Решение б/н Жалоба частично обоснована от 25 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 018/06/106-259/2019

22 апреля 2019 года г. Ижевск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,

на заседании Комиссии 19.04.2019 в присутствии:

представителей Заказчика – БУЗ УР «Республиканский клинический онкологический диспансер имени С.Г. Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик): <…> (приказ о назначении №342-к от 25.06.2018); <…> (доверенность от 15.11.2018);

слушателя <…> (паспорт гражданина РФ);

представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее – Уполномоченное учреждение): <…> (доверенность от 09.01.2019); <…> (доверенность от 09.01.2019);

представителя Заявителя ООО «Ренталити» (далее – Заявитель): <…> (доверенность от 18.04.2019);

на заседании Комиссии 22.04.2019 в присутствии:

представителей Заказчика: <…> (приказ о назначении №342-к от 25.06.2018); <…> (доверенность от 15.11.2018);

представителей Уполномоченного учреждения: <…> (доверенность от 09.01.2019); <…> (доверенность от 09.01.2019);

в отсутствие представителя Заявителя: уведомлен надлежащим образом;

рассмотрев жалобу ООО «Ренталити» на положения документации о проведении электронного аукциона № зз-09623-19 «Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях Компьютерный томограф для топометрии с увеличенным размером гантри» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 0813500000119001970, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

УСТАНОВИЛА:

15.04.2019 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой указаны следующие доводы:

1) Заявитель считает, что Заказчик в документации об Аукционе не установил требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для осуществления собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, а также о наличии лицензии на осуществление деятельности с источниками ионизирующего излучения;

2) Заявитель указывает, что Заказчик в документации об Аукционе установил значение показателя товара «Стол для пациента - Максимальное передвижение по горизонтали, см - не менее 2000», при этом ни один из существующих производителей не оснащает томографы 20-ти метровыми столами, что по мнению Заявителя является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе;

3) Также по мнению Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые и взаимоисключающие требования к товару по позициям: «Детектор - Минимальная коллимированная толщина среза, мм - не менее 0,63»; «Реконструкция изображения - Минимальная толщина среза, мм - не более 0,63».

4) Заявитель указывает, что по совокупности технических показателей товара требованиям Заказчика соответствует только одна модель томографа «Siemens Somatom Definition AS», что ограничивает количество участников закупки.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной. Пояснили, что при подготовке технического задания была допущена техническая ошибка в значении показателя «Стол для пациента - Максимальное передвижение по горизонтали, см - не менее 2000», так как стола с указанным размером не существует. В указанном значении показателя следовало проставить запятую: «не менее 200,0». При этом, на стадии подачи заявок участники закупки не обращались к Заказчику с вопросом о разъяснении аукционной документации по данному показателю. Требования к техническим показателям товара «Детектор - Минимальная коллимированная толщина среза, мм - не менее 0,63»; «Реконструкция изображения - Минимальная толщина среза, мм - не более 0,63» определены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат друг другу. Также Заказчик представил в материалы дела письменные пояснения и сравнительную характеристику томографов 2-х разных производителей: «Siemens Somatom Definition AS» и «GE Revolution CT», технические и функциональные характеристики, которых соответствуют требованиям документации об Аукционе.

Представители уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, представили в материалы дела письменные пояснения, а так же устно пояснили, что объектом закупки является поставка товара. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) поставка медицинской техники не является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем, требование к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

25.03.2019 – Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 64 500 000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном Аукционе от 15.04.2019 для участия в закупке было подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе, все участники допущены к участию в Аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 19.04.2019 победителем закупки признан участник закупки ООО «Медлайн».

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

1. Рассмотрев доводы жалобы Заявителя относительно отсутствия в документации об аукционе требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для осуществления собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, а также о наличии лицензии на осуществление деятельности с источниками ионизирующего излучения, Комиссия Удмуртского УФАС России считает их необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В документации и извещении об Аукционе отсутствует требование к участникам закупки о их соответствии пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и требование к составу заявки о наличии каких-либо лицензий.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежит производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

В соответствии с приложением к Положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 469 в перечень работ, оказываемых услуг в части технического обслуживания входят:

а) монтаж и наладка медицинской техники;

б) контроль технического состояния медицинской техники;

в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;

г) ремонт медицинской техники.

Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, входит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».

Согласно пункту 6 Приложения к Постановлению № 278 лицензируемая деятельность включает в себя осуществление технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Согласно положениям Закона о контрактной системе заказчик самостоятельно определяет требования к предмету закупки с учетом положений статьи 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к товару, работам, услугам, составу заявки, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из содержания извещения и документации об Аукционе следует, что объектом закупки является поставка компьютерного томографа.

Из представленных материалов дела, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что положения проекта контракта включают в себя в том числе услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования (пункт 1.1 проекта контракта), в том числе работы по наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров оборудования (пункт 7.5 проекта контракта).

Поскольку положениями проекта контракта предусмотрены услуги по монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования (относящиеся к техническому обслуживанию и подлежащие лицензированию), в пункте 7.1 проекта контракта предусмотрено условие о том, что услуги по контракту выполняются поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.

Кроме того в пункте 7.4 проекта контракта указано, что оказание услуг по сборке, установке и монтажу оборудования должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поставщиком компьютерного томографа может стать любое лицо, соответствующее единым требованиям к участникам закупки (пункты 3-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), а услуги по установке, монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования могут быть переданы иному лицу, имеющему лицензию на техническое обслуживание медицинской техники и на осуществление деятельности с источниками ионизирующего излучения.

При осуществлении закупки на поставку оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), таких как монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования, установление требования о предоставлении лицензий на осуществление деятельности по выполнению работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявки на участие в электронном аукционе может привести к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие в извещении и документации об аукционе требования о наличии у участника аукциона лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для осуществления собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, а также о наличии лицензии на осуществление деятельности с источниками ионизирующего излучения, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

2. Рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно установил требования к товару по позиции: «Стол для пациента - Максимальное передвижение по горизонтали, см - не менее 2000», Комиссия Удмуртского УФАС России считает его обоснованным в связи со следующим.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Таблице 1 Части II «Описание объекта закупки: Техническое задание» документации об Аукционе (далее – Техническое задание) содержатся технические характеристики медицинского оборудования, в том числе указано:

показатели объекта закупки

значения показателей объекта закупки

 

которые не могут изменяться

максимальные и (или) минимальные

Стол для пациента

   

Максимальное передвижение по горизонтали, см

-

не менее 2000

Согласно ГОСТ Р 55771-2013 «Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок» значение показателя стола для пациента «Максимальное передвижение по горизонтали, см» составляет «не менее 216».

На заседании Комиссии представители Заказчика не отрицали тот факт, что при указании размера стола для пациента в описании объекта закупки была допущена техническая ошибка, в связи с чем указана недостоверная информация.

Кроме того, как следует из представленных в материалы дела Заявителем и Заказчиком сравнительных таблиц, на рынке компьютерных томографов аппаратов с размером стола «не менее 2000 см» не существует.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик и Уполномоченное учреждение в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установил в документации об Аукционе необоснованные требования к объекту закупки.

Вместе с тем, Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что права Заявителя действиями Заказчика не нарушены, поскольку, установлено, что ООО «Ренталити» намеревалось предложить к поставке «Томограф компьютерный Discovert RT с принадлежностями» производства «ДжиИ Ханвэй Медикал Системз Ко., Лтд» Китай, технические и функциональные показатели которого не соответствуют требованиям Заказчика, что подтверждается письмами производителя ООО «Джии Хэлскеа» (исх. № 8/1627-19 от 17.04.2019, исх. № 8/1571-19 от 10.04.2019), а также направленным Заказчику требованием об изменении значений показателей товара при обращении о разъяснении положений документации об Аукционе.

Также Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в аукционных заявках всех участников закупки в отношении показателя «Максимальное передвижение по горизонтали, см» указано значение «2000».

Участник закупки ООО «Медлайн» направил в материалы дела письменные пояснения (вх. №3063 от 22.04.2019), из содержания которого следует, что участник закупки при заполнении заявки также допустил техническую ошибку, подразумевая, что единица измерения значения показателя была установлена в миллиметрах, а не в сантиметрах.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на итоги проведения закупки, и не ограничило количество участников закупки.

3. Рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчиком установлены противоречивые и взаимоисключающие требования к товару по позициям: «Детектор - Минимальная коллимированная толщина среза, мм - не менее 0,63»; «Параметры сканирования - Минимальная толщина среза, мм - не более 0,63», Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В Таблице 1 Части II «Описание объекта закупки: Техническое задание» документации об Аукционе (далее – Техническое задание) содержатся технические характеристики медицинского оборудования, в том числе указано:

показатели объекта закупки

значения показателей объекта закупки

 

которые не могут изменяться

максимальные и (или) минимальные

Детектор

   

Минимальная коллимированная толщина среза, мм

-

не менее 0,63

Параметры сканирования

   

Минимальная толщина среза, мм

-

не более 0,63

В ГОСТ Р 55771-2013 определены технические показатели параметров сканирования по толщине среза «0,5-10,0 мм». Таким образом, значение показателя, определенное Заказчиком «Минимальная толщина среза, мм - не более 0,63», попадают в диапазон значений, определенный ГОСТом, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

ГОСТ Р 55771-2013 не содержит значение показателя в отношении показателей Детектора: «Минимальная коллимированная толщина среза».

В примечаниях к пункту 5.1 ГОСТ Р 55771-2013 указано: «1. Большинство клинических рутинных исследований может выполняться на 16-срезовом РКТ. Томографы с большим числом срезов (64, 128 и более) за один оборот рентгеновской трубки предназначены для более сложных исследований (кардиологических) и для определенной группы пациентов (например, детей). Чем больше линеек детекторов содержит РКТ, тем быстрее идет сбор информация для данного 3D изображения, что особенно важно для сердечно-сосудистой системы. При исследовании сердца, находящегося в постоянном и быстром движении, используют синхронизацию с ЭКГ. Однако, с увеличением числа линеек детекторов и, следовательно, числа срезов РКТ, возрастает доза облучения пациента и ухудшается качество изображения за счет рассеиваемого объектом излучения. Для уменьшения дозы облучения пациента используются определенные режимы работы РКТ и специальные программы модуляции дозы в зависимости от комплекции пациента, возраста, пола. 2. Заказчик при закупках определяет тип РКТ в зависимости от профиля лечебно-профилактического учреждения и вида проводимых исследований и несет за это ответственность».

Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 55771-2013 возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.

На заседании Комиссии представители Заказчика обосновали свою потребность приобретения товара с данным показателем, пояснив, что компьютерный томограф должен быть оснащен коллиматором – устройство для получения параллельных пучков лучей света или частиц, который позволяет снизить дозу воздействия на пациента. Также представили в материалы дела письменные пояснения на 2 листах.

При рассмотрении первых частей аукционных заявок, поданных участниками закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что по показателю «Минимальная коллимированная толщина среза» участники закупки предложили конкретное значение – 2 мм; по показателю «Минимальная толщина среза, мм» участники закупки предложили конкретное значение – 0,6 мм.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик в документации об Аукционе установил такие показатели, которые обеспечивают проведение необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения, и позволяют определить соответствие закупаемых товара требованиям Заказчика, что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.

4. Рассмотрев довод Заявителя о том, что по совокупности технических показателей товара требованиям Заказчика соответствует только одна модель томографа «Siemens Somatom Definition AS», Комиссия Удмуртского УФАС России основываясь на доказательствах представленных Заказчиком в материалы дела установила, что по совокупности технических показателей товара требованиям Заказчика соответствуют следующие товаропроизводители: «Siemens Somatom Definition AS» и «GE Revolution CT», в связи с чем довод Заявителя является необоснованным.

Комиссией Удмуртского УФАС России при проведении внеплановой проверки по доводам жалобы в действиях субъектов проверки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Ренталити» на положения документации о проведении электронного аукциона № зз-09623-19 «Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях Компьютерный томограф для топометрии с увеличенным размером гантри» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 0813500000119001970) обоснованной в части довода о значении показателя товара «Стол для пациента - Максимальное передвижение по горизонтали, см - не менее 2000».

2. Признать Заказчика - БУЗ УР «Республиканский клинический онкологический диспансер имени С.Г. Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», Уполномоченное учреждение - ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе путем исключения из проекта контракта показатель товара «Стол для пациента - Максимальное передвижение по горизонтали, см -2000».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного дела в отношении виновных должностных лиц по части 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председатель Комиссии ________ <…>

Члены Комиссии:

_________ <…>

_________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны