Решение №ЕС/3871/23 решение о прекращении рассмотрения дела от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

о прекращении рассмотрения дела № 018/01/10-912/2022

 

г. Ижевск

Резолютивная часть решения оглашена «23» августа 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено «05» сентября 2023 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии – <...>, начальник отдела антимонопольного контроля; <...>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; <...>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует); <...>, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует), <...>, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует) (кворум комиссии имеется),

 

рассмотрев в заседаниях от 14.12.2022, 30.01.2023, 21.02.2023, 10.07.2023, 23.08.2023 дело № 018/01/10-912/2022, возбужденное в отношении МУП г.Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (далее - МУП «СпДУ») (адрес регистрации: 426053, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ворошилова, 63а, дата присвоения ОГРН - 27.12.2002, ОГРН: 1021801592570, ИНН: 1834028950) по признакам нарушения пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

в присутствии <...> – представителя ПАО «Т Плюс» по доверенности, <...> – представителя МУП «СпДУ» по доверенности, <...> – представителя Администрации г. Ижевска по доверенности,

в отсутствие ИП <...>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ИП <...> (вх. № 6224 от 18.10.2022) с жалобой на действия (бездействие) ПАО «Т Плюс» и МУП «СпДУ», выразившиеся в необоснованном прекращении теплоснабжения объекта недвижимости (кадастровый №№ 18:26:010074:524) по адресу: г. Ижевск ул. 30 лет Победы, 36.

Согласно заявлению, 04.10.2022 при проведении ремонтно-восстановительных работ МУП «СпДУ» на теплотрассе, обеспечивающей подачу теплоносителя к вышеуказанным объектам недвижимости было произведено отключение объекта ИП <...> от тепловых сетей. О планируемом отключении ИП <...> не был уведомлен, меры по возобновлению теплоснабжения ПАО «Т Плюс» и МУП «СпДУ» не приняты. Представлено фото, свидетельствующее о том, что участок трубопровода, ведущего на объект недвижимости ИП <...>, отсутствует.

Из приложенного к заявлению письма Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» исх. № 71400-34/1-07843-И от 12.10.2022 следовало, что участок теплотрассы, на котором произошло отключение, на баланс и обслуживание ПАО «Т Плюс» не передан, находится на балансе МУП «СпДУ».

Рассмотрев заявление ИП <...>, Удмуртское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях МУП «СпДУ» признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии путем необоснованного препятствования передаче тепловой энергии ИП <...> по тепловым сетям МУП «СпДУ».

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 18.11.2022 № 94 в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №018/01/10-912/2022 в отношении МУП «СпДУ».

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представитель ИП <...> поддержал заявление предпринимателя, пояснил, что ремонт тепловых сетей произведен собственными силами, МУП «СпДУ» на письма ИП <...> не отвечало, никаких действий по возобновлению теплоснабжения не предпринимало.

Представитель ПАО «Т Плюс» поддержал представленные письменные пояснения. Сообщил, что тепловые сети, на которых произошел порыв, должно обслуживать МУП «СпДУ».

Представитель МУП «СпДУ» с возбуждением дела в отношении МУП «СпДУ» не согласился, сообщив, что участок тепловой сети, ведущий к объекту ИП <...> на обслуживание МУП «СпДУ» не передавался.

Представитель Администрации г. Ижевска поддержал представленные письменные пояснения. Пояснил, что участок тепловой сети, на котором произошел порыв, собственника не имеет, на обслуживание не передавался, бесхозяйным не признан.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

05.10.2022 ИП <...> обратился в адрес Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» и Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» (исх. № 20 от 05.10.2022), с требованием восстановить подключение принадлежащего ему магазина по адресу: г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, 36 к центральной системе отопления. ИП <...> указал, что 04.10.2022 при проведении ремонтных работ силами МУП «СпДУ» прекращено теплоснабжение объекта ИП <...> (вырезан участок теплотрассы (врезка)).

Между ПАО «Т Плюс» (теплоснабжающая организация) и ИП <...> (потребитель) заключен договор теплоснабжения № ТЭ1813-00747 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) от 01.01.2019, согласно которому теплоснабжающая организация обязуется продавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) (далее- тепловую энергию (мощность)) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим теплоснабжения.

С требованием восстановить подключение к сети теплоснабжения ИП <...> обратился также в адрес МУП «СпДУ» (исх. № 22 от 06.10.2022).

ПАО «Т Плюс» пояснило (б/н от 31.10.2022), что уведомления МУП «СпДУ» о ремонтных работах и отключении теплоснабжения потребителя ИП <...> не поступало.

АО «ЭнергосбыТ Плюс» направило в адрес Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, МУП «СпДУ» и ИП <...> письмо исх. № 71400-34/1-07691-И от 07.10.2022 «Об устранении повреждения», согласно которому 29.09.2022 обнаружено повреждение на участке квартальной теплотрассы от ЦТП - «Котельная Металлург» от ут2 в сторону магазина по адресу: ул. 30 лет Победы, 36.Участок теплотрассы от ут2 квартальной сети до здания ИП <...> (магазин) по адресу: ул. 30 лет Победы 36, на баланс и обслуживание ПАО «Т Плюс» не передан. Повреждение не устранено, объект подключенный от этой камеры отключен, и по информации от ИП <...> произведен демонтаж теплотрассы силами МУП «СпДУ» без уведомления собственника магазина по адресу: ул. 30 лет Победы, 36 и ПАО «Т Плюс». Дальнейшая работа с повреждением приведет к сверхнормативной подпитке и аварийному режиму на ТЭЦ-2, а, следовательно, поставит под угрозу снабжение теплоносителем и горячей водой всех объектов по зоне ТЭЦ-2, что, в свою очередь, может привести к причинению материального ущерба, тяжкого вреда здоровью и жизням людей. Указанным письмом АО «ЭнергосбыТ Плюс» также просит Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска определить балансодержателя указанной теплотрассы и обязать его в кратчайшие сроки организовать работы по устранению повреждения и восстановлению теплоснабжения объекта по адресу: ул. 30 лет Победы, 36.

24.10.2022 АО «ЭнергосбыТ Плюс» направило в адрес МУП «СпДУ» повторное требование (исх. № 71400-34/1-08255) о принятии мер по восстановлению демонтированного участка тепловой сети для восстановления подачи тепловой энергии на здание по адрес: ул. 30 лет Победы, 36. Отсутствие ремонтных работ препятствует исполнению ПАО «Т Плюс» обязательств по теплоснабжению потребителя – ИП <...>.

ПАО «Т Плюс» указывает, что согласно схеме присоединения, не имеет иной технологической возможности поставки тепловой энергии ИП <...>, кроме тепловых сетей МУП «СпДУ».

МУП «СпДУ» представлены письменные пояснения № 4753/01-6/10 от 17.11.2022, из которых следует, что 01.10.2022 представителями МУП «СпДУ» обнаружено повреждение (выход воды из асфальта) на участке квартальной теплотрассы от ЦТП – «Котельная Металлург» от УТ 2 в сторону магазина, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, 36. 04.10.2022 при производстве земляных работ, обнаружен порыв воды в сторону ул. 30 лет Победы, д. 36а, в связи с чем выполнено отсоединение трубопроводов системы отопления, балансодержателем которого является ИП <...>. 21.10.2022 ИП <...> самостоятельно устранено повреждение, отопление помещения по ул. 30 лет Победы, д. 36 возобновлено.

Из акта № 2022-УД/ВПТ-332 о возобновлении подачи тепловой энергии от 24.10.2022 следует, что силами ИП <...> восстановлена врезка в существующую теплотрассу после демонтажа ее сотрудниками МУП «СпДУ».

Как поясняет ПАО «Т Плюс», объект недвижимости ИП <...> подключен к распределительным (квартальным) тепловым сетям от котельной «Металлург», при этом присоединенные к ней сети теплоснабжения во владение/эксплуатацию ПАО «Т Плюс» не передавались.

МУП «СпДУ» представлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.11.2012, являющемуся приложением № 2 к договору теплоснабжения № К1577 от 01.11.2012, согласно которому сети теплоснабжения, идущие от котельной «Металлург» УТ-2, ведущие до границы объекта недвижимости по адресу: ул. 30 лет Победы, 36 принадлежат ООО «УКС».

Согласно постановлению Администрации города Ижевска № 2525 от 23.12.2019 «Об исключении из состава имущества имущественной казны города Ижевска движимого и недвижимого имущества», сети теплоснабжения котельной «Металлург» переданы на баланс МУП «СпДУ».

Между ПАО «Т Плюс» и МУП «СпДУ» заключен договор № 216 от 05.06.2018 оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя согласно пункту 1.1. которого, МУП «СпДУ» как теплосетевая организация, обязуется осуществлять организационного и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и (или) передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги на условиям, определяемым данным договором.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющийся приложением № 2 к договору № 216 от 05.06.2018, трубопроводы, идущие от ЦТП «Металлург» до потребителей тепловой энергии принадлежат МУП «СпДУ».

При этом, согласно пункту 2.3.2 договора от 05.06.2018 № 216 МУП «СпДУ» обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние, находящихся в его владении тепловых сетей.

В соответствии с п. 2.3.11 договора от 05.06.2018 № 216 МУП «СпДУ» обязано при возникновении аварии (разрыва, повреждения) на тепловых сетях МУП «СпДУ» незамедлительно:

- самостоятельно отключить поврежденный участок тепловых сетей;

- принять меры по предотвращению размораживания тепловых сетей;

- уведомить ПАО «Т Плюс» с указанием срока прибытия представителя теплоснабжающей организации для составления акта, в котором фиксируются размеры повреждения и продолжительность утечки;

- в течение суток с момента возникновения аварии повторно сообщить в письменной форме в ПАО «Т Плюс» об аварии и устранить аварию в разумный срок с момент выявления неисправностей.

МУП «СпДУ» не представлено какое-либо обоснование срока выполнения ремонтных работ на тепловых сетях.

МУП «СпДУ» не уведомило теплоснабжающую компанию о произошедшей аварии, не предприняло мер по устранению неисправностей тепловой сети в разумный срок. Ремонт тепловой сети произведен ИП <...>. Обращения ИП <...> и АО «ЭнергосбыТ Плюс» о возобновлении теплоснабжения объекта недвижимости ИП <...> МУП «СпДУ» оставило без ответа.

МУП «СпДУ» оказывает услуги по передаче тепловой энергии в границах пролегания тепловых сетей МУП «СпДУ» в г. Ижевске.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995№ 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

На основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Таким образом, МУП «СпДУ» занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах пролегания тепловых сетей МУП «СпДУ» в г. Ижевске.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего с0убъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям.

С учетом имеющихся доказательств по делу, решением по делу № 018/01/10-912/2022 от 09.03.2023 МУП «СпДУ» признано Удмуртским УФАС России нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии в границах тепловых сетей МУП «СпДУ» путем необоснованного препятствования передаче тепловой энергии ИП <...> по тепловым сетям МУП «СпДУ», что привело или могло привести к ущемлению интересов в сфере предпринимательской деятельности ИП <...> и ПАО «Т Плюс».

На основании данного решения Удмуртским УФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении № 018/04/14.31-280/2023 в отношении МУП «СпДУ» по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

06.06.2023 в ходе рассмотрения административного дела представлен технический паспорт котельной «Металлург», из которого следует, что участок тепловой сети от котельной «Металлург» УТ-2 до границы объекта недвижимости по адресу: ул. 30 лет Победы, 36, на котором произошел порыв, не относится к тепловым сетям котельной, а, соответственно, не передан на баланс МУП «СпДУ».

Согласно ч. 1 ст. 51.2 Закона «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51.2 Закона «О защите конкуренции» основанием для пересмотра решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства является выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Удмуртского УФАС России не располагала доказательствами, представленными в материалы административного дела, паспорт котельной МУП «СпДУ» не предоставлялся. Из имеющегося в материалах дела 018/01/10-912/2022 постановления Администрации города Ижевска № 2525 от 23.12.2019 «Об исключении из состава имущества имущественной казны города Ижевска движимого и недвижимого имущества», сети теплоснабжения котельной «Металлург» не представлялось возможным определить, что участок тепловой сети от УТ-2 до границы объекта недвижимости по адресу: ул. 30 лет Победы, 36 не является тепловой сетью котельной и, соответственно, не передан на баланс МУП «СпДУ».

С учетом поступивших доказательств, Комиссией вынесено определение от 15.06.2023 о пересмотре решения по делу № 018/01/10-912/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 09.03.2023 по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г. Ижевска, которой представлены письменные пояснения исх. № 01-21/08530 от 21.07.2023 о том, что участок тепловой сети от УТ-2 до границы объекта недвижимости по адресу: ул. 30 лет Победы, 36 в Реестре муниципального имущества г. Ижевска не числится, муниципальной собственностью не является, информация о собственнике отсутствует, на баланс МУП «СпДУ» постановлением Администрации города Ижевска № 2525 от 23.12.2019 «Об исключении из состава имущества имущественной казны города Ижевска движимого и недвижимого имущества» не передавался. Постоянно действующая комиссия по выявлению бесхозяйных объектов на территории г. Ижевска также не рассматривала данный участок для постановки в качестве бесхозяйного на учет.

С учетом изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что в действиях МУП «СпДУ» отсутствует нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку участок тепловой сети от УТ-2 до границы объекта недвижимости по адресу: ул. 30 лет Победы, 36, на баланс и обслуживание МУП «СпДУ» не передан, доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах данного участка тепловой сети муниципальное предприятие не занимает.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Вместе с тем, Удмуртским УФАС России в ходе рассмотрения дела также установлено следующее.

Статей 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») установлена обязанность органа местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа обязан организовать содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.

Администрация г. Ижевска занимает позицию, что у нее нет обязанности по организации теплоснабжения в отношении коммерческого объекта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по мнению администрации, устанавливает обязанность организовать теплоснабжение только населения. Однако Закон «О теплоснабжении» содержит лишь понятие «потребитель тепловой энергии» без выделения каких-либо категорий. Обязанность по организации теплоснабжения на территории г. Ижевска Закон «О теплоснабжении» возлагает на Администрацию г. Ижевска.

Администрация г. Ижевска с 23.12.2019 располагает сведениями о том, что участок тепловой сети, ведущий от УТ-2 до нежилого помещения ИП <...>, не имеет собственника, не передан МУП «СпДУ», вместе с тем, до настоящего времени не приняла меры по принятию на учет участка тепловой сети как бесхозяйного объекта теплоснабжения, в связи с чем не организовала содержание и обслуживание участка тепловой сети, которое повлекло ущемление интересов ИП <...> и ПАО «Т Плюс».

Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 возложен на систему прокуратуры Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 018/01/10-912/2022 в отношении МУП «СпДУ» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 018/01/10-912/2022 в прокуратуру Удмуртской Республики для рассмотрения вопроса о наличии нарушения норм Закона «О теплоснабжении» в бездействии Администрации г. Ижевска по постановке на учет в качестве бесхозяйного - участка тепловой сети от УТ-2 до границы объекта недвижимости по адресу: ул. 30 лет Победы, 36 и организации его содержания и обслуживания.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны