Решение б/н Решение по делу № СЮ 06-06/2009-85 о признании МУП «ИжГорЭле... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


г. Ижевск

Решение принято, и резолютивная часть решения объявлена на заседании комиссии 16 сентября 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2010 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <….>; члены Комиссии: <…>
в присутствии: <…> – представителя МКП г.Ижевска «Горсвет», доверенность №33 от 02.02.10г.;<…>– представителя ОАО «ВолгаТелеком», доверенность №418 от 20.04.10г.;<…> – представителя ООО «Ижсвязьинвест», доверенность №89 от 26.04.2010г.;<…> – представитель МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска, доверенность №42 от 29.04.10г.; .;<…> – представителя МУП «ИжГорэлектротранс», доверенность №34 от 07.04.10г.; <…> – представителя ОАО «МТС», доверенность №0628/09 от 01.07.09г.; <…> – представителя ООО «Ижевские сетевые технологии», доверенность б/н от 23.06.10.; <…> – представителя ООО «Ижевские сетевые технологии», доверенность б/н от 23.06.10г,
в отсутствии: представителей Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело № СЮ06-06/2009-85 в отношении МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска (адрес: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.К.Маркса, 13А, ИНН 1826000133) по признакам нарушения пунктов 1), 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 25.12.2009г., 28.12.2009г., 11.01.2010г. поступили заявления ООО «Ижевские сетевые технологии», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Удмуртской Республике, ООО «Ижсвязьинвест», соответственно, с просьбой рассмотреть порядок образования цен на услуги размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска.
Согласно заявлению ООО «Ижевские сетевые технологии», в конце 2009г. в адрес организации был представлен проект договора о размещении волоконно-оптического кабеля связи на опорах, которые принадлежат МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска на праве хозяйственного ведения. Цена на использование опор для подвески кабеля в указанном проекте договора составляла 1770 рублей в год за одну опору. При анализе договора, действующего до 31.12.2009г., цена опоры в 2009г. составляла 1000 рублей в год за одну опору. ООО «Ижевские сетевые технологии» считают, что МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска установило монопольно высокую цену на услугу размещения волоконно-оптического кабеля связи, поскольку расходы на содержание опоры не изменились или их изменение не соответствует повышению цены на услугу (цена изменилась на 77%, при этом инфляция на 2010г. по прогнозам Минэкономразвития будет составлять не более 12%), состав покупателей услуги остался неизменным, условия обращения услуги на рынке остались неизменными. Согласно заявлению ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Удмуртской Республике следует, что основной транспортной сети связи филиала служит волоконно-оптическая линия связи, для размещения которой задействованы опоры контактной сети МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска, опоры МКП г.Ижевска «Горсвет» и кабельная канализация ОАО «ВолгаТелеком». В адрес филиала поступило уведомление о повышении платы за оказываемые услуги по договору на размещение волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска, при этом повышение цены составляет 77%.
Учитывая, что подобные услуги в г.Ижевске оказываются ограниченным кругом субъектов предпринимательской деятельности (МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска, МКП г.Ижевска «Горсвет»), считают, что предлагаемая МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска цена услуги на 2010г. установлена с нарушением ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того ОАО «Мобильные ТелеСистемы» считают, что при формировании цены в расчет затрат включены расходы, не относящиеся к расходам по содержанию опор.

Согласно заявлению ООО «Ижсвязьинвест» следует, что между ООО «Ижсвязьинвест» и МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска 10.11.2001г. был заключен договор №01, на основании которого оптоволоконный кабель связи, принадлежащий ООО «Ижсвязьинвест», был размещен на опорах, принадлежащих МУП «ИжГЭТ» г.Ижевска на праве хозяйственного ведения. В дальнейшем в указанный договор неоднократно вносились изменения в части увеличения как количества используемых ООО «Ижсвязьинвест» опор, так и стоимости использования опор (из расчета на одну опору).
Изначально, согласно условиям договора, увеличение стоимости использования опор осуществлялось сторонами один раз в год пропорционально индексу инфляции (пункт 2.3 договора гласит: при продлении срока действия настоящего договора на следующий срок годовая сумма договора пересматривается сторонами пропорционально индексу инфляции, при этом плата за пользование опорами должна быть внесена в течение 10 банковских дней со дня подписания сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору о продлении его срока действия).
Позже, сторонами было предусмотрено право МУП «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска (далее по тексту - ИжГЭТ) на одностороннее изменение размера платы за размещение на опорах оптоволоконного кабеля связи пропорционально индексу инфляции. 31.12.2009г. истекает срок действия договора №01 от 10.11.2001г. ИжГЭТ направило в адрес ООО «Ижсвязьинвест» проект нового договора, который предусматривал существенное ухудшение условий для организации. Так, на конец 2009г. (с 01.07.2009г.), стоимость использования одной опоры для подвески кабеля составляла 1000 рублей, предлагаемая на 2010 год цена составляет 1770 рублей в год за одну опору.
При этом объективные факторы для столь резкого увеличения стоимости (а именно на 77% от цены 2009г) отсутствуют:
- расходы на содержание опор существенно не изменились, и их изменение не соответствует повышению цены на услугу (по прогнозам Минэкономразвития уровень инфляции в 2009г. составит не более 13%);
- состав продавцов или покупателей услуги остался неизменным;
- условия обращения услуги на товарном рынке также остались неизменными.
При этом, согласно заявлению ООО «Ижсвязьинвест», в представленном ИжГЭТ «Расчете размера платы за размещение волоконно-оптического/электрического кабеля на опорах контактной сети ИжГЭТ» в качестве расходов на содержание опор необоснованно учтены также расходы по обслуживанию контактной сети ИжГЭТ (например, расходы ГСМ, цеховые расходы, амортизация, причем сумма амортизации увеличена примерно на 19% по сравнению с 2009г.) вся сумма расходов относится на сторонних пользователей опор. Таким образом, из расчета следует, что ИжГЭТ полностью перекладывает на сторонних пользователей, к которым относится и ООО «Ижсвязьинвест», нагрузку по содержанию опор, несмотря на то, что само является их основным пользователем.
Кроме того, проект договора на 2010г. содержит ряд условий, крайне невыгодных ООО «Ижсвязьинвест»: право ИжГЭТ на одностороннее внесудебное расторжение договора (пункт 6.1 договора); право ИжГЭТ на одностороннее изменение цены (пункт 2.3 договора); возложение на пользователя необоснованной обязанности по подрезке деревьев (пункт 4.3.7 договора).

ООО «Ижсвязьинвест», не согласившись с предложенными условиями, направило в адрес ИжГЭТ письмо, с просьбой пересмотреть заявленный размер платы за размещение волоконно-оптического кабеля на опорах. Однако в ответ был получен отказ, в связи с чем, проект договора на 2010г. был подписан ООО «Ижсвязьинвест» с протоколом разногласий. Согласно данным ООО «Ижсвязьинвест» аналогичную услугу по предоставлению опор для размещения кабеля связи в г.Ижевске предоставляет только МКП г.Ижевска «Горсвет». Однако МКП г.Ижевска «Горсвет» имеет гораздо меньшее количество опор и кроме того услуги двух данных предприятий не являются взаимозаменяемыми, т.к. в местах расположения контактной сети ИжГЭТ, опоры МКП г.Ижевска «Горсвет» отсутствуют. ООО «Ижсвязьинвест» считает, что в действия ИжГЭТ усматривается нарушение норм ФЗ «О защите конкуренции» пунктов 1), 3) части 1 статьи 10, в части установления монопольно высокой цены и навязывания ООО «Ижсвязьинвест» условий договора, невыгодных для него.

По признакам нарушения пунктов 1), 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 29.04.2010г.
Факсограммой от 23.04.2010г. рассмотрение дела перенесено на 30.04.2010г.

На заседании Комиссии 30 апреля 2010 года лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения: Представители ООО «Ижевские сетевые технологии», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» пояснили, что поддерживают все доводы, изложенные в заявлениях.
Представитель ООО «Ижсвязьинвест» пояснил, что подтверждает все факты, изложенные в заявлении, также сообщил, что после подачи заявления с МУП «ИжГорЭлектроТранс» велась переписка, в результате чего в их адрес поступали угрозы, что если они не заключат договор на условиях, предложенных ИжГорЭлектроТранс, кабель будет демонтирован. ООО «Ижсвязьинвест» было вынуждено согласиться с условиями ИжГЭТ, но указало, что договор был заключен с условиями, ущемляющими права общества.
Также представитель ООО «Ижсвязьинвест» пояснил по поводу альтернативных вариантов размещения волоконно-оптического кабеля связи, что теоретически они есть, но технически и экономически это очень сложно. Кабели это сеть, они проложены именно там где они и должны быть проложены, поставить рядом другие опоры невозможно, Управление архитектуры не дает разрешение, канализация ОАО «ВолгаТелеком» присутствует не везде, также как и опоры МКП г.Ижевска «Горсвет». ООО «Ижсвязьинвест» по мере возможности использует все возможности: где есть опоры ИжГЭТ, там используют их опоры; где опоры МКП г.Ижевска «Горсвет», там используем их опоры; где возможно использовать канализацию ОАО «ВолгаТелеком» – используют канализацию. Представитель пояснил, что провод, который лежит на опорах ИжГЭТ, там и должен лежать, потому что он идет до определенного клиента и деть его куда-либо не представляется возможным.

Представитель ИжГЭТ пояснил, что при предварительном анализе рынка, Удмуртское УФАС России не определило всех участников спорного товарного рынка, способных оказывать влияние на состояние конкурентной среды. ИжГЭТ считает, что услуга по предоставлению места на опорах контактно-кабельной сети для размещения ВОЛС имеет заменители товара.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу о невозможности принятия решения по существу дела в данном заседании Комиссии.
Рассмотрение дела было отложено и назначено на 24.06.2010г.

На заседании Комиссии 24 июня 2010 года лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения:
На вопрос, что включает в себя обслуживание опор, представитель ИжГЭТ пояснил: чистку, покраску, объезд, осмотр.
На вопрос, с какой периодичностью производится покраска опор, представитель ИжГЭТ не смог дать исчерпывающего ответа. На вопрос, есть ли разница в стоимости по обслуживанию опор, где есть кабель сторонней организации, и там где его нет, представитель ИжГЭТ не смог дать исчерпывающего ответа.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу о невозможности принятия решения по существу дела в данном заседании Комиссии. Рассмотрение дела было отложено и назначено на 14.11.2010г. срок рассмотрения дела был продлен на шесть месяцев до 24.12.2010г.

На заседании Комиссии 14 сентября 2010 года лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения:
На вопрос, в статью затрат «использование опор, прямые провода», указанную в оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.2, относятся все расходы по использованию опор, представитель ИжГЭТ пояснил, что в данной статье указаны все затраты на предоставление опор, по размещение оптового волокна в том числе (затраты по договорам со сторонними организациями).
Комиссия Удмуртского УФАС России, с целью получения дополнительных материалов по делу объявила перерыв до 16.09.2010г.

На заседании Комиссии 16 сентября 2010 года лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения:
Представитель ООО «Ижевские сетевые технологии» пояснил, что с ИжГЭТ велась длительная переписка по итогам которой, со стороны ИжГЭТ поступил ответ в следующей форме: либо ООО «Ижевские сетевые технологии» заключает договор с внесенными изменениями, либо в случае отказа в залючении с предложенными условиями, старый договор прекращает действие и кабель будет демонтирован.
Представитель ООО «Ижсвязьинвест» поддержал позицию ООО «Ижевские сетевые технологии», пояснив, что заключили договор на невыгодных условиях по цене, только под угрозой демонтажа кабеля.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установила следующее.
Согласно статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Согласно части 3 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: 1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 (далее - Регламент), при рассмотрении материалов, указывающих на признаки нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» устанавливает наличие (отсутствие) доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано такое заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Удмуртским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи в соответствии с Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (далее – Административный регламент №5), а также Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее – Порядок проведения анализа № 108).
Материалы проведенного анализа товарного рынка приобщены к материалам дела. Ответчику и лицам, участвующим в деле, предоставлено право ознакомления с результатами анализа рынка, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Представители МУП "ИжГЭТ" ознакомлены с результатами анализа рынка 08.09.2010г., о чем свидетельствует запись в листе ознакомления с материалами дела.

В соответствии с пунктом 3.8.4 Административного регламента №5 Комиссия принимает решение после исследования доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, изложения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, объявления председателем комиссии об окончании рассмотрения дела. Комиссия принимает решение в отсутствие лиц, участвующих в деле, и иных лиц.

Комиссия при принятии решения об установлении доминирующего положения:
а) оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;
б) оценивает заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 3.8.5 Административного регламента №5 критерием принятия решения Комиссией об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара является его (их) положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в пункте 3.2 Административного регламента.
Рассмотрев материалы дела, и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила наличие доминирующего положения МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска на рынке услуг размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи и на опорах в границах г.Ижевска в границах балансовой принадлежности объектов. При этом Комиссия исходила из следующего:
Временной интервал. В соответствии с Порядком проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Исследование товарного рынка проводилось в целях рассмотрения поступивших в Удмуртское УФАС России заявлений в отношении МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска, действия которого были совершены начиная с 01.01.2010г. При исследовании данного товарного рынка применяется ретроспективный метод анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, поскольку основными целями исследования данного рынка является изучение сложившихся характеристик товарного рынка.
При определении временного интервала учтено, что рынок услуг по оказанию услуг размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети не подвержен сезонным колебаниям, спрос, сроки договоров, являются стабильными, цены на услугу не подвержены изменениям в течении года, изменение цены происходит, как правило 1 раз в год.

Для установления долей хозяйствующих субъектов временной интервал определен как 2008-2009гг. Продуктовые границы. Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком проведения анализа представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Согласно условиям заключаемых договоров, «Предприятие» (организация, осуществляющая размещение волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети) предоставляет «Пользователю» возможность за плату разместить волоконно-оптический кабель связи на принадлежащих ему опорах. Перечень опор, содержащий сведения об их порядковом номере, месторасположении и количестве, утвержден «Сторонами» в «Акте предоставления возможности размещения волоконно-оптического кабеля» «Пользователя» на опорах контактной сети «Предприятия».
Исходя из условий договоров, продуктовые границы рынка определены как услуги размещения волоконно-оптического кабеля связи.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности услуге размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети не соответствует ни один код.
Организации, предоставляющие услугу размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети, используют коды по основному виду деятельности организаций.
Таким образом, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не предусматривает самостоятельный вид деятельности – услуги размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи и на опорах контактной сети.
По мнению организаций, осуществляющих услуги размещения кабеля связи, данную услугу можно предоставлять во всех линейно-кабельных сооружениях связи, заменить путем укладки в теле насыпи автодорог, размещения в колодцах кабельных коммуникаций, подвалах и чердаках зданий, по стенам и крышам зданий, на опорах воздушных линий электропередачи, радиофикации, опорах рекламных агентств.
Таким образом, опрос юридических лиц, предоставляющих услуги размещения кабеля связи, указывает на взаимозаменяемость способов размещения кабеля. Это определяет продуктовые границы рынка как размещение кабеля связи в локально-кабельных сооружениях связи и на опорах.
Потребителями услуг размещения волоконно-оптического кабеля связи являются юридические лица. Опрос потребителей услуг размещения волоконно-оптического кабеля связи показал, что потребители для размещения волоконно-оптического кабеля связи пользуются опорами контактной сети, опорами наружного освещения и кабельной канализации.
Опрос потребителей показал, что размещение волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети невозможно заменить на какое-либо другое размещение - так считают 56,5 % опрошенных потребителей данных услуг: 39,1 % опрошенных считают, что размещение волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети возможно заменить лишь частично в телефонной канализации ОАО «ВолгаТелеком», на опорах наружного освещения МЗП г.Ижевска «Горсвет», путем строительства собственных опор, на кровлях жилых домов и нежилых помещений, находящихся параллельно дороге): 4,3% считают, что возможно полностью заменить размещение волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети путем строительства собственной канализации.
Также опрос потребителей показал, что при замене услуги размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети на другое взаимозаменяемое размещение (строительство собственной канализации или собственных опор) сопровождается:
1) необходимостью вложения значительных финансовых средств, которые превышают 10-20% стоимости услуг размещения на опорах - считают 20% опрошенных;
2) отсутствие технической возможности замены – считают 32% опрошенных;
3) длительностью и сложностью получения разрешений – считают 30% опрошенных;
4) иные факторы, в основном сопровождающиеся большими затратами – считают 18% опрошенных.
Схемы размещения кабеля (существующие системы связи) показывают, что кабель размещен и в канализации и на опорах, постоянно чередуя виды размещения с учетом мест пролегания канализации и размещения опор.
Возможность строительства собственной канализации и опор потребителями услуг ограничена значительными капиталовложениями, длительными сроками строительства, ограниченностью городских земель, и в силу этого, необходимостью согласования проекта с надзорными органами. Так, по данным ООО «Ижевские сетевые технологии», строительство новой сети на собственных опорах составляет 807 тыс.руб./км., строительство новой сети в собственной канализации составляет 1376 тыс.руб./км. По данным филиала в Удмуртской Республике ОАО «Мобильные ТелеСистемы» строительство новой сети на собственных опорах составляет 933 тыс.руб./км., строительство новой сети в собственной канализации составляет 1127 тыс.руб./км.
Таким образом, при строительстве новой системы связи, канализация и опоры являются взаимозаменяемыми способами, но по уже построенным системам связи изменение способа размещения кабеля на другой способ размещения является высокозатратным и технически невозможно осуществить в короткие сроки.
Исходя из вышеизложенного, учитывая схемы размещения кабеля связи и невозможность замены в короткие сроки одного вида размещения кабеля связи на другой, продуктовые границы ранка определены как размещение кабеля связи в локально-кабельных сооружениях связи и на опорах.
При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:
- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;
- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);
- цена;
- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;
- иные характеристики.
Услуга по предоставлению размещения кабеля связи предположительно может быть заменена следующими услугами: арендой коллектора, укладкой бронированного кабеля в землю без использования канализации, использованием радиорелейных станций, использованием воздушно-столбовых линий, прокладкой собственной канализации.
Проанализировав функциональное назначение опор контактной сети и опор наружного освещения, учитывая, что не на всех опорах размещен кабель связи, можно сделать выводы:
- опоры контактной сети, в первую очередь, предназначены для размещения на них линий электропередач, для движения трамвайного и троллейбусного транспорта;
- опоры наружного освещения, в первую очередь, предназначены для размещения сетей наружного освещения;
- телефонная канализация, в первую очередь, предназначена для расположения кабеля в телефонной канализации, т.е. для построения и поддержания в надлежащем состоянии собственной сети и оказания услуг своим основным пользователям.
Опоры контактной сети, опоры наружного освещения, кабельная канализация могут использоваться для размещения кабеля связи. В связи с этим, по функциональному назначению данные способы размещения кабеля связи являются взаимозаменяемыми.
Таким образом, учитывая свойства товара, продуктовые границы определены как услуги размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи и на опорах.

Статьей 2 Закона о связи линейно-кабельные сооружения связи определены как сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые в соответствии со статьей 8 Закона о связи подлежит государственной регистрации, представляют собой:
А) Совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
1. Наличие функциональной и технологической взаимозаменяемости;
2. Предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля вязи;
3. Наличие протяженности (длины). Данные линейно-кабельные сооружения связи могут регистрироваться как одна сложная вещь.

Б) Объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи. Такие линейно-кабельные сооружения связи рассматриваются как отдельные объекты недвижимости.
К линейно-кабельным сооружениям связи, относятся, в частности:
1. Кабельная канализация;
2. Наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
3. Кабельные переходы через водные преграды;
4. Закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.). Кабельная канализация в соответствии с определением ЛКС является линейно-кабельным сооружением. Линейно-кабельные сооружения являются одним из элементов местных сетей связи.
Местные сети по своему назначению подразделяются на:
1) сети связи общего пользования, представляющие составные части взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытые для пользования всем физическим и юридическим лицам;
2) ведомственные сети связи – сети электросвязи органов исполнительность власти, учреждений, предприятий организаций, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на местные сети связи общего пользования;
3) внутрипроизводственные и технологические сети связи – сети электросвязи органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологически процессами, не имеющие выхода на местные сети связи общего пользования;
4) выделенные сети связи – сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на местные сети связи общего пользования. Следовательно, основными пользователями линейно-кабельных сооружений являются операторы связи и хозяйствующие субъекты, не являющиеся операторами связи, использующие канал для прокладки кабеля в кабельной канализации для своих внутренних целей.

Размещение кабеля телефонной канализации является не единственным способом для размещения (укладки) кабеля. Кабель можно также размещать на опорах (например, на трамвайных и троллейбусных опорах и т.д.), но применение указанного способа ограничено следующими обстоятельствами:
1) опоры размещены непосредственно только по маршрутам общественного транспорта, что ограничивает охват городской территории (потребителей);
2) подводка кабеля к самим опорам возможна только при небольшой отдаленности хозяйствующего субъекта арендуемого опоры от опор;
3) технические возможности опор ограничены, при подвеске большого количества кабелей, или кабеля с большим диаметром опора может обрушиться;
4) количество опор недостаточно для ведения конкурентного бизнеса на рынке связи;
5) опоры в большей степени, нежели телефонная канализация, подвержены внешнему воздействию (природно-климатические воздействия, различного рода аварии на дорогах и т.д.), которые могут привести к обрушению/разрушению опоры, в результате чего целостность кабеля может быть нарушена, что в свою очередь приведет к дополнительным неудобствам потребителям и дополнительным материальным затратам оператора связи (иного хозяйствующего субъекта) арендующего место на опоре для прокладки кабеля. Кабельную канализацию и иные линейно кабельные сооружения, согласно положениям Градостроительного кодекса РФ, можно строить только на специально отведенных под эти нужды землях связи. Постройка линейно-кабельных сооружений и канализации на иных участках является противопоказанной, так как линейно-кабельные сооружения относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства г.Ижевска размещение дополнительных опор в местах, где есть опоры контактной сети, опор наружного освещения нормативными актами не запрещается, но не целесообразно, поскольку это может привести к:
- ухудшению архитектурного облика городских улиц;
- не везде возможно размещение дополнительных опор, в связи с высокой плотностью подземных инженерных коммуникаций вдоль магистральных улиц города.
Следовательно, строительство новой кабельной канализации, строительство новой сети на собственных опорах, в случае необходимости прокладки кабеля, является непреодолимым барьером и в качестве альтернативы использованию существующей кабельной канализации, и существующих опор, строительство новой сети рассматривать нельзя.

Анализируя способ размещения ВОК связи по крышам и стенам существующих зданий можно сделать выводы о том, что прокладка кабеля по крышам и стенам зданий затруднительна ввиду:
1. Низкой защищенности кабеля связи по причине практически свободного доступа к месту расположения кабеля;
2. Необходимости согласования прокладки кабеля с большим количеством собственников зданий. Подземные инфраструктуры имеют большую гарантию сохранности размещенных в ней кабелей, как от постороннего вмешательства, так и от воздействия атмосферных условий и являются более предпочтительными и безопасным для потребителей.
Укладка кабеля в землю без использования канализации при помощи кабелеукладчика не является взаимозаменяемой услугой с размещением кабеля связи на опорах контактной сети, наружного освещения.
Согласно п.6.4.2 Ведомственные строительные нормы ВСН 116-93 «Инструкция по проектированию и строительству линейно-кабельных сооружений связи» в городах и поселках городского типа прокладка кабелей в грунт допускается на участках, не имеющих законченной горизонтальной и вертикальной планировки, подверженных пучению, заболоченных, с вечной мерзлотой, по улицам, подлежащим закрытию, перепланировке или реконструкции города и в пригородных зонах.
В соответствии с требованиями п. 3.56 «Отраслевых строительно-технологических норм на монтаж сооружений и устройств связи» ОСТН-600-93 прокладка кабелей в грунте кабелеукладчиками механизмами производится, как правило, на загородных незастроенных участках.
Таким образом, прокладка кабеля связи непосредственно в грунт кабелеукладчиком не является равноценным заменителем размещенного кабеля связи на опорах контактной сети. Возможность строительства собственных линейно-кабельных сооружений связи потребителями услуг ограничена значительными капиталовложениями (в стоимость работ по строительству линейно-кабельных сооружений связи включаются материалы и работы по разработки траншеи, укладке асбестоцементных труб, засыпка траншеи, уборка территории от мусора, восстановление озеленения и асфальтового покрытия территории, транспортные расходы, телефонные колодцы и их установка, оптические муфты, устройство кабельных вводов и т.п.), длительными сроками строительства и амортизации линейно-кабельных сооружений связи, ограниченностью городских земель, и в силу этого необходимость согласования проекта с надзорными органами. Использование опор контактной сети и опор наружного освещения имеет ряд преимуществ по сравнению со строительством собственных линейно-кабельных сооружений связи: отсутствие необходимости отвода земель под трассу, снижение стоимости строительно-монтажных работ, существенное сокращение сроков строительства, поскольку размещение кабелей связи на наземной инфраструктуре проще и технологичнее, чем подземная прокладка кабеля. При размещении на воздушных опорах к кабелю связи также предъявляются определенные технические требования, такие как стойкость кабелей к растяжению, тип оболочки кабеля, воздействие электрических полей.
Вероятность повреждения кабеля в кабельной канализации намного ниже, чем вероятность повреждения кабеля, смонтированного подвесом. К недостаткам подвески кабеля связи по опорам контактной сети и опорам наружного освещения можно также отнести тот факт, что в основном, они не рассчитаны на нагрузки при натяжении кабеля, и при длительной эксплуатации опоры наклоняются. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: Линейно-кабельные сооружения связи и опоры функционально между собой являются взаимозаменяемыми сооружениями и представляют один товарный рынок.

Согласно пункту 17 Порядка проведения анализа при определении взаимозаменяемых товаров, если для замены товара другим товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10 процентов от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.
Согласно представленным документам от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги размещения кабеля связи, Удмуртское УФАС России проанализировало цены на предоставление указанных услуг.
Так, стоимость услуг предоставления кабеля связи в телефонной канализации ОАО «Волгателеком» в 2008-2009гг. за 1 канало-метр составляет 100 руб. (единовременный платеж) + предоставление места в телефонной канализации. Стоимость за один канало-метр для размещения одного кабеля, в зависимости от диаметра варьируется от 0,96 руб. до 2,01 руб. за метр в месяц. Стоимость услуг, для размещения кабеля связи на опорах контактной сети МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска составляет в 2008г. 68 руб. в мес. за одну опору, 2009г. - 83 руб. Стоимость услуг, для размещения кабеля связи на опорах наружного освещения МПЗ г.Ижевска «Горсвет» в 2008-2009гг. составляет 69 руб. за одну опору.
Таким образом, учитывая разные стоимостные единицы измерения, анализ взаимозаменяемости по цене не позволяет четко определить продуктовые границы рынка. Согласно представленной информации от юридических лиц, осуществляющих услуги размещения кабеля связи, и пояснениями потребителей данных услуг можно сделать следующий вывод: что маршрут пролегания кабеля связи от оператора связи до конечного потребителя в г.Ижевске может состоять из нескольких видов ЛКС и других способов размещения кабеля, а именно опор МУП «ИжГорЭлектроТранс г.Ижевска», кабельной канализации филиала в УР ОАО «Волгателеком», опор МКП г.Ижевска «Горсвет» и т.д., постоянно чередующихся между собой, в зависимости от местности и пролегания на ней тех или иных линейно-кабельных сооружений связи. Таким образом, один вид размещения сменяет другой вид в зависимости от того, где протягивается кабель, и какой вид размещения кабеля присутствует (существует) в этом месте.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что продуктовые границы рынка определены как услуги размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи и на опорах.
В данный рынок входят все линейно-кабельные сооружения связи, а также размещение кабеля на опорах:
1. Кабельная канализация;
2. Наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
3. Кабельные переходы через водные преграды;
4. Закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.);
5. Опоры контактной сети, опоры наружного освещения и т.п. (поскольку услуги по размещению кабеля связи на опорах контактной сети/наружного освещения являются взаимозаменяемой услугой по размещению кабеля связи в кабельной канализации, наземных и подземных сооружений, кабельных переходов через водные преграды, закрытые подземные переходы, опоры контактной сети/наружного освещения образуют единые продуктовые границы рынка с линейно-кабельными сооружениями связи).

Географические границы. Процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (далее - определение географических границ товарного рынка), включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
При предварительном определении географических границ товарного рынка учитывается следующее: информация о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; информация о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; информация о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитывается следующее: требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.
Предварительное определение географических границ рассматриваемого товарного рынка, основанное на информации о границах (г.Ижевск), в которых действуют МУП «ИжГорЭлектротранс» г.Ижевска, МКП г.Ижевска «Горсвет», филиал в УР ОАО «Волгателеком» показывает, что организации, осуществляющие услуги размещения кабеля связи, осуществляют данное размещение в границах г. Ижевска. При выявлении условий обращения товара согласно Порядку проведения анализа, учитывается возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару. Учитывая, что оказание услуг по размещению волоконно-оптического кабеля связи не может быть физически перемещено к покупателю, а покупатели осуществляют размещение волоконно-оптического кабеля связи на территории г.Ижевска (84% опрошенных), географическими границами товарного рынка являются географические границы г. Ижевска.
Также, согласно опросу потребителей выявлено, что размещение кабеля связи за пределами г.Ижевска большему количеству опрошенных лиц (79,17%) затрудняют осуществить иные факторы, а именно отсутствие необходимости в опорах за пределами территории г.Ижевска, поскольку кабель связи необходим для оказания услуг в г.Ижевске. Фактические границы деятельности организаций, осуществляющих размещение волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети, опорах наружного освещения, кабельной канализации ограничены расположением данных объектов, то есть от их расположения зависят услуги по размещению волоконно-оптического кабеля связи. Соответственно, количество и места расположения кабеля контрагентов прямо зависят от протяженности и схемы расположения объектов, на которых они могут быть размещены. Расположение ЛКС и опор находится в пределах границ балансовой принадлежности и чаще всего объекты МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска, МКП г.Ижевска «Горсвет», Филиала ОАО «Волгателеком» не пересекаются между собой, т.е. где есть опоры контактной сети, нет опор наружного освещения и наоборот, в местах где нет опор есть кабельная канализация. Примером может служить участок дороги от пересечения улиц Карла Либкнехта и улицы Карла Маркса вниз по улице К.Маркса до пересечения с улицей Магистральная, далее вниз по улице Магистральная до пересечения с улицей Гагарина. На данном участке нет ни опор наружного освещения, ни кабельной канализации, следовательно, на указанном маршруте МУП «ИжГорЭлектроТранс» единственное предприятие, которое оказывает услуги предоставления опор для размещения кабеля связи.

Арендодатель, предоставляющий в пользование линейно-кабельные сооружения (каналы в телефонной канализации), имеет возможность оказывать услуги только в пределах имеющихся (зарегистрированных) инженерно-сетевых коммуникаций. У хозяйствующих субъектов, арендующих место в кабельной канализации для осуществления предпринимательской и иной деятельности, возникает потребность в сетевых коммуникациях, привязанных к конкретному району и т.д. по месту нахождения абонентов, или самих предприятий. Организации, осуществляющие размещение кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи, оказывают данные услуги в г.Ижевске.
Учитывая специфику деятельности по оказанию услуг размещения волоконно-оптического кабеля связи, а также результаты проведенного среди потребителей данных услуг анкетирования, географические границы рынка услуг размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружения связи и на опорах определяются территорией города Ижевска, в пределах границ балансовой принадлежности ЛКС и опор. Состав хозяйствующих субъектов. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
В соответствии с Порядком проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, могут быть включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10% от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) могут войти на данный товарный рынок. В связи с невозможностью такого входа на рынок (стоимости строительства необходимого количества опор сопутствуют большие затраты, и срок амортизации опор варьируется от 20 до 25 лет) состав хозяйствующих субъектов ограничен перечнем субъектов, действующих на рынке.

На основании сведений, представленных самими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по размещению кабеля связи в ЛКС и на опорах, а также потребителями данных услуг, установлен состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги размещения кабеля связи:
1. Муниципальное унитарное предприятие «ИжГорЭлектроТранс» города Ижевска;
2. Муниципальное казенное предприятие г. Ижевска «Горсвет»;
3. Филиал в Удмуртской республике ОАО «Волгателеком». Муниципальное унитарное предприятие «ИжГорЭлектроТранс» города Ижевска оказывает услуги по размещению кабеля связи на опорах контактной сети.
Муниципальное казенное предприятие г. Ижевска «Горсвет» оказывает услуги по размещению кабеля связи на опорах наружного освещения. Филиал в Удмуртской республике ОАО «Волгателеком» оказывает услуги по размещению кабеля связи в кабельной канализации.
Указанные хозяйствующие субъекты не составляют между собой одну группу лиц.
Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов. Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:
- объем продаж (поставок);
- объем поставок (отгрузок);
- объем выручки;
- объем перевозок;
- объем производства;
- объем производственных мощностей;
- объем запасов ресурсов;
- объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке осуществлен на основании объема продаж услуг по размещению кабеля связи в ЛКС.
Для определения положения на рынке г.Ижевска каждого из действующих хозяйствующих субъектов необходимо определить общий объем продаж услуг по размещению кабеля связи. Основным показателем объема продаж услуг по размещению кабеля связи (Vm) является общий объем выручки от размещения кабеля связи.

Из представленной хозяйствующими субъектами информации определен общий объем продаж услуг размещения кабеля связи.
Исходя из специфики рассматриваемого рынка, расчет долей хозяйствующих субъектов, по отношению к общему объему рынка, выраженный в выручке хозяйствующих субъектов от размещения кабеля связи, рассматривать нельзя, поскольку данные хозяйствующие субъекты оказывают свои услуги в границах балансовой принадлежности объектов, которые не пересекаются между собой, и оказывают данные услуги по разной стоимости. Также согласно пояснениям потребителей услуг размещения кабеля связи, они не смогут за короткое время и без значительных затрат изменить способ прокладки кабеля связи.
В связи с вышеизложенным, каждый хозяйствующий субъект в границах своей балансовой принадлежности ЛКС и опор занимает долю 100% и является субъектом, занимающим доминирующее положение в границах г.Ижевска в границах балансовой принадлежности.
Согласно статьи 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
2. При соблюдении условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.
3. Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Услуга размещения кабеля связи не является результатом инновационной деятельности.
Исходя из определения монопольно высокой цены, указанного в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, цена должна быть установлена хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение. Согласно анализу рынка предоставления услуг размещения кабеля связи в ЛКС и на опорах, МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска занимает доминирующее положение на рынке: его доля в границах балансовой принадлежности составляет 100% и МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска имеет возможность оказывать влияние на условия обращения товара, в частности на цену услуги, поскольку потребители услуг не могут в короткое время изменить способ размещения кабеля и вынуждены соглашаться с условиями, выставленными МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска.
Цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, должна превышать сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли или превышать цену на сопоставимом товарном рынке. Согласно представленной информации МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска в г.Челябинске стоимость размещения ВОК на одной опоре составляет 3500 руб. в год в т.ч. НДС; в г.Нижнем Новгороде стоимость размещения составляет 2662,308 руб. в год, также взимается плата за обслуживание опор в размере 300-500 руб. в месяц; в г.Тольятти размер платы зависит от количества опор и варьируется от 3814,14 до 1840,8 рублей в год; в г.Екатеринбурге размер платы зависит от района города, в котором установлены опоры, варьируется от 3923,7 до 1961,87 рублей в год.

Удмуртское УФАС России считает, что стоимость тарифов на размещение кабеля связи в других городах не может рассматриваться как стоимость на сопоставимых товарных рынках, поскольку данные города имеют разную географическую и территориальную расположенность, соответственно имеют разные климатические полосы, которые в свою очередь воздействуют на срок службы линейно кабельных сооружений и отсюда, вытекающую стоимость амортизации объектов. Также вышеуказанные города имеют разную численность населения, разный уровень доходов, соответственно предприятия, оказывающие услуги предоставления кабеля связи, имеют различную штатную численность работников и прочее, и соответственно различную себестоимость предоставляемых услуг.
Кроме этого, необходимо учитывать, что цена на сопоставимом рынке должна быть сформирована в условиях конкуренции. Учитывая специфику рынка, а именно то, что способы размещения кабеля хотя и являются взаимозаменяемыми по функциональному назначению, но по территориальному расположению способ размещения кабеля не может в короткое время изменен. Таким образом, цена на аналогичных рынках в других городах формируется также субъектами, занимающими доминирующее положение в границах балансовой принадлежности сетей (объектов для размещения кабеля связи), т.е. цена формируется не в условиях конкуренции. В связи с вышеизложенным перечисленные МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска города, в которых предоставляются услуги размещения кабеля связи, не могут рассматриваться как сопоставимые товарные рынки по отношению к г.Ижевску.

На основании анализа материалов, представленных хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке услуг размещения кабеля связи в г.Ижевске, и иной информации, а также на основании анализа экономических и географических особенностей г.Ижевска, Удмуртской Республики, Приволжского Федерального округа, территории Российской Федерации (территориальное расположение, площадь территорий, количество населения, состав покупателей и продавцов товара, климатические условия, уровень жизни населения и др.), Комиссия пришла к выводу, об отсутствии сопоставимого рынка на территории РФ. МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска Приказом №1151 от 27.11.2009г. установило с 01.01.2010г. цену на услугу размещения кабеля связи путем повышения ранее установленной цены на 77%, при этом у МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара. По указанной в приказе цене были заключены договоры с ООО «Ижсвязьинвест», ООО «Ижевские сетевые технологии», Филиалом в Удмуртской Республике ОАО «Мобильные ТелеСистемы».
Согласно представленной информации МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска, а именно оборотно-сальдовой ведомости предприятия по счету 90.2 за период с 2008г. по 1-е полугодие 2010г. по строке «Использование опор, прямые провода» предприятие относит следующие суммы: в 2008г. – 5 337 135,35 руб., в 2009г. – 8 041 656,28 руб., 1-е полугодие 2010г.– 6 830 372,51 руб. Также, согласно пояснениям МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска, данная строка затрат предполагает включение всех затрат на содержание опор от размещения кабеля связи, электро-провода и т.п., т.е. все затраты по обслуживанию опор по договорам со сторонними организациями. Проанализировав динамику изменения затрат за указанный промежуток времени можно сделать вывод, что динамика увеличения затрат на содержание опор по сравнению с прошлым годом увеличилась в 2009г. на 50,67%, в 1-ом полугодии 2010г. ориентировочно на 69,87%. Согласно пояснениям МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска в 2009г. предприятием была произведена текущая замена 4 (четырех) железобетонных опор на металлические, были установлены 119 (сто девятнадцать) опор на вновь спроектированную линию. Планом организационно-технических мероприятий предприятия на 2010г. предусмотрено выполнение работ по замене 25 (двадцати пяти) железобетонных опор на металлические.
Удмуртское УФАС России считает, что выделить затраты на содержание опор, только в зависимости от размещения услуги волоконно-оптического кабеля связи, не представляется возможным. Т.о. произошел ли рост затрат в 2009г., 1-ом полугодии 2010г. от предоставления услуги размещения кабеля связи на опорах контактной сети сказать с определенной точностью нельзя. Как уже отмечалось выше, сумма затрат в 2009г. на содержание опор составила 8 041 656,28 рублей. Согласно данным МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска на балансе предприятия числится 5449 опор контактной сети, из них деревянных 612 шт., железобетонных 2649 шт., металлических 2188 шт. На деревянных опорах предприятие не размещает волоконно-оптический кабель связи. Таким образом, на 4837 шт. возможно размещать волоконно-оптический кабель связи и иные провода. Т.е. затраты на одну опору, на которых возможно размещение волоконно-оптического кабеля связи и иных проводов, составляют: 8 041 656,28 : 4837 = 1662,53 рублей на одну опору в год. Согласно расчету размера платы за размещение волоконно-оптического/электрического кабеля на опорах контактной сети МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска на одной опоре размещается до 5 кабелей сторонних пользователей. Т.е. при расчете размера платы за размещение одного волоконно-оптического/электрического кабеля получается следующая сумма: 1662,53:5=332,51 руб.
Таким образом, с учетом количества размещения пяти кабелей связи на одной опоре, затраты на один кабель связи составляют 332,51 рубля в год.
Также согласно представленной информации МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска (вх.№5118 от 21.05.2010г.), среднее количество размещенных кабелей связи на одной опоре составляет менее 2 кабелей, а именно 1,62 кабеля. Данный расчет МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска получило исходя из соотношения общего количества креплений волоконно-оптических кабелей сторонних организаций (8807 креплений) на опорах, к общему количеству опор, числящихся на балансе предприятия (5449 опор). Удмуртское УФАС России не согласно с данным средним расчетом количества размещенных кабелей связи, поскольку как отмечалось уже выше, на деревянных опорах не располагается волоконно-оптический кабель связи, поэтому общее количество креплений волоконно-оптических кабелей сторонних организаций необходимо делить на количество опор без учета деревянных, т.е. 4837 шт. Таким образом, среднее количество размещенных кабелей связи на одной опоре составит 1,82. При расчете на данное количество кабелей затраты на один кабель составили: 2009г. - 913,48 рублей в год (8 041 656,28 рублей : 4837 шт. опор : 1,82 кабеля).
Таким образом, сравнивая затраты, понесенные предприятием в 2009 году и цену, установленную в конце 2009 года на 2010 год, можно сделать вывод об отсутствии экономических и иных оснований для увеличения цены на 2010 год на 77%.
Так, затраты в 2009 году составили 332,51 рубль на одну опору на один кабель (при размещении 5 кабелей на опоре), тариф на 2009 год составлял 1000 рублей за одну опору за один кабель, т.е. рентабельность составляла 201%. При такой рентабельности основания для увеличения тарифа на 2010 год на 77 % отсутствуют. При расчете, исходя из размещения 1,82 кабеля на опоре, затраты составили 913,48 рублей при тарифе 1000 рублей, т.е. рентабельность составляла 9,5%, что также указывает на отсутствие экономической обоснованности для увеличения тарифа на 77%.
Анализ сведений, представленных предприятием о полученной выручке от услуг по размещению кабеля связи показывает, что выручка составила в 2009 году 9 489 154 рублей, при затратах 8 041 656,28 рублей, т.е. рентабельность по предприятию от услуг по размещению кабеля связи составила 18%. Данный уровень рентабельности является достаточным, и свидетельствует об отсутствии оснований для увеличения цены на услугу на 77%.
МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска не представило информации о количестве размещенных кабелей электрического кабеля связи на опоре контактной сети, но учитывая тот факт, что предприятие в 2010г. для расчета размера платы за размещение волоконно-оптического/электрического кабеля рассчитывало стоимость услуги по отношению к пяти кабелям, размещенным на одной опоре, соответственно Удмуртское УФАС России считает корректным использовать расчет для пяти кабелей связи на одной опоре.
Согласно пояснениям МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска, при увеличении цены отказов от заключения договоров не произошло, таким образом состав покупателей товара остался неизменным.
Условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными.

Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2010г. МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска установило монопольно высокую цену на услугу размещения кабеля связи на опорах контактной сети.
Вышеперечисленные обстоятельства указывают на установление МУП "ИжГорЭлектроТранс" - субъектом занимающим доминирующее положение, монопольно высокой цены на услугу размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установила следующее:
Согласно статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Как уже было изложено выше МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска занимает доминирующее положение на рынке услуг размещения кабеля связи в г.Ижевске в границах балансовой принадлежности объектов размещения (опор контактной сети). Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска навязывало заключение договоров на размещение кабеля связи на опорах контактной сети на не выгодных для потребителей условиях.

Согласно части 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В проекте договора МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска содержались следующие невыгодные условия для контрагентов:
1) Право МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска в одностороннем порядке изменить размер платы за предоставленную возможность размещения кабеля связи на принадлежащих предприятию опорах (пункт 2.3 договора);
2) Возложение на пользователя данной услуги обязанности по подрезке деревьев (пункт 4.3.7 договора);
3) Право МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска в одностороннем порядке внесудебном расторжении договора (пункт 6.1 договора).
4) В части установления цены договора, которая увеличилась по сравнению с 2009г. на 77% (пункт 2.1 договора).

Пользователи услуги размещения кабеля связи на опорах контактной сети направляли письма (протоколы разногласий) к проекту договора в адрес МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска об изменении условий договора, но МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска путем угрозы демонтажа кабеля связи продолжало навязывать свои условия. Потребители услуги были вынуждены подписать договор на 2010г. на невыгодных условиях, поскольку в случае отказа от подписания договора на таких условиях, принадлежащий потребителям кабель мог быть демонтирован, что привело бы к невозможности оказания услуг связи, т.е. исполнения обязательств по договорам с конечными потребителями услуг связи, что в свою очередь могло привести к убыткам.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренных законом.

Учитывая, что нарушение пунктов 1), 3) части 1 статьи 10 ФЗ “О защите конкуренции” продолжаются, доказательства устранения нарушения и его последствий не представлены, в соответствии с подпунктами б), е) пункта 1) части 2 статьи 23, статьей 50 ФЗ “О защите конкуренции” Комиссия считает необходимым выдать МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства. А именно Комиссия считает необходимым совершить следующие действия:
1. Прекратить нарушение пункта 1) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу размещения кабеля связи на опорах контактной сети, а именно:
а) прекратить применение монопольно высокой цены на услугу размещения кабеля связи на опорах контактной сети;
б) рассчитать и установить обоснованную цену на услугу размещения кабеля связи на опорах контактной сети на 2010г. исходя из суммы необходимых для оказания услуг расходов и прибыли;
в) в срок до 25.12.2010г. установить экономическую обоснованную цену на услуги размещения кабеля связи на опорах контактной сети на 2011г. исходя из суммы необходимых для оказания услуг расходов и прибыли.
2. Устранить последствия нарушения пунктов 1), 3) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения следующих действий:
а) уведомить потребителей услуги размещения кабеля связи на опорах контактной сети, с которыми заключены договора на 2010г., о рассчитанной и установленной обоснованной цене на 2010г.
б) исключить из договоров на услуги размещения кабеля связи на опорах контактной сети, в т.ч. из договоров, предлагаемых к заключению на 2011г. или заключенных на 2011г. условия договоров:
- Право МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска в одностороннем порядке изменить размер платы за предоставленную возможность размещения кабеля связи на принадлежащих предприятию опорах (пункт 2.3 договора);
- Возложение на пользователя данной услуги обязанности по подрезке деревьев (пункт 4.3.7 договора); - Право МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска в одностороннем внесудебном порядке расторжении договора (пункт 6.1 договора).

В соответствии со статьей 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица. В соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность предусмотрена за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей.
Крупным доходом признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей.
Выручка, полученная МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска за предоставляемую возможность использования опор контактной сети, за 1-е полугодие 2010г. составила 8 844 739,22 рублей, соответственно данная выручка признается крупным доходом.

Учитывая, что предприятие от злоупотребления доминирующим положением получило крупный доход, то имеются основания для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о передачи материалов дела в отношении виновного должностного лица в правоохранительные органы по признакам преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, или рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции”, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска занимающим доминирующее положение на рынке предоставления услуг размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи и на опорах в географических границах г.Ижевска в пределах границ балансовой принадлежности опор.

2. Признать МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем установления, поддержания монопольно высокой цены на услугу размещения кабеля связи на опорах контактной сети.

3. Признать МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренных законом.

4. Выдать МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту злоупотребления доминирующим положением в отношении МУП «ИжГорЭлектроТранс» г.Ижевска.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о передаче материалов дела в отношении виновного должностного лица в правоохранительные органы по признакам преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, или рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.


Председатель Комиссии

Члены Комиссии


Связанные организации

Связанные организации не указаны