Решение б/н Решение, предписание от 24 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 018/05/28-280/2024

Резолютивная часть оглашена 20 мая 2024 года

Изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года г. Ижевск

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,

рассмотрев материалы дела № 018/05/28-280/2024, возбужденного в отношении ИП <…> по признакам нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя заявителя - Отделения – Национального банка по УР Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ <…> по доверенности от 04.08.2021;

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <…>, уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение о возбуждении дела №018/05/28-280/2024 и назначении дела к рассмотрению от 08.04.2024, направленное на адрес регистрации предпринимателя почтовым отправлением, вручено адресату 16.04.2024),

УСТАНОВИЛА:

12.03.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступили материалы Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (исх. № Т4-38/4708 от 11.03.2024, вх.№1807-М/24) о распространении комиссионным магазином «Комиссионка 24», расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 90 информации с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».

К материалам приложены фотографические изображения рекламной информации, расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 90.

В соответствии с предоставленными материалами по вышеуказанному адресу над входной группой на рекламной конструкции размещена информация следующего содержания: «Скупка продажа золота и техники. Ювелирный салон»;

рядом с входной группой, на рекламных конструкциях, расположенных на фасаде здания размещена следующая информация: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД. Здесь техника дешевле»;

на ступенях входной группы комиссионного магазина размещена информация следующего содержания: «Скупка, продажа, займы под залог авто (осуществляет ООО «Квант» ИНН 7707454668),берем все, телефоны, ноутбуки, инструмент».

Исходя из информации, размещенной на информационном стенде и на ценниках установлено, что деятельность комиссионного магазина «Комиссионка 24» осуществляет ИП <…>.

На основании части 1 статьи 34 ФЗ «О рекламе» в адрес ИП <…> направлен запрос информации и документов, необходимых для рассмотрения материалов по существу.

28.03.2024 ИП <…> предоставила письменные пояснения (вх. № 2364-ЭП/24), из которых следует, что предприниматель осуществляет розничную продажу товаров бывших в употреблении. Деятельность ИП <…> не связана с предоставлением займов. Вывеска, размещенная над входной группой салона «Комиссионка 24. Золото, техника, телефоны, инструмент. Мы лучше, чем ЛОМБАРД. Здесь техника дешевле», размещенная по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 90 принадлежала ИП <…>, в настоящее время указанная вывеска демонтирована. Лицом, оказывающим финансовые услуги по предоставлению займов, является ООО «Квант» (ИНН 7707454668).

По факту распространения вышеуказанной рекламной информации определением от 08.04.2024 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 018/05/28-280/2024 по признакам нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела назначено на 20.05.2024 в10 часов 00 минут.

20.05.2024 на рассмотрении дела представитель Отделения – Национального банка по УР Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ <…> поддержала доводы, приведенные в материалах.

ИП <…> на заседание Комиссии не явилась, представителя не направила.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

19.02.2024 в ходе осуществления работы по выявлению нелегальной деятельности на финансовом рынке Волго-Вятским главным управления Центрального банка РФ по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 90 установлено размещение следующей информации:

над входной группой: «Скупка продажа золота и техники. Ювелирный салон»;

на фасаде здания: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД. Здесь техника дешевле»;

на лестнице входной группы комиссионного магазина: «скупка, продажа, займы под залог авто (осуществляет ООО «Квант» ИНН 7707454668), берем все, телефоны, ноутбуки, инструмент».

Согласно представленным ИП <…> фотографиям, на лестнице входной группы размещена следующая информация: «скупка, продажа, займы под залог авто (осуществляет ООО «Квант» ИНН 7707454668), берем все, телефоны, ноутбуки, инструмент, золото, ювелирные изделия, шубы».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к осуществлению деятельности ломбарда и комиссионного магазина, услуг по предоставлению займов и скупке золота и техники.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе используется словосочетание: «Здесь техника дешевле».

Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара. Следовательно, информация «Здесь техника дешевле» в отсутствие подтверждения данного утверждения нарушает требование пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (в том числе финансовой услуги).

В рекламной информации «мы лучше, чем ЛОМБАРД» слово «ЛОМБАРД» указано шрифтом, размер которого значительно превышает размер шрифта остальной фразы.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

ИП <…> не является юридическим лицом, зарегистрированным в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов.

Использование слова «Ломбард», на рекламных конструкциях по вышеуказанному адресу может ввести в заблуждение потребителя, не обладающего специальными знаниями, относительно наличия у данного лица, предоставляющего услуги по выдаче займов, статуса финансовой организации, а также характера финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам законодательством о ломбардной деятельности. Рассматриваемая реклама содержит слово «Ломбард», что нарушает требование пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,

Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Скупка у граждан находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, состоящими на специальном учете в Федеральной пробирной палате, и имеющими лицензию на такой вид деятельности.

Сайт Федеральной пробирной палаты https://probpalata.ru не содержит сведений о том, что ИП <…> включена в реестр хозяйствующих субъектов, наделенных правом на осуществление деятельности по скупке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, соответственно, лицензия на данный вид деятельности у нее отсутствует, что не позволяет размещать рекламу «скупка золота», что нарушает требования пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (ст. 4 Закона о потребительском кредите (займе).

Из содержания рекламы следует, что лицом, оказывающим финансовые услуги по предоставлению займов, рекламодателем информации «займы под залог авто» является ООО «Квант» (ИНН 7707454668).

В отношении ООО «Квант» (ИНН 7707454668) установлено, что общество 01.03.2024 исключено из ЕГРЮЛ, в связи с наличием в реестре сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Следовательно, в действиях ИП <…> как рекламодателя признаки нарушения части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» не подтверждены, в связи с чем, производство по делу № 018/05/28-280/2024 в части признаков нарушения части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ИП <…> подлежит прекращению.

Вместе с тем, установлено, что по адресу распространения рекламы «займы под залог авто» деятельность осуществляет ИП <…>. На ступенях офиса распространена следующая рекламная информация: «Скупка, продажа, займы под залог авто (осуществляет ООО «Квант» ИНН 7707454668), берем все, телефоны, ноутбуки, инструмент», выполненная в едином стиле и относящаяся не только к деятельности ООО «Квант», но и к деятельности индивидуального предпринимателя. Следовательно, ИП <…> является рекламораспространителем рекламы «займы под залог авто (осуществляет ООО «Квант» ИНН 7707454668)».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 6-9, статьи 28 настоящего закона.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 7-9 настоящего закона.

На основании пунктов 5, 7, 8 статьи 3 ФЗ «О рекламе»:

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно пункту 1) части 2 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией Удмуртского УФАС России на момент рассмотрения дела установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не прекращено. Принимая во внимание то обстоятельство, что рассматриваемая рекламы распространялась на территории комиссионного магазина «Комиссионка 24», деятельность которого осуществляет ИП <…>, следовательно последняя является рекламораспространителем нарушающей рекламы, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, как лицу который имеет возможность прекратить распространение ненадлежащей рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 40, 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, распространенную 19.02.2024 комиссионным магазином «Комиссионка 24», расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 90

- над входной группой, на рекламной конструкции следующего содержания: «Скупка продажа золота и техники»;

- рядом с входной группой, на рекламных конструкциях, расположенных на фасаде здания: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД. Здесь техника дешевле»;

- на ступенях входной группы комиссионного магазина следующего содержания: «скупка, продажа, займы под залог авто, золото, ювелирные изделия», ненадлежащей, нарушающей требования требований пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела № 018/05/28-280/2024 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП <…> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Е.И. <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № 018/05/28-280/2024

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

24 мая 2024 года г. Ижевск

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,

на основании своего решения по делу № 018/05/28-280/2024 о признании рекламы ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1) части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 49, 51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ИП <…> в течение десяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 90 следующей рекламы:«Скупка продажа золота и техники»; «Скупка, продажа, займы под залог авто, золото, ювелирные изделия».

2. ИП <…>представить в Удмуртское УФАС России сведения об исполнении пункта 1 настоящего предписания в течение трех рабочих дней с момента исполнения.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Удмуртское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей и на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны