Предупреждение №АА01-17-06/4572 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 28 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Удмуртское УФАС России поступили заявления физических лиц (от 29.03.2019 вх. № 2306, от 01.04.2019 вх. № 2341, вх. № 2345, от 03.04.2019 вх. № 2459, от 08.04.2019 вх. № 2572, от 09.04.2019 вх. № 2610, вх. № 2611, от 16.04.2019 вх. № 2890, от 24.04.2019 вх. № 3188, от 26.04.2019 вх. № 3265, от 29.04.2019 вх. № 3322, от 20.05.2019 вх. № 3773, от 29.05.2019 вх. № 4094, вх. № 4114, от 04.06.2019 вх. № 4295, от 05.06.2019 вх. № 3322, вх. № 4333, от 06.06.2019 вх. № 4372, вх. № 4384, от 11.06.2019 вх. № 4499, от 14.06.2019 вх. № 4538, заявление физического лица от 17.06.2019 вх. № 4538, от 18.06.2019 вх. № 4619), на действия АО «ЭнергосбыТ Плюс» в связи с включением в платежные документы за коммунальную услугу по электроснабжению иного вида коммунальной услуги, в том числе по обращению с ТКО без возможности раздельной оплаты каждой из коммунальных услуг. Из некоторых заявлений следует, что потребители письменно и лично обращаются в адрес АО "ЭнергосбыТ Плюс" и просят зачесть плату за отдельные виды коммунальных услуг (вх. № 4372, вх № 4384, вх. № 4499), но им было отказано.

Между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», 28.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Спецавтохозяйство» утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20.12.2018 № 23/1 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2019 год».

В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений Удмуртским УФАС России было установлено, что между ООО «Спецавтохозяйство» (принципал) и АО «ЭнергосбыТ Плюс» (агент) заключен договор от 01.12.2018 № ЖКХ-19.

Согласно указанному договору агент обязуется от имени и за счет принципала оказать услуги, а принципал принимать и оплачивать, в том числе, услуги по расчету и начислению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям – собственникам ТКО или иным уполномоченным им лицами на территории Удмуртской Республики.

Согласно пункту 2.1.2.3 договора агент принимает на себя обязательство по организации биллингового процесса в части открытия и сопровождения лицевых счетов потребителей.

Согласно п. 3.4.21 договора агент обязуется вести учет и начисление сумм оплаты по нескольким услугам на едином лицевом счете. При этом разнесение агентом платы, поступающей на единый лицевой счет, осуществляется пропорционально размеру текущего сальдо по каждой услуге. Платежный документ формируется с разделением на дебиторскую и кредиторскую задолженность, поступающие оплаты при этом распределяются в первую очередь на погашение дебиторской задолженности.

Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В ч. 9 и 10 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Согласно п. 148 (5) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Заявители указали, что исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению АО "ЭнергосбыТ Плюс" в платежных документах выставляет к оплате обслуживаемым им потребителям электрической энергии иные виды коммунальных услуг (исполнителем по которым не выступает).

Из заявлений следует, что лицевой счет, указанный в платежных документах, является общим на все коммунальные услуги. При оплате по данному платежному документу только одной коммунальной услуги, полученная сумма распределяется пропорционально между всеми коммунальными услугами, указанными в платежном документе, вследствие чего возникает задолженность за иные коммунальные услуги.

Заявители обращались в АО "ЭнергосбыТ Плюс", с уведомлением о зачете совершенного платежа только за электроэнергию, вопреки уведомлению плата зачислялась пропорционально на все коммунальные услуги.

Таким образом потребители, которые по каким-либо причинам изъявляют желание произвести оплату какой-либо из коммунальных услуг полностью или частично, выставленную посредством единого платежного документа, не имеют возможности это сделать в результате вышеуказанных действий, обусловленных наличием договора №ЖКХ-19 от 01.12.2018, предусматривающего распределение поступившей платы по единому документу пропорционально, чем ущемляются интересы неопределенного круга потребителей.

ООО «Спецавтохозяйство» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в пределах Удмуртской Республики с долей 100 %.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 

В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Сведения, которые должны содержаться в платежном документе, определены в пункте 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Примерная форма платежного документа утверждена приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр (далее – Приказ № 43/пр).

Необходимо отметить, что ни Правилами № 354, ни Приказом № 43/пр не запрещено включать в платежный документ несколько видов коммунальных услуг, таким образом само по себе включение в один платежный документ нескольких коммунальных услуг правомерно. Однако действия, создающие невозможность оплаты той или иной коммунальной услуги из единого платежного документа, приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей путем навязывания невыгодных условий договора оказания коммунальной услуги.

 

Действия ООО «Спецавтохозяйство» по включению в договор от 01.12.2018 № ЖКХ-19 условия, предусматривающего пропорциональное распределение платы, поступившей на единый лицевой счет, исключает возможность осуществления раздельной (самостоятельной) оплаты каждой из указанной в платежном документе коммунальной услуги и содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Удмуртское УФАС России предупреждает ООО «Спецавтохозяйство» о необходимости прекращения в двадцатидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий путем принятия всех зависящих мер по внесению изменений в договор от 01.12.2018 № ЖКХ-19, заключенный между ООО «Спецавтохозяйство» и АО «ЭнергосбыТ Плюс», в целях обеспечения возможности раздельной оплаты каждой коммунальной услуги, включенной в единый документ.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности (часть 6 статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны