Постановление №018/04/14.33-712/2023 часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ от 1 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 018/04/14.33-712/2023

26 февраля 2024 года г. Ижевск

Я, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностного лица – директора филиала АО «Газпром газораспределение Ижевск» в г.Ижевске <…>,

Дата рождения: <…>,

Место рождения: г. <…>,

Место прописки (жительства): г. <…>, пр. <…>, д. <…>,

Привлекался ли ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения: не привлекался;

Семейное положение, наличие, количество иждивенцев, возраст: женат, на иждивении 3

детей 2000 г.р, 2007 г.р, 2011 г.р.;

Материальное положение: сведения не представлены;

Место работы, адрес, должность (на дату совершения правонарушения): директор филиала

АО «Газпром газораспределение Ижевск» в г. Ижевске; адрес: г. Ижевск, ул. Гагарина, 73; Документ, удостоверяющий личность: паспорт серии <…> № <…>, выдан <…>;

В отсутствие <…>, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (определение от 26.01.2024 направлено почтовым

отправлением №80094092851523, возвращено в связи с истечением срока хранения);

Место рассмотрения дела: г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 24, каб. 313;

УСТАНОВИЛА:

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ послужило принятие комиссией антимонопольного органа решения от 02.06.2023 по делу № 018/01/14.8-133/2023, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, в частности ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Между ЖСК «Электрон» и РОАО «Удмуртгаз» (правопредшественник АО «Газпром газораспределение Ижевск») заключен договор №2-708-04/2008 от 04.03.2008 на оказание слуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. Количество газового оборудования - 80 газовых плит (Приложение №1 к договору). Перечень работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования указан в Приложении №2 к договору.

Из п. 5.1 договора следует, что он вступает в силу со дня заключения и действует неопределенный срок.

Согласно п. 6.2 договора, изменения и дополнения к настоящему договору действительны, если они совершены в письменном виде и подписаны обеими сторонами договора.

Из материалов дела следует, что АО «Газпром газораспределение Ижевск» в адрес ЖСК направлено уведомление от 06.12.2021 №01-09/2856 об изменении стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО в МКД, расположенных на территории УР на 2022 год.

ЖСК «Электрон», учитывая обязанность заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, действуя в интересах жильцов, заключил договор с ООО «Городской газовый сервис» от 14.06.2022 №2-0906/2022 по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО, на условиях о цене договора, которая значительно ниже стоимости аналогичных услуг, оказываемых АО «Газпром газораспределение Ижевск». Перечень работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и количество газовых плит (80 шт.) указаны в Приложениях №2 и №3 к договору.

ЖСК «Электрон» в адрес АО «Газпром газораспределение Ижевск» направлено уведомление о расторжении договора №2-708-04/2008 от 04.03.2008. Уведомление о расторжении договора получено обществом 23.08.2022 года. Однако со стороны АО «Газпром газораспределение Ижевск» получен ответ от 14.10.2022, согласно которому договор является действующим и подлежит исполнению в полном объеме на согласованных сторонами условиях. Из содержания указанного ответа также следует, что АО «Газпром газораспределение Ижевск» не признает односторонний отказ от исполнения договора и считает, что договор №2-708-04/2008 от 04.03.2008 является действующим и подлежит исполнению на прежних условиях.

Между ТСЖ «Барышникова, 31» и РОАО «Удмуртгаз» заключен договор № 2-810-04/2008 от 02.04.2008 на оказание слуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования - 142 газовых плиты (Приложение №1 к договору). Перечень работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования указан в Приложении №2 к договору.

Из п. 5.1 договора следует, что он вступает в силу со дня заключения и действует неопределенный срок.

Согласно п. 6.2 договора, изменения и дополнения к настоящему договору действительны, если они совершены в письменном виде и подписаны обеими сторонами договора.

Из материалов дела следует, что АО «Газпром газораспределение Ижевск» в адрес ТСЖ направило уведомление от 06.12.2021 №01-09/2856 об изменении стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО в МКД, расположенных на территории УР, на 2022 год.

09.06.2022 между ТСЖ «Барышникова, 31» и ООО «Городской газовый сервис» заключен договор №2-2505/2022 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Перечень работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и количество газовых плит (142 шт.) указаны в Приложениях №2 и №3 к договору.

ТСЖ «Барышникова, 31» направило в АО «Газпром газораспределение Ижевск» письменное уведомление (б/н, б/д) о расторжении договора № 2-810-04/2008. В письме ТСЖ «Барышникова, 31» уведомило АО «Газпром газораспределение Ижевск» о том, что 09.06.2022 с ООО «Городской газовый сервис» между сторонами заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В ответ АО «Газпром газораспределение Ижевск» (исх. №01-09/1653 от 21.07.2022) указало, что уведомление о расторжении договора получено 23.06.2022. Из содержания указанного ответа следует, что АО «Газпром газораспределение Ижевск» не признает односторонний отказ от исполнения договора и считает, что ранее заключенный договор №2-810-04/2008 от 02.04.2008 является действующим и подлежит исполнению на прежних условиях.

ООО «Городской газовый сервис» представило в материалы дела копии договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенных с ЖСК «Электрон» (№2-0906/2022 от 14.06.2022) и с ТСЖ «Барышникова, 31» (№2-2505/2022 от 09.06.2022).

Также ООО «Городской газовый сервис» предоставило в материалы дела копию соглашения с АО «Газпром газораспределение Ижевск» №2-2295-01/2022 от 16.08.2022 на аварийнодиспетчерское обслуживание на объектах по адресам: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 31, (ЖСК «Электрон»), ул. им. Барышникова, 31 (ТСЖ «Барышникова, 31»).

На основании пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.

В соответствии с пунктом 21 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее - Правила № 290) к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, относятся, в частности, организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.

Правила пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Правила №410).

В соответствии с пунктом 16 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Оказание названных услуг может осуществлять только «специализированная организация» организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В силу п. 41 Правил № 410 Заказчик вправе требовать:

а) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами;

б) внесения изменений в условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в части, касающейся перечня оборудования, входящего в состав обслуживаемого внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в случае изменения количества и типов входящего в его состав оборудования;

в) снижения (перерасчета) платы за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, вытекающих из договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) возмещения ущерба, причиненного в результате действий (бездействия) исполнителя;

д) расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или)

внутриквартирного газового оборудования в одностороннем порядке в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами и указанным договором.

В силу п. 65 Правил договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования может быть расторгнут по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков смешанного договора правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона к отдельным отношениям сторон по договору (пункт 2). Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт

3).

Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования прямо не предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако данный договор предусмотрен Правилами №410. При этом, исходя из приведенных положений Правил, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования является смешанным, и содержит элементы договоров подряда и оказания услуг (абз. 9 п. 2 Правил № 410).

Таким образом, к договору подлежат применению правила глав 37 и 39 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствующих частях. Такой вывод не противоречит определениям Верховного Суда Российской Федерации (определения от 05.10.2020 № 309-ЭС20-13438 и от 15.03.2021 № 307-ЭС21-897).

Нормами упомянутых глав ГК РФ предусмотрено право заказчика отказаться от договора. Так, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик в силу статьи 717 ГК РФ может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу

В пункте 1 статьи 782 ГК РФ указано, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

С учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 11 и 13 постановления от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», односторонний отказ заказчика от исполнения договора подряда и договора возмездного оказания услуг является безусловным правом заказчика.

В то же время, пункты 38 и 65 Правил прямо предусматривают применение к договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования положений ГК РФ, в т.ч. и в части регулирования иных оснований одностороннего расторжения договора заказчиком.

В судебной практике признано соответствующим действующему гражданскому законодательству односторонний отказ заказчика от договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, заключенного с одной специализированной организацией, при условии возмещения последней понесенных при исполнении договора фактических затрат и заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО с другой специализированной организацией. Отказ от договора признается правомерным, в частности, если заказчик при этом действовал разумно и добросовестно, исполнил возложенную на него обязанность по обеспечению технического обслуживания внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования МКД. Принимается во внимание и то, что в данной сфере товарного рынка отсутствует монополия и действует право потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования.

Указанный правовой подход следует из определений Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2020 № 309-ЭС20-13438 и от 15.03.2021 № 307- ЭС21-897.

В силу положений ст. 310, 450.1, 714, 782 ГК РФ и п. 11 и 13 постановления от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» отказ от спорного договора возможен, но при условии соблюдения условий: оплаты ответчику всех исполненных услуг и заключения истцом надлежащего договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования с другой специализированной организацией.

Как установлено ЖСК «Электрон» и ТСЖ «Барышникова, 31» заключили договоры с ООО «Городской газовый сервис» на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО. Председатель правления ТСЖ «Барышникова, 31» Щепина И.В. на заседании комиссии от 14.04.2023 подтвердила факт отсутствия задолженности по оплате перед АО «Газпром газораспределение Ижевск». Также при рассмотрения арбитражными судами двух инстанций дела №А71-16875/2022, имеющего преюдициальное значение для настоящего дела, установлено отсутствие задолженности ЖСК «Электрон» по оплате перед АО «Газпром газораспределение Ижевск».

ООО «Городской газовый сервис» является специализированной организацией в соответствии с положениями Правил №410, т.е. имеет право выступать исполнителем по договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах.

Кроме того, соглашение, заключенное между ООО «Городской газовый сервис» и АО «Газпром газораспределение Ижевск» №2-2295-01/2022 от 16.08.2022 на аварийно-диспетчерское обслуживание на объектах по адресам: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 31 (ЖСК «Электрон»), ул. им. Барышникова, 31 (ТСЖ «Барышникова, 31») свидетельствует о том, что количество ВДГО, подлежащего обслуживанию и ремонту в договорах совпадают (80 газовых плит в ЖСК «Электрон», 142 газовых плиты в ТСЖ «Барышникова, 31»).

Согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 4) статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В целях определения наличия конкурентных отношений между ООО «Городской газовый сервис» и АО «Газпром газораспределение Ижевск» Удмуртским УФАС России проведен анализ рынка, по результатам которого составлен аналитический отчет от 14.03.2022 о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории г. Ижевска Удмуртской Республики в период с 14.10.2021 по 31.12.2022.

Временной интервал исследования рынка определен периодом с 14.10.2021 по 31.12.2022.

Продуктовые границы рынка установлены как рынок по обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Географическими границами рынка по обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования был определен г. Ижевск, Удмуртская Республика.

По итогам проведения анализа рынка установлено, что АО «Газпром газораспределение Ижевск» (ИНН 1826000260) и ООО «Городской газовый сервис» (ИНН 1832161354) являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории г. Ижевска, Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

  • осуществляться хозяйствующим субъектом - конкурентом;
  • быть направленными на получение преимуществ при осуществлении

предпринимательской деятельности;

  • противоречить положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота,требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинить или быть способными причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Отсутствие одного из данных обстоятельств исключает возможность квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в виде недобросовестной конкуренции.

Согласно статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Управлением установлено, что АО «Газпром газораспределение Ижевск» и ООО «Городской газовый сервис» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

Действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» по отказу от признания договоров расторгнутыми на основании уведомлений ЖСК «Электрон» и ТСЖ «Барышникова, 31», направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку, считая, что договоры являются действующими, исполнитель может продолжать беспрепятственно оказывать услуги и получать доход. При этом АО «Газпром газораспределение Ижевск», являясь монополистом на рынке газораспределения, может приостановить подачу газа на основании пп. «а» п. 80 Правил №410 в случае отказа заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что может повлечь за собой отключение потребителей (жителей многоквартирных домов) от подачи газа.

Действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, поскольку препятствуют свободе экономической деятельности хозяйствующих субъектов, здоровой конкуренции и эффективному функционированию рынка по обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, направлены на монополизирование данного рынка.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» могут причинить убытки ООО «Городской газовый сервис» либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда), поскольку непризнание факта расторжения договоров может привести к невозможности ООО «Городской газовый сервис» приступить к исполнению обязательств по договорам на обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ТСЖ и ЖСК и, как следствие, к невозможности получения того дохода, на который рассчитывал хозяйствующий субъект.

Таким образом, несогласие АО «Газпром газораспределение Ижевск» с расторжением договоров в уведомительном порядке и отказ от добровольного расторжения направлены на исключение конкуренции, противоречат действующему законодательству, обычаям делового оборота, требованиям разумности, добропорядочности и справедливости, способны причинить убытки ООО «Городской газовый сервис», что является нарушением статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

Фактически договор между АО «Газпром газораспределение Ижевск» и ЖСК «Электрон» был расторгнут 19.04.2023 только по решению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А71-16875/2022.

Таким образом, действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» образуют событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административнохозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 -

15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи

19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно приказу о приеме работника на работу № УГлс-00129 от 06.04.2022 <…> в период с 07.04.2022 по 06.04.2023 занимал должность директора в филиале АО «Газпром газораспределение Ижевск».

Письма об отказе от расторжения договоров в уведомительном порядке, направленные в ТСЖ «Барышникова, 31» (исх. №01-09/1653 от 21.07.2022) и ЖСК «Электрон» (исх. № 01-09/2337 от 14.10.2022), подписаны директором филиала <…>.

11.10.2023 в отношении <…> составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств дела и неявкой лица на рассмотрение дела.

25.01.2024 защитник приобщила к делу письменные возражения и ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.

Определением от 25.01.2024 рассмотрение дела было отложено на 26.02.2024.

26.02.2024 дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие <…>, уведомленного надлежащим образом.

Из содержания письменных возражений от 25.01.2024 следует, что <…> не согласен с фактом вменяемого правонарушения, считает, что его действия законодательству не противоречили, а соответствовали положениям ГК РФ и Правилам №410. Также при принятии решения об отказе от расторжения договоров он руководствовался судебной практикой (судебные акты по делам №№ А71-4613/2021, А71-12056/2021, А71-16725/2022). На момент вынесения предупреждения и установленного в нем срока для исполнения имелось вынесено судебное решение по иску ЖСК «Электрон» в пользу АО «Газпром газораспределение Ижевск» (дело № А71-16875/2022). Обслуживание ВДКО и ВДГО осуществляется только один раз в год, следовательно, Общество, отказывая в расторжении договоров, не допустило действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Также Общество не причинило и не могло причинить ООО «Городской газовый сервис» убытки, так как к моменту очередного технического обслуживания ЖСК «Электрон» и ТСЖ «Барышникова 31» добровольно предпочли отказаться от услуг ООО «Городской газовый сервис». Таким образом, поведение должностного лица не является злоупотреблением доминирующего положения в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и имеет разумное оправдание.

Рассмотрев письменные возражения лица от 25.01.2024, считаю их несостоятельными по следующим основаниям.

В отношении рассматриваемого дела преюдициальное значение имеют судебные акты по делу № А71-16875/2022, вынесенные Семнадцатым арбитражным апелляционным судом от 19.04.2023 и Арбитражным судом Уральского округа от 01.09.2023, в соответствии с которыми действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» по отказу от расторжения договора с ЖСК «Электрон» признаны несоответствующими требованиям гражданского законодательства. Таким образом, вне зависимости от даты вступления в законную силу судебного решения по делу № А7116875/2022, действия должностного лица юридического лица носили неправомерный характер, противоречили обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могли причинить ООО «Городской газовый сервис» убытки. Действия ЖСК

«Электрон» и ТСЖ «Барышникова 31», отказавшихся от услуг ООО «Городской газовый сервис» не могут быть поставлены в причинно-следственную связь с актом недобросовестной конкуренции, совершенным при непосредственном участии <…>.

Событие административного правонарушения выразилось в осуществлении акта недобросовестной конкуренции, запрещенной в силу ст.14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

Состав административного правонарушения образуют следующие элементы.

Объект – общественные отношения в антимонопольной сфере, охраняемые ФЗ «О защите конкуренции».

Объективная сторона – осуществление акта недобросовестной конкуренции, выразившейся в действиях юридического лица, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинивших или, которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушений являются место, время и способ совершения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: Удмуртская Республика, г. Ижевск.

Время совершения административного правонарушения: 21.07.2022, 14.10.2022 (даты уведомлений об отказе от расторжения договоров).

Срок давности по ст. 14.33 КоАП РФ составляет один год со дня принятия решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения. Решение по делу № 018/01/14.8133/2023, которым установлен факт нарушения принято 02.06.2023. Таким образом, срок давности привлечения к ответственности не истек.

Способ совершения правонарушения – бездействие по расторжению договоров и направление контрагентам уведомления об отказе от расторжения договоров.

Субъект правонарушения: должностное лицо - директор филиала АО «Газпром газораспределение Ижевск» в г. Ижевске <…>.

Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется виной в форме умысла, поскольку должностное лицо не желало расторгать договор на обслуживание ВКГО и препятствовало его добровольному расторжению с целью получения преимущества на конкурентном рынке, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, при этом, имея возможность соблюдения законодательства о защите конкуренции, не предпринял достаточных мер для недопущения совершения правонарушения.

Доказательств принятия должностным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для его соблюдения при рассмотрении дела не представлено.

Таким образом, в действиях <…> установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ.

При определении вида и размера административного наказания учитываются следующие данные: основания, исключающие производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ; характер административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ; давность привлечения к административной ответственности; обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность; имущественное и финансовое положение Общества.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность: совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не выявлены.

Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождение должностного лица от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Характер совершенного <…> административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. Умышленные действия должностного лица по отказу от признания договоров подряда расторгнутыми на основании уведомлений ЖСК «Электрон» и ТСЖ «Барышникова, 31», направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку, считая, что договоры являются действующими, исполнитель может продолжать беспрепятственно оказывать услуги и получать доход. Действия должностного лица противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, поскольку препятствуют свободе экономической деятельности хозяйствующих субъектов, здоровой конкуренции и эффективному функционированию рынка по обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, направлены на монополизирование данного рынка.

На основании вышеизложенного прихожу к выводу об отсутствии оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом собранных доказательств, установленных по делу обстоятельств, характера совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств, при наличии смягчающего обстоятельства, учитывая личность лица, имущественное и финансовое положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, считаю возможным применить в отношении должностного лица меру административного наказания в виде штрафа в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.2, 2.10, 3.5, 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.33, статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать должностное лицо - директора филиала АО «Газпром газораспределение Ижевск» <…> (дата рождения: <…>; место рождения: г. <…>; место прописки (жительства): г. <…>, пр. <…>, <…>, паспорт серии <…>№ <…>, выдан <…>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
  2. Назначить <…>административное наказание в виде штрафа в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей 00 копеек за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ,

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В силу статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Информация о получателе штрафа:

УФК по Удмуртской Республике (Удмуртское УФАС России)

ИНН 1831038485 КПП 184101001

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА БАНКА РОССИИ//УФК

по Удмуртской Республике г. Ижевск

БИК 019401100

Единый казначейский счет 40102810545370000081

Казначейский счет 03100643000000011300

КБК 161 1 16 01141 01 0033 140 ОКТМО 94 701 000

Приложение: платежное поручение на оплату – на 1 л. в 1 экз.

Связанные организации

Связанные организации не указаны