Постановление б/н Постановление от 31 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

№ 018/04/14.31-366/2024

28 мая 2024 года г. Ижевск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №018/04/14.31-366/2024, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении должностного лица - начальника договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…>:

Дата рождения: <…>.

Место рождения: <…>.

Гражданство: <…>.

Место жительства (регистрации): <…>.

Должность, место работы на момент совершения правонарушения: начальник договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство».

Документ, удостоверяющий личность: паспорт <…>.

в отсутствие <…>, надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрении настоящего дела,

место рассмотрения дела: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 301, 28 марта 2023 г. 09 час. 30 мин.

у с т а н о в и л:

Поводом к возбуждению настоящего административного дела является вступившее в законную силу решение Комиссии Удмуртского УФАС России от 05 июня 2023 года по делу № 018/01/10-824/2021, которым ООО «САХ» признано нарушившим часть 3 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «СТК» (вх. № 2152 от 06.04.2021) с жалобой на действия ООО «САХ», выразившиеся в навязывании условий договора обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

ООО «СТК» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю за основным государственным регистрационным номером 1181832011790.

ООО «САХ» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Удмуртской Республике за основным государственным регистрационным номером 1061841042317. Согласно уставу ООО «САХ», основной целью деятельности ООО «САХ» является удовлетворение потребностей участников рынка в товарах, работах и услугах, а также извлечение прибыли.

Основным видом деятельности ООО «САХ» является «Сбор отходов».

ООО «СТК» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 23.03.2020 приобрело право собственности объекта, расположенного по адресу г. Сарапул, ул. Ленинградская, д. 7.

В целях исполнения законодательства по обращению с ТКО заявкой от 28.04.2020 №184-04 ООО «СТК» обратилось в адрес ООО «САХ» с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на указанный объект, сроком действия с 10.04.2020.

На объект, расположенный по адресу: г. Сарапул, ул. Ленинградская, д. 7, у предыдущего владельца недвижимого имущества общества «Губахинская энергетическая компания» (ООО «ГЭК») имелся договор с ООО «САХ» по обращению с ТКО №ТКО0003600 от 15.04.2019, действовавший с января 2019г.

Исходя из имеющихся документов установлено, что 28.04.2020 в адрес ООО «САХ» также поступила заявка от ООО «ГЭК» об исключении с 10.04.2020 объекта по адресу г. Сарапул, ул. Ленинградская, д. 7, из договора на оказание услуг по обращению с ТКО в связи с его продажей ООО «СТК».

После неоднократных обращений ООО «СТК» в адрес ООО «САХ» с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (заявка исх. №184-04 от 28.04.2020, электронная форма заявки на официальном сайте регионального оператора 22.06.2020, обращение исх. №551-08 от 25.08.2020, заявка исх. №588-09 от 02.09.2020) и в связи с переходом права собственности от ООО «ГЭК» к ООО «СТК» региональный оператор ООО «САХ» направил в адрес потребителя проект договора №ТКО2020-0006346 от 01.09.2020, распространяющего свое действие на отношения сторон, возникшие с 10.04.2020.

Рассмотрев указанный проект договора, ООО «СТК» подписало договор с протоколом разногласий от 20.09.2020, который, в свою очередь, подписан ООО «САХ» с протоколом урегулирования разногласий от 20.10.2020. Подготовленные ООО «СТК» разногласия не были приняты ООО «САХ».

31.01.2021 ООО «СТК» был вновь подготовлен протокол разногласий к протоколу урегулирования разногласий от 20.10.2020.

Разногласия по пунктам 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 28, 31 договора урегулированы не были, спорные пункты оставлены ООО «САХ» в редакции проекта договора, редакция потребителя не принята, что нашло отражение в протоколе ООО «САХ» от 17.02.2021 урегулирования разногласий к протоколу разногласий от 31.01.2021.

Разногласия потребителя, в том числе по п.3 договора с учетом приложения №1 к нему, сводились к тому, что ООО «САХ» способ учета ТКО в период с 10.04.2020 по 30.09.2020 был определен региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО и только с 01.10.2020 – исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Кроме того, по условиям данного пункта в период с 10.04.2020 по 30.09.2020 в качестве места сбора ТКО предусматривалось место остановки мусоровоза «по вечернему графику» у многоквартирных домов по адресу: г. Сарапул, ул. Ленинградская, 15-15а.

По мнению ООО «СТК», условия определения вывозимых объемов ТКО за период с 10.04.2020 по 30.09.2020 исходя из норматива, а также в части места сбора, несмотря на наличие у ООО «СТК» собственной оборудованной контейнерной площадки по адресу: г. Сарапул, ул. Ленинградская, 7, являются невыгодными, необоснованно навязанными ООО «САХ».

Оценив приведенные ООО «СТК» обстоятельства, рассмотрев установленные действующим законодательством требования к типовой форме договора, установлено, что ООО «САХ» при наличии разногласий потребителем и в противоречие с типовой формой договора настаивал на своей редакции пунктов договора: п.п. 3, 5, 8, 10, 12, 13, 28, 31.

Кроме того, в части способа коммерческого учета объема и массы ТКО заинтересованным лицом установлено, что потребитель обратился с заявками от 28.04.2020, 22.06.2020, в которых сформулировал способ коммерческого учета как количество и объем контейнеров, вместе с тем, указанный способ отражен региональным оператором в договоре с 01.10.2020.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров и в силу пунктов 1 и 2 статьи 445, пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации разногласия, возникшие при его заключении, могут быть переданы на рассмотрение суда.

Спорные правоотношения помимо Закона о защите конкуренции регулируются специальным законодательством – Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), принятыми в соответствии с указанным законом Постановлениями Правительства РФ.

Согласно статье 24.6 Федерального закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона №89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации») если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона №89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В развитие указанных положений закона Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила №505), Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Правила №1156).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован Правилами №1156 (далее также - Порядок заключения договора, Порядок).

Как следует из п. 8 (4) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно п. 8 (10) Порядка региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

Проект указанного договора составляется в соответствии с Типовым договором и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (п. 8 (11) Порядка заключения договора).

В отсутствие таких разногласий по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО договор в соответствии с п. 8(12) Порядка считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения, указанных в пункте 8(11) Правил №1156 мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий (п. 8(14) Порядка заключения договора).

Пунктом 10 Правил №1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Порядок коммерческого учета объема и (или) массы - ТКО регламентирован Правилами №505.

Пунктом 5 Правил №505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил №505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил №505.

Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.

Согласно пункту 8 Правил №505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

В соответствии с пунктом 15 Типового договора, положений подпункта «а» 5 и п. 6 Правил №505 стороны договора обязаны выбрать способ осуществления коммерческого учета ТКО в соответствии с Правилами №505.

При этом, как уже указывалось выше, в проекте указанного договора (пункт 3 с учетом приложения №1) региональным оператором с 10.04.2020 по 30.09.2020 установлен способ учета ТКО исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

Настаивая на правильности своей позиции, ООО «САХ» ссылается на невозможность в период с 10.04.2020 по 30.09.2020 производить коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, ввиду несоблюдения необходимых условий, предусмотренных действующим законодательством, а именно, отсутствие у потребителя обустроенного в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.1.1.3550-19, а также Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее – Правила №1039), места накопления ТКО, предназначенного для размещения контейнеров и бункеров, включенного в соответствующий реестр.

ООО «САХ» указывает на то, что контейнерная площадка по адресу г. Сарапул, ул. Ленинградская, д. 7, внесена в реестр мест накопления ТКО лишь в октябре 2020 г., поэтому только с 01.10.2020 в качестве способа учета ТКО предусмотрен способ исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в месте накопления.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона №89- ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Согласно п. 3 и п. 4 указанных Правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц.

Как следует из п. 20 и п. 21 данных Правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.

В случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании (п. 20 Правил №1039).

В случае, если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (п. 21 Правил №1039).

Правилами №1156 также предусмотрена обязанность потребителей складировать ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг, либо в соответствии со схемой обращения с отходами.

Вместе с тем в абзаце 2 пункта 9 Правил №1156 установлено, что в случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что место накопления ТКО не создавалось ООО «СТК» вновь, последнее стало владельцем площадки ввиду приобретения объекта недвижимости по указанному адресу.

При этом региональный оператор знал о контейнерной площадке по адресу: г. Сарапул, ул. Ленинградская, 7, что исходит из следующего: вывоз ТКО ООО «САХ» с указанной контейнерной площадки осуществлялся также и у предыдущего владельца – ООО «ГЭК» (договор от 15.04.2019 № ТКО0003600).

Также установлено, что по договору от 15.04.2019 № ТКО0003600 между региональным оператором и ООО «ГЭК» расчет осуществлялся исходя из количества и объема контейнеров, расположенных на контейнерной площадке, что прямо следует из пункта 6 вышеназванного договора.

Таким образом, региональный оператор при выявлении контейнерной площадки, не включенной в реестр накопления ТКО, в силу приведенных положений пункта 9 Правил №1156 обязан направить информацию для включения последней в вышеназванный реестр накопления ТКО.

ООО «САХ» не предоставлено сведений о том, что в порядке исполнения данного пункта региональным оператором были выявлены не предусмотренные схемой места накопления ТКО и соответствующая информация была направлена в орган исполнительной власти субъекта.

Кроме того, законодательство об обращении с ТКО не содержит прямого запрета на применение способа учета ТКО по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО по формальному основанию не включения такой площадки в реестр мест накопления ТКО.

В рассматриваемом случае отсутствие информации о спорной площадке в реестре, по сути, явилось следствием именно формального бездействия первоначально лица ее создавшего, а затем регионального оператора, осуществлявшего вывоз ТКО с указанной площадки, но не предпринявшего мер по ее включению в реестр ТКО, что подтверждается последующим включением площадки в реестр на основании заявления ООО «СТК» от 29.06.2020 без предъявления каких-либо претензий относительно несоответствия площадки нормативным требованиям (обратного из материалов дела не следует), а также ее фактическим учетом региональным оператором в спорном проекте договора от 01.09.2020, т.е. еще до внесении соответствующих сведений в реестр мест накопления ТКО в октябре 2020 года.

Указанное бездействие не должно приводить к неблагоприятным последствиям для потребителя, рассчитывающего в силу фактического обладания собственной контейнерной площадкой на возможность учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, как это предусмотрено Правилами №505,и несения соответствующих обязательств с выгодой для себя.

Также установлено, что региональным оператором в спорный период осуществлялся вывоз ТКО именно с контейнерной площадки ООО «СТК», что подтверждается предоставленными сведеньями из системы ГЛОНАСС.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.

Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, в том числе находящейся в состоянии естественной монополии при осуществлении своей предпринимательской деятельности, должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.

28.04.2018 между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО «САХ» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «САХ» утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

ООО «САХ» с 01.01.2019 занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в пределах Удмуртской Республики с долей 100 %.

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

В силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.

Исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, а именно, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Исходя из системного толкования норм антимонопольного законодательства, под навязыванием следует понимать действия (бездействия) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.

При изложенных обстоятельствах, учитывая следующее:

- положения действующего законодательства в сфере обращения с ТКО не содержат прямого запрета по применению способа учета ТКО по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО;

- положения действующего законодательства предусматривают обязанность регионального оператора при выявлении мест накопления ТКО, не включенных в реестры накопления, направлять информацию о таких площадках для их включения в вышеуказанный реестр;

- вывоз ТКО ООО «САХ» с контейнерной площадки осуществлялся также и у предыдущего владельца – ООО «ГЭК» (договор от 15.04.2019 № ТКО0003600), а также указанный договор предусматривал способ расчета по количеству и объему контейнеров.

С учетом вышеизложенного Удмуртское УФАС России при рассмотрении антимонопольного дела пришло к выводу, что действия ООО «САХ» необходимо квалифицировать по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в навязывании осуществления учета ТКО по нормативу для объекта Заявителя в период с 10.04.2020 по 30.09.2020 и, как следствие, привело к необоснованному увеличению стоимости услуг, предоставляемых ООО «САХ».

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Решением Комиссии Удмуртского УФАС России от 05 июня 2023 года по делу № 018/01/10-824/2021 ООО «САХ» признано нарушившим часть 3 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факты нарушения удостоверяются:

1. Материалами дела № 018/01/10-824/2021;

2. Решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № 018/01/10-824/2021 от 05.06.2023.

В соответствии с трудовым договором № 23-тр-19 от 17.06.2019 <…> принята на работу в ООО «САХ» на должность ведущего специалиста в договорной отдел по работе с юридическими лицами.

Согласно приказу 51-К от 01.07.2019 <…> переведена на должность начальника договорного отдела по работе с юридическими лицами.

Пунктом 1.9. Должностной инструкции начальника договорного отдела по работе с юридическими лицами, утвержденной 01.07.2019 (далее – Должностная инструкция) предусмотрено, что начальник договорного отдела по работе с юридическими лицами имеет в подчинении сотрудников в соответствии с действующим штатным расписанием.

Согласно пункту 2.1 Должностной инструкции начальник отдела возглавляется работу по ведению договорной компании (заключению договоров на оказания услуг по профилю Общества с юридическими лицами, располагающимся в объектах недвижимости – отдельно стоящих здания, не являющимся многоквартирными домами) в соответствии с целями, стратегией и профилем Общества.

В соответствии с пунктом 2.2 Должностной инструкции разрабатывает планы проведения договорной компании отдела и обособленных подразделений общества, определяет текущие и перспективные направления договорной работы отдела и обособленных подразделений Общества.

Согласно пункту 2.3 Должностной инструкции начальник отдела осуществляет методологическое сопровождение договорной работы, разрабатывает инструкции по заключению договоров с юридическими лицами, сопровождению договоров с юридическими лицами и иные инструкции, необходимые для эффективной работы отдела и обособленных подразделений Общества.

Пунктом 2.4 Должностной инструкции предусмотрено, что начальник осуществляет контроль и методологическое сопровождение деятельности сотрудников отдела и обособленных подразделений Общества.

В соответствии с пунктом 2.5 Должностной инструкции начальник отдела организует своевременную обработку корреспонденции, в том числе затрагивающей внесение изменений в договоры.

Пунктом 2.8. Должностной инструкции начальник отдела участвует в организации деятельности и осуществляет контроль за деятельностью обособленных подразделений Общества.

Согласно пункту 2.14 Должностной инструкции начальник отдела руководит сотрудниками договорного отдела по работе с юридическими лицами т обособленных подразделений Общества.

Являясь должностным лицом – начальником договорного отдела по работе с юридическими лицами допустила вышеуказанное нарушение, направила в адрес ООО «СТК» протокол урегулирования разногласий к договору, что привело к навязыванию невыгодных условий для ООО «СТК».

При изложенных обстоятельствах в действиях должностного лица – начальника договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…> установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

По факту совершения административного правонарушения 13.05.2024 в отношении должностного лица – начальника договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…> составлен протокол об административном правонарушении.

Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является установленный факт нарушения должностным лицом – начальником договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…> занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта действий, запрещающихся в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, установлено, что событие административного правонарушения имело место.

Состав административного правонарушения образуют:

Объект – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие осуществление монополистической деятельности в виде злоупотребления доминирующим положением.

Объективная сторона – ненадлежащее исполнение должностным лицом – начальником договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…> своих обязанностей, результатом которых является злоупотребление доминирующим положением со стороны ООО «САХ» недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно – навязывание невыгодных условий договора по обращению с ТКО.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:

Место совершения административного правонарушения – г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 268 литер б, помещ. 19 (место осуществления деятельности ООО «САХ»).

Время совершения административного правонарушения: 20.10.2020 (дата, в которую <…> направила в адрес ООО «СТК» протокол урегулирования разногласий к договору).

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Таким образом, срок давности по настоящему административному делу исчисляется с момента вынесения решения комиссии, как указано ранее решение комиссии вынесено 05.06.2023, в связи с чем срок давности не истёк.

Способ совершения – противоправное действия, выразившиеся в навязывании ООО «СТК» невыгодных условий договора по обращению с ТКО путем непринятия условий, направленных потребителем, и как следствие, направление незаконного протокола урегулирования разногласий.

Субъект правонарушения – должностное лицо – начальник договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…>.

Субъективная сторона – характеризуется виной в форме умысла, поскольку должностное лицо – начальник договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…> осознавала противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность: совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, впервые; Добровольное прекращение противоправного поведения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела полностью установлено наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Оснований для освобождения <…> от административной ответственности с учетом характера совершенного правонарушения не установлено.

Отсутствуют основания для признания данного правонарушения малозначительным, так как часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ содержит формальный состав. Злоупотребление доминирующим положением создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям по защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Злоупотребление доминирующим положением в силу Закона «О защите конкуренции» относятся к фактам монополистической деятельности, запрещенной Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, факт злоупотребления доминирующим положением не может рассматриваться в качестве малозначительного правонарушения.

Учитывая характер совершенного нарушения (злоупотребление доминирующим положением на рынке поставки газа), учитывая имущественное положение должностного лица, принимая во внимание все обстоятельства дела, считаю возможным назначить административное наказание в размере минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 2 статьи 14.31, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

1. Признать должностное лицо – начальника договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…> (паспорт <…>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить должностному лицу – начальнику договорного отдела по работе с юридическими лицами ООО «Спецавтохозяйство» <…> административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (Федеральная антимонопольная служба, 123995, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, 11) либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Получатель штрафа и реквизиты для уплаты штрафа:

ИНН 1831038485 КПП 184101001

УФК по Удмуртской Республике (Удмуртское УФАС России)

Банк получателя: Отделение НБ Удмуртская Республика г. Ижевск

БИК 049401001

Р/счет 40101810200000010001

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

ОКТМО 94701000

Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о защите конкуренции постановление №018/04/14.31-366/2024.

Приложение: квитанция на оплату на 1 л. в 1 экз.

Заместитель руководителя <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны