Решение б/н Решение по делу № ТГ06-06/2010-16 о признании ОАО «Удмуртавт... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



г. Ижевск
Резолютивная часть решения оглашена «09» сентября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено «23» сентября 2010 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Управления – начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков; <…> - старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует); <…> – специалист – эксперт одела контроля товарных и финансовых рынков; <…> - специалист – эксперт одела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется);
в присутствии:
Индивидуального предпринимателя <…> – заявителя по делу;
<…> – юрисконсульта Глазовского филиала ОАО
«Удмуртавтотранс», по доверенности;
<…> – начальника Управления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, по доверенности;

рассмотрев дело № ТГ06-06/2010-16 в заседаниях от 08 июня 2010 года, от 29 июня 2010 года, от 02 сентября 2010 года и 09 сентября 2010 года, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Удмуртавтотранс» (местонахождение: 426076, г. Ижевск, ул. Ленина, 46, ИНН 1835076756) пункта 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

Основанием для возбуждения дела №ТГ06-06/2010-16 в отношении Открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» (далее – ОАО «Удмуртавтотранс») послужило заявление Индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, заявитель). Из содержания указанного заявления следовало, что ОАО «Удмуртавтотранс», став единственным перевозчиком на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым, злоупотребляет своим доминирующим положением, устанавливая плату за проезд на участке маршрута «от центра д. Кестым до привокзальной площади пос. Балезино» в размере 18 рублей.

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения:
Заявитель поддержал доводы и требования, изложенные в заявлении в полном объеме, указав, что ОАО «Удмуртавтотранс», став единственным автоперевозчиком на маршруте «Балезино-Глазов» через д. Кестым, злоупотребило своим доминирующим положением, установив плату за проезд на участке «Балезино – д.Кестым» в размере 18 рублей, тогда как фактическое расстояние на данном маршруте составляет 7511 метров, следовательно, цена билета должна была составлять не более 11 рублей.
Представитель ОАО «Удмуртавтотранс» на заседании комиссии пояснил, следующее. Расстояние на участке маршрута «Балезино – д. Кестым» составляет 7,9км., ранее представленная Обществом Удмуртскому УФАС России информация о расстоянии на участке маршрута «Балезино-д.Кестым» 9.6км является ошибочной. После возбуждения дела ОАО «Удмуртавтотранс» произвело замер протяженности маршрута «Балезино-д.Кестым», в ходе которого было установлено, что расстояние составляет 7,9км. С 01 июня 2010 года стоимость проезда на участке маршрута «Балезино – д.Кестым» составляет 11 рублей. Ранее, а именно с 01.01.2010 года по 01.06.2010 года стоимость на данном маршруте составляла 18 рублей. Кроме того, представитель ОАО «Удмуртавтотранс» поддерживает в полном объеме письменные пояснения (исх. №01-23/701 от 09.09.2010 года) изложенные Обществом по результатам проведения Удмуртским УФАС России аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым за период 2009, 1 квартал 2010г.г.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, ранее изложенные письменные пояснения поддержал в полном объеме. На заседании Комиссии представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики указал, что протяженность маршрута «Балезино – д. Кестым», согласно паспорту автобусного маршрута № 309 и акту протяженности маршрута, утвержденному Министром промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики 24.11.2009 года, составляет 7,9 км.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о нарушении ОАО «Удмуртавтотранс» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании следующего.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. 29 октября 2009 года Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики провело конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору «Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское».
Согласно выписки из протокола от 29 октября 2009 года заседания конкурсной Комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, ОАО «Удмуртавтотранс» решением конкурсной комиссии признано победителем по лотам № 26, № 31 «Глазов-Балезино» через д.Кестым.
В соответствии с договором № 96/05-1 от 24.11.2009 года и договором № 94/05-1 от 24.11.2009 года ОАО «Удмуртавтотранс» начало обслуживать маршрут «Глазов-Балезино» через д.Кестым с 01.01.2010 года, согласно утвержденному расписанию.
Таким образом, с 01.01.2010 года ОАО «Удмуртавтотранс» стало осуществлять перевозку пассажиров на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым».
Принимая во внимание довод <…> о злоупотреблении доминирующим положением ОАО «Удмуртавтотранс» на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок на участке маршрута от центра д. Кестым до привокзальной площади п. Балезино, Удмуртское УФАС России установило необходимость проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.
Удмуртским УФАС России в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок была проведена расчетно-аналитическая работа, в результате которой подготовлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым» за период 2009, 1 квартал 2010г.г.

При анализе рынка установлено, что продуктовыми границами рынка являются услуги по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок. Продуктовые границы определены на основе общероссийских классификаторов продукции работ и услуг, видов экономической деятельности, нормативных актов, регулирующих данную деятельность, а также использован метод, основанный на сведениях, представляемых покупателями (пассажирами) данного товара.
В ходе исследования установлено, что на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым помимо пассажирского пригородного маршрутного автотранспорта, также перевозку пассажиров осуществляет пригородный электропоезд (филиала ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога). Станция или остановочный пункт «д.Кестым» на Горьковской железной дороге, обозначен как пункт 1086 км (д. Кестым). На остановочном пункте 1086 км останавливаются только пригородные поезда.
В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности», деятельности пригородного электропоезда соответствует код 60.10.11 - деятельность магистрального пассажирского железнодорожного транспорта. Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
В связи с тем, что маршрут движения «Глазов-Балезино» через д. Кестым, осуществляемый пригородными автобусами и пригородными электропоездами вцелом совпадает, учитывая время движения пригородного электропоезда и пригородного автотранспорта на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым, которое составляет около 40 минут, учитывая несущественное отличие в стоимости проезда (порядка 10%), учитывая основную задачу и цель перевозчиков, а именно перевозка пассажиров и получение прибыли, а также, в связи с тем, что потребитель (пассажир) имеет возможность заменить услуги, оказываемые пригородным электропоездом, услугами маршрутного пригородного автотранспорта, Удмуртское УФАС России пришло к выводу о взаимозаменяемости пригородного электропоезда с пригородными маршрутными (автобусными) перевозками.
Таким образом, пассажирские автобусные пригородные перевозки и пригородные перевозки, осуществляемые электропоездом являются взаимозаменяемыми видами экономической деятельности. В связи с этим продуктовые границы определены как «услуги по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок».
При проведении аналитического отчета Удмуртским УФАС России установлено, что в связи с тем, что нарушение ОАО «Удмуртавтотранс» антимонопольного законодательства выявлено на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым, а также, учитывая, что данный маршрут установлен и утвержден Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, следовательно, географическими границами рынка оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок является маршрут «Глазов-Балезино» через д.Кестым.
Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность пригородных пассажирских маршрутных перевозок, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
По данным, представленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Администрацией Муниципального образования «Балезинский район», установлено следующее.
До 01.01.2010 года на автобусном маршруте «Глазов – Балезино» через д. Кестым осуществляли услуги по перевозке пассажиров два перевозчика, ОАО «Удмуртавтотранс» и ИП <…>, причем, перевозчики выполняли по данному маршруту одинаковое количество ежедневных рейсов. 29 октября 2009 года по результатам конкурса проводимого Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, ОАО «Удмуртавтотранс» решением конкурсной комиссии признано победителем по лотам: № 26 «Глазов – Балезино» через Кестым, № 31 «Глазов - Балезино» через Кестым.
С 01.01.2010 года по настоящее время на маршруте «Глазов – Балезино» через д.Кестым деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом осуществляет один перевозчик, ОАО «Удмуртавтотранс».

Также, необходимо отметить, что на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым перевозка пассажиров осуществляется пригородным электропоездом, перевозчик – филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога (месторасположение: 603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, 78).
Состав хозяйствующих субъектов на данном рынке до 01.01.2010 года являлся стабильным, деятельность по пригородной перевозке пассажиров осуществляли ИП <…>, ОАО «Удмуртавтотранс», филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога. Однако с 01.01.2010 года, по результатам конкурса, перевозку автотранспортом осуществляет ОАО «Удмуртавтотранс», железнодорожным транспортом – филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога.
ИП <…> с 01.01.2010 года не осуществляет деятельности по перевозке пассажиров на автомобильном пассажирском транспорте на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым, так как Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, в целях повышения безопасности дорожного движения, культуры и качества обслуживания пассажиров и более полного удовлетворения потребностей населения Удмуртской Республики, на основании результатов конкурса, заключило договор на право перевозки автомобильным пассажирским транспортом по маршруту «Глазов-Балезино» через д. Кестым с ОАО «Удмуртавтотранс». Таким образом, с 01.01.2010 года по настоящее время на данном маршруте осуществляет деятельность по пригородной перевозке пассажиров ОАО «Удмуртавтотранс» и филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога. Проанализировав представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющих пригородную перевозку пассажиров на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым документы и сведения, по объемам оказываемых услуг на данном маршруте, Удмуртским УФАС России установлено, что в 2009 году доли ОАО «Удмуртавтотранс», ИП <…> и филиала ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога были стабильными и прогнозируемыми, однако в 1 квартале 2010 года произошло некоторое перераспределение долей в связи с выбытием ИП <…> Следовательно, положение ОАО «Удмуртавтотранс» на рынке пассажирских маршрутных пригородных перевозок с 01.01.2010 года усилилось.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля, хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов)
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Определение Удмуртским УФАС России объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке показало, что в 2009 году совокупная доля ОАО «Удмуртавтотранс», ИП <…> и филиала ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога, превышает 50% и составляет 100%.
В 1 квартале 2010 года совокупная доля ОАО «Удмуртавтотранс» и филиала ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога также превышает 50% и составляет 100%.
Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым», охватывал период равный 1 году и 3 месяцам (1, 2, 3, 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010г.) при этом на протяжении данных периодов, доли действующих на нем хозяйствующих субъектов, были подвержены малозначительным изменениям.

В ходе проведения Удмуртским УФАС России анализа рынка оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым», установлено, что доступ хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым» затруднен. В связи с проведением Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородному маршруту Удмуртской Республики «Глазов-Балезино» через д. Кестым, в результате которого право на осуществление перевозки на данном маршруте получило ОАО «Удмуртавтотранс».
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга по осуществлению железнодорожных перевозок является сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона «О естественных монополиях», естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Следовательно, появление хозяйствующих субъектов, осуществляющих пригородную перевозку с помощью электропоезда (субъекта естественной монополии), нецелесообразно.
Таким образом, положение ОАО «Удмуртавтотранс» на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым» за период 2009, 1 квартал 2010г.г. является доминирующим. При таком положении ОАО «Удмуртавтотранс» имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги).

При этом, согласно разъяснениям ФАС России по применению антимонопольного законодательства, размещенным в сети Интернет (http://www.consultant.ru/law/interview/golomolzin.html): «В пункте 1 части 3 статьи 5 Закона установлена совокупность долей хозяйствующих субъектов. При этом согласно данной статье для признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим должна выполняться совокупность условий, установленных в пунктах 1 - 3 части 3 статьи 5 Закона. При выполнении указанных условий положение каждого хозяйствующего субъекта признается доминирующим и дело может быть возбуждено как в отношении одного из этих хозяйствующих субъектов независимо от действий остальных, так и в отношении каждого, если их действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства». В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики №15/2 от 10.12.2009 года «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики» с 01.01.2010 года предельный максимальный тариф за проезд пассажиров в автобусах пригородных сообщений независимо от типа автобуса устанавливается в размере 1,80 рубля за каждый километр пути с учетом поясного деления. Плата за проезд в автобусах пригородного сообщения на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым, разработана и утверждена ОАО «Удмуртавтотранс», согласно постановлению Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики от 10.12.2009 года № 15/2 и взимается в зависимости от расстояния проезда по поясным тарифам в следующих размерах: Пригородные маршруты Расстояние, Стоимость проезда, (руб/коп.) (км.) Полная 50 % скидка 1-8 11,0 5,5 9-11 18,0 9,0 12-13 23,0 11,5 14-16 27,0 13,5

Согласно письменным пояснениям ОАО «Удмуртавтотранс» (от 11 марта 2010 года исх. № 180), направленным в адрес Удмуртского УФАС России, протяженность маршрута «Глазов-Балезино через Кестым» составляет 33,0 км., а расстояние от д. Кестым до п. Балезино составило 9,6 км., что приравнивается по поясному делению к 10,0 км. В итоге стоимость проезда на участке от д. Кестым до п. Балезино установлена: 10,0 км * 1,8 руб. = 18 рублей за одну поездку.
Удмуртским УФАС России для установления достоверности расстояния маршрута на участке от д. Кестым до п. Балезино, были направлены запросы в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Государственное учреждение «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики», Администрацию муниципального образования «Балезинский район».
В ходе исследования и анализа представленной заявителем, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Государственным учреждением «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики», Муниципальным унитарным предприятием «Балезинский земельно-кадастровый центр» муниципального образования «Балезинский район» информации по расстоянию маршрута от д. Кестым до п. Балезино, установлено следующее.

В соответствии с актом замера протяженности маршрута, являющегося неотъемлемой частью паспорта автобусного маршрута № 309 «г. Глазов – п. Балезино» через д. Кестым, утвержденного Управляющим Глазовского филиала ОАО «Удмуртавтотранс» <…> 10.11.2009 года, и представленного в адрес Удмуртского УФАС России Обществом, расстояние от д. Кестым до пос. Балезино составляет 9,6 км. 07 мая 2010 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики на основании определения Удмуртского УФАС России от 20 апреля 2010 года о назначении дела №ТГ06-06/2010-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, представило в Удмуртское УФАС России копию паспорта автобусного маршрута №309 «г. Глазов-п. Балезино» через д. Кестым (исх. №1075 от 06.05.2010 года).
Акт замера протяженности маршрута, содержащийся в паспорте автобусного маршрута №309 «г.Глазов- п.Балезино» через д. Кестым устанавливает, что расстояние от привокзальной площади поселка Балезино до остановки в д. Кестым составляет 7,9 км. паспорт <...> содержащий акт замера протяженности маршрута, 24.11.2009 года был представлен ОАО «Удмуртавтотранс» для утверждения Министерству промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, ОАО «Удмуртавтотранс».
28 июня 2010 года ОАО «Автовокзалы Удмуртии» представило (исх. № 01/399 от 28.06.2010 года) в Удмуртское УФАС России копию расписания движения автобусов по пригородному межмуниципальному маршруту №309 «Глазов-Балезино» через д. Кестым, составленного ОАО «Удмуртавтотранс» и согласованного с начальником Автовокзала г. Глазов. Согласно расписанию расстояние между д. Кестым и пос. Балезино составляет 8,1 км. Следовательно, согласно расписанию движения автобуса по пригородному межмуниципальному маршруту №309 «Глазов-Балезино» через д. Кестым, представленного ОАО «Удмуртавтотранс» ОАО «Автовокзалы Удмуртии» для утверждения, стоимость проезда на участке от д. Кестым до п. Балезино должна составлять не более 11 рублей за одну поездку.

В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «Удмуртавтотранс» на заседании Комиссии от 08.06.2010 года пояснил, что расстояние между д. Кестым и пос. Балезино составляет 7,9 км. Плата за билет на маршруте «пос. Балезино – д. Кестым» взималась исходя из расстояния 9,6 км, расстояние, в связи с технической ошибкой, установлено неверно. С января 2010 года и до июня 2010 года стоимость билета на данном маршруте составляла 18 рублей. Фактическое расстояние составляет 7,9 км. С июня 2010 года стоимость проезда на участке «Балезино – д. Кестым» составляет 11 рублей.
Таким образом, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в период с 01.01.2010 года по 01.06.2010 года (согласно ведомостям учета предварительной (текущей) продажи билетов на автобус, представленных ОАО «Автовокзалы Удмуртии»), Общество на участке маршрута «пос. Балезино – д. Кестым» осуществляло перевозку пассажиров в автобусах пригородных сообщений по тарифу не соответствующему Постановлению Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики №15/2 от 10.12.2009 года «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики». Следовательно, ОАО «Удмуртавтотранс» с 01.01.2010 года по 01.06.2010 года, осуществляя перевозку пассажиров маршрутным пригородным автотранспортом на маршруте «Глазов-Балезино» через д. Кестым, на участке «Балезино – д. Кестым», допустило нарушение, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 10.12.2009 года №15/2, порядка ценообразования, установив стоимость за проезд для пассажиров в автобусах пригородных сообщений, на участке маршрута «Балезино-д.Кестым» в размере 18 рублей, тогда как стоимость проезда, исходя из установленных Комиссией Удмуртского УФАС России фактических обстоятельств дела, не должна превышать 11 рублей.

Комиссия установила, что действия ОАО «Удмуртавтотранс» по установлению необоснованной стоимости проезда на участке «Балезино-д.Кестым» в размере 18 рублей привели к ущемлению прав, законных интересов граждан (пассажиров), добросовестно оплачивающих стоимость проезда на участке «Балезино-д.Кестым», в размере 18 рублей и даже не предполагающих о том, что законная стоимость проезда составляет 11 рублей.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Учитывая, что положение ОАО «Удмуртавтотранс» на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым является доминирующим, согласно аналитическому отчету о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым» за период 2009, 1 квартал 2010г.г., а также, то, что ОАО «Удмуртавтотранс» в период с 01.01.2010 года по 01.06.2010 года установило для граждан (пассажиров) необоснованную, несоответствующую установленным нормативным правовым актам плату (тариф) за проезд в автобусах пригородного сообщения на участке маршрута «Балезино – д. Кестым» в размере 18 рублей, вместо допустимых 11 рублей, что привело к ущемлению прав потребителей данной услуги, то, Комиссия пришла к выводу, о наличии в действиях ОАО «Удмуртавтотранс» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В связи с тем, что ОАО «Удмуртавтотранс» на рассмотрение дела не представило документов и сведений, подтверждающих устранение Обществом последствий нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с подпунктом е) пункта 2) части 1 статьи 23, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ОАО «Удмуртавтотранс» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Открытому акционерному обществу «Удмуртавтотранс» в срок до 11 октября 2010 года необходимо осуществить действия по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ОАО «Удмуртавтотранс» необходимо проинформировать потребителей услуги по перевозке пассажиров на маршруте «Глазов – Балезино» через д. Кестым о допущенном злоупотреблении доминирующим положением в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем превышения предельного максимального тарифа за проезд пассажиров в автобусе на участке «п. Балезино – д. Кестым» и «д. Кестым – п. Балезино» - установления Открытым акционерным обществом «Удмуртавтотранс» тарифа в размере 18 рублей за одну поездку, вместо допустимого 11 рублей, в период с 01.01.2010 года по 01.06.2010 года.

В соответствии со статьей 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения статьи 14.31.1 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» (местонахождение: 426076, г. Ижевск, ул. Ленина, 46, ИНН 1835076756) субъектом занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных пригородных перевозок в территориальных границах Удмуртской Республики на маршруте «Глазов-Балезино» через д.Кестым за период 2009, 1 квартал 2010г.г.

2. Признать Открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении Обществом доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

3. Выдать Открытому акционерному обществу «Удмуртавтотранс» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Удмуртавтотранс» и виновного должностного лица по статье 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Связанные организации

Связанные организации не указаны