Решение б/н Жалоба признана обоснованной. Установлены нарушения ч. 1 ст.... от 12 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 018/07/3-763/2021

по результатам рассмотрения жалобы

10 августа 2021 года г. Ижевск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок, кворум соблюден;

на заседании Комиссии, проведенной посредством видеоконференцсвязи в присутствии:

представителя ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее – Организатор торгов): <…> (доверенность от 30.12.2020),

представителя заказчика - МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 01.01.2021);

представителя заявителя АО ПИНИБ «ГИТЕСТ» (далее - Заявитель): <…> (доверенность от 01.07.2021);

рассмотрев жалобу АО «ПИНИБ «ГИТЕСТ» (далее – Заявитель) на действия заказчика - МУП г.Ижевска «Ижводоканал» при проведении аукциона в электронной форме №133 «Разработка рабочей документации объекта: Очистные сооружения канализации. Модернизация сооружений биологической очистки сточных вод (21421000026) для нужд МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (номер извещения в ЕИС – 32110387409, далее - Аукцион),

у с т а н о в и л а:

02.08.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба Заявителя (вх. № 5079). По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно признал его уклонившимся от подписания договора в связи с непредоставлением в процессе подписания договора 3-х исполненных договоров, подтверждающих опыт работы. Заявитель считает, что предъявление дополнительных квалифицирующих требований к участнику закупки после определения победителя закупки – неправомерно. Считает, что Заказчик нарушил срок и порядок подписания договора, установленные ч.15 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), п.18 ст. 29 Положения о закупках, ст. 447-448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, также пояснил, что у Заказчика отсутствовали основания для признания АО «ПИНИБ «ГИТЕСТ» уклонившимся, поскольку ч.5 ст. 13 Положения о закупках предусматривает ограниченный перечень оснований для признания участника закупки уклонившимся от подписания договора.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссия установила, что в жалобе содержатся доводы в соответствии с требованием п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках, в связи с чем у антимонопольного органа имеются основания для принятия и рассмотрения жалобы по существу.

Представители Организатора торгов и Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили в материалы дела письменные возражения.

Представитель Заказчика пояснил, что победитель Аукциона не исполнил требования, указанные в п. 27.1 раздела 4 закупочной документации, а именно, не представил в течение 5 дней после публикации итогового протокола не подтвердил опыт работы по разработке рабочей документации по модернизации, реконструкции или строительству аэротенков очистных сооружений канализации производительностью не менее 200 000 м³/сут с применением процессов биологического удаления азота и фосфора (биогенных элементов), выполненной не ранее 01.01.2015 года, путем предоставления техническому заказчику не менее 3-х подписанных двусторонних договоров и актов выполненных работ. В случае непредставления документов, обозначенных в п. 27.1., Заказчик договор с Победителем не заключает, а Победитель признается уклонившимся от заключения договора (п.27.2 раздела 4 закупочной документации).

Рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, доказательства, направленные в материалы дела, документы и сведения, размещенные в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), Комиссия установила следующее.

16.06.2021 Организатор торгов разместил в ЕИС извещение о проведении Закупки и закупочную документацию. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 15 521 207,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 02.07.2021 16:00.

Дата подведения итогов: 08.07.2021.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 05.07.2021 для участия в закупке было подано две заявки, которые признаны соответствующими.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 08.07.2021 ценовые предложения подавали АО «ПИНИБ «ГИТЕСТ» (12 028 539,9 руб.) и АО «Май проект» (12 093211,6 руб.). Победителем признан участник закупки АО «ПИНИБ «ГИТЕСТ».

08.07.2021 итоговый протокол размещен в ЕИС.

На дату рассмотрения жалобы договор с АО «ПИНИБ «ГИТЕСТ» не заключен.

Рассмотрев довод Заявителя, Комиссия считает его обоснованным в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (Приложение к приказу директора от 16.06.2021 г. № 185, в редакции приказа от 18.06.2021 г. № 192, в редакции приказа от 16.07.2021 г. № 211) (далее – Положение о закупках).

Согласно ч. 18 ст. 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").

В соответствии с п.1 ст. 25 Положения о закупках аукцион в электронной форме (далее - аукцион) на право заключения договора на закупку товаров, работ, услуг проводится в случае, когда предложения участников закупки можно сравнить только по критерию цены.

Согласно ч.15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В соответствии с ч.2 ст.13 Положения о закупках договор по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик заключает не ранее, чем через 10 дней, и не позднее, чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, в следующем порядке.

В проект договора, который прилагается к извещению о проведении закупки и (или) документации, включаются реквизиты победителя (единственного участника) и условия исполнения договора, предложенные победителем (единственным участником) в заявке на участие в закупке или в ходе проведения аукциона, переторжки (если она проводилась).

В течение пяти дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки Заказчик передает победителю (единственному участнику) два экземпляра заполненного проекта договора.

Победитель закупки (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает Заказчику.

Заказчик не ранее, чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола закупки, на основании которого заключается договор, подписывает и скрепляет печатью (при наличии) оба экземпляра договора и возвращает один из них победителю закупки (единственному участнику).

Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается в указанном ранее порядке и сроки с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такой закупки, Заказчика.

Если в соответствии с законодательством РФ заключение договора требует получение одобрения от органа управления Заказчика, то договор должен быть заключен не позднее, чем через пять дней с даты указанного одобрения. Аналогичный срок действует с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, комиссии по закупкам, оператора электронной площадки».

Комиссия установила, что в п. 27 раздела 4 «Описание объекта закупки» закупочной документации установлены «особые условия»:

«1. В течение 5 дней после публикации итогового протокола конкурентной процедуры (по настоящему заданию на проектирование) победитель обязан подтвердить опыт разработки рабочей документации по модернизации, реконструкции или строительству аэротенков очистных сооружений канализации производительностью не менее 200 000 м³/сут с применением процессов биологического удаления азота и фосфора (биогенных элементов), выполненной не ранее 01.01.2015 года, путем предоставления техническому заказчику не менее 3-х подписанных двусторонних договоров и актов выполненных работ.

2. В случае непредставления документов, обозначенных в п. 27.1., Заказчик договор с Победителем не заключает, а Победитель признается уклонившимся от заключения договора».

Комиссия установила, что итоговый протокол Заказчик разместил в ЕИС 08.07.2021, но договор в течение срока, установленного Законом о закупках и Положением о закупках с победителем Аукциона не заключил.

28.07.2021 Заказчик направил в адрес Заявителя письмо (исх. №12339/106/13-20) из содержания которого следует, что АО «ПИНИБ «ГИТЕСТ» признается уклонившимся от заключения договора «в связи с непредоставлением не менее трех подписанных двусторонних договоров о наличии опыта разработки рабочей документации по модернизации, реконструкции или строительству аэротенков очистных сооружений канализации производительностью не менее 200 000 м³/сут с применением процессов биологического удаления азота и фосфора (биогенных элементов), исполненных не ранее 01.01.2015 года в соответствии с требованием п.27 Раздела №4».

Между тем, Комиссия отмечает, что в ч. 5 ст. 13 Положения о закупках содержится закрытый перечень оснований для признания участника закупки уклонившимся от заключения договора:

1) не представил подписанный договор (отказался от заключения договора) в редакции Заказчика в срок, определенный настоящим Положением;

2) не предоставил обеспечение исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке, или предоставил с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке, если требование о предоставлении такого обеспечения было предусмотрено документацией о закупке и проектом договора;

3) не представил сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и документы, подтверждающие данные сведения - если требование о представлении таких сведений и документов установлено документацией о закупке и проектом договора.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик неправомерно признал Заявителя уклонившимся от заключения договора, поскольку в Положении о закупках отсутствует такое основание, которое содержится в п. 27.2 раздела 4 «Описание объекта закупки» закупочной документации.

Более того, порядок заключения договора, указанный в ч.2 ст.13 Положения о закупках и сам способ проведения закупки – аукцион в электронной форме не предусматривают обязанность победителя закупки в процессе заключения договора подтверждать опыт работы путем предоставления копий исполненных договоров.

Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 2 Закона о закупках Заказчик и Организатор торгов при определении требований к содержанию закупочной документации не руководствовались ч.ч. 2, 5 ст. 13, Положения о закупках, что привело к установлению неправомерных требований к победителю закупки (п. 27 раздела 4 «Описание объекта закупки» закупочной документации).

Поскольку в процессе заключения договора с Заявителем Заказчик руководствовался неправомерными требованиями, указанными в п. 27 раздела 4 «Описание объекта закупки» закупочной документации, то необоснованно признал победителя уклонившимся от заключения договора, что привело к нарушению срока заключения договора, предусмотренного ч.15 ст. 3.2 Закона о закупках.

С учетом того, что процедура конкурентных торгов проведена и выявленные нарушения не повлияли на определение победителя Аукциона, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о закупках путем возобновления процедуры заключения договора с Заявителем без учета требований п. 27 раздела 4 «Описание объекта закупки» закупочной документации.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу АО «ПИНИБ «ГИТЕСТ» (далее – Заявитель) на действия заказчика - МУП г.Ижевска «Ижводоканал» при проведении аукциона в электронной форме №133 «Разработка рабочей документации объекта: Очистные сооружения канализации. Модернизация сооружений биологической очистки сточных вод (21421000026) для нужд МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (номер извещения в ЕИС – 32110387409) обоснованной.

2. Признать Заказчика - МУП г.Ижевска «Ижводоканал» нарушившим ч. 1 ст. 2, ч.15 ст. 3.2 Закона о закупках, ч.ч. 2, 5 ст. 13 Положения о закупках.

3. Признать Организатора торгов - ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» нарушившим ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, ч.ч. 2, 5 ст. 13 Положения о закупках.

4. Выдать МУП г.Ижевска «Ижводоканал» предписание об устранении выявленного нарушения Закона о закупках путем возобновления процедуры заключения договора с Заявителем без учета требований п. 27 раздела 4 «Описание объекта закупки» закупочной документации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», МУП г.Ижевска «Ижводоканал» по ч. 7. ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председатель Комиссии

___________ <…>

Члены Комиссии

____________ <…>

 

____________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны