Решение №06-06 Решение по делу № ММ06-06/2012-37 от 9 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует); <…> – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов; <…>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется);

 

в присутствии:

<…> – юриста ООО «Внештерминалсервис» по доверенности № 2/001Д от 09.01.2013 г., <...> – представителя ООО «Партнер»  по доверенности от 05.05.2012 г.;

 

в отсутствие представителя ООО «УдмуртРегионСнаб», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

 

в заседании Комиссии от 30.10.2012 года в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела;

 

в заседании Комиссии от 21.11.2012 года в присутствии: <…> – юриста ООО «Внештерминалсервис» по доверенности № 2/001Д от 09.01.2011 г., <...> – представителя ООО «Партнер»  по доверенности от 05.05.2012 г.; в отсутствие представителя ООО «УдмуртРегионСнаб», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

 

рассмотрев дело № ММ06-06/2012-37 в заседаниях от 30 октября 2012 года, 21 ноября 2012 года и 20 февраля 2013 года, возбужденное в отношении ООО «Внештреминалсервис» (426075, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Камбарская, 49а, ИНН  1835077012)  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

у с т а н о в и л а:

 

Основанием для возбуждения дела № ММ06-06/2012-37 в отношении ООО «Внештерминалсервис» являются заявления ООО «Партнер» и ООО «УдмуртРегионСнаб», указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно заявлению ООО «Партнер», два автомобиля с таможенным грузом ООО «Партнер» въехали на таможенный склад ООО «Внештерминалсервис» 14.05.2012 г. около 10.00 ч. и были выпущены со склада 16.05.2012 г. около 14.00 ч., то есть фактически находились на таможне 2 суток 4 часа, а стоимость услуг по хранению таможенного груза была взыскана с общества за 3 суток. До оплаты услуг по счету автомобили с грузом со склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» не выпускает, обязывая общество оплачивать услуги по выставленным ценам, а именно 4471,74 рубля за сутки.

Как следует из заявления ООО «УдмуртРегионСнаб», 28.12.2011 г. обществу были оказаны услуги по хранению таможенного груза ООО «Внештерминалсервис». Согласно счету, выставленному обществу, стоимость услуг по хранению груза в одном транспортном средстве перевозчика, контейнере (без фактической выгрузки) с 28.12 по 29.12.2011 г. составила 12537,64 руб., из расчета 6268,82 руб. за сутки хранения. На охраняемой территории склада временного хранения ООО «Внештерминалсвервис» осуществил ООО «УдмуртРегионСнаб» погрузочно-разгрузочные работы. Стоимость услуг составила 8890,70, из расчета за 650 руб./тн. Согласно заявлению общества, в обязанности работников ООО «Внештерминалсервис» входило только выполнение услуг стропальщиков, сама работа по времени заняла 20-30 минут и заключалась в том, чтобы прицепить стропа к крюку крана. По мнению ООО «УдмуртРегионСнаб», в расчете стоимости услуг неправомерно  взят в расчет вес груза, поскольку груз сотрудники ООО «Внештерминалсервис» не поднимали. До оплаты услуг по счету автомобили с грузом со склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» не выпускает, обязывая общество оплачивать услуги по выставленным ценам.

По мнению ООО «Партнер» и ООО «УдмуртРегионСнаб», цены на услуги по хранению таможенного груза на складе временного хранения ООО «Внештерминалсервис» являются необоснованно высокими.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В рамках рассмотрения поступивших заявлений, Удмуртским УФАС России проведен анализ и оценка конкурентной среды на рынке предоставления услуг складов временного хранения открытого типа в географических границах Удмуртской Республики.

По итогам проведения данного анализа, Удмуртским УФАС России установлено, что ООО «Внештерминалсервис» занимает доминирующее положение на исследуемом рынке.

С целью определения обоснованного установления цен на данные услуги, Удмуртским УФАС России был направлен запрос информации ООО «Внештерминалсервис» о предоставлении финансово-экономического обоснования установления цен.

22.08.2012г. ООО «Внештерминалсервис» представило в Удмуртское УФАС России письмо (вх. №7833), в котором общество представило расчет установления цены за услуги хранения за 1 кв.м., то есть величину базового коэффициента. Вместе с тем, обществом не представило экономическое обоснование применения коэффициента, зависящего от фактурной стоимости груза.

На основании изложенного, учитывая, что ООО «Внештерминалсервис» не представило документы, подтверждающие обоснованность установления им тарифов на услуги склада временного хранения грузов, Удмуртское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Внештерминалсервис» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в установлении необоснованно высоких цен на услуги склада временного хранения.

29.08.2012 г. Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № ММ06-06/2012-37.

 

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представитель ООО «Партнер» на заседаниях Комиссии ранее заявленные требования и изложенные письменные пояснения поддержал в полном объеме. Указал, что расчет цены за услуги склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» осуществляется по непонятной формуле, включает дополнительные услуги, которые не оказываются другими складами временного хранения. ООО «Внештерминалсервис» не выпускает груз со склада без оплаты, тем самым обязывая ООО «Партнер» оплачивать услуги по завышенным ценам. По словам представителя ООО «Партнер», ООО «Внештреминалсервис» является единственным складом временного хранения грузов на территории Удмуртской Республики, а помещать товар на склады временного хранения, расположенные на территории других регионов не всегда выгодно обществу.

Представитель ООО «Внештерминалсервис» на заседании Комиссии ранее изложенные письменные пояснения поддержал в полном объеме. Признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны общества не признал. Пояснил, что ООО «Партнер» может поместить груз на хранение на иные склады, расположенные на территории иных регионов, поскольку согласно таможенному законодательству декларирование товара и временное его хранение может осуществляться в любой точке Таможенного союза.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

31.05.2012 г. в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Партнер» (исх. № 062а от 21.05.2012 г.) на действия ООО «Внештерминалсервис», согласно которому 14.05.2012 г. два автомобиля ООО «Партнер» въехали на таможенный склад ООО «Внештерминалсервис» около 10.00 ч. и были выпущены со склада 16.05.2012 г. около 14.00 ч., то есть фактически находились на таможне 2 суток 4 часа, а стоимость услуг по хранению таможенного груза была взыскана с общества за 3 суток. До оплаты услуг по счету автомобили с грузом со склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» не выпускает, обязывая общество оплачивать услуги по выставленным ценам, а именно 4471,74 рубля за сутки, что подтверждается счетом № 378 от 16.05.2012 г., выставленным ООО «Внештерминалсервис». По мнению ООО «Партнер», цены на услуги по хранению таможенного груза на складе временного хранения ООО «Внештерминалсервис» являются необоснованно высокими.

31.05.2012 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «УдмуртРегионСнаб» (№ 070 от 30.05.2012 г.) на действия ООО «Внештерминалсервис». Как следует из данного заявления, 28.12.2011 г. обществу были оказаны услуги по хранению таможенного груза ООО «Внештерминалсервис». Согласно счету № 1153 от 28.12.2011 г., выставленному обществу, стоимость услуг по хранению груза в одном транспортном средстве перевозчика, контейнере (без фактической выгрузки) с 28.12.2011 г. по 29.12.2011 г. составила 12537,64 руб., из расчета 6268,82 руб. за сутки хранения. На охраняемой территории склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» оказал ООО «УдмуртРегионСнаб» услуги по погрузочно-разгрузочным работам. Согласно счету № 1161 от 30.12.2011 г. стоимость услуг составила 8890,70, из расчета за 650 руб./тн. Согласно заявлению общества, в обязанности работников ООО «Внештерминалсервис» входило только выполнение услуг стропальщиков, сама работа по времени заняла 20-30 минут и заключалась в том, чтобы прицепить стропа к крюку крана. По мнению ООО «УдмуртРегионСнаб», в расчете стоимости услуг неправомерно взят в расчет вес груза, поскольку груз сотрудники ООО «Внештерминалсервис» не поднимали. До оплаты услуг по счету автомобили с грузом со склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» не выпускает, обязывая общество оплачивать услуги по выставленным ценам. По мнению ООО «УдмуртРегионСнаб», цены на услуги по хранению таможенного груза на складе временного хранения ООО «Внештерминалсервис» являются необоснованно высокими.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Удмуртское УФАС России в целях установления наличия (отсутствия доминирующего положения ООО «Внештерминалсервис» в границах товарного рынка установило необходимость проведения анализа рынка в ходе рассмотрения заявления.

В ходе проведения анализа рынка Удмуртское УФАС России установило следующее.

Целью проведения анализа состояния конкуренции на рынке предоставления услуг складов временного хранения открытого типа явилось установление наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Внештерминалсервис» на рынке предоставления услуг складов временного хранения открытого типа при рассмотрении заявлений ООО «Партнер», ООО «УдмуртРегионСнаб» о необоснованном завышении ООО «Внештерминалсервис» цен на услуги склада временного хранения, находящего в пользовании ООО «Внештерминалсервис».

Временной интервал исследования товарного рынка был определен как 2010г., 2011г., 01.01. - 31.03.2012г., исходя из доступности и достаточности информации, а также из существа поступивших заявлений в отношении ООО «Внештерминалсервис».

Продуктовые границы товарного рынка были определены Удмуртским УФАС России на основании мнения потребителей услуг, нормативных актов, регулирующих деятельность складов временного хранения, условий договоров, заключенных в отношении услуги, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

На основании действующих нормативных актов, регулирующих деятельность складов временного хранения продуктовые границы товарного рынка определены как услуги складов временного хранения открытого типа.

Согласно свидетельству Федеральной таможенной службы Пермской таможни №10411/100082, ООО «Внештерминалсервис» включено в Реестр владельцев складов временного хранения, с типом склада временного хранения – открытый.   

Согласно уведомлению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республики, выданного ООО «Внештерминалсервис», следует, что по информации регистрирующих органов ООО «Внештерминалсервис» при государственной регистрации, заявлен основной код ОКВЭД: 63.12 (услуга по хранению и складированию), являющийся максимально приближенным к товарному рынку: услуги  складов временного хранения открытого типа.  

Опрос потребителей услуг показал, что услуги  складов временного хранения невозможно заменить на иные услуги, так считают 81,25% опрошенных.

68,75% отметили на отсутствие возможности замены склада временного хранения открытого типа на склад временного хранения закрытого типа.

Таким образом, большинство опрошенных указали на отсутствие возможности заменить данную услугу на иную, то есть услуга складов временного хранения не имеет заменителей.

На основании заключаемых ООО «Внештерминалсервис» договоров с контрагентами  продуктовые границы исследуемого рынка определены также как услуги  складов временного хранения открытого типа.

В целях определения географических границ исследуемого рынка Удмуртским УФАС России был проведен опрос потребителей услуг складов временного хранения открытого типа.

Опрос потребителей показал, что 100% опрошенных хозяйствующих субъектов пользуются услугами складов временного хранения ООО «Внештерминалсервис».

 88,8% опрошенных указали на отсутствие экономической, технической и иной возможности приобретать услугу складов временного хранения за пределами Удмуртской Республики.

 88,8% опрошенных указали на отсутствие целесообразности приобретать услугу склада временного хранения за пределами Удмуртской Республики.

При выборе организации, предоставляющих услуги складов временного хранения, потребители руководствуются следующими факторами:

отсутствие выбора, в связи с тем, что на территории Удмуртской Республики  услугу склада временного хранения оказывает только ООО «Внештерминалсервис» - 56,2%;

месторасположение склада временного хранения – 25%;

удобство проведения таможенного оформления – 43,75%;

необходимость присутствия при таможенном досмотре специалиста предприятия – 18,75%;

требование таможенного органа – 12,5%;

иное – 0%.

На вопрос о том, что в случае увеличения стоимости услуг склада временного хранения на территории Удмуртской Республики более чем на 5-10%, и учитывая, что цена на данную услугу за пределами Удмуртской Республики останется прежней, готов ли опрошенный хозяйствующий субъект выбрать иной склад временного хранения, расположенный за пределами Удмуртской Республике, ответы распределились следующим образом:

68,75% будут пользоваться услугой склада временного хранения расположенного на территории Удмуртской Республики;

25% будут пользоваться услугами склада временного хранения организации, которая предложит более низкий тариф на услугу, в т.ч. за пределами Удмуртской Республики;

12,5% откажутся от услуги склада временного хранения.

Таким образом, 56,2% респондентов связывают выбор склада временного хранения с месторасположением самого респондента.

В качестве факторов о необходимости и целесообразности помещения товара на склад временного хранения, расположенный в непосредственной близости от местонахождения потребителя, опрошенные отметили:

необходимость присутствия представителя предприятия при таможенном досмотре – 31,25%;

увеличение материальных и временных затрат при растаможивании на границе – 18,75%;

удобство проведения таможенного оформления в Удмуртской Республике – на территории расположения предприятия – 56,25%.

 

Таким образом, опрос потребителей показывает на отсутствие экономической, технической и иной возможности приобрести услугу склада временного хранения за пределами Удмуртской Республики.

На основании вышеизложенного географические границы анализа рынка определены как: Удмуртская Республика.

Потребителями услуг складов временного хранения открытого типа являются предприятия – владельцы товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

На основании сведений, полученных от Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Пермской таможни (являющееся органом, ведущим реестр владельцев складов временного хранения), установлено, что на территории Удмуртской Республики деятельность по предоставлению услуг склада временного хранения открытого типа осуществляет только ООО «Внештерминалсервис» (426075, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Камбарская, д. 49а).

Исходя из расчетных данных, установлено, что единственной организацией, оказывающей услуги складов временного хранения открытого типа на территории Удмуртской Республики является ООО «Внештерминалсервис». Соответственно его доля на данном рынке в Удмуртской Республике в исследуемый временной период составила 100%.

Таким образом, Удмуртским УФАС России на основании аналитического отчета по результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке предоставления услуг складов временного хранения открытого типа в географических границах Удмуртской Республики за 2010г., 2011г., 01.01. – 01.08.2012г. установлено, что ООО «Внештерминалсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг  складов временного хранения открытого типа в географических границах Удмуртской Республики.

В соответствии с прейскурантом на услуги, предоставляемые ООО «Внештерминалсервис», стоимость хранения товаров (грузов), подлежащих таможенному оформлению зависит от занимаемой площади, срока хранения, фактурной стоимости товара и рассчитывается по формуле:

 

∑=Кб х Т х К1 х S х К2 х К3, где:

 

Кб – базовый коэффициент: 5,46руб./кв.м.;

Т – срок хранения;

К1 – коэффициент зависит от срока хранения;

S – занимаемая площадь;

К2 – коэффициент зависит от занимаемой грузом площади;

К3 – коэффициент зависит от фактурной стоимости груза.

 

Таким образом, стоимость хранения товаров (грузов) на складе временного хранения открытого типа ООО «Внештерминалсервис» определяется посредством формулы.

22.08.2012г. ООО «Внештерминалсервис» представило в Удмуртское УФАС России письмо (вх. №7833), в котором общество представило расчет установления цены за услуги хранения за 1 кв.м., то есть величину базового коэффициента, учитывающий стоимость аренды площадей склада.

Согласно письменным пояснениям ООО «Внештерминалсервис» № 1/68 от 01.10.2012 г., коэффициент К3 учитывает риск возможного возникновения расходов владельца СВХ по возмещению стоимости товара и уплате таможенных платежей. Прейскурант ООО «Внештерминалсервис» был разработан значительное время назад. Калькулирование ставок и коэффициентов не осуществлялось, и представить какое-либо экономическое обоснование применения установленного стоимостного коэффициента общество не имеет возможности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции»  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Согласно письменным пояснениям ООО «Внештерминалсервис» № 1/89 от 14.12.2012 г., прибыль общества от оказания услуг складов временного хранения составила 202,09 тыс. руб. в 2011 году, 1970,48 тыс. руб. в период с января по ноябрь 2012 года, деятельность в 2010 году была убыточной. Рентабельность от оказания услуг в 2011 году составила 0,7%, а в период с января по ноябрь 2012 года - 10,7%. Таким образом, Удмуртским УФАС России не установлено превышения установленных цен над суммой необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а, следовательно, стоимость услуг склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» не является монопольно высокой.

Кроме того, Удмуртским УФАС России был направлены запросы информации в адрес контрагентов ООО «Внештерминалсервис», осуществляющих деятельность  за пределами Удмуртской Республики, но помещавших грузы на временное хранение на склад общества.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Краснокамский завод металлических сеток» № 13-12/83 от 13.12.2012 г., ЗАО ФПК «Чайковский текстильный дом» № 19/107 от 12.12.2012 г., ООО ТД «РИНАКО» № 1/1483 от 06.12.2012 г., ООО «Фаворит» № 307 от 24.12.2012 г. цены на услуги склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис» сопоставимы с ценами на услуги  складов временного хранения, расположенных за пределами Удмуртской Республики.  

Определением об отложении рассмотрения дела № ММ06-06/2012-37 Удмуртского УФАС России от 21.11.2012 г. ООО «Партнер» и ООО «УдмуртРегионСнаб» надлежало представить в Удмуртское УФАС России экономическое обоснование невыгодности пользования услугами склада временного хранения ООО «Внештерминалсервис». В установленный определением срок и в последующее время общества не представили соответствующих документов и сведений, не обосновали невыгодность пользования услугами ООО «Внештерминалсервис».

На основании изложенного, рассмотрев представленные материалы по делу №ММ06-06/2012-37, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России не установила нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «Внештерминалсервис». Вместе с тем, Удмуртским УФАС России установлено наличие доминирующего положения ООО «Внештерминалсервис» на рынке предоставления услуг складов временного хранения в географических границах Удмуртской Республики.

Руководствуясь статьей 5, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Внештерминалсервис» занимающим доминирующее положение на рынке предоставления услуг складов временного хранения открытого типа в географических границах Удмуртской Республики.
  2. Дело в отношении ООО «Внештерминалсервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Подписи членов Комиссии Удмуртского УФАС России

 

Решение  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны