Решение б/н Признать рекламу, размещенную в Телеграмм-каналах «Юго-Восто... от 29 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 018/05/5-256/2024

Резолютивная часть оглашена 15 мая 2024 года

В полном объеме изготовлено 28 мая 2024 года г. Ижевск

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <…> – врио руководителя Управления Федеральной

антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <…>– начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; кворум соблюден,

рассмотрев материалы дела № 018/05/5-256/2024, возбужденного в отношении ИП <…> (ИНН <…>, ОРГНИП <…>) по признакам нарушения п. 4 ч. 2 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ

«О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие: заявителя - гр. <…>., уведомленного надлежащим образом,

лица, в отношении которого возбуждено дело - ИП <…>., уведомленного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

19.03.2024 в Удмуртское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (исх. №НМ/1854/24 от 19.03.2024, вх. № 2059-эп/24 от 19.03.2024) по подведомственности поступило заявление гр. <…> о признаках нарушения ФЗ «О рекламе». К заявлению приложена фотография рекламы.

Из содержания приложенной фотографии следует, что 07.03.2024 в Телеграмм-канале

«Юго-Восток 3 в Астрахани» распространялась реклама следующего содержания: «Госбанкротство. Проще, чем кажется. Списать долги. Списание долгов и кредитов за 2450 руб. в рассрочку без %. Хватит гнуть спину под тяжестью долгов! Мы предлагаем законное решение – банкротство по цене всего 2450 руб. в месяц. Почувствуйте свободу и начните все с чистого листа. Списание долгов свыше 300К, профессиональное сопровождение юристов, минимальные затраты времени и сил, спишем все долги под ключ по закону №127-ФЗ. Оставьте финансовые проблемы в прошлом! Подайте заявку на списание кредитов по кнопке ниже, наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время!». Под данным сообщением указано следующее: «Подать заявку #реклама, leadteh.rfbflrussia.ru, о рекламодателе». К заявлению приложена фотография рекламного сообщения.

По мнению Заявителя, данная реклама вводит потребителей в заблуждение, поскольку содержит логотипы «Электронное правосудие» и «Госуслуги».

 

Аналогичную рекламу обнаружило Управление Федеральной антимонопольной службой по Томской области. Актом от 13.03.2024 установлен факт размещения в

Телеграмм-канале «Регион-70 Томск» рекламы аналогичного содержания:

«Госбанкротство. Проще, чем кажется. Списать долги. Списание долгов и кредитов за 2450 руб. в рассрочку без %. Хватит гнуть спину под тяжестью долгов! Мы предлагаем законное решение – банкротство по цене всего 2450 руб в месяц. Почувствуйте свободу и начните все с чистого листа. Списание долгов свыше 300К, профессиональное сопровождение юристов, минимальные затраты времени и сил, спишем все долги под ключ по закону №127-ФЗ. Оставьте финансовые проблемы в прошлом!». Под данным сообщением указано следующее: «Подать заявку #реклама bez-suda.gosbankrostvofl.ru О рекламодателе».

Согласно сведениям, размещенным на сайте bez-suda.gosbankrostvofl.ru, рекламодателем является ИП <…> ИНН <…>, ОРГНИП <…>. Акт осмотра интернет-сайта от 13.03.2024, составленный сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службой по Томской области, также приобщен к материалам дела.

29.03.2024 сотрудниками Удмуртского УФАС России произведен осмотр сайта https://leadteh.rfbflrussia.ru/ , в ходе которого установлено следующее.

В левом верхнем углу сайта на черном фоне размещается слово

«ГОСБАНКРОТСТВО». В правом верхнем углу сайта размещается номер телефона: + 7(800) 350 08 14. Посередине страницы на белом фоне размещается текст со следующим содержанием: «Введите ваши данные: ваше имя, город, номер телефона». Под данным текстом размещается виртуальная кнопка «Участвовать» и текст: «Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных согласно политики конфиденциальности». Под данным текстом размещается логотип «ГОСУСЛУГИ», и «Электронное правосудие».

Внизу страницы на черном фоне размещается номер телефона: + 7(800) 350 08 14, логотип «ГОСУСЛУГИ», и «Электронное правосудие». Под чертой размещается следующая информация: ИП <…> ОРГНИП <…>, ИНН <…>, bflleadpromo@yandex.ru, Все права защищены.

Согласно выписке из ЕГРНИП ИП <…> (ИНН <…>, ОРГНИП <…>) зарегистрирован по адресу места жительства: Удмуртская Республика, <…> район, д. <…>, ул. <…>, д. <…>.

Согласно пункту 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 (далее Правила), в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

С учетом требований пункта 6 Правил Удмуртское УФАС России рассматривает поступившие материалы в одном производстве по месту нахождения ИП <…>.

29.03.2024 по итогам рассмотрения заявления и приложенных документов Удмуртское УФАС России возбудило в отношении ИП <…> дело по признакам нарушения п. 4 ч. 2 ст. 5, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Определением от 29.03.2024 рассмотрение дела было назначено на 15.05.2024.

15.05.2024 Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, установила следующее.

07.03.2024 и 13.03.2024 в Телеграмм-каналах «Юго-Восток 3 в Астрахани» и «Регион70 Томск» распространялась реклама следующего содержания: «Госбанкротство. Проще, чем кажется. Списать долги. Списание долгов и кредитов за 2450 руб. в рассрочку без %. Хватит гнуть спину под тяжестью долгов! Мы предлагаем законное решение – банкротство по цене всего 2450 руб в месяц. Почувствуйте свободу и начните все с чистого листа. Списание долгов свыше 300К, профессиональное сопровождение юристов, минимальные затраты времени и сил, спишем все долги под ключ по закону №127-ФЗ. Оставьте финансовые проблемы в прошлом!».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, распространённая в Телеграмм-каналах «Юго-Восток 3 в Астрахани» и «Регион-70 Томск» адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (оказание юридических услуг в сфере банкротства), формирование и поддержание интереса к нему, его продвижению на рынке, следовательно, является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указанная выше реклама позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов, без указания на последствия процедуры банкротства. Реклама может создать ложное впечатление о том, что, приобретя статус банкрота, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий.

Законодательство о банкротстве определяет, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение имущество, на которое нельзя обратить взыскание).

Кроме того, последствием признания гражданина банкротом может быть ограничение его права на выезд из Российской Федерации, должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, в течение определенного срока с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Индивидуальный предприниматель с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. В течение пяти лет с момента завершения процедуры банкротства индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Таким образом, процедура банкротства подразумевает определенную группу ограничений для должника, как в процессе банкротства, так и после окончания процедуры (ограничение в кредитовании, в работе на определенных должностях).

Использование формулировок «Госбанкротство. Проще чем кажется», «Хватит гнуть спину под тяжестью долгов! Мы предлагаем законное решение – банкротство по цене всего 2450 руб в месяц. Почувствуйте свободу и начните все с чистого листа» может создать у потребителя ошибочное ощущение легкости данной процедуры, ошибочное представление о финансовых и временных затратах, ограничениях, на которые придется пойти обратившемуся за данной юридической услугой лицу ради конечного результата.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама не содержит часть существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях её приобретения или использования в части того, что право на списание кредитов, задолженности и долгов возникает не у всех граждан, а только при соблюдении определенных условий, предусмотренных действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Содержание рекламы об оказании юридических услуг в рамках процедуры банкротства, не содержит сведения о последствиях для лица, прошедшего процедуру банкротства, и как следствие может вводить потребителей в заблуждение относительно легкости, простоты данной процедуры и тяжести последствий после совершения таких действий.

Таким образом, действия ИП <…> являются нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемых услугах, что приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно части 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве)) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Вместе с этим Закон о несостоятельности (банкротстве) не содержит понятие «госбанкротство».

В рассматриваемой рекламе использовано слово «госбанкротство», исполненное в сине-красном цвете, в одной цветовой гамме по аналогии с товарным знаком "ГОСУСЛУГИ" (зарегистрированный номер в Перечне общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков - 233). При переходе на сайт, указанный в рекламе https://leadteh.rfbflrussia.ru/, открывается страница, на которой используется изображение товарного знака "ГОСУСЛУГИ".

Использование элемента «ГОС-» в слове «госбанкротство» вызывает стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, что может вводить потребителей рекламы в заблуждение и восприниматься ими как предоставление государственных услуг.

Анализируя вышеуказанное рекламное объявление с точки зрения значения эмоциональной окраски, можно отметить, что использование изображения товарного знака "ГОСУСЛУГИ" либо схожего с ним воспринимается потребителем, как свидетельство того, что рекламируемая деятельность ведется при содействии государства, что не соответствует действительности.

Таким образом, использование в вышеуказанном рекламном объявлении слова «Госбанкротство» и изображение сервиса госуслуг, искажает смысл информации, создает ложное впечатление об оказании услуг именно государственными или муниципальными службами. Как следствие информация, содержащаяся в рекламе, не может восприниматься объективно в момент ее просмотра, тем самым искажается ее смысл, и потребитель данной рекламы вводится в заблуждение.

Для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

  • наличие конкурентных отношений между субъектами, а также наличиесоперничества, состязательности между ними на данном рынке; - совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц);
  • быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота,требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинить или быть способным причинить убытки другому хозяйствующемусубъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Таким образом, из материалов дела следует, что ИП <…> осуществляет деятельность на рынке оказания юридических услуг в сфере банкротства. Рынок оказания юридических услуг в сфере банкротства является конкурентным. В действиях ИП <…> имеется направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, выразившейся во введении в заблуждение потребителей рекламы и, как следствие, получение необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления об участии государства в деятельности Индивидуального предпринимателя, либо об особой значимости деятельности Индивидуального предпринимателя в государственных интересах на рынке, что может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам в виде оттока потребителей.

Вышеуказанные действия противоречат ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, следовательно, являются нарушением п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 10.4 и 12 статьи 5 настоящего закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Имеющиеся материалы дела свидетельствуют о том, что объект рекламирования и содержание рекламы был определен ИП <…>, о чем свидетельствует информация, размещенная под пометкой «реклама», в том числе указание на сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": leadteh.rfbflrussia.ru, bezsuda.gosbankrostvofl.ru, содержащие сведения в отношении ИП <…>.

С учетом вышеизложенного, в действиях ИП <…> установлены нарушения п. 4 ч. 2 ст. 5, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1) части 2 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с чем Комиссия считает, необходимым выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, размещенную в Телеграмм-каналах «Юго-Восток 3 вАстрахани» и «Регион-70 Томск» следующего содержания: «Госбанкротство. Проще, чем кажется. Списать долги. Списание долгов и кредитов за 2450 руб. в рассрочку без %. Хватит гнуть спину под тяжестью долгов! Мы предлагаем законное решение – банкротство по цене всего 2450 руб в месяц. Почувствуйте свободу и начните все с чистого листа. Списание долгов свыше 300К, профессиональное сопровождение юристов, минимальные затраты времени и сил, спишем все долги под ключ по закону №127-ФЗ. Оставьте финансовые проблемы в прошлом!», а также информацию, размещенную на сайте https://leadteh.rfbflrussia.ru/ в виде товарного знака «ГОСУСЛУГИ» ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 2 ст. 5, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать Индивидуальному предпринимателю <…> предписание опрекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела № 018/05/5-256/2024 уполномоченному должностномулицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП <…> производства по делу об административных правонарушениях, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны