Определение б/н определение о назначении дела к рассмотрению от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 018/01/10-777/2023 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

17 октября 2023 года                                                                                                 г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <...>, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 06.10.2023 №90/23 о возбуждении дела и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

у с т а н о в и л:

 

Во исполнение поручения ФАС России от 25.06.2018 №ЦА/47031-ПР/18 Удмуртское УФАС России осуществляет ежедневный мониторинг розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», ООО «Башнефть-Розница», ООО «Газпром сеть АЗС», ООО «Татнефть – АЗС Центр», действующих на территории Удмуртской Республики (далее – мониторинг).

По результатам мониторинга в октябре-декабре 2022 года было зафиксировано резкое увеличение розничных цен на дизельное топливо на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» с 54,69 руб./л. до 58,94 руб./л.

Из информации, предоставленной ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (исх.№ФМ-16742-У от 23.12.2022), следует, что рост розничных цен на дизельное топливо был обусловлен переходом на реализацию зимнего дизельного топлива и увеличением оптовых закупочных цен на указанную категорию нефтепродуктов.

В ходе мониторинга Управлением установлено, что в мае-июне 2023 года на АЗС, расположенных на территории Удмуртской Республики, включая АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», произошел переход на реализацию летнего дизельного топлива. Вместе с тем, снижения розничных цен на дизельное топливо на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» не произошло.

Удмуртское УФАС России направило в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» запрос информации (исх.№ЕС/2303/23 от 22.05.2023) относительно причин, по которым не произошло снижение розничных цен после перехода на реализацию летнего дизельного топлива, а также планируемой даты указанного снижения на территории Удмуртской Республики.

Из документов и сведений, предоставленных ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (исх.№34/6515-И от 05.06.2023, вх.№4319/23 от 09.06.2023), следует, что формирование розничных цен на нефтепродукты, включая дизельное топливо, осуществляется Обществом исходя из рентабельности продаж, рыночной конъюнктуры, уровня инфляции, изменения закупочных цен.

Из предоставленных ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» копий счетов-фактур на поставку нефтепродуктов за 2023 год установлено, что поставку ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» дизельного топлива в указанный период осуществляло ООО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».

Из копий счетов-фактур, товарных накладных составлена динамика изменения закупочных цен в 2023 году на дизельное топливо, реализуемое ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» на территории Удмуртской Республики, которая представлена в таблице.

 

Дата поставки дизельного топлива зимнего

Закупочная цена, руб./т. (с НДС)

Закупочная цена, перевод в руб./л.*

Розничная цена, руб./л.

06.01.2023

72800 (класса 3, экологическое)

61,40

60,36

13.01.2023

68730

57,97

60,36

27.01.2023

60130

50,71

60,36

10.02.2023

48830

41,18

60,36

25.02.2023

48180

40,63

60,36

03.03.2023

49380

41,64

60,36

30.03.2023

52230

44,05

60,36

Дата поставки дизельного топлива летнего

Закупочная цена, руб./т. (с НДС)

Закупочная цена, перевод в руб./л.*

Розничная цена, руб./л.

04.04.2023

48430

41,81

60,36

28.04.2023

50500

43,60

60,36

01.05.2023

51324

44,31

60,36

26.05.2023

51530

44,49

60,36

03.06.2023

50630

43,71

60,36

27.06.2023

51630

44,57

60,36

07.07.2023

51330

44,31

60,36

25.07.2023

55330

47,77

60,36

31.07.2023

54130

46,73

60,76

* - в соответствии с ГОСТ 305-2013 плотность зимнего дизельного топлива составляет 843,4 кг./куб.м. (1158,2 л. в тонне), плотность летнего дизельного топлива составляет 863,4 кг./куб.м. (1185,6 л. в тонне).

Из товарных накладных на поставку дизельного топлива, представленных ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» за 2023 год, установлено экономически необоснованное поведение Общества, что выразилось в следующем.

В период с января по март 2023 года происходило снижение закупочных цен на зимнее дизельное топливо, поставляемое ООО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» с 72800 до 52230 руб./т. Вместе с тем, снижения розничных цен на дизельное топливо, установленных ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» на территории Удмуртской Республики, не происходило. Так, розничные цены на дизельное топливо остались на уровне в размере 60,36 руб./л.

Кроме того, из содержания товарных накладных за март-апрель 2023 года установлено, что в начале апреля 2023 года произошел переход к реализации летнего дизельного топлива и снижение закупочной цены с 52230 до 48430 руб./т., при этом розничные цены на дизельное топливо, реализуемые ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт», не изменились.

Снижение закупочных цен на дизельное топливо наблюдалось 07.07.2023, а также в период с 25.07.2023 по 31.07.2023 – с 55469 до 54130 руб./т. Вместе с тем, в указанный период розничные цены были увеличены на 0,6 % и составили 60,76 руб./л.

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» в период снижения закупочных цен на дизельное топливо, а также при переходе с зимнего на летнее дизельное топливо не осуществляло снижение розничных цен на дизельное топливо на территории Удмуртской Республики, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей (пользователей автомобильного транспорта).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики за 2022 год установлено, что наибольшие доли на указанном товарном рынке имеют ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (41,43%) и ООО «Башнефть-Розница» (33,67%).

Следовательно, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Башнефть-Розница» занимают коллективное доминирующее положение на рынке розничной реализации дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и состоит из Закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности; равенство прав и свобод человека и гражданина; свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; определяет необходимость создания условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан.

К положениям ГК РФ, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся, в том числе, положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав; о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Названные конституционные нормы и положения ГК РФ обусловливают цели, принципы и сферу применения антимонопольного законодательства и в связи с этим должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона «О защите конкуренции», иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 10 ст. 4, ст. 10 Закона «О защите конкуренции» обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пп. 3, 4 ст. 1 и абзацем вторым п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Являясь хозяйствующим субъектом, занимающим в силу закона доминирующее положение на рынке, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» наделено особым статусом, в связи с чем Общество обязано добросовестно и ответственно вести себя по отношению к контрагентам, в том числе неопределенному кругу потребителей.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пп. 4 и 7 ст. 4, ч. 1 и 4 ст. 6 Закона «О защите конкуренции»).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения ст. 6 Закона «О защите конкуренции» могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона «О защите конкуренции» цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Помимо ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на территории Удмуртской Республики присутствуют иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию дизельного топлива: ООО «Башнефть-Розница», ООО «Татнефть – АЗС Центр», ООО «Газпром сеть АЗС».

По результатам мониторинга установлено, что в рассматриваемый период при переходе с зимнего на летнее дизельное топливо розничные цены на указанную категорию нефтепродуктов на территории Удмуртской Республики составили:

- ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» - 60,36 руб./л.;

- ООО «Башнефть-Розница» - 58,3 руб./л.;

- ООО «Татнефть – АЗС «Центр» - 56,3 руб./л.;

- ООО «Газпром сеть АЗС» - 57,4 руб./л.

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», занимая доминирующее положение на рынке розничной реализации дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики, устанавливает наиболее высокие розничные цены на указанную категорию нефтепродуктов.

Кроме того, результаты проводимого Управлением мониторинга розничных цен на нефтепродукты на территории Удмуртской Республики показывают, что остальные хозяйствующие субъекты – участники рынка в вопросе ценообразования на нефтепродукты ориентируются на ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт», осуществляют повышение розничных цен после того, как Общество увеличивает цены на своих АЗС. Имея долю в размере 41,43%, ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» реализует наибольший объем дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики, ни один из других участников рынка не способен перекрыть его по объемам.

Учитывая, что розничные цены на дизельное топливо являются нерегулируемыми, ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт», являясь основным игроком на рынке, своими действиями влияет на условия ценообразования на дизельное топливо.

ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» в своем ответе (исх.№34/10557-и от 08.09.2023) указало, что на формирование и изменение розничных цен на нефтепродукты, включая дизельное топливо, осуществляется Обществом, исходя из факторов маржинальности, рентабельности продаж, сложившейся рыночной конъюнктуры.

Вместе с тем, ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» не представлена калькуляция розничной цены на дизельное топливо, реализуемое на территории Удмуртской Республики. Кроме того, из копий счетов-фактур, товарных накладных следует, что в периоды, когда закупочные цены на дизельное топливо, установленные ООО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», снижались, ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» не осуществляло снижение розничных цен, более того, в некоторых случаях наблюдалось их увеличение.

Действия ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт», выразившиеся в установлении экономически необоснованных розничных цен на дизельное топливо на принадлежащих Обществу АЗС, расположенных на территории Удмуртской Республики, в период с 10.02.2023 по 31.07.2023, содержат признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Данные обстоятельства являются основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 06.10.2023 №90/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с ч. 8, 12, 13 ст. 44 Закона «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России  от 25.05.2012 №339,

 

о п р е д е л и л:

 

            1. Назначить дело №018/01/10-777/2023 к рассмотрению на 14 ноября 2023 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» (450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 16, ОГРН: 1027402893418, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН: 7453011758, КПП: 027401001).

Лица, участвующие в деле вправе представить документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

Лица, участвующие в деле, их представители для участия в рассмотрении дела должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица (доверенность, приказ о назначении).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 315, предварительно согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с <...>.

 

 

Председатель комиссии                                                                              <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны