Решение б/н 1. Признать рекламу, размещенную на входных группах по адрес... от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 018/05/5-910/2022

Резолютивная часть оглашена 14 декабря 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2022 года. г. Ижевск

 

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <…>– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике;

члены Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,

рассмотрев материалы дела № 018/05/5-910/2022, возбужденного в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (ИНН 165051667748, ОГРНИП 321169000173538, адрес регистрации: 423816 Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр-т Автозаводский, д. 59а, кв. 94) по признакам нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (определение о возбуждении дела и назначении к рассмотрению вручено почтовой корреспонденцией 02.12.2022),

в присутствии представителя Заявителя Волго-Вятского Главного управления Банка России – <…> (доверенность от 04.08.2021);

УСТАНОВИЛ:

10.11.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) из Волго-Вятского Главного управления Банка России поступили материалы контрольно-надзорных мероприятий о распространении на входных группах, а также внутри комиссионных магазинов «Добро24», расположенных по адресам: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Клубная, 40, ул. Петрова, 1 недостоверной информации рекламного характера о деятельности комиссионных магазинов в качестве ломбарда, оказывающего финансовые услуги населению, что содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

К материалам приложены фотографические изображения рекламных конструкций входных групп, а также помещения комиссионных магазинов «Добро24», расположенных по адресам: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Клубная, 40, ул. Петрова, 1.

По адресу г. Ижевск, ул. Петрова, д. 1 находится многоэтажный жилой дом, на первом этаже которого размещается офис комиссионного магазина «Добро 24». На входной группе размещена реклама следующего содержания: «24 ЧАСА. ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЛОМБАРД». На входной двери имеется вывеска с указанием лица, осуществляющего деятельность - ИП <…> ИНН 165051667748, адреса регистрации – 423816, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-т Автозаводский, д. 59а, кв. 94, а также режим работы магазина – 24 часа/ежедневно.

В офисе магазина расположены торговые витрины с инструментами, бытовой и цифровой техникой, мобильными телефонами, на ценниках имеется надпись: ИП <…>.

По адресу г. Ижевск, ул. Клубная, д. 40 расположен жилой многоквартирный дом, на первом этаже которого размещен офис комиссионного магазина «Добро 24». На входной группе размещена реклама следующего содержания: «24 ЧАСА. ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЛОМБАРД». На улице в непосредственной близости от входа в офис расположен штендер со следующей рекламной информацией: «ДОБРО 24 Комиссионный магазин 0% на 5 дней СКУПКА/ПРОДАЖА/ЗАЛОГ ЗОЛОТА И ТЕХНИКИ. Лучше, чем ЛОМБАРД 24 часа». На входной двери имеется вывеска с указанием лица, осуществляющего деятельность - ИП <…> ИНН 165051667748, адреса регистрации - 423816 Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-т Автозаводский, д. 59а, кв. 94, а также режим работы магазина – 24 часа/ежедневно.

Внутри магазина расположены торговые витрины с инструментами, бытовой и цифровой техникой, мобильными телефонами, на ценниках имеется надпись: ИП <…>. На стене внутри магазина также размещена табличка со следующей информацией: «Рассрочка и кредит. Добро 24. Ломбард. Купи без денег. Забирайте сегодня, платите завтра. 0 р. первый взнос. 0 % без переплат. 4 месяца».

Согласно представленным материалам, деятельность сети комиссионных магазинов «Добро24» осуществляет Индивидуальный предприниматель <…> (ИНН 165051667748), который не состоит в реестре ломбардов.

По результатам рассмотрения материалов, в связи с выявлением в действиях ИП <…> признаков нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 «О рекламе», возбуждено дело № 018/05/5-910/2022, которое назначено к рассмотрению на 14.12.2022

14.12.2022 на заседании Комиссии представитель Заявителя поддержала доводы, приведенные в заявлении.

Рассмотрев представленные документы и информацию, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.

По адресу г. Ижевск, ул. Петрова, д. 1 на входной группе размещена реклама следующего содержания: «24 ЧАСА. ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЛОМБАРД».

По адресу г. Ижевск, ул. Клубная, д. 40 на входной группе размещена реклама следующего содержания: «24 ЧАСА. ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЛОМБАРД». На улице в непосредственной близости от входа в офис расположен штендер со следующей рекламной информацией: «ДОБРО 24 Комиссионный магазин 0% на 5 дней СКУПКА/ПРОДАЖА/ЗАЛОГ ЗОЛОТА И ТЕХНИКИ. Лучше, чем ЛОМБАРД 24 часа». На стене внутри магазина размещена табличка с рекламной информацией: «Рассрочка и кредит. Добро 24. Ломбард. Купи без денег. Забирайте сегодня, платите завтра. 0 р. первый взнос. 0 % без переплат. 4 месяца».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (в том числе финансовой услуги).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Ф3 «О потребительском кредите») потребительский заем (кредит) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом, согласно статье 4 ФЗ «О потребительском кредите» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Согласно части 1 статьи 2.6 ФЗ «О ломбардах» юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

Таким образом, лицо, не обладающее статусом банка или некредитной финансовой организации, в том числе, ломбарда, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Рассматриваемая реклама содержит фразу «Лучше чем Ломбард». При этом слово «ломбард» выполнено более крупным шрифтом, по сравнению с иной размещенной информацией.

Поскольку фраза: "Лучше чем..." выполнена в рекламе шрифтом значительно меньше, чем остальной текст, а слово "ЛОМБАРД" - крупным шрифтом, то имеется вероятность того, что потребитель рекламы не обратит внимание на приведенную фразу, будет полагать, что в данном месте располагается ломбард.

Слово «ломбард» указывает на вид предпринимательской деятельности (принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечении краткосрочных займов), используется для формирования и поддержания интереса потенциальных клиентов к соответствующей финансовой услуге, оказываемой по адресу нахождения комиссионного магазина.

Установлено, что ИП <…> не состоит в государственном реестре ломбардов.

Использование слов «Ломбард» на входных группах по адресам г. Ижевск, ул. Клубная, 40, ул. Петрова, 1, а также использование слов «Ломбард» и «Залог» на штендере и рекламном стенде внутри магазина по адресу г. Ижевск, ул. Клубная, 40 является нарушением пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», что может ввести в заблуждение потребителей, не обладающих специальными знаниями, относительно наличия у данного лица, предоставляющего услуги по выдаче займов, статуса финансовой организации, а также характера финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам в соответствии с Законом № 196-ФЗ «О ломбардах».

Согласно части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии со статьей 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Поскольку в государственном реестре ломбардов на сайте Центрального Банка Российской Федерации https://cbr.ru/registries/ отсутствует реестровая запись о деятельность ломбарда, зарегистрированного за ИП <…>под наименованием «Добро24», а также отсутствуют сведения в отношении ИП <…> об осуществлении им профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», следовательно хозяйствующий субъект ИП <…> не имеет право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, в том числе осуществлять деятельность ломбарда.

Таким образом, действия ИП <…> по распространению рекламы услуг предоставления потребительских займов лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», а также будучи не включенным в соответствующий реестр являются нарушением частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

В рекламе комиссионных магазинов, расположенных на входных группах по адресам: г. Ижевск, ул. Клубная, 40, ул. Петрова, 1 используется выражение: «Лучше чем ЛОМБАРД» без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.

Употребление приведенных слов фактически означает наличие иных лиц (услуг), которые хуже, чем само лицо, распространившее данную информацию, или его услуга. То есть создает впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на данном товарном рынке, по сравнению с иными. Тем самым образуется форма обезличенного сравнения с превосходством такого лица (услуги) по сравнению с любым лицом, действующим на данном товарном рынке, что является нарушением пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе, расположенной на входных группах по адресам: г. Ижевск, ул. Клубная, 40, ул. Петрова, 1 содержится информация: «Лучше чем Ломбард», следовательно, указанная реклама нарушает требование пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 10.4 и 12 статьи 5, статьей 28 ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения материалов установлено, что деятельность комиссионных магазинов «Добро 24» осуществляет ИП <…>, информация рекламного характера размещена по месту осуществления его деятельности по адресам: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Клубная, 40, ул. Петрова, 1, следовательно, распространялась в интересах предпринимателя и информировала потенциальных клиентов об услугах и товарах, предоставляемых ИП <…>.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что ИП <…>. является рекламодателем, нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку в Удмуртское УФАС России не были представлены доказательства прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Удмуртское УФАС России считает, необходимым выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, размещенную на входных группах по адресам г. Ижевск, ул. Клубная, 40, ул. Петрова, 1: «24 часа, Лучше, чем ломбард»; размещенную на штендере по адресу г. Ижевск, ул. Клубная, 40: «ДОБРО 24 Комиссионный магазин 0% на 5 дней СКУПКА/ПРОДАЖА/ЗАЛОГ ЗОЛОТА И ТЕХНИКИ. Лучше, чем ЛОМБАРД 24 часа»; размещенную на табличке по адресу г. Ижевск, ул. Клубная, 40: «Рассрочка и кредит. Добро 24. Ломбард. Купи без денег. Забирайте сегодня, платите завтра. 0 р. первый взнос. 0 % без переплат. 4 месяца» ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать Индивидуального предпринимателя <…> рекламодателем, нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать Индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела № 018/05/5-910/2022 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП <…> производство по делу об административных правонарушениях, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны