Решение №05-03 Решение № СЮ 05-03/2013-253 Ж от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF17 января 2014 года г. Ижевск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – «…», члены Комиссии – «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов,
рассмотрев дело № СЮ 05-03/2013-253 Ж по жалобе Государственного учреждения Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики» (далее – Заявитель, ГУ УР «Государственная противопожарная служба УР») на действия ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг: «Услуги пожарной охраны» для нужд филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» (№ извещения 31300758160),
в присутствии:
представителей Заказчика – ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» - «…» доверенность № 2Д-590 от 07.05.2013 года, «…» доверенность № 2Д-590 от 07.05.2013 года, «…» без доверенности, Костикова В.В. без доверенности,
представителей подателя жалобы – ГУ УР «Государственная противопожарная служба УР» - «…» доверенность № 4 от 16.01.2014 года, «…» доверенность № 3 от 16.01.2014 года,
представителей заинтересованного лица – ООО «Федерация Пожарно – спасательных формирований и аудит пожарной безопасности» (далее – ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности») – «…» протокол общего собрания участников (учредителей) б/н от 14.11.2011 года, «…» без доверенности,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 31.12.2013 года поступила жалоба ГУ УР «Государственная противопожарная служба УР» на действия ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг: «Услуги пожарной охраны» для нужд филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» (№ извещения 31300758160).
Содержание жалобы Заявителя:
Заявитель считает, что Заказчик в нарушение п.п. 5, 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке товаров) не разместил информацию о закупке на официальном сайте в установленные п. 2 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сроки.
Заявитель указывает, что участник закупки ООО «Федерация пожарно-спасательных формирований и аудит пожарной безопасности» в соответствии с лицензией МЧС России № 3-А/00031 от 29.12.2012 г. не вправе осуществлять деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на территории Удмуртской Республики.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласны, считают жалобу необоснованной по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу № 06-13/11 от 10.01.2014 года. Также пояснили, что по результатам проведенного запроса предложений между ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» и ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности» заключен договор № 5300-РА048/02-014/0045-2013 возмездного оказания услуг от 28.12.2013 года.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители заинтересованного лица пояснили, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 № 69, ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности» направило в Приволжский региональный центр МЧС России заявление о переоформлении лицензии (исх. № 01/154 от 30.12.2013 года) с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 284.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ГУ УР «Государственная противопожарная служба УР», письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Протоколом заседания Совета директоров ОАО «ТГК-5» от 26.03.2012 года № 160 утверждено Положение о закупках ОАО «ТГК-5» и опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 29.12.2012 года.
17 декабря 2013 года ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг: «Услуги пожарной охраны» для нужд филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» (№ извещения 31300758160).
Согласно протоколу заседания ЦЗО филиала по вскрытию поступивших конвертов № 27-09/807 от 23.12.2013 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом запросе предложений поступило 2 заявки от участников: ГУ УР «Государственная противопожарная служба УР», ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности».
В соответствии с протоколом заседания Центрального закупочного органа филиала № 27-09/846 от 27.12.2013 года победителем признано ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности» с ценой предложения – 8 667 792,00 рублей.
28.12.2013 года между ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» и ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности» заключен договор № 5300-РА048/02-014/0045-2013 возмездного оказания услуг от 28.12.2013 года.
1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупке товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 4.6.2 Положения о закупках ОАО «ТГК-5» для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (в том числе лицензий), необходимо представление участником закупки подтверждения их наличия у него.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) относится к лицензируемым видам деятельности.
Подпунктом m) пункта 4.5.2.1 Документации по проведению открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг: «Услуги пожарной охраны» (далее - документация) предусмотрено, что в составе предложения на участие в закупке участник должен приложить заверенные участником копии действующих лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые участник обладает лицензией.
Из анализа представленных в Удмуртское УФАС России заявок участников Комиссией Удмуртского УФАС России было установлено следующее.
В состав заявки ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности» была приложена бессрочная лицензия № 3-А/00031 от 29.12.2012 года на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, выданная Приволжским региональным центром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий.
В состав заявки ГУ УР «Государственная противопожарная служба УР» была приложена бессрочная лицензия № 1-11064 от 30.11.2006 года на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, выданная Приволжским региональным центром МЧС России.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Учитывая, что в составе заявок обоих участников были приложены действующие лицензии, выданные одним и тем же лицензирующим органом - Приволжским региональным центром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.
2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупке товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно пункту 9.4 Инструкции по проведению закупочных процедур (Приложение № 2 к Положению о закупках ОАО «ТГК-5») уведомление должно быть официально опубликовано (либо при закрытом запросе предложений - направлено) не менее чем за 10 календарных дней до истечения срока подачи заявок.
Согласно извещению о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг: «Услуги пожарной охраны» для нужд филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский», опубликованному 17.12.2013 года, дата окончания подачи предложений – 23.12.2013 года.
Представители Заказчика на рассмотрении жалобы пояснили, что заявки на участие в закупки начали приниматься с 17.12.2013 года.
Учитывая, что Заказчиком извещение о проведении запроса предложений было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru. 17.12.2013 года, прием заявок был установлен с 17.12.2013 года до 23.12.2013 года, то Заказчик в нарушение Положения о закупках ОАО «ТГК-5» сократил срок подачи заявок на 5 календарных дней, чем существенно нарушил права потенциальных участников закупки на подачу заявок на участие в указанном запросе предложений.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение требований пункта 9.4 Инструкции по проведению закупочных процедур (Приложение № 2 к Положению о закупках ОАО «ТГК-5») сократил срок для подачи заявок на участие в запросе предложений на 5 календарных дней, чем нарушил часть 1 статьи 2 Закона о закупке товаров.
3. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупке товаров при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг: «Услуги пожарной охраны» для нужд филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский», опубликованное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.17.12.2013 года, не содержит информацию о начальной цене договора, а также место оказания услуг, являющихся предметом закупки.
В соответствии с пунктами 5, 6, 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Документация, размещенная на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. не содержит информации, предусмотренной пунктами 5, 6, 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение требований пунктов 4, 5 части 9, пунктов 5, 6, 8 части 10 статьи 4 Закона о закупке товаров не разместил в извещении и документации сведения, чем нарушил часть 5 статьи 4 Закона о закупке товаров.
4. Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках товара при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупке товара при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Комиссией Удмуртского УФАС России был проведен анализ документации, в ходе которого было установлено, что пункт 4.8.2.4 документации не отвечает принципам Закона о закупке товаров.
Такая формулировка, как «Центральный закупочный орган филиала имеет право отклонить предложение» не способствует развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивает гласность и прозрачность закупки, не обеспечивает информационную открытость закупки.
По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России в документации должны быть указаны четкие основания (критерии), по которым Центральный закупочный орган филиала должен отклонять заявки участников, кроме того, члены Центрального закупочного органа филиала должны руководствоваться при принятии решения о признании участника победителем требованиями Положения, Закона о закупках товара, а не принимать решение по своему усмотрению.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о несоответствии пункта 4.8.2.4 документации пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупке товаров.
В связи с тем, что по результатам проведенного запроса предложений между Заказчиком ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» и ООО «ФПСФ и аудит пожарной безопасности» заключен договор № 5300-РА048/02-014/0045-2013 возмездного оказания услуг от 28.12.2013 года, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский».
Руководствуясь статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 2, 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказом ФАС России от 18.01.2013 года № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Государственного учреждения Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики» на действия ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг: «Услуги пожарной охраны» для нужд филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» (№ извещения 31300758160) необоснованной.
2. Признать ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части сокращении сроков подачи заявок на участие в запросе предложений, установленных пунктом 9.4 Инструкции по проведению закупочных процедур (Приложение № 2 к Положению о закупках ОАО «ТГК-5»).
3. Признать ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» нарушившим часть 5 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части отсутствия в извещении о проведении закупки и документации сведений, предусмотренных пунктами 4, 5 части 9 статьи 4, пунктами 5, 6, 8 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Признать ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в установлении в документации пункта 4.8.2.4 не отвечающего принципам Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
5. Предписание ОАО «ТГК-5» в лице филиала «Удмуртский» не выдавать.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
«…»
«…»
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.