Определение б/н Производство по делу прекращено от 20 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 018/05/18-6/2023

15 февраля 2023 года г. Ижевск

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя

Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…>. – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,

рассмотрев материалы дела № 018/05/18-6/2023, возбужденного в отношении СПАО «Ингосстрах» (ИНН 7705042179, адрес: ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2, г. Москва, 115035, ingos@ingos.ru) по признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя СПАО «Ингосстрах» - <…>

(доверенность от 09.01.2023);

в отсутствие заявителя - гр. <…> (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом);

УСТАНОВИЛА:

11.11.2022 в Удмуртское УФАС России поступило заявление гр. <…> (далее – Заявитель), из содержания которого следует, что 18.07.2022 на сайте СПАО

«Ингосстрах» Заявителем были внесены персональные данные и создан личный

кабинет с целью оформления полиса ОСАГО. В последующем Заявитель обратился в СПАО «Ингосстрах», направив по электронной почте письмо от 18.07.2022 с требованием удалить его личный кабинет и все персональные данные, содержащиеся в нем. 22.10.2022 на адрес электронной почты Заявителя soulproof@mail.ru от отправителя info01@ingos-send.ru поступила рекламная информация об услугах СПАО «Ингосстрах» следующего содержания: «ИНГОССТРАХ просто быть уверенным». «4 возможности быть уверенным этой осенью». «Осень — не только прекрасная пора, но и время покупки сезонных продуктов. Расскажем, как просто быть уверенным в этом сезоне. Читать полностью». «Знакомо чувство, когда ничего не хочется и нет сил? Осенняя хандра случается с каждым! С полисом «Телемедицина» вам доступна психологическая поддержка 24/7 и советы специалистов по здоровью. Узнать подробнее». «Помните песню: «...скользкие улицы, иномарки целуются...»? Осенью это особенно актуально! Мы, конечно, не против отношений, но с полисом каско можно исключить разные неожиданности. Узнать подробнее». «Говорят, «от несчастного случая никто не застрахован», а вы можете застраховать себя! И не только себя: страхование доступно, например, детям и пожилым людям. Узнать подробнее». «Дачный сезон закрывается, а дачные домики остаются. Застраховав свой дом, можно спокойно ждать нового сезона. В полис можно включить несколько объектов: от дома до движимого имущества и объектов ландшафта. Узнать подробнее». «Ещё немного о уверенности». «Как не волноваться о запланированных поездках. Узнать подробнее». «Как быть уверенным при управлении беспилотником. Узнать подробнее». «Как оценщикам быть уверенными в надёжной защите от рисков при ведении профессиональной деятельности. Узнать подробнее». «Делать покупки с картой Ингосстрах Бонус — это выгодно. Получайте повышенный кешбэк баллами и специальные предложения от партнёров программы, экономьте на страховании и путешествуйте бесплатно!». «Вы получили это письмо, потому что выразили свое согласие получать сообщения от СПАО «Ингосстрах».

В соответствии с заявлением гр. <…> не давал предварительного согласия на получение рекламной информации, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

01.12.2022 от СПАО «Ингосстрах» поступил ответ (исх. №14-7340 от 30.11.2022, вх. №7209 от 01.12.2022), согласно которому СПАО «Ингосстрах» подтвердил факт того, что 18.07.2022 Заявитель зарегистрировался на сайте ingos.ru и хотел оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Для оформления полиса в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядка обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» на сайте страховщика автоматически создается персональная страница владельца транспортного средства (далее - личный кабинет страхователя ОСАГО). Пользователь сайта при оформлении полиса ОСАГО должен дать согласие с условиями подключения к личному кабинету, в том числе согласие на обработку персональных данных и на получение рекламных и информационных сообщений (п.п. 4, 7) с помощью электронной почты и СМС сообщений. Без предоставления согласия на обработку персональных данных произвести расчет и оформление договора страхования является невозможным. Далее, Заявитель, сохранив свои данные в системе, по неизвестным причинам не завершил оформление договора страхования.

К ответу приложен отчет о регистрации гр. <…> в личном кабинете и дачи согласия на получение рекламы.

Также страховая компания подтвердила, что рекламораспространителем рекламного сообщения, поступившего 22.10.2022 на электронный почтовый адрес гр. <…> <…>, является СПАО «Ингосстрах». Распространение рекламного сообщения осуществлялось через сервис Sendsay в соответствии с договором на оказание информационных услуг с АО «ИнтернетПроекты» от 31.10.2018. Производство рекламного сообщения осуществлялось на основании договора между СПАО «Ингосстрах» и ООО «Емейл Солджерс» от 30.05.2022.

В материалы дела представлены договоры, акты выполненных работ и документы, подтверждающие произведенные расчеты между СПАО «Ингосстрах» и АО «Интернет-Проекты», СПАО «Ингосстрах» и ООО «Емейл Солджерс».

30.12.2022 в Управление поступили письменные пояснения СПАО «Ингосстрах» (вх. № 8328) о том, что 18.07.2022 страховая компания получила заявление гр. <…> об отказе использования личного кабинета и удалении персональных данных. В ответ на заявление СПАО «Ингосстрах» направило Заявителю письмо (исх. №10-05 от 25.07.2022) с информацией о временной блокировке личного кабинета и об отказе удаления персональных данных в связи с невозможностью идентификации заявителя. Также страховая компания указала, что Заявитель не обращался к ней с требованием о прекращении рекламных рассылок. При этом Заявитель имеет возможность отказаться в любой момент от получения писем, перейдя по соответствующей ссылке, закрепленной в каждой рекламной рассылке. Такая возможность была предусмотрена и в письме, полученном Заявителем от 22.10.2022.

По факту распространения вышеуказанной рекламы определением от 10.01.2023 в отношении СПАО «Ингосстрах» возбуждено дело № 018/05/18-6/2023 по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 09.02.2023.

09.02.2023 на заседании Комиссии представитель СПАО «Ингосстрах» возражала против доводов Заявителя. Приобщила к материалам дела письменные пояснения и копию нотариально оформленного протокола осмотра от 07.02.2023 страницы сайта www . ingos . ru в сети Интернет, расположенной по адресу:

https://www.ingos.ru/auto/dsago/agreement/vehicle/?sid=01927e11-b97f-4767-b8f33ce34ce793bb.

С целью изучения представленных доказательств Комиссией объявлен перерыв рассмотрения дела до 15 часов 00 минут 15.02.2023.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация об услугах СПАО «Ингосстрах» распространена по сетям электросвязи посредством e-mail-рассылки, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (предоставление услуг страхования), формирование или поддержание интереса к нему, следовательно, является рекламой.

Согласно положениям части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»:

5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемого рекламного материала является СПАО «Ингосстрах» (ИНН 7705042179).

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Рассмотрев представленные документы и доказательства Комиссия установила, что для оформлении полиса ОСАГО, на сайте СПАО «Ингосстрах» https://www.ingos.ru/ создается личный кабинет, при этом клиент должен выразить согласие с условиями обслуживания и дать согласие на обработку и передачу персональных данных согласно требованиями российского законодательства путем проставления отметки («галочки») в соответствующем чек-боксе.

При этом фразы «условия обслуживания» и «согласие на обработку и передачу персональных данных» являются гиперссылками, нажав на которые можно ознакомиться с соответствующими правилами и положениями согласия на обработку персональных данных.

Согласно п.7 Условий обслуживания клиент выражает согласие на получение информационных сообщений от СПАО «Ингосстрах» с помощью электронной почты и СМС сообщений.

Согласно п. 6 Согласия на обработку персональных данных, заключая договор страхования на основании настоящих правил, страхователь дает свое согласие на информирование о других продуктах и услугах, на получение рекламы по сетям электросвязи.

Таким образом, Заявитель, при регистрации в личном кабинете выразил свое согласие на направление ему рекламных сообщений, согласившись как с условиями обслуживания, так и согласием на обработку персональных данных.

Условиями подключения к личному кабинету предусмотрено, что клиент вправе в любой момент времени отказаться от дальнейшего использования онлайн услуги «Личный кабинет» на сайте СПАО «Ингосстрах».

Также Управление установило, что отказаться от рекламных сообщений Заявитель мог, перейдя по ссылке «если вы хотите отказаться от получения писем, нажмите здесь», размещенной в конце письма, направленного Заявителю

22.10.2022.

Таким образом, из указанных условий следует, что клиент вправе в любой момент времени отказаться от дальнейшего использования онлайн-услуги «Личный кабинет» на сайте общества, а также в любой момент отказаться от получения рекламных рассылок.

Как следует из материалов дела, Заявитель по электронной почте направил в СПАО «Ингосстрах» письмо с требованием удалить его учетную запись, созданную при регистрации на сайте https://www.ingos.ru. Из письма следует, что 18.07.2022 <…> не стал заключать договор страхования ОСАГО, в связи с чем отказался от предоставления услуг страховой компании и использования личного кабинета путем направления заявления на электронную почту СПАО «Ингосстрах».

Комиссия, рассмотрев указанное письмо установила, что в содержании отсутствует прямое требование Заявителя о прекращении распространения рекламы в его адрес, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что данное письмо не является надлежащим отказом от получения рекламных рассылок.

Также отсутствуют доказательства того, что Заявитель воспользовался функцией отказа от получения рассылок, пройдя по ссылке в полученном письме.

Вместе с тем, СПАО «Ингосстрах» пояснило, что после поступления информации из Удмуртского УФАС России общество прекратило отправку любых информационных писем в адрес Заявителя.

При таких обстоятельствах, поскольку Заявитель дал свое согласие на получение рекламы от СПАО «Ингосстрах» при регистрации в личном кабинете и до настоящего времени не обращался в общество с надлежащим запросом на исключение его из рекламной рассылки, в действиях СПАО «Ингосстрах» отсутствуют нарушения статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в ходе рассмотрения дела в действиях СПАО «Ингосстрах» факт нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не подтвердился. Производство по данному делу в отношении указанного лица подлежит прекращению.

Руководствуясь абзацем «б» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Удмуртского УФАС России

РЕШИЛА:

Производство по делу № 018/05/18-6/2023, возбужденному в отношении СПАО

«Ингосстрах» (ИНН 7705042179, адрес: ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2, г. Москва, 115035, ingos@ingos.ru) по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» прекратить, в связи с неподтверждением в действиях данного лица наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

   
   

Связанные организации

Связанные организации не указаны