Определение б/н Определение о назначении дела к рассмотрению от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 018/01/10-761/2023 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

3 октября 2023 года                                                                                                   г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <...>, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 03.10.2023 №85/23 о возбуждении дела и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Вавожское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ООО «Вавожское ЖКХ») по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

у с т а н о в и л:

 

В Удмуртское УФАС России, в том числе из Прокуратуры Удмуртской Республики, поступило заявление ИП <...> (исх. б/н от 31.05.2023; вх.№4147-ЭП/23 от 02.06.2023; исх.№07-233-2023/Нр1788-23 от 24.07.2023, вх.№5574/23 от 28.07.2023) с жалобой на действия ООО «Вавожское ЖКХ», выразившиеся, по мнению заявителя, в ограничении режима приема сточных вод, установлении требования предварительно согласовывать объемы принимаемых на очистные сооружения сточных вод по телефону, препятствовании в приеме сточных вод на очистные сооружения.

Кроме того, в адрес Управления поступили заявления ИП <...> (исх. б/н от 31.05.2023, вх.№4215-ЭП/23 от 06.06.2023), <...>(исх. б/н б/д, вх.№4840 от 29.06.2023) с аналогичными доводами.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, на основании ч. 6 ст. 44 Закона «О защите конкуренции», п. 3.39 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339, в адрес ООО «Вавожское ЖКХ» были направлены запросы информации (исх.№№ЕК/2727/23 от 22.06.2023; ЕК/2730/23 от 22.06.2023; ЕК/3193/23 от 21.07.2023).

По результатам рассмотрения заявлений, предоставленных документов и сведений Удмуртским УФАС России установлено следующее.

Между заявителями и ООО «Вавожское ЖКХ» заключены договоры на прием и очистку сточных вод (с ИП <...> и ИП <...> от 24.01.2023, с <...> от 24.05.2023). Указанные договоры не содержат условий об ограничении объема принимаемых от заявителей на очистные сооружения сточных вод.

В соответствии с указанными договорами режим приема сточных вод с автотранспорта заявителей на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ» установлен с 9 до 17 часов, технологический перерыв с 13 до 14 часов, что корреспондируется с приказом Общества от 21.04.2023 №22/ОД.

Установление режима приема сточных вод на очистные сооружения с 9 до 17 часов с технологическим перерывом с 13 до 14 часов обусловлено высокой степенью износа очистных сооружений ООО «Вавожское ЖКХ», введенных в эксплуатацию в 1977 году, необходимостью обеспечения их безаварийной эксплуатации, что подтверждается технической документацией, паспортом очистных сооружений.

Кроме того, ООО «Вавожское ЖКХ» направило в адрес Управления копии договоров на прием и очистку сточных вод, заключенных с иными хозяйствующими субъектами, помимо заявителей. Из содержания приказа от 21.04.2023 №22/ОД и указанных договоров следует, что режим приема сточных вод на очистные сооружения с 9 до 17 часов и технологического перерыва с 13 до 14 часов установлен одинаково для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих слив сточных вод на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ».

Из заявлений ИП <...>, ИП <...>, <...> следует, что вопреки условиям заключенных договоров на прием и очистку сточных вод сотрудники ООО «Вавожское ЖКХ» в устной форме требуют от заявителей, чтобы последние предварительно звонили в ООО «Вавожское ЖКХ» для согласования объема принимаемых сточных вод, в одностороннем порядке отказывают в приеме сточных вод на очистные сооружения. Факт наличия устного требования ООО «Вавожское ЖКХ» к заявителям осуществлять указанное согласование подтверждается письменными пояснениями Общества (исх.№94 от 30.06.2023, вх.№4906-ЭП/23 от 03.07.2023; исх.№95 от 30.06.2023, вх.№4905-ЭП/23 от 03.07.2023).

Из письменных пояснений ООО «Вавожское ЖКХ», предоставленных заявителем видеоматериалов, копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.05.2023 установлено, что 22.05.2023 в 14 часов 20 минут ООО «Вавожское ЖКХ» отказало ИП <...> в приеме сточных вод на очистные сооружения, мотивируя это решение исчерпанием суточного лимита сточных вод.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.05.2023, сотрудник ООО «Вавожское ЖКХ» не пропустил автотранспорт ИП <...> на очистные сооружения в связи с тем, что, по словам сотрудника, у ИП <...> закончился лимит слива сточных вод.

Аналогичные отказы в приеме сточных вод на очистные сооружения произошли 23.05.2023 в 10 часов 15 минут в отношении ИП <...> и 29.05.2023 в 9 часов 45 минут в отношении <...>, что также подтверждается видеоматериалами, постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел.

Из представленных ООО «Вавожское ЖКХ» письменных пояснений и документов следует, что отказ в приеме сточных вод с принадлежащего заявителям автотранспорта на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ» 22.05.2023 обусловлен исчерпанием суточного лимита на прием сточных вод в объеме 140 куб.м./сутки, установленного в соответствии с решением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от 20.04.2023 №596-с (далее – Решение №596-с). Согласно журнала учета водоотведения 22.05.2023 объем принятых на очистные сооружения ООО «Вавожское ЖКХ» сточных вод составил 139,5 куб.м.

Согласно Решения №596-с ООО «Вавожское ЖКХ» был предоставлен в пользование для сброса сточных вод водный объект: р. Вала, участок водопользования, расположенный на расстоянии 68,3 км. от устья водотока, бассейн р. Вятка, Камского бассейнового округа, Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Нюрдор-Котья, код водохозяйственного участка: 10.01.03.005.

В п. 4.5 Решения №596-с указаны условия использования вышеназванного водного объекта, в том числе, непревышение объема сброса сточных вод в размере 51 100 куб.м./год (140 куб.м./сутки).

ООО «Вавожское ЖКХ» предоставило сведения о загруженности принадлежащих Обществу очистных сооружений в период с января 2023 по июль 2023 года.

Из предоставленных ООО «Вавожское ЖКХ» документов, включая копии журналов учета водоотведения средствами измерений, следует, что суточная загруженность очистных сооружений ООО «Вавожское ЖКХ» в период с 01.05.2023 по 31.07.2023 варьировалась от 59,3 до 140,1 куб.м./сутки.

Из предоставленных видеоматериалов установлено, что 22.05.2023 в 14 часов 20 минут принадлежащий ИП <...> автотранспорт находился около въезда на очистные сооружения. ИП <...> во въезде на очистные сооружения и сливе сточных вод сотрудники ООО «Вавожское ЖКХ» отказали, ссылаясь на исчерпание лимита сточных вод.

Несмотря на это, пропуск на очистные сооружения для слива сточных вод был предоставлен другому хозяйствующему субъекту (номер транспортного средства О023СТ 18), который прибыл на очистные сооружения позже ИП <...>.

Аналогичная ситуация произошла 23.05.2023 в 10 часов 15 минут с ИП <...>, при этом прибывшее позже ИП <...> транспортное средство (номер О023СТ 18) также было допущено в приоритетном порядке на очистные сооружения и осуществило слив сточных вод, несмотря на заявленное сотрудниками ООО «Вавожское ЖКХ» исчерпание суточного лимита принимаемых сточных вод.

ООО «Вавожское ЖКХ» не дало пояснений относительно причин, по которым к моменту исчерпания суточного лимита сточных вод транспортное средство (номер О023СТ 18) было допущено на территорию очистных сооружений для слива сточных вод, в то время как находившимся в это же время на въезде в очистные сооружения заявителям было отказано в проезде и приеме сточных вод.

Доказательства установления ООО «Вавожское ЖКХ» требования предварительно согласовывать по телефону объемы принимаемых на очистные сооружения сточных вод в отношении иных хозяйствующих субъектов, помимо заявителей, отсутствуют.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что ООО требование «Вавожское ЖКХ» к заявителям осуществлять предварительное согласование объемов сточных вод по телефону может привести к установлению для других хозяйствующих субъектов приоритетного доступа на очистные сооружения. ООО «Вавожское ЖКХ» может произвольно определять, чей автотранспорт пропускать на очистные сооружения для слива сточных вод, что приводит либо может привести к созданию неравных условий на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с приказом ФСТ России от 12.11.2014 №1942-э ООО «Вавожское ЖКХ» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, постановлением Администрации МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики» ООО «Вавожское ЖКХ» определено гарантирующей организацией, использующей централизованную систему водоотведения на территории с. Нюрдор-Котья Вавожского района Удмуртской Республики.

Таким образом, ООО «Вавожское ЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики». Следовательно, на ООО «Вавожское ЖКХ» распространяются запреты, установленные ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и состоит из Закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности; равенство прав и свобод человека и гражданина; свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; определяет необходимость создания условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан.

К положениям ГК РФ, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся, в том числе, положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав; о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Названные конституционные нормы и положения ГК РФ обусловливают цели, принципы и сферу применения антимонопольного законодательства и в связи с этим должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона «О защите конкуренции», иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 10 ст. 4, ст. 10 Закона «О защите конкуренции» обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пп. 3, 4 ст. 1 и абзацем вторым п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Являясь хозяйствующим субъектом, занимающим в силу закона доминирующее положение на рынке, ООО «Вавожское ЖКХ» наделено особым статусом, в связи с чем Общество обязано добросовестно и ответственно вести себя по отношению к контрагентам, которыми в данном случае выступают ИП <...>, ИП <...>, <...>.

Следовательно, создание для отдельных категорий хозяйствующих субъектов необоснованных предпочтений недопустимо в условиях рыночной экономики, поскольку такие действия приводят к созданию неравных условий осуществления предпринимательской деятельности на отдельных товарных рынках.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» дискриминационные условия — это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которой хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, под созданием неравных условий понимается формирование неравного подхода к носителям идентичных по своей природе, содержанию и объему прав и обязанностей, которыми в данном случае является транспортировка и слив сточных вод на очистные сооружения.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «Вавожское ЖКХ», выразившихся в установлении требования о предварительном согласовании объемов принимаемых сточных вод по телефону, в частности, в отношении ИП <...>, ИП <...>,<...>, содержатся признаки создания дискриминационных условий на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики», поскольку указанное требование приводит либо может привести к фактам необоснованного отказа в приеме сточных вод на очистные сооружения, установлению для других хозяйствующих субъектов приоритетного права доступа на очистные сооружения, создает неравные условия ведения предпринимательской деятельности, в частности, для ИП <...>, ИП <...>, <...>.

Таким образом, в действиях ООО «Вавожское ЖКХ» содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем Удмуртским УФАС России на основании ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» в адрес ООО «Вавожское ЖКХ» было направлено предупреждение о необходимости прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№ЕС/3821/23 от 31.08.2023) (далее – Предупреждение).

Согласно Предупреждению, ООО «Вавожское ЖКХ» необходимо было в течение 14 дней со дня получения указанного предупреждения отменить требование ко всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим слив сточных вод на принадлежащие ООО «Вавожское ЖКХ» очистные сооружения, предварительно осуществлять телефонные звонки в адрес Общества для согласования объема принимаемых сточных вод, а также предоставить равный доступ всем хозяйствующим субъектам на очистные сооружения для слива сточных вод с учетом требований договоров на прием и очистку сточных вод.

Указанное Предупреждение необходимо было выполнить в течение 14 дней с момента получения.

ООО «Вавожское ЖКХ» направило в адрес Управления информацию (исх.№140 от 19.09.2023, вх.№6851-ЭП/23 от 19.09.2023) о том, что выполнило Предупреждение.

Согласно представленных документов и сведений, 18.09.2023 в 16 часов 03 минуты ООО «Вавожское ЖКХ» направило по электронной почте в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих слив сточных вод на принадлежащие Обществу очистные сооружения, включая ИП <...>, информацию о том, что предварительное согласование объема принимаемых сточных вод и предоставления доступа на очистные сооружения посредством телефонных звонков в адрес Общества не является обязательным.

Вместе с тем, из письменных пояснений и видеоматериалов, представленных ИП <...>, установлено, что 19.09.2023 в 13 часов 30 минут принадлежащий ИП <...> автотранспорт находился около въезда на очистные сооружения. ИП <...> во въезде на очистные сооружения и сливе сточных вод сотрудники ООО «Вавожское ЖКХ» отказали, ссылаясь на исчерпание лимита сточных вод. Вместе с тем, из содержания видео установлено, что в это же время слив сточных вод осуществляло иное транспортное средство.

Сотрудник ООО «Вавожское ЖКХ» сообщил ИП <...>, что собственники транспортного средства, осуществлявшего слив сточных вод, предварительно подали заявку по телефону вчера. ИП <...> задал сотруднику ООО «Вавожское ЖКХ» вопрос относительно того, когда необходимо подавать заявку, чтобы осуществлять слив сточных вод, ответ на который дан не был.

Кроме того, в указанное время на территорию очистных сооружений заехало для слива сточных вод транспортное средство, принадлежащее ООО «Вавожское ЖКХ» (номер О023СТ).

Указанные обстоятельства подтверждаются определением ОП «Вавожское» МВД по Удмуртской Республике об отказе в возбуждении административного дела от 21.09.2023 №126/3342.

Из письменных пояснений и видеоматериалов, представленных ИП <...>, следует, что после 19.09.2023 в течение нескольких дней ИП <...> осуществлялись звонки директору ООО «Вавожское ЖКХ» <...> и мастеру <...> с целью узнать, имеется ли возможность для слива сточных вод, <...> сообщил ИП <...>, что свободных объемов нет.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что ООО «Вавожское ЖКХ» продолжает препятствовать ИП <...> в сливе сточных вод на очистные сооружения, отказывает в равном доступе всем хозяйствующим субъектам на очистные сооружения для слива сточных вод. Следовательно, Предупреждение является неисполненным.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Действия ООО «Вавожское ЖКХ», выразившиеся в отказе в доступе принадлежащего ИП <...> автотранспорта на принадлежащие Обществу очистные сооружения для слива сточных вод, свидетельствуют о фактическом неисполнении Предупреждения, содержат признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Данные обстоятельства являются основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 03.10.2023 №85/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с ч. 8, 12, 13 ст. 44 Закона «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России  от 25.05.2012 №339,

 

о п р е д е л и л:

 

            1. Назначить дело №018/01/10-761/2023 к рассмотрению на 19 октября 2023 года на 11 часов 00 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – ООО «Вавожское ЖКХ» (427310, Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Интернациональная, д. 74, ОГРН: 1021800918380, дата присвоения ОГРН: 01.11.2002, ИНН: 1803000384, КПП: 182101001).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей – ИП <...> (ОГРНИП: 311182125900047, дата присвоения ОГРНИП: 16.09.2011, ИНН: 180301188293), ИП <...> (ОГРНИП: 322183200029179, дата присвоения ОГРНИП: 16.05.2022, ИНН: 180300450318), <...>.

Лица, участвующие в деле вправе представить документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

Лица, участвующие в деле, их представители для участия в рассмотрении дела должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица (доверенность, приказ о назначении).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 315, предварительно согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с <...>.

 

 

Председатель комиссии                                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны