Решение б/н решение от 29 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №018/01/17-143/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

20 ноября 2023 года                                                                                                    г. Ижевск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 20 ноября 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 ноября 2023 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – ***, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии – ***, начальник отдела антимонопольного контроля; ***, начальник отдела контроля закупок (отсутствует); ***, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; кворум соблюден,

рассмотрев дело №018/01/17-143/2023, возбужденное в отношении Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Министерство) и риелтора *** по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в отношении Министерства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

в присутствии:

***., представителя Министерства по доверенности,

***.,

в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России из Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике поступили материалы (исх.№201/2-12202940016007673-2022 от 01.02.2023, вх.№887/23 от 06.02.2023; исх.№201/2-12202940016007673-2022 от 31.01.2023, вх.№933/23 от 07.02.2023), свидетельствующие о возможных признаках согласованных действий между должностными лицами Министерства и риелтором *** при проведении закупочных процедур по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с выявлением в действиях Министерства и *** признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России приказом №12/33 от 15.02.2023 возбуждено дело №018/01/17-143/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 21.02.2023 дело было назначено к рассмотрению на 15.03.2023. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью надлежащего уведомления лица, в отношении которого возбуждено дело, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела заинтересованного лица и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, а также в целях получения дополнительных доказательств по делу. Определением от 10.10.2023 рассмотрение дела было отложено и назначено на 20.11.2023.

20.11.2023, рассмотрев имеющиеся материалы и доказательства, проанализировав пояснения сторон, Комиссией установлены следующие имеющие значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.

1. При размещении закупочных процедур на приобретение жилых помещений в с. Сюмси в целях лоббирования интересов *** Министерством было исключено из технических требований к жилому помещению условие о минимальном «количестве этажей в доме - не менее 2».

19.07.2022 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000122010278 о проведении электронного аукциона. Объект закупки – Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с. Сюмси).

Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики. Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 350 000 руб.

Согласно описанию объекта закупки (приложение №1 к извещению №0813500000122010278) общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 28, но не более 36 кв.м., квартира должна размещаться не в подвальных помещениях и не в цокольных этажах здания.

На участие в аукционе поступило 2 заявки. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2022 №ИЭА1 победителем аукциона признана Сабитова Т.В. (ИНН: 182101818907).

В данной закупке ***, являясь риелтором – торговым посредником, действовала в интересах собственника жилого помещения - *** на основании доверенности 18 АБ 1708899 от 12.04.2022.

По результатам закупочной процедуры №0813500000122010278 между Сабитовой Т.В. и Министерством заключен государственный контракт №0813500000122010278 от 12.08.2022 на приобретение жилого помещения по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Свободы, 24, кв. 2. Цена контракта составила 1 221 675 руб. Срок действия контракта – до 31.12.2022, на данный момент исполнение указанного контракта завершено.

  Также 19.07.2022 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000122010281 о проведении аналогичного электронного аукциона на приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с. Сюмси).

 Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 350 000 руб.

Согласно описанию объекта закупки (приложение №1 к извещению №0813500000122010281) общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 28, но не более 36 кв.м., квартира должна размещаться не в подвальных помещениях и не в цокольных этажах здания.

На участие в аукционе поступило 2 заявки. Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2022 №ИЭА1 победителем аукциона также признана Сабитова Т.В. (ИНН: 182101818907).

В данной закупке ***., являясь риелтором – торговым посредником, действовала в интересах собственника жилого помещения - *** на основании доверенности 18 АБ 1708899 от 12.04.2022.

По результатам закупочной процедуры №0813500000122010281 между Сабитовой Т.В. и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики заключен государственный контракт №0813500000122010281 от 12.08.2022 на приобретение жилого помещения по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Свободы, 24, кв. 2. Цена контракта составила 1 221 675 руб. Срок действия контракта – до 31.12.2022.

В связи с тем, что ***. ранее, по закупке №0813500000122010278 уже реализовала данную квартиру, контракт был расторгнут на основании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в последующем, Управлением рассмотрено обращение Министерства о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков, принято решение о включении ***. в РНП).

В соответствии со статьей 2 Закона Удмуртской Республики от 19.07.2021 № 84-РЗ «О единовременной денежной выплате на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» приобретаемое жилое помещение должно соответствовать следующим условиям:

1) жилое помещение расположено на территории Удмуртской Республики, соответствует установленным санитарным и техническим требованиям и является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;

2) жилое помещение не признано по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством, непригодным для проживания и не находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

3) общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 18 квадратных метров.

Законом Удмуртской Республики от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №8-РЗ) утверждены требования к жилому помещению, предоставляемому для детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Согласно части 1 статьи 3 Закона №8-РЗ дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.

Жилые помещения предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 Закона №8-РЗ.

Порядок формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2019 № 229 (далее - Порядок).

Пунктом 14 Порядка установлено, что жилые помещения для детей-сирот должны соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение), а также требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, которые соответствуют условиям их отнесения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.

Разделом II Положения (пункты 9-32) установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе:

- Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

- Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

- Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

- Доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта.

- В реконструируемом жилом помещении при изменении местоположения санитарно-технических узлов должны быть осуществлены мероприятия по гидро-, шумо- и виброизоляции, обеспечению их системами вентиляции, а также при необходимости должны быть усилены перекрытия, на которых установлено оборудование санитарно-технических узлов.

- Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.

-  Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

- Размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях.

- Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение.

- Межквартирные стены и перегородки должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 50 дБ и др.

Министерством и ГКУ УР «РЦЗ УР» при осуществлении закупочных процедур на приобретение жилых помещений для детей-сирот в технических требованиях к жилому помещению установлен ряд требований:

Наименование показателя

             Значение показателя

Год постройки

Не ранее 1975 (для районов)

не ранее 1980 (для г. Ижевска)

Количество этажей в доме

Не менее 2 этажей  (для районов)

не менее 5 этажей (для г. Ижевска)

Материал стен дома

Кирпич и/или

монолит и/или

блочный и/или панели и/или газобетон с облицовкой кирпичом и/или пенобетон с облицовкой кирпичом и/или полистиролбетон

Основание дома

Фундамент

Тип жилого помещения

Однокомнатная квартира или квартира-студия

Общая площадь жилого помещения

Не менее 28 м2, но не более 36 м2

Размещение квартиры

Не в подвальных и не в цокольных этажах здания

Состояние жилого помещения

Отсутствует в перечне жилья, признанного аварийным (ветхим).

Не имеет самовольного переустройства и перепланировки, которые не узаконены в установленном законодательством порядке,

согласно заключения кадастрового инженера о соответствии характеристик помещения сведениям ЕГРН.

Др.

 

Установлено, что в технических требованиях по закупочным процедурам № 0813500000122006801, 0813500000122006807, 0813500000122006805, 0813500000122004221, 0813500000122003706, 0813500000122005366, 0813500000122003720, 08135000001220060009, 0813500000122003722, 0813500000122005367, 0813500000122005361, 0813500000122005360, 0813500000122006006, 0813500000122005378, 0813500000122005039 и др. установлено в том числе требование к количеству этажей в доме – «не менее 2».

Из анализа закупочных процедур за 2021-2022 годы (469 позиций, представленных в таблице – приложении к ответу ГКУ УР «РЦЗ УР» от 30.06.2023 №27743/27749, а также исходя из информации размещенной в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок) установлено, что требование к минимальному количеству этажей в доме, в котором планируется приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - не менее 2.

Указанное требование к минимальному количеству этажей (не менее 2) установлено в том числе по закупкам квартир в с. Сюмси Удмуртской Республики в следующих электронных торговых процедурах:

- в 2021 году – №0813500000121001358 (победитель – Горланкин Н.Г.);

- в 2021 году – №0813500000121001356 (победитель – Горланкин Н.Г.);

- в 2021 году – №0813500000121001390 (победитель – Горланкин Н.Г.).

 Вместе с тем, в закупочных процедурах на приобретение жилых помещений для детей-сирот в с. Сюмси №0813500000122010278, 081350000012201028, победителем которых является ***, в технических требованиях отсутствует показатель «количество этажей в доме».

Из протокола допроса свидетеля ***., также являющегося риелтором и участником подобных закупок, установлено следующее:

«…Мне знакома такой риэлтор как ***, с которой я сталкивался по своей работе, и на примере ее могу сказать, что Министерство строительства под нее меняет технические задания, чтобы предоставить ей преимущественное право, а также возможность побеждать в будущих аукционах. Летом 2022 года я заметил закупку квартиры в Сюмсях Сюмсинского района, просмотрев техническое задание я увидел, что этажность странным образом изменена, то есть согласно данного технического задания можно квартиру приобрести уже в одноэтажном доме, что мне явно бросилось в глаза, поскольку ранее такого технического задания я не видел. Я понял, что скорее всего техническое задание изменено специально под конкретного продавца. Мне было известно, что в с. Сюмси Сюмсинского района работает риэлтор по имени ***. Я набрал ему по телефону и решил поинтересоваться, не он ли реализует квартиру. Он мне пояснил, что не он, и также пояснил, что появился риэлтор ***, которая торгует квартирами, которые имеются в одноэтажных домах. Я соответственно нашел номер сотового телефона ***, связался с ней, чтобы уточнить, как она это делает. При этом я, понимая, что ***, скорее всего, в сговоре с сотрудниками министерства строительства, я решил записать наш разговор на видео, чтобы было какое-то доказательство. Со слов ***следовало, что якобы у нее есть квартиры у некой девушки, но квартира в одноэтажном доме, ввиду чего она попросила сотрудников министерства строительства поменять техническое задание на одноэтажный дом. Также она мне пояснила, что будут еще закупки в данной местности, хотя нигде официальной информации не было. Из этого я сделал вывод о том, что она обладает информацией о конкретных закупках, а получить данную информацию она могла только от сотрудников министерства, поскольку они инициаторы закупок…».

В протоколе допроса *** также указал, что адресовал *** следующий вопрос: «…*** ли она попросила так сделать? (примечание: *** - начальник управления жилищной политики Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР) - На что она уклончиво ответила, что она попросила, и *** просто пошла ей на встречу. Также со слов *** следовало, что ей *** пояснила количество сирот в данной местности, чтобы она понимала, сколько еще квартир надо будет продать, а Министерству строительства УР соответственно купить. Также *** мне пояснила, что она пойдет просить *** объявить аукцион на приобретение квартиры, которую уже *** готовила в тот момент под продажу…».

  Из письменной переписки между риелтором *** и должностным лицом Министерства *** в мессенджере «Вотсап» также установлено, что последними 15.10.2021 обсуждался вопрос относительно изменения требования к этажности зданий в целях лоббирования интересов ***:

***.: Добрый день (время отправки сообщения 11:40).

***.: да (время отправки 11:40).

***.: этажность сделаем (время отправки сообщения 11:40).

Министерством на заседаниях Комиссии неоднократно указывалось, что требование к минимальному количеству этажей было отменено заказчиком при осуществлении закупок квартир в малонаселенных муниципальных образованиях Удмуртской Республики, таких как с. Селты, с. Сюмси, с. Вавож и др., поскольку в последних отсутствуют двух- и более этажные дома (либо имеются в малом количестве), в связи с чем отсутствуют и предложения квартир в домах с требованием ранее установленной этажности.

Вместе с тем Комиссией установлено, что ранее при проведении закупок в малонаселенных муниципальных образованиях Удмуртской Республики, таких как с. Сюмси, с. Селты, с. Вавож и др. Министерством требование к этажности здания, в котором будут располагаться квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – не менее 2 этажей в 2021-2022 году применялось повсеместно, в частности, по закупкам:

№0813500000121001358 (с. Сюмси);

№0813500000121001356 (с. Сюмси);

№0813500000121001390 (с. Сюмси);

№0813500000121011530 (с. Вавож);

№0813500000121004893 (с. Вавож);

№0813500000121004896 (с. Вавож);

№0813500000121001484 (с. Вавож);

№0813500000121007745 (с. Вавож);

№0813500000122002018 (с. Селты);

№0813500000122006513 (с. Вавож);

№0813500000122006516 (с. Вавож);

№0813500000122006514 (с. Вавож);

№0813500000122006801 (с. Вавож);

№0813500000122006805 (с. Вавож);

№0813500000122006807 (с. Вавож);

№0813500000122006803 (с. Сюмси);

№0813500000122006789 (с. Сюмси);

№0813500000122006800 (с. Сюмси);

№0813500000122018594 (с. Вавож);

№0813500000122018581 (с. Вавож).

Из указанных материалов следует, что должностное лицо Министерства и участник закупки – *** заключили ограничивающее конкуренцию соглашение с целью реализации квартиры, имеющейся в распоряжении *** в одноэтажном многоквартирном доме в с. Сюмси, несмотря на то, что ранее Министерством в том же муниципальном образовании приобретались квартиры в 2-х и более этажных домах, о чем свидетельствуют вышеуказанные закупочные процедуры.

 

2. При размещении закупок на приобретение жилых помещений в с. Селты Министерством участнику закупки – *** в преимущественном порядке была предоставлена информация о размещении данных закупок. 

03.11.2021 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000121016158 о проведении электронного аукциона. Объект закупки - Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с. Селты).

Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики. Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 263 494,52 руб.

Согласно описанию объекта закупки (приложение к извещению №0813500000121016158) количество этажей в доме должно составлять не менее 2, общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 28, но не более 36 кв.м., квартира должна размещаться не в подвальных помещениях и не в цокольных этажах здания.

В соответствии с  протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.11.2021 №0813500000121016158-4 на участие в аукционе поступила единственная заявка Сабитовой Т.В. (ИНН: 182101818907).

В данной закупке *** являлась собственником квартиры, которую приобрела по договору купли-продажи 18.10.2021 (т.е. за 16 дней до объявления аукциона).

По результатам закупочной процедуры №0813500000121016158 между Сабитовой Т.В. и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики заключен государственный контракт №0813500000121016158 от 29.11.2021 на приобретение жилого помещения по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Селты, ул. Первомайская, 11, кв. 20. Цена контракта составила 1 182 771,26 руб. Срок действия контракта – до 31.12.2021, на данный момент исполнение указанного контракта завершено.

Также 02.03.2022 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000122002018 о проведении электронного аукциона. Объект закупки – Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с. Селты).

Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики. Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 377 600,12 руб.

Согласно описанию объекта закупки (приложение №1 к извещению №0813500000122002018) количество этажей в доме должно составлять не менее 2, общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 28, но не более 36 кв.м., квартира должна размещаться не в подвальных помещениях и не в цокольных этажах здания.

В соответствии  с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2022 №ИЭА1 на участие в аукционе поступила единственная заявка ***  (ИНН: 182101818907).

В данной закупке ***, являясь риелтором – торговым посредником, действовала в интересах собственников жилого помещения - *** и *** на основании Доверенности от 21.02.2022 № 18 АБ 1622369.

По результатам закупочной процедуры №0813500000122002018 между Сабитовой Т.В. и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики заключен государственный контракт №0813500000122002018 от 23.03.2022 на приобретение жилого помещения по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Селты, ул. Первомайская, 11, кв. 19. Цена контракта составила 1 377 600,12 руб. Срок действия контракта – до 31.12.2022, на данный момент исполнение указанного контракта завершено.

Из протокола осмотра предметов (мобильного телефона) от 16.10.2022 установлено, что между риелтором *** и должностным лицом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики *** осуществлялась переписка в мессенджере «Вотсап», в ходе которой неоднократно обсуждался вопрос проведения аукционов по реализации квартир по просьбе и в интересах ***.

Так, 15.10.2021 *** дала *** ответ об организации аукциона на приобретение квартиры в с. Селты Селтинского района Удмуртской Республики:

«…Сарапул квартиры ***: По Селтам пока одна квартира готовлю документы (время отправки сообщения 12:25).

***.: Селты отдала (время отправки сообщения 12:25)…».

21.02.2022 *** задала вопрос *** относительно проведения аукциона на приобретение квартиры в с. Селты Селтинского района Удмуртской Республики, на что *** был дан положительный ответ:

«…Сарапул квартиры ***: *** доброго дня, Селты согласились продать квартиру. Хочу поехать делать доверенность сегодня. Получится по Селтам сделать аукцион в ближайшее время? (время отправки сообщения 10:59).

