Решение б/н Прекратить рассмотрение дела №018/01/17-636/2022 в связи с о... от 9 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 018/01/17-636/2022

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

25 октября 2022 года г. Ижевск

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 25 октября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2022 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии: <…>- начальник отдела антимонопольного контроля; <…> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок; <…>– старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля(отсутствует); <…>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует); кворум соблюден;

рассмотрев дело №018/01/17-636/2022, возбужденное в отношении Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (426008, Удмуртская Республика, город Ижевск, ул. Красная, д.144, ОГРН: 1171832030270, дата присвоения ОГРН: 18.12.2017, ИНН: 1841075736); Муниципального унитарного предприятия г.Ижевска «Ижводоканал» (426039, Удмуртская Республика, г.Ижевск, Воткинское шоссе, 204, ОГРН: 1021801583121, дата присвоения ОГРН: 14.08.2002, ИНН: 1826000408) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии в присутствии:

- представителя Организатора закупки: ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее - Организатор закупки): <…> (доверенность);

- представителя Заказчика МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (далее – Заказчик): <…> (доверенность);

в отсутствие:

- представителя заявителя ООО «Гринлайф Фэктори» (далее – Заявитель): о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом;

- представителя заинтересованного лица ООО «Промтехсервис»: о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛА:

В Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Гринлайф Фэктори» (вх. №4942э от 22.08.2022) о возможных признаках нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») при проведении запроса предложений в электронной форме №325 на право заключить договор поставки флокулянта катионного на основе полиакриламида для нужд МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (номер извещения в ЕИС – 32211588976, далее - Закупка).

Заявитель указывает, что в п.6 Технического задания Закупочной документации были указаны следующие требования к упаковке: «Товар должен быть упакован в бумажные мешки по ГОСТ 2226-2013 с мешком вкладышем пленочным по ГОСТ 19360-74; в бумажные ламинированные мешки по ГОСТ 2226-2013. Фасовка - мешки не более 25 кг.». Между тем, в заявке ООО «Гринлайф Фэктори» в отношении упаковки было указано: «товар упакован в мешки многослойные полимерные в соответствии с ТУ по ГОСТ 32521-2013; Фасовка - мешки 25 кг. Тара обеспечивает сохранность товара: является прочной, сухой и чистой, не допускает проникания влаги и просыпания; обеспечивает целостность упаковки до истечения срока хранения (годности) товара. Упаковка обеспечивает полную сохранность сыпучего содержимого и предохраняет ее от повреждений при транспортировке всеми видами транспорта с учетом перевалок, а также предохраняет товар от атмосферных влияний».

Таким образом, по мнению Заявителя, по итогам проведения Закупки заявка была отклонена только ввиду того, что упаковка флокулянта была не бумажной, а полимерной. Между тем, полимерная упаковка предлагаемого флокулянта соответствует всем требованиям ГОСТ и является более безопасной и обеспечивает лучшее сохранение флокулянта от атмосферных осадков и/или влаги. Учитывая, что ценовое предложение ООО «Гринлайф Фэктори» (10 395 000,00 рублей) значительно выгоднее ценового предложения другого участника закупки (17 010 000,00 рублей). Заявитель считает, что при проведении закупки допущено необоснованное ограничение для участников закупки путем указания в Закупочной документации конкретных требований к упаковке флокулянта, которая не влияет на качество самого флокулянта.

Также в обоснование своих доводов Заявитель дополнительно указал (вх. 5265 от 02.09.2022), что ООО «Гринлайф Фэктори» является крупным российским производителем и поставщиком флокулянтов торговой марки «Гринлайф» в сегменте рынка химреагентов для водоподготовки и обработки сточных вод предприятий ЖКХ. Предприятие использует для упаковки полимерные мешки, основываясь на следующих принципах:

- полимерные мешки не имеют клеевых швов, которые при повышенной влажности и физическом воздействии могут повредиться;

- вся поверхность мешка, сделанного из полимерной пленки, менее подвержена размоканию под воздействием атмосферной влаги (и тем более под воздействием прямого воздействия воды, которое часто встречается при промывке оборудования и случайном попадании воды);

- при повреждении мешка, часть флокулянта просыпается и его остатки оператор смывает водой, в таком случае часть флокулянта пропитывает бумажную упаковку мешка, он становится липким и небезопасным для переноски. Полимерный же мешок вполне вероятно вымыть до отсутствия следов флокулянта);

- полимерные мешки более прочные при падении с большой высоты (см. ГОСТ на бумажные мешки и ГОСТ на полимерные мешки). Как таковых, нормативных требований к выбору упаковки для флокулянта нет, присутствуют только общие требования к влагонепроницаемости.

Приказом Удмуртского УФАС России № 74 от 19.09.2022 в связи с выявлением в действиях ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал» признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции возбуждено настоящее дело.

Определением от 13.09.2022 дело было назначено к рассмотрению на 28.09.2022.

Определением от 28.09.2022 дело было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и назначено к рассмотрению на 25.10.2022.

При рассмотрении дела № 018/01/17-636/2022 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

01.08.2022 Организатор закупки утвердил и разместил в единой информационной системе извещение и Закупочную документацию. Предмет закупки: флокулянт катионный на основе полиакриламида. НМЦК установлена в размере - 17 010 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 01.08.2022

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 11.08.2022, 16:00.

Согласно итоговому протоколу от 15.08.2022 на участие в закупочной процедуре поступило 2 заявки: ООО «Промхимсервис», ООО «Гринлайф Фэктори».

Победителем закупки признан участник закупки ООО «Промхимсервис» (ИНН: 5908028955), с ценовым предложением 17 010 000,00 руб. Заявка участника закупки ООО «Гринлайф Фэктори» (ИНН: 7729475372) с ценовым предложением 10 395 000,00 руб., отклонена в связи с несоответствием требованиям к транспортировке и упаковке товара на основании п.п. 2 п.п. 4.4 п. 4 Раздела 1 закупочной документации.

В п.п. 2 п.п. 4.4 п. 4 Раздела 1 закупочной документации указаны основания для отклонения заявки: Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и закупочной документации обязана отказать участнику в допуске в следующих случаях: участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения.

Установлено, что в п.6 Технического задания закупочной документации указаны следующие требования к упаковке: «Товар должен быть упакован в бумажные мешки по ГОСТ 2226-2013 с мешком вкладышем пленочным по ГОСТ 19360-74; в бумажные ламинированные мешки по ГОСТ 2226-2013. Фасовка - мешки не более 25 кг.».

Рассмотрев заявку ООО «Промхимсервис», установлено, что участник закупки предложил к поставке товар, упакованный в бумажные мешки: «Товар упакован в бумажные мешки по ГОСТ 2226-2013 с мешком-вкладышем пленочным по ГОСТ 19360-74; в бумажные ламинированные мешки по ГОСТ 2226-2013. Фасовка - мешки 25 кг».

Рассмотрев заявку ООО «Гринлайф Фэктори», установлено, что участник закупки предложил к поставке товар, упакованный в полимерные мешки: «товар упакован в мешки многослойные полимерные в соответствии с ТУ по ГОСТ 32521-2013; Фасовка - мешки 25 кг. Тара обеспечивает сохранность товара: является прочной, сухой и чистой, не допускает проникания влаги и просыпания; обеспечивает целостность упаковки до истечения срока хранения (годности) товара. Упаковка обеспечивает полную сохранность сыпучего содержимого и предохраняет ее от повреждений при транспортировке всеми видами транспорта с учетом перевалок, а также предохраняет товар от атмосферных влияний».

С учетом того, что заявка ООО «Гринлайф Фэктори» формально не соответствовала требованиям закупочной документации в части требования к материалу упаковки товара, Закупочная комиссия правомерно отклонила названную заявку в связи с несоответствием требованиям к транспортировке и упаковке товара на основании п.п. 2 п.п. 4.4 п. 4 Раздела 1 закупочной документации.

Рассмотрев довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Закупочная деятельность Заказчика осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (Приложение к приказу директора от 27.07.2022 г. № 205) (далее – Положение о закупках).

В силу требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках закон обеспечивает потенциальным претендентам гарантии по реализации их права на участие в конкурентной процедуре и развитие добросовестной конкуренции, запрещая совершение любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. п. 1, 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В Разделе 3 Закупочной документации содержится Форма 3 «Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме».

При заполнении заявки по Форме №3 участник закупки должен выразить свое согласие на исполнение условий договора, указанных в извещении о проведении запроса предложений и в Документации о проведении запроса предложений, и предложить к поставке товар (выполнить работы, оказать услуги) в количестве и с характеристиками, указанными в Документации о проведении запроса предложений в соответствии с Разделом 4 «Описание объекта закупки».

В Разделе 4 «Описание объекта закупки» содержатся требования к объекту закупки, в том числе к упаковке товара: «Товар должен быть упакован в бумажные мешки по ГОСТ 2226-2013 с мешком вкладышем пленочным по ГОСТ 19360-74; в бумажные ламинированные мешки по ГОСТ 2226-2013. Фасовка – мешки не более 25 кг».

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2226-2013 «Мешки из бумаги и комбинированных материалов Общие технические условия» распространяется на мешки из бумаги и комбинированных материалов (далее - мешки), предназначенные для упаковывания сыпучей и штучной продукции массой до 50 кг.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 19360-74 "Мешки-вкладыши пленочные. Общие технические условия" распространяется на открытые пленочные мешки, используемые как вкладыши в транспортную тару.

Как следует из содержания заявки ООО «Гринлайф Фэктори» предложил поставку товара в упаковке по межгосударственному стандарту ГОСТ 32521-2013 «Мешки из полимерных пленок. Общие технические условия», который распространяется на мешки из полимерных пленок (далее - мешки), предназначенные для упаковывания, транспортирования и хранения пищевой и технической продукции массой до (50±1) кг, температурой от минус 40°С до плюс 60°С.

Согласно п. 4.2.2. Мешки изготовляют из пленки толщиной:

– (0,150 +/– 0,030) мм – для продукции массой до 20 кг;

– (0,200 +/– 0,030) мм – для продукции массой свыше 20 до 30 кг;

– (0,220 +/– 0,030) мм – для продукции массой свыше 30 до (50 +/– 1) кг.

В связи с тем, что законодательством Российской Федерации о стандартизации предусмотрены различные ГОСТы для упаковывания, транспортирования и хранения сыпучей технической продукции, Удмуртское УФАС России истребовало у МУП г. Ижевска «Ижводоканал» письменные пояснения в обоснование потребности в конкретном виде упаковки – бумажные многослойные мешки по ГОСТ 2226-2013.

МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в ответ на запрос Удмуртского УФАС России указало, что предприятием разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР). В данном проекте рассчитан норматив образования упаковки из-под флокулянтов: «Отходы упаковки из бумаги и картона, загрязненной твердыми негалогенированными полимерами прочими». ПНООЛР находится в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения в Западно-Уральском межрегиональном Управлении Росприроднадзора.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды хозяйствующие субъекты не ограничены на внесение изменений в установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также комплексное экологическое разрешение, о чем также свидетельствует письмо заместителя руководителя Западно - Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (исх. ИМ-03-10611 от 07.09.2022)

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что внесение изменений в установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение влечет за собой дополнительные финансовые затраты для предприятия.

Организатор закупки направил письменные пояснения (б/н, б/д), из содержания которых следует, что Организатор закупки в 2020 г. и в 2021 г. проводил закупочные процедуры на поставку флокулянта катионного на основе полиакриламида для нужд МУП г. Ижевска «Ижводоканал» с аналогичным техническим заданием, в том числе и с аналогичными требованиями к упаковке: Товар должен быть упакован в бумажные мешки по ГОСТ 2226-2013 с мешками-вкладышами пленочными по ГОСТ 19360-74 или в бумажные ламинированные мешки по ГОСТ 2226-2013. Фасовка – мешки 25 кг. По мнению Организатора закупки, указанные в Закупочной документации характеристики упаковки никаким образом не ограничивают конкуренцию, их установление не противоречит законодательству о закупках, так как товар с такими характеристиками соответствует продукции не менее двух производителей.

Организатором закупки в материалы дела представлена таблица поставщиков флокулянта катионного:

№ извещения

Участники

Победители

32008834321

ООО ТД «Акватеп»

ООО «Новорос»

ООО ТД «Акватеп»

32009688426

ООО «Вимтех»

ООО «Промхимсервис»

ООО «Промхимсервис»

32109915329

ООО «Акрипол»

ООО «Новорос»

ООО «Акрипол»

32109911320

ООО «Техносибэко»

ООО «Промхимсервис»

ООО «Промхимсервис»

Из представленной Организатором закупки таблицы установлены номера извещений конкурентных закупок флокулянта катионного, а также требования к упаковочному материалу (бумажные многослойные мешки по ГОСТ 2226-2013) и круг хозяйствующих субъектов – участников закупок, готовых поставлять товар в бумажных многослойных мешках по ГОСТ 2226-2013.

Таким образом, Комиссией установлено, что рынок производства и поставки флокулянта катионного в бумажных многослойных мешках по ГОСТ 2226-2013 является конкурентным.

Также Организатор закупки представил в материалы дела информацию о производителях, которые изготавливают бумажные многослойные мешки по ГОСТ 2226-2013, а именно: ГК «Равади», ГПК «Мешкодел», ООО «Велкомс+».

Согласно информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте ГК «Равади» (http://mk-ravadi.ru//) общество производит мешки бумажные многослойные по ГОСТ 2226-2013.

Согласно информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте ГПК «Мешкодел» (https://www.meshkodel.ru/) общество производит бумажные мешки с полиэтиленовым вкладышем (“мешок в мешке”) используются для автоматической или ручной упаковки сухого молока, пищевых добавок, яичного порошка, кормов, химической продукции и т.д. Мешки изготавливаются в соответствии с ГОСТ 2226-2013.

Согласно информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте ООО «Велкомс+» (https://welcomsplus.ru) общество производит бумажные многослойные мешки с полиэтиленовым вкладышем.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что на рынке производства бумажных многослойных мешков имеется как минимум 3 производителя.

Удмуртским УФАС России установлено, что на официальном сайте ООО «Гринлайф Фэктори» https://glfactory.ru/greenlife-k в разделе «Продукция» размещена информация следующего содержания: «Катионный флокулянт ГРИНЛАЙФ К поставляется в мешках массой 25кг и 750кг. Возможна также другая упаковка по заказу покупателя. Флокулянты массой нетто 25кг упакованы в многослойные полимерные мешки. Флокулянты массой нетто 750кг поставляются в специализированных мягких контейнерах для сыпучих реагентов (Биг Бэгах)».

Определением об отложении рассмотрения дела от 28.09.2022 Комиссия Удмуртского УФАС России поставила перед Заявителем вопрос относительно достоверности вышеуказанной информации, размещенной на сайте ООО «Гринлайф Фэктори» https://glfactory.ru/greenlife-k, а также вопрос в части невозможности выбрать другую упаковку по условиям закупочной документации.

В ответном письме от 18.10.2022 (вх. №6230э от 19.10.2022) Заявитель указал, что информация, размещенная на сайте https://glfactory.ru/greenlife-k, означает, что «компания ООО «Гринлайф Фэктори» готова рассмотреть иные варианты фасовки, а именно полимерные мешки с другой массой нетто, отличной от мешков фасовкой 25 кг. и/или 750 кг. ООО «Гринлайф Фэктори» на протяжении многих лет сотрудничает с производителями и поставщиками полимерной упаковочной тары для своей продукции, которая обеспечивает лучшую сохранность флокулянта, ввиду его сильной гигроскопичности. Налаживание иных логистических, технических и производственных цепочек потребует значительных временных и иных затрат, не влияя на качество самой продукции, что не позволит соблюсти временные рамки, установленные конкурсной процедурой».

Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что Заявителем документально не подтверждено отсутствие возможности приобрести бумажные многослойные мешки в целях поставки товара для нужд заказчика. Более того, установлено наличие конкурентного рынка производства бумажных многослойных мешков. Рынок поставки флокулянта катионного, в том числе в бумажных мешках также является конкурентным.

Срок конкурсной процедуры для участия в закупке, на которую ссылается Заявитель (с 01.08.2022 по 11.08.2022) и срок поставки товара по договору поставки (с даты заключения контракта до 28.02.2023 г.) не тождественны друг другу, следовательно, на дату подачи заявки участник закупки не обязан иметь в наличии товар в соответствующей упаковке.

С учетом вышеизложенного, ограничения конкуренции при проведении Закупки в силу прямого указания ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая совокупность установленных обстоятельств, а именно:

- в Закупочной документации в описании объекта закупки отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки;

- требование к упаковке в Закупочной документации не противоречит условиям установленным в соответствии с пунктами 1, 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках;

рынок производства и поставки флокулянта катионного в бумажных многослойных мешках по ГОСТ 2226-2013 является конкурентным.

- рынок производства бумажных многослойных мешков является конкурентным;

- отсутствие желания ООО «Гринлайф Фэктори» изменить логистические, технические и производственные цепочки не является доказательством ограничения конкуренции со стороны Заказчика и Организатора закупки.

Таким образом, в действиях МУП г.Ижевска «Ижводоканал» и ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» не установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 17, 23, 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №018/01/17-636/2022 в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях МУП г.Ижевска «Ижводоканал» и ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Удмуртской Республики или в течение одного месяца в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны