Решение б/н решение от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №018/01/10-761/2023

 

                                                                                                                               г. Ижевск

Резолютивная часть решения оглашена «02» апреля 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено «11» апреля 2024 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии – <...>, начальник отдела антимонопольного контроля; <...>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; <...>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует); <...>, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует) (кворум комиссии имеется),

в присутствии:

<...> – представителя ООО «Вавожское ЖКХ» по доверенности;

в отсутствие ИП <...>, ИП <...>, <...>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев в заседаниях 19.10.2023, 09.11.2023, 24.01.2024, 26.02.2024, 04.03.2024 и 02.04.2024 дело № 018/01/10-761/2023, возбужденное в отношении ООО «Вавожское жилищно-коммунальное хозяйство» (427310, Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Интернациональная, д. 74, ОГРН: 1021800918380, дата присвоения ОГРН: 01.11.2002, ИНН: 1803000384, КПП: 182101001) по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России, в том числе из Прокуратуры Удмуртской Республики, поступило заявление ИП <...> (исх. б/н от 31.05.2023; вх.№4147-ЭП/23 от 02.06.2023; исх.№07-233-2023/Нр1788-23 от 24.07.2023, вх.№5574/23 от 28.07.2023) с жалобой на действия ООО «Вавожское ЖКХ», выразившиеся, по мнению заявителя, в ограничении режима приема сточных вод, установлении требования предварительно согласовывать объемы принимаемых на очистные сооружения сточных вод по телефону, препятствовании в приеме сточных вод на очистные сооружения.

Кроме того, в адрес Управления поступили заявления ИП <...> (исх. б/н от 31.05.2023, вх. № 4215-ЭП/23 от 06.06.2023), <...> (исх. б/н б/д, вх. №4840 от 29.06.2023) с аналогичными доводами.

По результатам рассмотрения заявлений в действиях ООО «Вавожское ЖКХ» установлено наличие признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем 31.08.2023 Удмуртским УФАС России на основании ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» в адрес ООО «Вавожское ЖКХ» было направлено предупреждение о необходимости прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№ЕС/3821/23 от 31.08.2023).

В связи с невыполнением ООО «Вавожское ЖКХ» предупреждения Удмуртским УФАС России на основании части 8 статей 39.1, 44 Закона «О защите конкуренции» приказом от 03.10.2023 № 85/23 было возбуждено дело №018/01/10-761/2023 в отношении ООО «Вавожское ЖКХ».

 

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

 

ИП <...> – поддержал поданные заявления, пояснил, что предупреждение ООО «Вавожское ЖКХ не исполнило, создает препятствия доступу к очистным сооружениям, объясняя это тем, что суточный лимит сточных вод исчерпан, при этом на территорию очистных сооружений продолжают приезжать машины ООО «Вавожское ЖКХ».

ИП <...> – поддержал поданное заявление, и пояснения ИП <...>.

<...> – поддержал поданное заявление, а также пояснил, что деятельность по вывозу сточных вод/жидких бытовых отходов не осуществляет на момент рассмотрения дела из-за ООО «Вавожское ЖКХ».

Представители ООО «Вавожское ЖКХ» – вину общества в нарушении антимонопольного законодательства не признали, настаивали на факте исполнения предупреждения в полном объеме, предварительный прием заявок не осуществляется, ИП <...> было обоснованно отказано в приеме сточных вод на очистные сооружения в связи с отсутствием суточного лимита.

Представитель Администрации МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики» - поддержал доводы ООО «Вавожское ЖКХ», пояснил, что увеличение суточного лимита приема сточных вод на очистные сооружения Вавожского района в настоящее время невозможно.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Между заявителями и ООО «Вавожское ЖКХ» заключены договоры на прием и очистку сточных вод (с ИП <...> и ИП <...> от 24.01.2023, с <...> от 24.05.2023). Указанные договоры не содержат условий об ограничении объема принимаемых от заявителей на очистные сооружения сточных вод.

В соответствии с указанными договорами режим приема сточных вод с автотранспорта заявителей на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ» установлен с 9 до 17 часов, технологический перерыв с 13 до 14 часов, что корреспондируется с приказом Общества от 21.04.2023 №22/ОД.

Установление режима приема сточных вод на очистные сооружения с 9 до 17 часов с технологическим перерывом с 13 до 14 часов обусловлено высокой степенью износа очистных сооружений ООО «Вавожское ЖКХ», введенных в эксплуатацию в 1977 году, необходимостью обеспечения их безаварийной эксплуатации, что подтверждается технической документацией, паспортом очистных сооружений.

Кроме того, ООО «Вавожское ЖКХ» направило в адрес Управления копии договоров на прием и очистку сточных вод, заключенных с иными хозяйствующими субъектами, помимо заявителей. Из содержания приказа от 21.04.2023 №22/ОД и указанных договоров следует, что режим приема сточных вод на очистные сооружения с 9 до 17 часов и технологического перерыва с 13 до 14 часов установлен одинаково для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих слив сточных вод на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ».

Из заявлений ИП <...>, ИП <...>, <...> следует, что вопреки условиям заключенных договоров на прием и очистку сточных вод сотрудники ООО «Вавожское ЖКХ» в устной форме требуют от заявителей, чтобы последние предварительно звонили в ООО «Вавожское ЖКХ» для согласования объема принимаемых сточных вод, в одностороннем порядке отказывают в приеме сточных вод на очистные сооружения. Факт наличия устного требования ООО «Вавожское ЖКХ» к заявителям осуществлять указанное согласование подтверждается письменными пояснениями Общества (исх.№94 от 30.06.2023, вх. №4906-ЭП/23 от 03.07.2023; исх.№95 от 30.06.2023, вх.№4905-ЭП/23 от 03.07.2023).

Из письменных пояснений ООО «Вавожское ЖКХ», предоставленных заявителем видеоматериалов, копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.05.2023 установлено, что 22.05.2023 в 14 часов 20 минут ООО «Вавожское ЖКХ» отказало ИП <...> в приеме сточных вод на очистные сооружения, мотивируя это решение исчерпанием суточного лимита сточных вод.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.05.2023, сотрудник ООО «Вавожское ЖКХ» не пропустил автотранспорт ИП <...> на очистные сооружения в связи с тем, что, по словам сотрудника, у ИП <...> закончился лимит слива сточных вод.

Аналогичные отказы в приеме сточных вод на очистные сооружения произошли 23.05.2023 в 10 часов 15 минут в отношении ИП <...> и 29.05.2023 в 9 часов 45 минут в отношении <...>, что также подтверждается видеоматериалами, постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел.

Из представленных ООО «Вавожское ЖКХ» письменных пояснений и документов следует, что отказ в приеме сточных вод с принадлежащего заявителям автотранспорта на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ» 22.05.2023 обусловлен исчерпанием суточного лимита на прием сточных вод в объеме 140 куб.м./сутки, установленного в соответствии с решением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от 20.04.2023 №596-с (далее – Решение №596-с). Согласно журнала учета водоотведения 22.05.2023 объем принятых на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ» сточных вод составил 139,5 куб.м.

Согласно Решению №596-с ООО «Вавожское ЖКХ» был предоставлен в пользование для сброса сточных вод водный объект: р. Вала, участок водопользования, расположенный на расстоянии 68,3 км. от устья водотока, бассейн р. Вятка, Камского бассейнового округа, Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Нюрдор-Котья, код водохозяйственного участка: 10.01.03.005.

На основании договора аренды № 2 от 31.05.2019 МО «Вавожский районы» переданы ООО «Вавожское ЖКХ» во временное владение и пользование очистные сооружения КУ-400 (2КУ-200) по адресу: УР, Вавожский район. с.Нюрдор-Котья, л. Промышленная, 14б, сроком до 31.05.2029.

В п. 4.5 Решения №596-с указаны условия использования вышеназванного водного объекта, в том числе, непревышение объема сброса сточных вод в размере 51 100 куб.м./год (140 куб.м./сутки).

ООО «Вавожское ЖКХ» предоставило сведения о загруженности принадлежащих Обществу очистных сооружений в период с января 2023 по июль 2023 года.

Из предоставленных ООО «Вавожское ЖКХ» документов, включая копии журналов учета водоотведения средствами измерений, следует, что суточная загруженность очистных сооружений ООО «Вавожское ЖКХ» в период с 01.05.2023 по 31.07.2023 варьировалась от 59,3 до 140,1 куб.м./сутки.

Из предоставленных видеоматериалов установлено, что 22.05.2023 в 14 часов 20 минут принадлежащий ИП <...> автотранспорт находился около въезда на очистные сооружения. ИП <...> во въезде на очистные сооружения и сливе сточных вод сотрудники ООО «Вавожское ЖКХ» отказали, ссылаясь на исчерпание лимита сточных вод.

Несмотря на это, пропуск на очистные сооружения для слива сточных вод был предоставлен другому хозяйствующему субъекту (номер транспортного средства О023СТ 18), который прибыл на очистные сооружения позже ИП <...>.

Аналогичная ситуация произошла 23.05.2023 в 10 часов 15 минут с ИП <...>, при этом прибывшее позже ИП <...> транспортное средство (номер О023СТ 18) также было допущено в приоритетном порядке на очистные сооружения и осуществило слив сточных вод, несмотря на заявленное сотрудниками ООО «Вавожское ЖКХ» исчерпание суточного лимита принимаемых сточных вод. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.05.2023 содержатся пояснения сотрудника ООО «Вавожское ЖКХ» <...> о том, что <...> не допущен на очистные сооружения, поскольку у <...> закончился лимит слива сточных вод.

ООО «Вавожское ЖКХ» не дало пояснений относительно причин, по которым к моменту исчерпания суточного лимита сточных вод транспортное средство (номер О023СТ 18) было допущено на территорию очистных сооружений для слива сточных вод, в то время как находившимся в это же время на въезде в очистные сооружения заявителям было отказано в проезде и приеме сточных вод.

Доказательства установления ООО «Вавожское ЖКХ» требования предварительно согласовывать по телефону объемы принимаемых на очистные сооружения сточных вод в отношении иных хозяйствующих субъектов, помимо заявителей, отсутствуют.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что ООО требование «Вавожское ЖКХ» к заявителям осуществлять предварительное согласование объемов сточных вод по телефону может привести к установлению для других хозяйствующих субъектов приоритетного доступа на очистные сооружения. ООО «Вавожское ЖКХ» может произвольно определять, чей автотранспорт пропускать на очистные сооружения для слива сточных вод, что приводит либо может привести к созданию неравных условий на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с приказом ФСТ России от 12.11.2014 №1942-э ООО «Вавожское ЖКХ» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, постановлением Администрации МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики» ООО «Вавожское ЖКХ» определено гарантирующей организацией, использующей централизованную систему водоотведения на территории с. Нюрдор-Котья Вавожского района Удмуртской Республики.

Таким образом, ООО «Вавожское ЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики». Следовательно, на ООО «Вавожское ЖКХ» распространяются запреты, установленные ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и состоит из Закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности; равенство прав и свобод человека и гражданина; свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; определяет необходимость создания условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан.

К положениям ГК РФ, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся, в том числе, положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав; о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Названные конституционные нормы и положения ГК РФ обусловливают цели, принципы и сферу применения антимонопольного законодательства и в связи с этим должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона «О защите конкуренции», иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 10 ст. 4, ст. 10 Закона «О защите конкуренции» обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пп. 3, 4 ст. 1 и абзацем вторым п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Являясь хозяйствующим субъектом, занимающим в силу закона доминирующее положение на рынке, ООО «Вавожское ЖКХ» наделено особым статусом, в связи с чем Общество обязано добросовестно и ответственно вести себя по отношению к контрагентам, которыми в данном случае выступают ИП <...>, ИП <...>, <...>.

Следовательно, создание для отдельных категорий хозяйствующих субъектов необоснованных предпочтений недопустимо в условиях рыночной экономики, поскольку такие действия приводят к созданию неравных условий осуществления предпринимательской деятельности на отдельных товарных рынках.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которой хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, под созданием неравных условий понимается формирование неравного подхода к носителям идентичных по своей природе, содержанию и объему прав и обязанностей, которыми в данном случае является транспортировка и слив сточных вод на очистные сооружения.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «Вавожское ЖКХ», выразившихся в установлении требования о предварительном согласовании объемов принимаемых сточных вод по телефону, в частности, в отношении ИП <...>, ИП <...>, <...>, содержатся признаки создания дискриминационных условий на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики», поскольку указанное требование приводит либо может привести к фактам необоснованного отказа в приеме сточных вод на очистные сооружения, установлению для других хозяйствующих субъектов приоритетного права доступа на очистные сооружения, создает неравные условия ведения предпринимательской деятельности, в частности, для ИП <...>, ИП <...>, <...>.

Таким образом, в действиях ООО «Вавожское ЖКХ» содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем Удмуртским УФАС России на основании ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» в адрес ООО «Вавожское ЖКХ» было направлено предупреждение о необходимости прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№ЕС/3821/23 от 31.08.2023) (далее – Предупреждение).

Согласно Предупреждению, ООО «Вавожское ЖКХ» необходимо было в течение 14 дней со дня получения указанного предупреждения отменить требование ко всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим слив сточных вод на принадлежащие ООО «Вавожское ЖКХ» очистные сооружения, предварительно осуществлять телефонные звонки в адрес Общества для согласования объема принимаемых сточных вод, а также предоставить равный доступ всем хозяйствующим субъектам на очистные сооружения для слива сточных вод с учетом требований договоров на прием и очистку сточных вод.

Указанное Предупреждение необходимо было выполнить в течение 14 дней с момента получения.

ООО «Вавожское ЖКХ» направило в адрес Управления информацию (исх.№140 от 19.09.2023, вх. №6851-ЭП/23 от 19.09.2023) о том, что выполнило Предупреждение.

Согласно представленных документов и сведений, 18.09.2023 в 16 часов 03 минуты ООО «Вавожское ЖКХ» направило по электронной почте в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих слив сточных вод на принадлежащие Обществу очистные сооружения, включая ИП<...>, информацию о том, что предварительное согласование объема принимаемых сточных вод и предоставления доступа на очистные сооружения посредством телефонных звонков в адрес Общества не является обязательным.

Вместе с тем, из письменных пояснений и видеоматериалов, представленных ИП <...>, установлено, что 19.09.2023 в 13 часов 30 минут принадлежащий ИП <...> автотранспорт находился около въезда на очистные сооружения. ИП <...> во въезде на очистные сооружения и сливе сточных вод сотрудники ООО «Вавожское ЖКХ» отказали, ссылаясь на исчерпание лимита сточных вод. Из содержания видео установлено, что в это же время слив сточных вод осуществляло иное транспортное средство.

Сотрудник ООО «Вавожское ЖКХ» сообщил ИП <...>, что собственники транспортного средства, осуществлявшего слив сточных вод, предварительно подали заявку по телефону вчера. ИП <...> задал сотруднику ООО «Вавожское ЖКХ» вопрос относительно того, когда необходимо подавать заявку, чтобы осуществлять слив сточных вод, ответ на который дан не был.

Кроме того, в указанное время на территорию очистных сооружений заехало для слива сточных вод транспортное средство, принадлежащее ООО «Вавожское ЖКХ» (номер О023СТ).

Указанные обстоятельства подтверждаются определением ОП «Вавожское» МВД по Удмуртской Республике об отказе в возбуждении административного дела от 21.09.2023 №126/3342.

Из письменных пояснений и видеоматериалов, представленных ИП <...>, следует, что после 19.09.2023 в течение нескольких дней ИП <...> осуществлялись звонки директору ООО «Вавожское ЖКХ» <...> и мастеру <...> с целью узнать, имеется ли возможность для слива сточных вод, <...> сообщил ИП <...>, что свободных объемов нет.

<...> сообщил, что деятельность по вывозу сточных вод в период после выдачи предупреждения Удмуртским УФАС России не осуществлял.

От ИП <...> после направления Удмуртским УФАС России предупреждения в адрес ООО «Вавожское ЖКХ» не предоставлено каких-либо документов и сведений о создании в отношении него дискриминационных условий.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что ООО «Вавожское ЖКХ» продолжает препятствовать ИП <...> в сливе сточных вод на очистные сооружения, отказывает в равном доступе всем хозяйствующим субъектам на очистные сооружения для слива сточных вод. Следовательно, предупреждение не исполнено обществом.

Согласно письменным пояснениям ООО «Вавожское ЖКХ» исх. № 171 от 08.11.2023, по приезду автотранспорта ИП <...> на очистные 19.09.2023 слив сточных вод осуществлял ИП <...> (с 12.54 ч. до 13.12 ч.), а ИП <...> приехал во врем перерыва в продолжительности приема сточных вод (с 13.00 до 14.00 ч.), предусмотренного договором. 19.09.2023 транспорт ООО «Вавожское ЖКХ» также осуществлял вывоз сточных вод на очистные сооружения многоквартирных домов с. Вавож Вавожского района по ул. Победы: 51, 53, 61, 63.

Согласно сведениям почасовой загруженности очистных сооружений, предоставленного к письменным пояснениям ООО «Вавожское ЖКХ» исх. № 184 от 30.11.2023:

23.05.2023 в 14.20 ч. ООО «Вавожское ЖКХ» осуществляло слив сточных вод от МКД № 51 по ул. Победы, с. Вавож;

19.09.2023 в 14.00 ч. ООО «Вавожское ЖКХ» осуществляло слив сточных вод от МКД № 61 по ул. Победы, с. Вавож.

При этом прибывшему ранее указанного времени ИП <...> было отказано в допуске на территорию очистных сооружений с сообщением, что лимита нет, что не соответствовало действительности.

ИП <...> представлены дополнения к заявлениям от 21.11.2023, согласно которым 10.11.2023 с 09:00 ч. до 11:00 ч. ИП <...> совершил 2 рейса по 3,75 куб.м. сточных воды на очистные сооружения, приехав с третьим рейсом в 12:00 ч. <...> сообщил, что объекта для слива больше нет, потому что приедем машина ООО «Вавожское ЖКХ».

ИП <...> предоставлено видео, на котором сотрудник ООО «Вавожское ЖКХ» подтверждает, что объемов на 12:00 нет, но еще приедет одна машина.

ИП <...> сообщает, что 14.11.2023 он увез три рейса, а по приезду с 4 рейсом ему было отказано в допуске по причине отсутствия лимита.

ИП <...> предоставлено видео, на котором сотрудник ООО «Вавожское ЖКХ» подтверждает, что объемов на 12:00 нет и уезжает.

ИП <...> также сообщил, что 15.11.2023 увез один рейс, по приезду со вторым рейсом около 12:00 <...> отказал в приеме сточных вод в связи с отсутствием лимита.

Пояснения представителей ООО «Вавожское ЖКХ», данные в ходе заседаний комиссии Удмуртского УФАС России подтверждают, что общество при приеме сточных вод отдает предпочтение допуску на очистные сооружения своим транспортным средствам и транспортным средствам, вывозящих сточные воды с социальных объектов (детские сады, школы). ИП <...> неоднократно сообщалось, что лимита на сточные воды нет, потому что ожидаются машины других контрагентов или машину ООО «Вавожское ЖКХ», при фактическом наличии данного лимита.

Имеющиеся по делу доказательства свидетельствуют о том, что заявительный порядок приема ООО «Вавожское ЖКХ» фактически не отменен, а в отношении ИП <...> ООО «Вавожское ЖКХ» как субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке приема сточных вод, созданы дискриминационные условия.

04.03.2024 Комиссией Удмуртского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 018/01/10-761/2023.

ООО «Вавожское ЖКХ» предоставлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 08/01/10-761/2023 исх. № 37 от 27.03.2024, согласно которым общество не согласно с наличием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям:

1) предупреждение исполнено в полном объеме, поскольку предоставление доступа на очистные сооружения для слива сточных вод со стороны контрагентов посредством телефонных звонков не является обязательным, о чем свидетельствуют уведомления, направленные в их адрес;

2) материалами дела не подтверждается факт требования сотрудников от ИП <...>, ИП <...>, <...> в устной форме предварительного согласования объема принимаемых сточных вод по телефону, а также одностороннего отказа в приеме сточных вод. В письменных пояснениях общества отсутствует факт наличия устного требования ООО «Вавожское ЖКХ» осуществлять указанное согласование;

3) отсутствует ограничение конкуренции в связи с отсутствием претензий от заявителей по нарушению условий заключенных договоров;

4) предоставленные ИП <...> видеозаписи не являются надлежащим доказательством по делу;

5) ИП <...>, ИП <...> и <...> не заключали договоры на прием и очистку сточных вод на 2024 год, автомобиль ИП <...> арестован, в связи с чем вывод Комиссии Удмуртского УФАС России о продолжении ООО «Вавожское ЖКХ» препятствования ИП <...> в сливе сточных вод на очистные сооружения, отказе в равном доступе всем хозяйствующим субъектам на очистные сооружения для слива сточных вод, является необоснованным;

6) ИП <...>, ИП <...> и <...> не предоставили доказательств обслуживания объектов социальной инфраструктуры, которые необходимые для жизнеобеспечения населения, следовательно, осуществляли вывоз собственных сточных вод, а оказание услуг по сбору и обработке сточных вод материалами дела не подтверждается;

7) непосредственное создание дискриминационных условий в действиях ООО «Вавожское ЖКХ», то есть действий, в результате которых одно лицо (одна группа лиц) приобретает необоснованные преимущества относительно другой группы лиц, отсутствует.

Рассмотрев возражения ООО «Вавожское ЖКХ» на заключение об обстоятельствах дела, Удмуртское УФАС России считает их необоснованными на основании следующего.

Факт неисполнения предупреждения Удмуртского УФАС России подтверждается определением ОП «Вавожское» МВД по Удмуртской Республике об отказе в возбуждении административного дела от 21.09.2023 №126/3342, а также объяснения <...> от 19.09.2023, их которого следует, что на следующий день после направления уведомления ИП <...> созданы препятствия доступу на очередные сооружения, в связи с отсутствием лимита лично для ИП <...>, при этом ожидался прием сточных вод от ИП <...> по согласованной днем ранее по телефону заявке. То есть равный доступ всем хозяйствующим субъектам на очистные сооружения для слива сточных вод с учетом требований договоров на прием и очистку сточных вод отсутствует. Предварительное согласование объема принимаемых сточных вод по-прежнему осуществляется ООО «Вавожское ЖКХ». Кроме того, 19.09.2023 после ИП <...> слив сточных вод осуществляло также ООО «Вавожское ЖКХ». Таким образом, факты одностороннего отказа сотрудниками ООО «Вавожское ЖКХ» в приеме сточных вод ИП <...> подтверждаются имеющимися материалами дела.

Факт наличия устного требования ООО «Вавожское ЖКХ» к заявителям осуществлять предварительное согласование объемов сточных вод подтверждается письменными пояснениями Общества (исх. №94 от 30.06.2023, вх. № 4906-ЭП/23 от 03.07.2023; исх. №95 от 30.06.2023, вх. №4905-ЭП/23 от 03.07.2023), а также отражен в возражениях ООО «Вавожское ЖКХ» на заключение об обстоятельствах дела исх. № 37 от 27.03.2024.

Отсутствие претензий от заявителей по нарушению условий заключенных договоров к ООО «Вавожское ЖКХ» не является доказательством отсутствия ограничения конкуренции и квалифицирующим признаком ограничения конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции перечислены в п. 17 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» и не являются закрытыми. В данном случае признаками ограничения конкуренции на рынке явились признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Направление претензии является правом стороны договора. Заявители воспользовались своим правом на обращение в антимонопольный орган с заявлением, предусмотренным ст. 44 Закона «О защите конкуренции».

Факт не заключения ИП <...>, ИП <...> и <...> договоров на прием и очистку сточных вод на 2024 год, не свидетельствует об отсутствии создания дискриминационных условий со стороны ООО «Вавожское ЖКХ», а может являться последствием действий ООО «Вавожское ЖКХ» по злоупотреблению своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики». Необоснованный отказ ООО «Вавожское ЖКХ» в приеме сточных вод приводит к нерентабельности оказания услуг и последующему уходу хозяйствующих субъектов с рынка.

Непредставление ИП <...>, ИП <...> и <...> доказательств обслуживания объектов социальной инфраструктуры, которые необходимые для жизнеобеспечения населения, не является доказательством вывоза собственных сточных вод, а также не свидетельствует о неоказании ими услуг по сбору и обработке сточных вод. Обязанность по предоставлению таких доказательств в адрес ООО «Вавожское ЖКХ» отсутствует. Отсутствие у ООО «Вавожское ЖКХ» сведений об источнике сточных вод не является основанием для создания заявителям дискриминационных условий.

Согласно частям 1 и 3 статьи 45.1 Закона «О защите конкуренции» под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном Законом «О защите конкуренции» порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела. В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Предоставленные ИП <...> видеозаписи лишь подтверждают и дополняют информацию, отраженную в постановлениях ОП «Вавожское» об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.05.2023, 23.05.2023 и 21.09.2023 в связи с чем также являются доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

ООО «Вавожское ЖКХ» является субъектом естественной монополии, осуществляя деятельность в сфере водоотведения в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики». Договор водоотведения, приема и очистки сточных вод является публичным. Вместе с тем, ООО «Вавожское ЖКХ», владея очистными сооружениями, создает себе приоритетный доступ к ним, действуя одновременно и на рынке сбора, транспортировки и размещения сточных вод. Так материалами дела подтверждается, что ИП <...> неоднократно было отказано в приеме сточных вод в связи с отсутствием суточного лимита, указанием, что лимит отсутствует именно для ИП <...>, а после слив сточных вод на очистные сооружения осуществляло само ООО «Вавожское ЖКХ». Действия ООО «Вавожское ЖКХ» указывают именно на злоупотребление доминирующим положением на рынке водоотведения, направленном в том числе на устранение конкурентов со смежного рынка сбора, транспортировки и размещения сточных вод.

Таким образом, дискриминационные условия доступа к очистным сооружениям создаются непосредственно действиями ООО «Вавожское ЖКХ». ООО «Вавожское ЖКХ», манипулирует суточным объемом сброса сточных вод в собственных интересах, ставя ИП <...> в неравное положение на рынке по сравнению, в частности, с самим же ООО «Вавожское ЖКХ».

При изложенных обстоятельствах в действиях ООО «Вавожское ЖКХ», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики» путем создания ИП <...> дискриминационных условий в виде необоснованного отказа в приеме сточных вод на очистные сооружения при фактическом наличии лимита, имеется нарушение п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарном рынке.

В связи с наличием в действиях ООО «Вавожское ЖКХ» нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», Комиссией Удмуртского УФАС России установлена необходимость выдачи ООО «Вавожское ЖКХ» предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения статьи 14.31 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Руководствуясь статьями 10, 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ООО «Вавожское жилищно-коммунальное хозяйство» (427310, Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Интернациональная, д. 74, ОГРН: 1021800918380, дата присвоения ОГРН: 01.11.2002, ИНН: 1803000384, КПП: 182101001) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики» путем создания ИП <...> дискриминационных условий в виде необоснованного отказа в приеме сточных вод на очистные сооружения при фактическом наличии лимита, что приводит или может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

2. Выдать ООО «Вавожское жилищно-коммунальное хозяйство» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

- исключить случаи отказа в приеме сточных вод на очистные сооружения при фактическом недостижении суточного лимита объема сброса сточных вод на момент приезда ИП <...> на очистные сооружения, находящиеся во временном владении и пользовании ООО «Вавожское ЖКХ»;

- повести учебу с сотрудниками ООО «Вавожское ЖКХ», предметом которой является обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на очистные сооружения, находящиеся во временном владении и пользовании ООО «Вавожское ЖКХ».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Вавожское жилищно-коммунальное хозяйство» и его виновного должностного лица.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                         <...>

 

<...>

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия, либо в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны