Решение б/н Решение о прекращении рассмотрения дела от 5 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

о прекращении рассмотрения дела № 018/01/10-538/2023

 

                                                                                                                                             г. Ижевск

Резолютивная часть решения оглашена «22» января 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено «05» февраля 2024 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <...> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <...> – начальник отдела антимонопольного контроля; <...> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует), <...> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (кворум комиссии имеется),

рассмотрев в заседаниях от 23.08.2023, 02.10.2023, 19.10.2023, 30.10.2023, 05.12.2023 дело № 018/01/10-538/2023, возбужденное в отношении возбужденное в отношении – ООО «Аквафонд» (427645, УР, Глазовский район, д. Пусошур, ул. Школьная, д. 1, пом. 28, ИНН 1837014642, ОГРН 1161832069189) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

22.01.2024 в присутствии: <...> – представителя ПАО «Сбербанк» по доверенности,

в отсутствие представителей ООО «Аквафонд» и Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики»,

УСТАНОВИЛА:

В Удмуртское УФАС России из Глазовской межрайонной прокуратуры поступило заявление ПАО «Сбербанк» (вх. № 2845/23 от 11.04.2023) с жалобой на действия ООО «Аквафонд», выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, прекращении водоснабжения офиса банка, расположенного по адресу: УР, с. Понино, ул. Коммунальная, 5.

Из заявления следует, что ООО «Аквафонд» без каких-либо уведомлений приостановило водоснабжение офиса ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: УР, с. Понино, ул. Коммунальная, 5, с 19.01.2023. На момент обращения заявителя водоснабжение возобновлено не было. По имеющейся у ПАО «Сбербанк» информации ООО «Аквафонд» обосновывает прекращение водоснабжения износом трубы водопровода и решение ситуации видит в замене трубы за счет средств ПАО «Сбербанк».

Рассмотрев заявление ПАО «Сбербанк», Удмуртское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Аквафонд» признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в выразившиеся в прекращении водоснабжения без соблюдения установленного порядка введения такого прекращения, в том числе в отсутствие подтвержденных оснований введения прекращения, в отсутствие уведомлений о введении прекращения.

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 11.07.2023 №55/23 в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №018/01/10-538/2023 в отношении ООО «Аквафонд».

 

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

 

Представители ПАО «Сбербанк» поддержали заявление и представленные письменные пояснения общества. Пояснили, что водоснабжение возобновилось ориентировочно в июне 2023 года без уведомления со стороны ООО «Аквафонд».

Представители ООО «Аквафонд» с доводами ПАО «Сбербанк» не согласились. Пояснили, что умысла в прекращении водоснабжения не было, степень износа водопровода близка к 100%. ООО «Аквафонд» долгое время не могло определить место утечки в связи с тем, что Администрация МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» не передала схему водоснабжения Глазовского района при заключении концессионного соглашения.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Между ООО «Аквафонд» и ПАО «Сбербанк России» (Удмуртское отделение №8618) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 06.11.2019 №39/2019 (далее – Договор), в соответствии с которым ООО «Аквафонд» как организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется подавать абоненту ПАО «Сбербанк России» через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду.

19.01.2023 ООО «Аквафонд» прекратило осуществление холодного водоснабжения объекта заявителя. При этом уведомлений о введении ограничения потребления ресурса как до, так и после прекращения подачи ресурса в адрес потребителя направлено не было.

27.01.2023 ПАО «Сбербанк России» обратилось с уведомлениями об отсутствии холодного водоснабжения в адрес ООО «Аквафонд» (исх.№8618-86-исх/33 от 27.01.2023), Главы муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» (исх.№8618-86-исх/34 от 27.01.2023).

Ответа со стороны ООО «Аквафонд» не поступило.

Администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» был перенаправлен неофициальный ответ ООО «Аквафонд» из электронной почты, согласно которому в ходе обследования трубопровода по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5 была выявлена стальная труба диаметром 50 мм со степенью износа, близкой к 100%, в связи с чем дальнейшая эксплуатация водопровода без замены трубы невозможна.

Из письменных пояснений ПАО «Сбербанк России» установлено, что по состоянию на 04.07.2023 водоснабжение возобновлено (исх.№8618-01-исх/371 от 04.07.2023).

В соответствии с пунктом 4.1.10 Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предупреждать Абонента о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим договором и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 9.1 Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения только при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и водоотведения, установленного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и действующим законодательством РФ.

Пунктом 9.2 Договора предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 24 часов с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения уведомляет о таком прекращении или ограничении абонента, орган местного самоуправления, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

Отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения урегулированы Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила №644).

Согласно части 1 статьи 21 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Таким образом, Законом о водоснабжении установлен закрытый перечень оснований прекращения водоснабжения.

Исходя из подпункта «з» пункта 34 Правил №644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предупреждать абонентов и иных лиц о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и случаях, предусмотренных Законом о водоснабжении и настоящими Правилами.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о водоснабжении в случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также иных лиц, поименованных названной статьей.

Из материалов заявления и предоставленной переписки установлено, что ООО «Аквафонд» не направляло уведомлений о прекращении водоснабжения ни в адрес ПАО «Сбербанк России», ни в адрес органа местного самоуправления, как до введения такого прекращения, так и после.

Между МО «Глазовский район» и ООО «Аквафонд» заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения МО «Глазовский район» от 22.11.2017 № 1.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности естественных монополий.

Исходя из части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Осуществляя деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, ООО «Аквафонд» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории Глазовского района Удмуртской Республики, в связи с чем на общество распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно письменным пояснениям ООО «Аквафонд» исх. № 184 от 26.09.2023, в соответствии с актом приема-передачи объекта концессионного соглашения от 12.12.2017 ООО «Аквафонд» по концессионному соглашению передана система водоснабжения с. Понино протяженностью 1659 метров на земельном участке с кадастровым номером 18:05:000000:1608, которая по состоянию на 31.03.2017 имела остаточную стоимость 0 руб. 00 коп., то есть была полностью изношена. При заключении концессионного соглашения Администрация МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» передала ООО «Аквафонд» лишь технический паспорт системы водоснабжения с. Понино от 18.05.2016, который не позволял установить точное расположение места прохождения сетей водоснабжения и границы балансовой принадлежности.

Администрацией МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» (исх. № 5014 от 27.09.2023) представлена схема сетей водоснабжения с. Понино, на которой участок водопроводной сети, ведущий до здания, расположенного по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5, нанесен карандашом. Администрация указала, что данный участок сети водоснабжения на схемах технического паспорта не обозначен, на кадастровый учет не поставлен, балансодержателя выявить не представляется возможным.

ООО «Аквафонд» (исх. № 201 от 18.10.2023) сообщает, что работы по восстановлению водоснабжения проводились с 19.01.2023 до момента восстановления водоснабжения в здании по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5 (информацией о дате возобновления водоснабжения ООО «Аквафонд» не располагает). Работы также проводились по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 3 (МОУ «Понинская СОШ») в период с 19.01.2023 по 12.04.2023.

Из пояснений МОУ «Понинская СОШ» исх. № 114 от 13.11.2023, что 12.10.2022 МОУ «Понинская СОШ» информировала Администрацию МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» о затекании водопроводной воды в помещения школы. 11.11.2022 МОУ «Понинская СОШ» обратилась в адрес ООО «Аквафонд» с сообщением о наличии утечки водопроводной воды на участке водопровода от колодцев у магазина «Хлебосол» до колодца-точки ввода в школу, все три колодца переполнены водой, вода поступает на первый этаж школы.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ООО «Аквафонд» пояснило, что не смогло установить причину прекращения водоснабжения здания ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5, а также обстоятельство, в результате которого водоснабжение возобновилось.

Как следует из акта приема-передачи объекта концессионного соглашения от 12.12.2017 участок сети, посредством которого осуществляется водоснабжение здания ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5, ООО «Аквафонд» не передавался.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»: «По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка). Если доминирующему на рынке субъекту вменяется злоупотребление, направленное на причинение вреда или иное ущемление прав других участников рынка, то указанный субъект вправе доказывать, что его поведение экономически выгодно для контрагентов в результате взаимодействия с ним.

Нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке».

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что прекращение водоснабжения здания ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5, не являлось следствием злоупотребления ООО «Аквафонд» доминирующим положением на рынке водоснабжения с. Понино Глазовского района Удмуртской Республики. ООО «Аквафонд» не предпринимало действий по намеренному прекращению водоснабжения здания ПАО «Сбербанк России» и ущемлению интересов последнего. Длительный период отсутствия водоснабжения здания ПАО «Сбербанк России» связан с отсутствием актуализированной схемы водоснабжения с. Понино, в связи с чем ООО «Аквафонд», заключив концессионное соглашение с МО «Глазовский район», не располагало сведениями об имеющихся по факту в с. Понино сетях водоснабжения.

С учетом изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ООО «Аквафонд» отсутствует нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Вместе с тем, Удмуртским УФАС России в ходе рассмотрения дела также установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении на органы местного самоуправления муниципальных округов возложена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Из материалов дела установлено, что Администрация МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» не осуществляла актуализацию сетей водоснабжения с. Понино, что привело к невозможности установления фактического местоположения сетей водоснабжения и установления причин отсутствия водоснабжения здания ПАО «Сбербанк», расположенного по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5. Участок сети, ведущий к зданию ПАО «Сбербанк», расположенному по адресу: с. Понино, ул. Коммунальная, 5, по сути является бесхозяйным, и Администрацией не приняты меры по передаче указанного участка ООО «Аквафонд» в эксплуатацию, что предусмотрено ч. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении.

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 018/01/10-538/2023 в отношении ООО «Аквафонд» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 018/01/10-538/2023 в Глазовскую межрайонную прокуратуру для принятия мер по актуализации Администрацией МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» схемы сетей водоснабжения и водоотведения Глазовского района Удмуртской Республики и обеспечению бесперебойного водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                  <...>

 

                                                                                                                                 <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны