Определение б/н определение об отложении от 11 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 018/01/16-55/2024 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 марта 2024 года                                                                                                       г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…>, начальник отдела антимонопольного контроля (отсутствует); <…>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует); <…>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует); <…>, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля; <…>, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, кворум соблюден,

в присутствии:

<…> – представителя Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска по доверенности,

<…> – представителя ООО «СЗ «Ухтомского один» по доверенности,

в отсутствие иных лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 018/01/16-55/2024, возбужденного в отношении бывшего Главы МО «Город Ижевск» <…>, Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска и ООО «Специализированный застройщик «Ухтомского один» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В связи с выявлением в действиях бывшего Главы МО «Город Ижевск» <…>, Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска и ООО «Специализированный застройщик «Ухтомского один» признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России приказом от 26.01.2024 №6/24 возбуждено дело №018/01/16-55/2024 о нарушении антимонопольного законодательства.

По факту согласованных действий между указанными лицами Следственным управлением Следственного комитета России по Удмуртской Республике постановлением от 25.07.2023 возбуждено уголовное дело №12302940016002873 по обвинению бывшего Главы МО «Город Ижевск» <…> в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 285 УК РФ.

Из представленных материалов уголовного дела установлено следующее.

По эпизоду злоупотребления должностными полномочиями <…> в интересах ООО «Специализированный застройщик «Ухтомского один» установлено лоббирование Главой МО «Город Ижевск» <…> и КЗиЗ интересов названного застройщика путем предоставления последнему земельного участка в целях строительства многоквартирного дома в обход конкурентных процедур посредством незаконного перераспределения земельных участков.

 В период с 07.04.2021 по 15.04.2021 <…>, достоверно осведомленный о невозможности перераспределения земель в кадастровом квартале 18:26:050944 за счет земельных участков муниципальной собственности и земель неразграниченной государственной собственности, действуя в интересах Застройщика, как вышестоящий руководитель дал незаконное указание членам КЗиЗ проголосовать за согласование Соглашения о перераспределении земель, а также заручился поддержкой депутата Городской думы г. Ижевска <…>, чем обеспечил согласование заключения Соглашения на КЗиЗ 15.04.2021.

Также 15.04.2021 кадастровым инженером МБУ «АПБ» <…> на основании договора подряда с ООО «СЗ «Ухтомского один» от 09.04.2021 подготовлен межевой план в связи с образованием четырех земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:050944:1, 18:26:050944:11, 18:26:050944:36, 18:26:050944:43 18:26:050947:517, 18:26:050944:57, 18:26:050944:60 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом по указанию директора МБУ «АПБ» <…> кадастровым инженером в межевой план внесены недостоверные сведения относительно предельных минимальных параметров (размеров) земельных участков в размере 2200 кв.м., что явилось основанием для последующей регистрации межевого плана в Управлении Росреестра по Удмуртской Республики.

19.04.2021 и.о. прокурора Октябрьского района г. Ижевска <…> на имя Главы МО «Город Ижевск» <…>  направлен запрос о предоставлении копий документов, послуживших основанием для перераспределения 15.04.2021 земельных участков по ул. Ухтомского, 4, 7, 8, 10 г. Ижевска в связи с проведением проверки соблюдения требований земельного законодательства, а 18.05.2021 по результатам проведенной проверки им же внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства на решение КЗиЗ от 15.04.2021 в части заключения Соглашения о перераспределении земельного участка в пользу Застройщика, чем создано препятствие для завершения перераспределения земельных участков, поскольку вмешательство органов прокуратуры вынудило сотрудников УИОиЗР приостановить направление изготовленного <…> межевого плана в Управление Росреестра по Удмуртской Республики для его государственной регистрации.

Далее в период с 18.05.2021 по 15.07.2021 <…> в ходе неоднократных личных встреч в прокуратуре Октябрьского района г. Ижевска предложил <…> оказать содействие в незаконном перераспределении земельного участка в пользу Застройщика, убедив сотрудников УИОиЗР повторно рассмотреть обращение ООО «СЗ «Ухтомского один» на КЗиЗ.

В ходе совещания в прокуратуре Октябрьского района г. Ижевска 15.07.2021 <…>, достоверно осведомленный о незаконности перераспределения земельных участков в пользу ООО «СЗ «Ухтомского один», убедил начальника УИОиЗР <…> повторно рассмотреть обращение ООО «СЗ «Ухтомского один» на КЗиЗ, согласовав дату ее проведения и пообещав выступить на КЗиЗ лично.

Кроме того, в период с 18.05.2021 по 22.07.2021 <…>, осознавая невозможность перераспределения земель в кадастровом квартале 18:26:050944 за счет земельных участков муниципальной собственности и земель неразграниченной государственной собственности, действуя в интересах Застройщика, заручившись поддержкой прокурора Октябрьского района г. Ижевска <…>, лично выступившего на КЗиЗ в поддержку заключения с ООО «СЗ «Ухтомского один» соглашения о перераспределении, как вышестоящий руководитель дал незаконное указание членам КЗиЗ проголосовать за согласование Соглашения о перераспределения, чем повторно обеспечил согласование последними заключения Соглашения на КЗиЗ 22.07.2021.

После этого, в период с 22.07.2021 по 31.08.2021 Глава МО «Город Ижевск» <…>, осознавая невозможность перераспределения земель в кадастровом квартале 18:26:050944 за счет земельных участков муниципальной собственности и земель неразграниченной государственной собственности, действуя в интересах Застройщика, несмотря на отказ в подписании незаконного Соглашения о перераспределении земельных участков в интересах Застройщика начальником УИОиЗР <…> незаконно, в нарушение п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), лично подписал Соглашение № 590п от 25.08.2021 о перераспределении земельных участков в интересах Застройщика, а также путем дачи незаконного указания <…> обеспечил выдачу Застройщику его экземпляра Соглашения до полной оплаты кадастровой стоимости земли только 09.09.2021.

Изложенное подтверждается представленными материалами уголовного дела №12302940016002873: показаниями свидетелей <…>, результатами оперативно-розыскной деятельности («ПТП», «Наблюдение»), протоколами осмотра мобильных телефонов <…>.

О согласованности действий бывшего Главы МО «Город Ижевск» <…> и застройщика свидетельствует протокол осмотра мобильного телефона <…> (директор ООО «СЗ «Ухтомского один») от 11.07.2023, в котором отражена переписка с Главой МО «Город Ижевск» <…> в мессенджере WhatsApp по вопросу перераспределения земельных участков на ул. Ухтомского г. Ижевска. Также об этом свидетельствует переписка с <…> (начальник управления имущественных отношений и земельных ресурсов) по вопросу перераспределения земельных участков.

Незаконность перераспределения в пользу ООО «СЗ «Ухтомского один» земельных участков муниципальной и неразграниченной государственной собственности в нарушение п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ также подтверждается представленными показаниями допрошенных в качестве свидетелей <…>, протоколом осмотра аудиозаписи совещания с участием <…> в прокуратуре Октябрьского района г. Ижевска 15.07.2021, ответом на запрос ФАУ «Единый институт пространственного планирования РФ», заключением землеустроительной судебной экспертизы.

Так, при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности с кадастровыми номерами 18:26:050944:1 (1095 кв.м.), 18:26:050944:36 (747 кв.м.), 18:26:050944:43 (852 кв.м.), 18:26:050944:11/1         (230     кв.м.), 18:26:050947:57/5     (28       кв.м.), 18:26:050947:60/2 (315 кв.м.) и находящихся в кадастровом квартале 18:26:050944 земель неразграниченной государственной собственности площадью 1354 кв.м., отсутствовали признаки вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. При этом, в данном случае возможно образовать самостоятельный участок из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 18:26:050944 и земельных участков муниципальной собственности с кадастровыми номерами 18:26:050944:11/1, 18:26:050947:57/5, 18:26:050947:60/2 в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденным Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 № 344, предельные минимальные значения площади земельного участка для зоны Ж1 установлены в размере 1000 кв.м. Кроме того, в данном случае при формировании самостоятельного земельного участка имелся непосредственный доступ к землям общего пользования (подъездные пути).

Пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено общее правило, в соответствии с которым продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

В соответствии с подпунктами 1, 3, 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности:

- Подпункт 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В данном же случае при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков изменение границ земельного участка не исключает признаки вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

- Подпункт 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.

В данном случае на испрашиваемой территории неразграниченной государственной собственности расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения «Проезд вдоль домов ул. Ухтомского, 1, 2, 4, 7, 8, 9, входящая в состав Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Ижевск», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска №700/1 от 13.07.2010, а также числится в реестре муниципального имущества г. Ижевска.

- Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Вместе с тем на испрашиваемой территории возможно сформировать самостоятельный земельный участок с учетом минимальных норм земельных участков, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны.

Таким образом, оснований для согласования Соглашения о перераспределении земельных участков у КЗиЗ не имелось.

Отсутствие указанных оснований подтверждается протоколом заседания КЗиЗ от 21.01.2021 №2, которым ранее обращение ООО «СЗ «Ухтомского один» по вопросу перераспределения земельного участка оставлено без удовлетворения с подробным обоснованием фактов, исключающих возможность перераспределения. На момент согласования перераспределения земельных участков (протоколы заседания КЗиЗ от 15.04.2021, 22.07.2021) основания для такого перераспределения не изменились, вместе с тем КЗиЗ принято решение согласовать заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

В результате рассмотренных действий бывшего Главы МО «Город Ижевск» <…> и КЗиЗ, совершенных в нарушение п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, из собственности муниципального образования «Город Ижевск» безвозвратно выбыл земельный участок площадью 1927 кв.м, и рыночной стоимостью 12 985 000 рублей, а Застройщик добился получения указанного земельного участка без торгов по заниженной относительно рыночной кадастровой стоимости в размере 8 537 130 руб., и, тем самым, увеличил площадь планируемой застройки многоквартирного дома.

Согласно представленным показаниям допрошенных в качестве свидетелей представителей организаций-застройщиков <…> (ООО «Сокол») и <…> (ГК «Калинка-Групп»), незаконно отчужденный земельный участок неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 18:26:050944 является ликвидным и востребованным для строительства многоквартирных жилых домов в связи с его выгодным расположением в г. Ижевске.

Совершение бывшим Главой МО «Город Ижевск» <…> и КЗиЗ названных действий повлекло за собой нарушение прав и законных интересов иных организаций-застройщиков, претендующих на приобретение вышеуказанного земельного участка по итогам проведения конкурентных процедур.

Согласно статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции

Совокупность изложенного свидетельствует о заключении между бывшим Главой МО «Город Ижевск» <…>, КЗиЗ и ООО «СЗ «Ухтомского один» ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на предоставление земельного участка строительному застройщику в преимущественном порядке в обход процедуры проведения торгов, без наличия на то оснований, путем необоснованного перераспределения земельных участков.

В соответствии со статьей 24 Устава МО «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 г. № 333, структуру органов местного самоуправления городского округа составляет в том числе Глава МО «Город Ижевск». Глава МО «Город Ижевск» наделен настоящим Уставом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Согласно Положению о Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска, утвержденному постановлением Администрации г. Ижевска от 27.06.2012 № 625 (далее – Положение №625), Комиссия по землепользованию и застройке города Ижевска формируется в целях реализации Правил землепользования и застройки города Ижевска (далее – Правила застройки), а также в целях реализации Администрацией города Ижевска государственной политики в области предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, а также по использованию земель или земельных участков без их предоставления и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения №625 КЗиЗ является постоянно действующим коллегиальным органом при Администрации города Ижевска.

КЗиЗ принимает решения коллегиально путем открытого голосования простым большинством голосов.

Осуществление КЗиЗ функций органа власти выражается в том, что она коллегиально вправе принимать решения, воздействующие на субъектов, не находящихся в служебной зависимости от нее, в том числе посредством воздействия на условия предоставления разрешения на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

Осуществляя функции органа власти, КЗиЗ, равно как Глава МО «Город Ижевск», являются субъектами, на которых распространяются запреты статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Рассматриваемые действия по обходу конкурентных процедур в целях передачи земельного участка застройщику на преимущественных условиях могли привести к нарушению прав иных потенциальных застройщиков, которые имели намерение получить указанный земельный участок.

Совокупность вышеуказанных действий по реализации антиконкурентных соглашений, целью которых являлось лоббирование интересов строительного застройщика посредством необоснованного перераспределения земельных участков и предоставление земельного участка на неконкурентной основе, свидетельствует о наличии в действиях бывшего Главы МО «Город Ижевск» <…>, КЗиЗ и  ООО «СЗ «Ухтомского один» признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку последние порождают негативные последствия в виде ограничения конкуренции на рынке строительства.

Определением от 12.02.2024 дело было назначено к рассмотрению на 11.03.2024.

11.03.2024 на заседании Комиссии ООО «Специализированный застройщик «Ухтомского один» заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела, а также установлена необходимость в проведении аналитического отчета о состоянии конкурентной среды, в дополнительном выяснении обстоятельств дела, в обеспечении прав участвующих в деле лиц.

При изложенных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что принятие законного и обоснованного решения в данном заседании невозможно в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.

Руководствуясь статьями 40, 41, 42, 45, пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 018/01/16-55/2024 отложить.
  2. Назначить рассмотрение дела № 018/01/16-55/2024 на 4 апреля 2024 года в 14 часов 30 минут (время местное) в помещении Удмуртского УФАС России по адресу: ул. Ухтомского, дом 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).
  3. Ответчикам по делу - бывшему Главе МО «Город Ижевск» <…>, КЗиЗ и  ООО «СЗ «Ухтомского один» в срок до 29.03.2024 представить письменные пояснения по существу дела, описанному в настоящем определении.

 

Лица вправе участвовать в заседании Комиссии посредством ВКС. Ссылка для подключения - https://fas1.tconf.rt.ru/c/0637404269.

 

Явка лиц, участвующих в деле, их представителей (с доверенностью на участие в деле) обязательна.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе представить иные документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению и принятию решения по настоящему делу.

Копии документов, предоставленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Предоставленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 315, согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с <…>.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии                                                                                                

 

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны