Определение №018/01/11-656/2019 определение о назначении дела к рассмотрению от 22 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 018/01/11-656/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

22 августа 2019 года                                                                              г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <…> – руководитель Удмуртского УФАС России, установив наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Чистый город», ООО «Ареал», ООО «Спецэкохозяйство», в рамках осуществления контроля соблюдения хозяйствующими субъектами требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ООО «Контур» (№ 3516 от 08.05.2019) в отношении действий ООО «Чистый город» по необоснованному расторжению договора от 29.12.2018 № 4-О/2019 об оказании услуг по размещению отходов и отказу во включении в приложение к договору пищевых отходов.

17.05.2019 в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Контур», согласно которому ООО «Чистый город» направило в адрес ООО «Контур» договор № 127-О/2019 об оказании услуг по размещению отходов от 11.05.2019, повысив стоимость услуг до 3100 руб. за тонну с 01.07.2019.

21.05.2019 в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Контур» в отношении действий ООО «Спецэкосервис», ООО «Ареал» по необоснованному отказу в заключении договора на размещение прочих видов отходов на полигоне. По мнению заявителя, между ООО «Ареал», ООО «Чистый город» и ООО «Спецэкосервис» имеется антиконкурентный сговор, направленный на повышение цен на услуги по размещению, утилизации, захоронению отходов.

Также в адрес Управления поступили заявления АО «Ижевский мотозавод Аксион-Холдинг» (вх.№5941), ЗАО ТФ «Индустриальная» (вх.№6378) о необосонованном повышении ООО «Чистый город» стоимости услуг по размещению отходов.

В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Удмуртским УФАС России направлены запросы информации в адрес ООО «Ареал», ООО «Чистый город», ООО «Спецэкосервис», Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики.

По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

Согласно заявлению ООО «Контур», общество является организацией, которая транспортирует отходы производства и потребления III, IV, V классов опасности до полигона, принадлежащего ООО «Чистый город». ООО «Контур» имеет контракты с предприятиями, чьи лимиты на размещение отходов согласованы на полигон ООО «Чистый город», а размещение также включено в стоимость контракта.

30.04.2019 ООО «Чистый город» в одностороннем порядке отказалось от исполнения заключенного 29.12.2018 договора №4-0/2019 об оказании услуг по размещению отходов (далее - Договор), направив уведомление исх.№ 05-01/180, в котором указало, что принимать отходы будет до 11.05.2019.

Допуск мусоровозов, принадлежащих ООО «Контур», прекратился по причине нарушения ООО «Контур» пункта 3.2.3 Договора, устанавливающего обязанность не передавать для размещения отходы, указанные в пункте 6.1 Договора. В соответствии с пунктом 6.1. договора ООО «Контур» запрещается передавать ООО «Чистый город» для размещения следующие отходы: отходы I и II классов опасности, взрывоопасные, самовоспламеняющиеся, горящие, содержащие радиоактивные и (или) инфекционно-опасные загрязнения, вещества, разрушающие озоновый слой, биологические, медицинские (за исключением класса «А»), а также иные отходы, не указанные в приложении к лицензии ООО «Чистый город» и не поименованные в приложении к Договору.

25 и 26 апреля 2019 г., были составлены акты осмотра переданных ООО «Контур» отходов на полигон ТБО, в которых зафиксировано - ПЭТ-бутылка, пищевые отходы, полиэтиленовая упаковка (огурцы, мандарины, перец, хлеб, яблоки, бананы).

ООО «Контур», направило в адрес ООО «Чистый город», ответ на уведомление о расторжении договора, в котором помимо несогласия на расторжение, просило включить пищевые отходы в приложение к договору.

13.05.2019 на адрес электронной почты ООО «Контур» поступил договор №127-0/2019 об оказании услуг по размещению отходов ООО «Чистый город» от 11.05.2019, который отличается от расторгнутого только увеличением цены на утилизацию с 667,22руб./т. до 3100руб./т. с 01.07.2019.

Согласно пояснительной записки по внесению изменения в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 19 декабря 2017 года № 24/7 «О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью «Чистый город», на 2018 - 2020 годы», утверждены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое ООО «Чистый город», которые составят:

с 1 августа 2018 года - 667,22 руб./т

с 1 июля 2019 года - 809,68 руб./т

с 1 июля 2020 года - 895,90 руб./т

По мнению ООО «Контур», ООО «Чистый город» имело законное основание увеличения тарифа только до 809,68 руб./т.

04.04.2019 ООО «Контур» направило в адрес ООО «Спецэкосервис» обращение с просьбой заключить договор.

06.05.2019 ООО «Контур» направило обращение, в котором просили заключить договор с ООО «Ареал».

Как указывает ООО «Контур», ответы на обращения в адрес ООО «Контур» не поступили, устно руководители ООО «Спецэкосервис» и ООО «Ареал» пояснили, что им известно о расторжении договора ООО «Чистый город», но они так же желают поднять тарифы и не хотят создавать противодействие ООО «Чистый город», так как ООО «Чистый город» является учредителем регионального оператора, который распределяет и перечисляет им денежные средства, что, по мнению общества, говорит о согласованности действий.

Согласно письменным пояснениям Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике № 01-03/-18/3000 от 12.07.2019, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов.

Деятельность по обращению с отходами производства, образующимися у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не попадает в сферу деятельности регионального оператора.

Таким образом, твердые коммунальные отходы должны вывозиться на объект размещения отходов, определённый территориальной схемой. На иные отходы производства и потребления, за исключением твердых коммунальных отходов, данное требование не распространяется.

В перечень объектов размещения отходов, расположенных на территории Удмуртской Республики, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, которые вправе принимать отходы производства и потребления с целью размещения (в соответствии с перечнем конкретных видов отходов I - IV классов опасности, указанных в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) входят объекты  ООО «Чистый город», ООО «Ареал», ООО «Спецэкохозяйство», МУП ЖКХ, ООО «УК «Престиж».

Согласно письменным пояснениям ООО «Ареал» № 8 от 06.06.2019, общество не имеет возможности заключить договор на оказание услуг по размещению отходов с ООО «Ареал» в связи с отсутствием лимитов. Годовая вместимость полигона составляет 14400 т. (1200 т. в месяц). По итогам работы за май 2019 года на полигон от ООО «САХ» поступило 2400 т. ТКО, что превышает лимит в 2 раза.

ООО «Ареал» направило в адрес ООО «Контур» письмо № 11 от 22.05.2019, в котором указало на отсутствие лимитов на захоронение отходов, а также то, что из письма ООО «Контур» не представляется возможным установить какие отходы предполагается передавать на захоронение, не указан код по ФККО и не приложен паспорт отходов.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Ареал» № 19 от 05.07.2019, расходы производства и потребления, относящиеся к ТКО и расходы производства и потребления, не относящиеся к ТКО, имеют разную плотность, при захоронении прочих отходов производства и потребления скорость заполнения полигона увеличивается, в связи с чем значительно увеличивается себестоимость захоронения отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО.

Согласно письменным пояснениям ООО «Ареал» № 19 от 05.07.2019, в связи с существенными изменениями в области обращения с отходами производства и потребления ООО «Ареал» в 2018 г., в 2019г. понесло значительные, экономически обоснованные расходы, которые не были учтены органом регулирования тарифов при установлении тарифа на захоронение ТКО, в том числе по электрофикации полигона, с целью установления весового контроля, расходы по приобретению и установке программного обеспечения, для своевременной передачи данных региональному оператору в режиме «online», значительно увеличился штат сотрудников, обслуживающих полигон ТБО (весовщики) и т.д. Действие бессрочной лицензии, выданной ООО «Ареал», было прекращено, общество имеет недополученные доходы за 6 месяцев 2019 г., также имеются недополученные доходы в 2018 г. Все эти факторы были учтены при определении рыночной стоимости услуг по захоронению отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО.

ООО «Контур» в адрес ООО «Ареал»» повторно направило письмо о заключении договора на захоронение прочих отходов, в том числе указав следующие отходы:

-        продукты пищевые прочие, утратившие потребительские свойства - (указана группа ФККО 40160000000),

-        пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код по ФККО 73610001305),

-отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код по ФККО 73610002724;

-        отходы жиров при разгрузке жироуловителей (код по ФККО 3610101394).

ООО «Ареал» указывает, что будет вынуждено отказать в заключении договора по следующим основаниям. На полигоне складируются различные виды отходов, часть из них пищевые отходы в составе ТКО, но ООО «Ареал» не принимает перечисленные пищевые отходы, не относящиеся к ТКО, с целью снижения содержания пищевых отходов в общей массе отходов, принимаемых на захоронение. Решение, о не принятии пищевых отходов было продиктовано нежеланием создавать предпосылки, способствующие массовому скоплению и привлечению птиц и нежеланием создавать угрозу безопасности полетов, так как Полигон расположен недалеко от аэропорта АО «Ижавиа».

Согласно письменным пояснениям ООО «Спецэкосервис» от 28.06.2019, стоимость услуг ООО «Спецэкосервис» складывается из ряда объективных причин (вид отходов, цена ГСМ и т.п.). При этом копии документов, каким-либо образом подтверждающие рост расходов ООО «Спецэкосервис» не представлены.

ООО «Чистый город» в письменных пояснениях № 05-01/222 от 30.05.2019 указывает, что ООО «Контур» не представило сведений о наименованиях «пищевых отходов» по коду ФККО и документов, подтверждающих фактическое отнесение отходов к определенному коду ФККО. В отсутствие указанных сведений и документов, невозможно определить к какому наименованию отходов по ФККО относятся предложенные ООО «Контур» для включения в приложение 2 к Договору «пищевые отходы», в том числе невозможно определить принадлежность «пищевых отходов» к отходам производства и потребления, не относящимся к ТКО. При отнесении «пищевых отходов» по коду ФККО к ТКО ООО «Чистый город» не вправе заключать договоры на оказание услуг по размещению отходов, поскольку такой договор заключается с региональным оператором.

Согласно письменным пояснениям ООО «Чистый город» № 05-01/228 от 03.06.2019, в целях формирования резерва денежных средств для выполнения комплекса работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности восстанавливаемых территории, а также на улучшение окружающей среды (рекультивация), руководствуясь экспертизой оценки сметной стоимости рекультивации Нылгинского полигона твердых отходов, экономическим обоснованием стоимости услуг по размещению отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО, приказом директора ООО «Чистый город» от 08.05.2019 № 29-ахд с 01.07.2019 установлена стоимость услуг по  размещению отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО, в размере 3 100,00 руб. за размещение 1 тонны отходов. Уведомление об изменении стоимости услуг направлено в адрес контрагентов письмом от 31.05.2019 № 05-01/225. Также информация об изменении стоимости услуг по размещению отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО, размещена на официальном сайте ООО «Чистый город» - http://chistiygorod-izh.ru/. в разделах «Новости», «Документы-тарифы 2018-2020». Учитывая изложенное, в параметры регулирования и предельные тарифы захоронения отходов, утвержденные приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР от 19.12.2017 № 24/7, не входит стоимость услуг ООО «Чистый город» по размещению отходов производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам. С 1 июля 2019 года указанная стоимость услуг установлена в отношении всех контрагентов. Повышение стоимости услуг по размещению отходов производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам, является следствием необходимости формирования резерва денежных средств для выполнения комплекса работ по рекультивации Нылгинского полигона твердых отходов.

Согласно письменным пояснениям Минстроя УР № 04-12/7412 от 15.07.2019, расходы на рекультивацию полигона в предельные тарифы на захоронение ТКО для ООО «Чистый город» на 2019 год не включены.

С 01.07.2019 ООО «Чистый город» повысило тариф на размещение отходов, не относящихся к ТКО, с 667,22 рублей за тонну до 3100 рублей за тонну. Для размещения ТКО обществу установлен тариф в размере 809,68 рублей за тонну.

С 01.07.2019 ООО «Спецэкохозяйство» повысило тариф на размещение отходов, не относящихся к ТКО, с 2100 рублей за тонну до 2300 рублей за тонну. Для размещения ТКО обществу установлен тариф в размере 1854,50 рублей за тонну.

В мае 2019 года ООО «Ареал» установило тариф на размещение отходов, не относящихся к ТКО, в размере 3100 рублей за тонну. Для размещения ТКО обществу установлен тариф в размере 1144,92 рубля за тонну.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.06.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести:

- к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Действия ООО «Чистый город» по расторжению договора с ООО «Контур» были направлены на заключение нового договора на условиях оказания услуг по цене 3100 рублей, превышающей установленные ООО «Чистый город» предельные тарифы на захоронение отходов.  Из письменных пояснений следует, что ООО «Чистый город» включило свои будущие затраты на рекультивацию полигона в тарифы на размещение отходов, не относящихся к ТКО, то есть переложило указанные затраты исключительно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вывоз таких отходов. При этом на указанном полигоне наибольший объем размещаемых расходов составляет ТКО (86% за период с января по май 2019 года).

Закон № 89-ФЗ не устанавливает требований к заявлению на заключение договора с полигоном на размещение отходов, не относящихся к ТКО, для организации, оказывающей услуги по транспортировке таких отходов. Таким образом, действия ООО «Спецэкохозяйство» по отказу в заключении договора с ООО «Контур» являются необоснованными.

ООО «Ареал» также не представило доказательств невозможности заключения договора с ООО «Контур».

Действия ООО «Ареал» и ООО «Спецэкохозяйство» по повышению тарифов на размещение отходов, не относящихся к ТКО, также не обусловлены объективными причинами. Доказательства необходимости повышения тарифов не представлены.

ООО «Чистый город» в письменных пояснениях № 05-01/269 от 28.06.2019 сообщает, что не располагает данными об отличии в размещении (хранении и захоронении) отходов производства и потребления, относимых прочим видам отходов, и отходов производства и потребления, относимых к ТКО. Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике и ООО «Спецэкохозяйство» также указали на отсутствие сведений об отличии в размещении (хранении и захоронении) отходов производства и потребления, относимых прочим видам отходов, и отходов производства и потребления, относимых к ТКО.

Технология размещения отходов, относимых к ТКО, и, относимых к прочим видам отходов, является единой. С учетом изложенного, затраты на оказание услуги должны быть одинаковыми. Вместе с тем, ООО «Чистый город», ООО «Ареал», ООО «Спецэкохозяйство», являясь конкурентами, в один временной период (май-июнь 2019 года) повысили тарифы на размещение отходов, не относящихся к ТКО, в размерах, значительно превышающих установленные тарифы на размещение ТКО. Указанные обстоятельства, свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Чистый город», ООО «Ареал», ООО «Спецэкохозяйство» признаков нарушения пунктов 1 и 5 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), направленного на повышение цен на размещение отходов, не относимых к ТКО, а также на необоснованный отказ в заключении договоров с ООО «Контур».

Таким образом, действия ООО «Чистый город», ООО «Ареал», ООО «Спецэкохозяйство» содержат признаки нарушения п. 1, 5 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции».

Данные обстоятельства являются основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 08.08.2019 г. № 93 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частями 6, 12-13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России  от 25.05.2012 г. № 339,

 

о п р е д е л и л:

 

         1. Назначить дело № 018/01/11-656/2019  к рассмотрению на 25 сентября 2019 года на 10 часов 00 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу – ООО «Чистый город» (426028, УР, г. Ижевск, ул. Гагарина, д.1, литер «К», офис 205, ИНН:1835070144, ОГРН:1061841042317).

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу - ООО «Ареал» (427000, УР, Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Калинина, 33а, ИНН:1808206999, ОГРН:1061841051744),

4.  Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу - ООО «Спецэкохозяйство» (426003, УР, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, 130, ИНН:1828015569, ОГРН:1061828012025).

5. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя по делу – ООО «Контур» (427966, УР, г. Сарапул, ул. Красноармейская, 70, помещение 12, ИНН:1835076509, КПП:183801001).

6. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя по делу – АО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг» (426000, УР, г. Ижевск, ул. Горького, 90, ИНН:1826000616, КПП:785050001).

7. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица по делу – ЗАО ТФ «Индустриальная» (426000, г. Ижевск, ул. Салютовская, 1, ИНН:1833000649, КПП:183401001).

Лица, участвующие в деле вправе представить документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер <...>

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

Лица, участвующие в деле, их представители для участия в рассмотрении дела должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица (доверенность, приказ о назначении).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул.Ухтомского, 24, каб. 315, предварительно согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с <…>.

 

 

Председатель комиссии                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны