № 341 от 24.08.2011г., № 350 от 24.08.2011г., № 349 от 24.08.2011г., № 342 от 24.08.2011г., № 347 от 24.08.2011г., № 348 от 24.08.2011г., № 286 от 09.08.2011г., № 285 от 09.08.2011г., № 292 от 09.08.2011г., № 291 от 09.08.2011г.
05.03.2013г. Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике предоставило информацию о собственниках транспортных средств с государственными номерами Н481СО/18/18 и М271КО/18.
01.03.2013г. Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике представило копию лицензии № АСС-18-055413 от 19.09.2012г. и выписку из реестра лицензиатов на ИП <…>, а также указало, что ИП <…> не числится в реестре лицензиатов Управления.
13.03.2013г. ИП <…> представил копии следующих документов: лицензии № АСС-18-055413 от 19.09.2012г., свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 18 № 002543133, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 18 № 003168013; договоров транспортных услуг, а также пояснил, что регулярную перевозку пассажиров по маршруту «Можга-Ижевск» не осуществляет, в связи с этим отсутствует паспорт маршрута, маршрутные карты и расписание движения по данному маршруту. В аренду транспортное средство гос.номер М271КО/18 не передавалось. Транспортное средство гос.номер Н481СО/18 предпринимателю не принадлежит.
На основании вышеуказанного заявления Удмуртским УФАС России приказом № 153 от 07.05.2013г. было возбуждено дело № СЮ04-02/2013-17 в отношении ИП <…> (ИНН <…>, ОГРН <…>, адрес: <…>) по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с привлечением к участию в деле в качестве заявителя – ООО «Такси 058» (ИНН <…>, ОГРН <…>, адрес <…>), и заинтересованных лиц - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (426033, г. Ижевск, ул. Кирова, 22), Управления Государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике (426008, г. Ижевск, пер. Раздельный, д. 20) и гражданина <…> (427700, г. Можга, ул. Автомобильная, д. 27а, кв. 2).
Определением от 08.05.2013г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2013-17 было назначено на 04 июня 2013 года, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
27.05.2013г. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики представило в Удмуртское УФАС России письменные пояснения (вх.№ 3813) с приложением копии письма № 1146/08 от 01.04.2013г., направленного в адрес начальника УГАДН по Удмуртской Республике; копии обращения ООО «Такси 058» № 32 от 22.03.2013г.; копии письма № 1022/08 от 22.03.2013г., направленного в адрес начальника УГАДН по Удмуртской Республике; копию письма Можгинской межрайонной прокуратуры № 106ж2013 от 14.03.2013г. с приложением заявления ООО «Такси 058» № 17 от 28.01.2013г.; копии объяснений от 13.03.2013г.; копии лицензии № АСС-18-055413 от 19.09.2012г.; копии письма № 935/08 от 18.03.2013г., направленного в адрес начальника УГАДН по Удмуртской Республике; копии письма № 1211/08 от 04.04.2013г., направленного в адрес директора ООО «Такси 058»; копии письма ОАО «Автовокзалы Удмуртии»; копии обращения ООО «Такси 058» № 13 от 28.01.2013г.
30.05.2013г. Управление Государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике представило в Удмуртское УФАС России письменные пояснения (вх.№ 3916).
Определением от 04.06.2013г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2013-17 было отложено, в связи с необходимостью надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, о дате, времени и месте рассмотрения дела № СЮ04-02/2013-17, а также получения от ИП <…> и гражданина <…> запрошенных документов и информации.
18.07.2013г. на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель ООО «Такси 058» просил приобщить к материалам дела договор транспортных услуг, который выдается ИП <…> при посадке пассажиров, а также информацию, которая рассылается по почтовым ящикам в конвертах, содержащих отметку «рекламное агентство «Пионер « Т. 8-9058777164». Данные документы Комиссией Удмуртского УФАС России были приобщены к материалам дела № СЮ04-02/2013-17. Также представитель ООО «Такси 058» пояснил дополнительно, что ИП <…> производит регулярные рейсы «Можга-Ижевск» и «Ижевск-Можга». У него определены места посадки пассажиров как в г. Можге, так и в г. Ижевске. Есть расписание, где указано в какое именно время ежедневно он осуществляет рейс. ИП <…> принадлежит микроавтобус Hyundai Starex гос.номер М271КО/18, на котором осуществляются перевозки. Несколько дней от имени предпринимателя также осуществлялись перевозки на микроавтобусе Volkswagen Transporter гос.номер Н481СО/18. Договор транспортных услуг заключается в момент оплаты. Реклама такси «Орлан» размещается на рекламных щитах между микрорайонами Наговицинским и Вишняковским в г. Можге и у торгового центра «Ладья» в г. Можге. Также реклама размещается в газетах «ТелеСеть Можга».
Определением от 18.07.2013г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2013-17 было отложено и назначено на 10.09.2013г., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.
В рамках дела № СЮ04-02/2013-17 поступила информация от ООО «ТелеСеть+», согласно которой ИП <…> размещал информацию рекламного характера по осуществлению услуг такси по маршруту «Ижевск-Можга» в еженедельнике «ТелеСеть Можга» № 9 от 1 марта 2013г., № 10 от 8 марта 2013г. на основании договора от 04.02.2013г. реклама размещалась в газете после согласования макета с заказчиком (<…>). на данный момент оплаты не было, за ИП <…> числится дебиторская задолженность на сумму 2600 рублей.
К письму были приложены копия согласованного макета рекламы «Такси Можга-Ижевск» и копия договора оказания услуг от 04.02.2013г.
23.08.2013г. от ИП <…> поступили письменные пояснения с приложением: копии договора аренды о платном размещении рекламной информации № 8 от 15.11.2012г. с приложением № 1 и Актом сдачи-приемки услуг, копия договора оказания услуг от 04.02.2013г. и копия согласованного макета рекламы «Такси Можга-Ижевск».
Исходя из пояснений ИП <…>, данным предпринимателем осуществляется деятельность АТК «Орлан». Реклама данной компании была размещена в микрорайоне Вишняковский на автостоянке на основании договора. Также реклама размещалась в еженедельнике «ТелеСеть Можга» № 9 от 01.03.2013г. на основании договора, заключенного с ООО «Телесеть+». Акты выполненных работ отсутствуют, расчеты на настоящий момент не произведены, точное количество выходов предприниматель не может указать. Информация о такси «Орлан», содержащая купоны для поездок, распространенная по почтовым ящикам жителям г. Можги от имени рекламного агентства «Пионер» была распространена лично ИП <…> В январе 2013 года гражданин <…> на транспортном средстве гос.номер Н481СО/18 не осуществлял перевозку пассажиров, а развозил гостей на свадьбе.
10.09.2013г. на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России ИП <…> поддержал ранее представляемые пояснения в полном объеме.
Выслушав ИП <…>, рассмотрев материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 7) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
ИП <…> и ООО «Такси 058» действуют в пределах одного товарного рынка — рынка осуществления пассажирских перевозок по маршруту «Ижевск - Можга», что подтверждается лицензией на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек № АСС-18-055413 от 19.09.2012г., договорами об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике № 339 от 29.07.2011г., № 340 от 29.07.2011г., № 337 от 29.07.2011г., № 338 от 24..07.2011г., № 351 от 29.07.2011г., № 352 от 29.07.2011г., № 341 от 29.07.2011г., № 350 от 29.07.2011г., № 349 от 29.07.2011г., № 342 от 29.07.2011г., № 347 от 29.07.2011г., № 348 от 29.07.2011г., а также фото и видеоматериалами. Соответственно, данные лица являются конкурентами на данном рынке.
Неотъемлемой частью свободного предпринимательства является добросовестная конкуренция, т.е. соперничество, состязательность поставщиков товаров и услуг с использованием законных, добропорядочных форм и методов борьбы за привлечение и сохранение своих клиентов.
В случае, когда любые конкурентные действия на определенном товарном рынке в результате нарушения действующего законодательства, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение необоснованных преимуществ предпринимательской деятельности, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, то в силу пункта 9) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имеет место недобросовестная конкуренция.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Рынок перевозки пассажиров является специфическим в силу того, что автотранспорт является источником повышенной опасности для жизни и здоровья пассажиров. Поэтому вход на данный рынок и осуществление перевозочной деятельности должны отвечать определенным требованиям.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Исходя из статьи 6 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008г. № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике» открытие и закрытие маршрута регулярных перевозок осуществляется Уполномоченным органом по собственной инициативе либо по предложению перевозчика в порядке, определенном Правительством Удмуртской Республики на основании потребности населения в перевозках, подтвержденной обследованием пассажиропотока, данными автовокзалов (автостанций), и с учетом социально-экономического обоснования целесообразности их открытия (закрытия) (часть 1 указанной статьи). Об открытии маршрута регулярных перевозок Уполномоченный орган принимает соответствующее решение (часть 4 указанной статьи).
Согласно статье 7 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008г. № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике» регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым Уполномоченным органом с перевозчиком. Договор об организации регулярных перевозок заключается на конкурсной основе сроком на восемь лет и продлению не подлежит.
Порядок открытия и закрытия маршрутов регулярных перевозок в Удмуртской Республике утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.08.2011г. № 298. Согласно данному Порядку открытие и закрытие маршрутов регулярных перевозок осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным в сфере транспортного обслуживания населения, по собственной инициативе либо по предложению перевозчика (пункт 2 указанного Порядка).
Пунктом 7 данного Порядка определен перечень документов, которые перевозчик представляет в Уполномоченный орган с заявлением об открытии маршрута регулярных перевозок.
23.06.2011г. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики был проведен конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору «Ува-Можга-Селты-Сюмси-Вавож-Кизнер-Грахово-Алнаши», в который были включены лоты «Можга-Ижевск». По итогам проведенного конкурса с ООО «Такси 058» были заключены договоры об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике № 339 от 29.07.2011г., № 340 от 29.07.2011г., № 337 от 29.07.2011г., № 338 от 24..07.2011г., № 351 от 29.07.2011г., № 352 от 29.07.2011г., № 341 от 29.07.2011г., № 350 от 29.07.2011г., № 349 от 29.07.2011г., № 342 от 29.07.2011г., № 347 от 29.07.2011г., № 348 от 29.07.2011г., на осуществление перевозок пассажиров по указанному маршруту.
ИП <…> участие в конкурсах на право осуществления регулярной перевозки пассажиров по указанному маршруту не принимал, в связи с чем, договоры об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики с ним не заключались, маршрутные карты на данный маршрут не выдавались.
Вместе с тем, в материалах дела имеются видеоматериалы за июнь 2012 года и январь 2013 года, фиксирующие осуществление регулярной перевозки пассажиров по маршруту «Ижевск-Можга», а также посадки (высадки) пассажиров по указанному маршруту в транспортное средство с государственным регистрационным номером М271КО/18.
Данное транспортное средство принадлежит на праве собственности <…>, что подтверждается информацией, представленной Управлением ГИБДД МВД по УР.
О регулярности осуществления ИП <…> перевозки пассажиров по маршруту «Ижевск-Можга» свидетельствуют вышеуказанные видеоматериалы, размещение ИП <…> рекламы такси в газете «ТелеСеть Можга» на основании договора оказания услуг от 04.02.2013г. и на ограждении автостоянки по адресу: г. Можга, Наговицынский микрорайон, д. 13, а также договорами транспортных услуг за декабрь 2012 года – февраль 2013 года, заключаемых ИП <…> с гражданами. Предметом данных договоров является перевозка пассажиров на ТС Hyunday H1 по маршруту Можга-Ижевск (Ижевск-Можга) в количестве 1 человека с указанием времени перевозки.
Вместе с тем, у ИП <…> отсутствует утвержденный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики паспорт указанного маршрута, график движения, маршрутные карты. Договор об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике с указанным лицом Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики не заключало. Таким образом, осуществление ИП <…> перевозки пассажиров без заключенного договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием маршрутных карт, утвержденных паспорта маршрута «Ижевск-Можга» и графиков движения нарушает статью 21 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; статью 7 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008г. № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике».
Такие действия ИП <…> ставят его в преимущественное положение перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичный вид деятельности и действующими с соблюдением требований действующего законодательства к осуществлению пригородных и междугородных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В частности, ИП <…> получает преимущества перед ООО «Такси 058», осуществляющим перевозки по утвержденному маршруту «Ижевск-Можга» на основании договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом, заключенного по результатам конкурса.
Указанные действия ИП <…> способны причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, в том числе ООО «Такси 058».
Исходя из изложенного, осуществление ИП <…> деятельности по регулярной перевозке пассажиров без заключения соответствующего договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием утвержденных паспорта маршрута «Ижевск-Можга» и графиков движения, что направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушает статью 21 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; статью 7 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008г. № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», Порядок открытия и закрытия маршрутов регулярных перевозок в Удмуртской Республике утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.08.2011г. № 298, требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам, нарушает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Регулярность перевозки пассажиров на транспортном средстве гос.номер Н481СО/18 не подтвердилась в ходе рассмотрения дела.
С целью прекращения недобросовестной конкуренции и руководствуясь пунктом г) части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП <…> предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать действия ИП <…> по осуществлению регулярной перевозки пассажиров по маршруту «Ижевск-Можга» без заключенного договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, с отсутствием утвержденных паспорта маршрута «Ижевск-Можга», графиков движения и маршрутных карт, что направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушает статью 21 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Главы 2, 3 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008г. № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам,
недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Признать ИП <…> нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Выдать ИП <…> предписание о прекращении осуществления недобросовестной конкуренции.
- Передать материалы дела № СЮ04-02/2013-17 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в трехмесячный срок с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>