***.: На, добрый день, хорошо, сделаем!!! (время отправки сообщения 11:04).

Сарапул квартиры ***: Спасибо, тогда щас поеду (время отправки сообщения 11:04).

Сарапул квартиры ***: А то 1,5 месяца думали они (время отправки сообщения 11:04).

***.: Ага, ***, скиньте, пожалуйста, потом КП (время отправки сообщения 11:23).

Сарапул квартиры ***: Завтра скину, либо сегодня вечером (время отправки сообщения 11:24).

***.: Хорошо, спасибо! (время отправки сообщения 11:34)…».

Вышеуказанная письменная переписка свидетельствует о достижении  соглашения между должностным лицом Министерства и риелтором ***., направленного на организацию и проведение закупочных процедур на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под объекты, которые заведомо приобретались ***. и отвечали всем требованиям технического задания.

Вышеуказанные закупки осуществлялись Министерством в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку стоимость приобретаемых жилых помещений для детей-сирот не превышает трехсот миллионов рублей, срок подачи заявок на участие в данных закупках составляет – не менее 7 дней.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Поскольку техническим заданием к жилому помещению установлен ряд технических требований, которые предполагают некую «предпродажную подготовку» (окрашивание стен и потолков в светлые цвета, наличие кафеля/плитки/керамогранита в санузлах,  и др), а срок подачи заявки составляет всего 7 дней, участнику закупки – риелтору за указанное время необходимо подобрать подходящую под заданные параметры квартиру, запросить выписку из ЕГРН, в случае участия в закупке от своего имени - подготовить нотариально заверенную доверенность от собственника жилого помещения, а в случае подачи заявки от собственника – выпустить на него сертификат ЭЦП, зарегистрировать его в ЕИС и на ЭП, либо оформить право собственности на себя. 

Указанный объем действий крайне сложно уложить в семидневный срок, однако, если участник закупки – риелтор заранее осведомлен о планирующихся закупках жилых помещений, то еще до размещения извещения в ЕИС он может подобрать квартиру и подготовить необходимые документы, и подготовить само жилое помещение под требования технического задания.

Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (пункт 9 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Удмуртским УФАС России проведен анализ закупок по приобретению жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2021-2022 годов.

На участие в данных торгах поступали заявки от хозяйствующих субъектов, физических лиц, риелторов, в частности, от следующих лиц:

- Беляев Дмитрий Олегович;

- Харитонцева Наталья Аркадьевна;

- Абрамова Екатерина Михайловна;

- Глазырина Людмила Георгиевна;

- Черепанова Елена Николаевна;

- Кашапова Лариса Фидаисовна;

- Глухов Дмитрий Леонидович;

- Аскарова Флурэ Байрамовна;

- Колбин Андрей Викторович;

- Бахтиярова Лариса Александровна;

- Асранкулова Наталья Александровна;

- Васнецова Светлана Анатольевна;

- Самарина Ольга Юрьевна;

- Сухих Наталья Адольфовна;

- Матушкина Татьяна Герольдовна;

- ООО "ДБК ГРУПП";

- Вахрушева Алёна Сергеевна;

- Лукоянова Ольга Аркадьевна;

- Микаев Сергей Валерьевич;

- Зорилэ Аурика Ивановна;

- Сабитова Татьяна Васильевна;

- ООО «КАПИТАЛ»;

- Иванова Марина Анатольевна;

- Бродников Никита Сергеевич;

- Торохова Надежда Петровна;

- Горланкин Николай Григорьевич

и другие субъекты (анализ состояния конкуренции проведен в отношении части закупок с идентичным предметом на территории Удмуртской Республики).

Как видно даже из частичного анализа торгов, рынок рассматриваемых услуг является высококонкурентным, принять участие в электронных торгах может каждый желающий субъект рынка.

В вышеназванных закупочных процедурах №0813500000121016158, №0813500000122002018 срок подачи заявок составил:

с 03.11.2021 по 12.11.2021 по закупке №0813500000121016158;

со 02.03.2022 по 10.03.2022 по закупке №0813500000122002018

и является довольно коротким в сравнении с иными закупками, проанализированными, в частности, в аналитическом отчете состояния конкуренции на торгах по приобретению квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где средний срок подачи заявок составил 3 недели – 1 месяц.

Установление короткого срока подачи заявок во взаимосвязи с характеристиками предмета закупки, предполагающего совершение действий по предпродажной подготовке жилых помещений и оформлению необходимой документации, требующих значительных затрат времени, способно привести к ограничению состава хозяйствующих субъектов – риелторов, участвующих в торгах.

Состав хозяйствующих субъектов, принявших участие в данных торгах, представлен единственным участником – риелтором ***.

При этом, как установлено выше, рассматриваемый рынок является конкурентным, электронные торговые процедуры являются конкурентным способом осуществления закупки, известны неопределенному кругу потенциальных участников закупки.

Поступление единственной заявки на участие в вышеназванных торгах в совокупности с имеющейся перепиской между должностным лицом Министерства и риелтором ***. свидетельствует о преимущественном информировании последней о проведении торгов, об особенностях предмета торгов (в частности, о месте расположения планируемых к покупке квартир), что не позволило иным потенциальным участникам приведенных закупок конкурировать с данным риелтором на равных условиях.

Об этом свидетельствует отсутствие иных заявок хозяйствующих субъектов.

Учитывая установленную высококонкурентную среду на рынке торгов по приобретению жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимая во внимание совокупность фактов преимущественного информирования риелтора ***. о проведении конкурентных процедур, случаев поступления единственной заявки на участие в закупках именно от ***., - указанное свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке рассматриваемых электронных торгов.

Совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует о том, что между должностным лицом Министерства и риелтором ***. возникли нетипичные для государственного заказчика и исполнителя отношения, характеризующиеся преимущественным допуском последнего к информации о закупочных процедурах, их объектах и технических требованиях, что впоследствии не только обеспечило ***. победу в закупках, но и устранило конкуренцию на рынке рассматриваемых закупочных процедур.

3. Изменение *** площади жилых помещений с целью её участия в закупках, проводимых Министерством.

Факты изменения размера жилых помещений установлены Управлением при рассмотрении дел № №018/06/104-946/2022, №018/06/104-947/2022, №018/06/104-949/2022.

Так, 15.06.2022 между Сабитовой Т.В. и Заказчиком по результатам проведения электронного аукциона № 0813500000122006801 на приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики заключен контракт, согласно которому Сабитова Т.В. приняла на себя обязательство по передаче жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: УР, с. Вавож, пер. Азина, д.3, кв. 1, с площадью 36 кв.м. в срок не позднее 15.07.2022.

В указанный срок квартиру с заданными параметрами *** Министерству для приемки не предоставила, намеревалась передать квартиру с площадью 36,6 кв.м., что не соответствует условиям Контракта, и Закону УР №8-РЗ.

15.06.2022 между Сабитовой Т.В. и Заказчиком по результатам проведения электронного аукциона № 0813500000122006805 заключен контракт, согласно которому Сабитова Т.В. приняла на себя обязательство по передаче жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: УР, с. Вавож, пер. Азина, д. 3, кв. 11, с площадью 36 кв.м. не позднее 15.07.2022.

В указанный срок квартиру с заданными параметрами *** Министерству для приемки не предоставила, намеревалась передать Заказчику, составляет 36,2 кв.м., что не соответствует условиям Контракта, и Закону УР №8-РЗ.

15.06.2022 между Сабитовой Т.В. и Заказчиком по результатам проведения электронного аукциона №0813500000122006807 заключен контракт, согласно которому Сабитова Т.В. приняла на себя обязательство по передаче жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: УР, с. Вавож, пер. Азина, д.3, кв. 22, с площадью 36 кв.м. в срок не позднее 15.07.2022.  

В указанный срок квартиру с заданными параметрами *** Министерству для приемки не предоставила, намеревалась передать Заказчику, составляет 35,6 кв.м., что не соответствует условиям Контракта, и Закону УР №8-РЗ.

Фактически *** намеренно предоставила недостоверную информацию о площади реализуемой квартиры, с целью обеспечения себе возможности участия и дальнейшей победы в аукционах.

  Из письменной переписки между риелтором *** и должностным лицом Министерства *** в мессенджере «Вотсап» также установлено, что последними 15.10.2021 обсуждался вопрос относительно изменения площади:

***.: Добрый день (время отправки сообщения 11:40).

***.: да (время отправки 11:40).

***.: этажность сделаем (время отправки сообщения 11:40).

***.: новые? (время отправки сообщения 11:40).

Сарапул квартиры ***: Не по всем позвонила (время отправки сообщения 11:40).

Сарапул квартиры *** Это Алнаши, но надо ехать разговаривать и  по площади делать (время отправки сообщения 11:41).

Сарапул квартиры ***: Вы не смотрели случайно Бти (изображен смайл в виде лица с закатившимися вверх глазами) (время отправки сообщения 11:41).

Сарапул квартиры ***: *** вообще Алнаши 100% никто не дал ответ. Может одну попробовать выставить на аукцион, еще раз съезжу в выходные (время отправки сообщения 12:25).

Сарапул квартиры ***: По Селтам пока одна квартира готовлю документы (время отправки сообщения 12:25).

***.: Селты отдала (время отправки сообщения 12:25).

***.: Алнаши выложу (время отправки сообщения 12:26).

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Признаками антиконкурентного соглашения являются осведомленность каждого из участников соглашения о намерении других действовать в рамках достигнутой договоренности; намерение каждого из участников соглашения действовать в соответствии с предполагаемыми действиями других участников соглашения; наличие переговоров или любой иной коммуникации между участниками соглашения.

Указанный перечень признаков антиконкурентного соглашения не является исчерпывающим и может изменяться в зависимости от обстоятельств рассматриваемого антимонопольным органом дела и поведения участников соглашения.

Из пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора судебной практики от 16.03.2016).

При этом достаточность доказательств в каждом случае определяется на основе оценки всей совокупности фактов, в том числе исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме (письменная, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме), о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Верховным Судом Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе, не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок. Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке. При этом факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде. На практике к косвенным доказательствам относятся отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли (Разъяснение Президиума ФАС России (утв. протоколом от 17.02.2016 № 3).

Учитывая изложенное, действия Министерства и *** по заключению антиконкурентного соглашения, выразившегося в изменении Министерством в ряде закупочных процедур требований к этажности зданий, в которых планируется приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях лоббирования интересов ***., являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку последние привели к созданию преимущественных условий для данного риелтора, который имел для реализации на торгах квартиры в одноэтажных зданиях.

Действия Министерства по предоставлению преимущественного доступа ***  к информации о реализуемых жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях, заведомо известных риелтору до проведения закупочных процедур, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия устранили конкуренцию на рынке рассматриваемых закупочных процедур и обеспечили *** победу в закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В связи с изложенным Комиссия считает необходимым выдать Министерству и *** предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; выдать Министерству предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Согласно части 7 статьи 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела установлено событие нарушения части 7 статьи 14.32 КоАП РФ, статьи 14.9 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 17, 22, 23, 49, 50 Закона о защите конкуренции, пунктами 3.139, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (ул. Песочная, 9, г. Ижевск, 426069, ИНН 1831062093, ОГРН 1021801156420) и *** нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения на торгах, которое привело к созданию преимущественных условий участия ***.

2. Признать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (ул. Песочная, 9, г. Ижевск, 426069, ИНН 1831062093, ОГРН 1021801156420) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании преимущественных условий участия *** в торгах путем доступа к информации.

3. Выдать Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и *** предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; выдать Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №018/01/17-143/2023 должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ в отношении ответчиков и виновного должностного лица, по ст. 14.9 КоАП РФ в отношении должностного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

 

Примечание:

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Удмуртской Республики или в течение одного месяца в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 Председатель Комиссии                                                                                ***

 

 Члены Комиссии                                                                                            ***

 

                                                                                                                           ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны